Социальная работа как профессиональная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 19:06, курсовая работа

Краткое описание

Для более точного определения социальной работы необходимо определить место и роль социальной работы в системе профессий социальной сферы. Поэтому, целькурсовой работы - проанализировать особенности социальной работы в системе профессий социальной сферы.
Цель курсовой работы достигается через решение следующих задач:
- определить место и роль социальной работы в современном мире
- рассмотреть историю становления социальной работы как профессии
- выделить основные характерные особенности социальной работы как профессии.

Содержание

Введение
1 Понятие социальной работы и ее содержание
1.1 Социальная работа как общественное явление
1.2 История становления и развития социальной работы как профессии в мире и в России
1.3 Основные концепции и теоретико-методологические подходы к изучению социальной работы как профессии
2 Социальная работа как профессиональная деятельность
2.1 Место и роль социальной работы в системе профессии социальной сферы
2.2 Специфические черты социальной работы как профессии
2.3 Характеристика профессионального социального работника как субъекта социальной работы
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ГЕНА КУРСАЧ!!!!.docx

— 50.57 Кб (Скачать файл)

- социальные службы муниципальных  органов и их учреждений (социально-педагогические, культурно-спортивные комплексы,  центры социальной педагогики  и социальной работы; отделы по  социальной защите населения,  отделения социальной защиты  на дому и другие органы  опеки);

- службы культурного досуга (подростковые  клубы, дома культуры, сельские  клубы, школы народных ремесел,  семейные клубы, парки и др.);

- валеологические и физкультурно-оздоровительные службы (профилактории, реабилитационные комплексы, центры народных средств оздоровления и лечения при больницах, медпунктах, на дому).

23 апреля 2001 г. решением Государственного  комитета по труду и социальным  вопросам №92 перечень профессий  Российской Федерации был дополнен  тремя относительно новыми специальностями  и направлениями научной и  практической деятельности: «социальный  педагог», «социальный работник»  и «специалист по социальной  работе». С самого начала потребовалось  определить: кто такой профессиональный  социальный работник в России  накануне нового тысячелетия?  что, на самом деле, имеет отношение  к сфере его профессиональной  компетенции? каковы особенности  отечественной модели профессиональной  социальной работы на современном  этапе? При этом за всеми  этими вопросами, целями и задачами  хотелось бы не потерять конкретного  человека с его горестями и  проблемами - того самого человека, во имя и для которого начиналась  эта многотрудная деятельность  по созданию/возрождению системы  социальной работы/педагогики в  России.

Каковы же особенности российской модели социальной работы на современном  этапе?

В истории отечественной социальной работы наиболее примечательно то, что возрождение профессий «социальная  работа» и «социальная педагогика»  идёт отнюдь не на пустом месте. Становление  и развитие последних было подготовлено многолетней дореволюционной исторической традицией широкой социальной деятельности в сфере оказания помощи; а также опытом воспитательной, культурно-массовой и просветительской работы среди населения в советский период.

В этом, по-видимому, и состоит первая особенность формирования отечественной  модели социальной работы.

Вторая особенность определяется тем, что, с одной стороны, у нас  существует во многом уникальный исторический опыт в сфере социальной помощи, а с другой - эта, некогда могучая, традиция социальной помощи в дореволюционной  России в ходе известных событий  была безвозвратно утрачена. В итоге  сложилась довольно грустная ситуация: в сфере оказания социальной помощи мы имеем беспрецедентный исторический опыт, который применить на практике без кардинальной ревизии, адаптации  к условиям современной действительности практически невозможно. Иными словами, те уникальные наработки, что сохранились  в архивных источниках и дошли  до нас, вполне могут быть реконструированы, но лишь формально - слишком уж разнится исторический контекст их становления  и развития, - а потому результативность любого слепого копирования в  современных условиях вряд ли будет  столь же эффективна как когда-то. Именно поэтому, в отличие от стран  с устоявшейся исторической традицией  социальной работы, Россия вынуждена  практически заново, - хотя и не на пустом месте - создавать современную  национальную систему социальной работы Ромм М.В., Ромм Т.А. Теория социальной работы. Учебное пособие. Новосибирск 2007..

Третья особенность органично  связана со второй; т. к. груз нерешённых проблем в социальной сфере изначально ставит специалистов в области социальной работы перед трудноразрешимой проблемой: они вынуждены одновременно налаживать эффективную систему социальной защиты, параллельно занимаясь разработкой  научной концепции, адекватной требованиям  момента. Фактически становление социальной работы как профессиональной сферы  деятельности идёт одновременно с научно-практической разработкой основных методологических, концептуальных положений, определяющих сущность столь сложных явлений, как социальная работа - социальная педагогика.

И, наконец, четвёртая особенность  коренится в тесном единстве таких  социальных понятий, процессов и  феноменов, как «социальная работа»  и «социальная педагогика». Исторически  так сложилось, что социальная работа в России - это не только деятельность по оказанию непосредственной социальной помощи нуждающимся, но и работа по созданию благоприятных условий для развития и становления личности в социальном, психологическом, экономическом, правовом контексте Теория и методика / технология / социальной работы: Учебная программа - Москва, 2002..

Социальная работа/педагогика в  России, будучи, вне всякого сомнения, самостоятельными областями теории и практики, имеют множество точек  соприкосновения, и, как показал  исторический опыт, практикуемое порой  противопоставление социальной работы и социальной педагогики приносит больше вреда, чем пользы.

2.2 Специфические черты социальной работы как профессии

Социальная работа как практическая деятельность направлена на поддержку, развитие личности, реабилитацию индивидуальной и социальной субъектности человека. Социальная работа осуществляется на профессиональном и непрофессиональном уровне. Непрофессиональный уровень социальной работы - это добровольная (благотворительная) помощь, профессиональная социальная работа реализуется через функционирование целого ряда специализаций, направленных на решение конкретных проблем человека (медицинских, юридических, экономических, воспитательных и т. д.).

Социальная работа как профессия  имеет форму социального проектирования и прогнозирования (структурная  социальная работа) и непосредственной работы с клиентом (психосоциальная  работа).

Цели социальной работы независимо от модели теоретического обоснования  и практики связаны с поддержанием личности клиента, а задачи социальной работы меняются в зависимости от сфер социальной практики, характера  проблем клиентов, социально-психологических  особенностей клиентов, условий конкретного  социума.

Поэтому в различных странах  задачи социальной работы, а также  средства ее осуществления различны и определяются социокультурным  контекстом и традицией.

Развитие современного общества с  присущими ему тенденциями к  атомизации фрагментаризации и маргинализации порождает все более отчетливую потребность в специализированной деятельности по решению разнообразных «социальных проблем» Теория и методика / технология / социальной работы: Учебная программа - Москва, 2002.. Социальная работа как особая профессия со своим подходом к решению этих проблем и к подготовке будущих специалистов является своеобразным ответом на подобный запрос. Вместе с тем социальной работе присущи и некоторые особенности, обуславливающие противоречивость ее статуса. Сам характер тех проблем, с которыми она имеет дело, не позволяет предложить однозначных методов их эффективного решения. Любые же просчеты здесь особо заметны. Часто социальных работников превращают в козлов отпущения, на которых удобно сваливать вину семьи, общества и государства. Молодость профессии объясняет сравнительную непрочность ее позиций в академическом и административном мире.

Попытки социальных работников найти  объективные и научные способы  решения человеческих проблем часто  вызывают недоверие, ибо данная сфера  рассматривается как личностная и бытовая. То, что социальная работа активно вторгается в традиционную сферу личной жизни, предлагая свой «профессионализм» как частичную  замену неформальных межличностных  контактов вроде родственной  поддержки или дружеского совета, нередко также вызывает враждебную реакцию и раздражение.

Обыденное сознание сопротивляется внедрению  «научного подхода» в личную жизнь. А представители академической  науки, наоборот, часто отказывают социальной работе в праве считаться полноценной научной дисциплиной из-за отсутствия автономной и должным образом развитой теоретической базы. Для многих это интуитивное искусство, а не наука, которую можно постичь.

Другой способ описания специфики  социальной работы по отношению к  другим видам деятельности в социальной сфере (в частности, благотворительности), - состоит в описании, определении  деятельности социальных работников как  деятельности «профессиональной». Именно слово «профессионализм» служит ключевым при определении сути современной  социальной работы. Используя термин «профессия» в современном понимании, обычно указывают на некий круг проблем  и на набор приёмов, с помощью  которых эти проблемы можно выявлять и разрешать. Таким образом, каждая профессия базируется на специфической  для неё системе знаний как  теоретического, так и практического  характера, а также на собственных  критериях успешного разрешения специфических для данной профессии  проблем Теория социальной работы: Учеб. пособие. / М.В. Ромм, Е.В. Андриенко, Л.А. Осьмук, И.А. Скалабан и др.; Под ред. М.В. Ромма. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000..

Помимо этого, каждая профессия  вырабатывает особую систему этических  принципов, задающую некие «правильные» способы взаимоотношений с клиентами, коллегами и внешними инстанциями. Образовательные учреждения и профессиональные ассоциации стоят на страже этих принципов, превращая их в правила поведения. Особенно явственно связь между  операциональными и этическими компонентами деятельности выступает в тех профессиях, которые принято называть самыми гуманитарными. Эти профессии, самоопределяясь в духе научной объективности, часто ставят задачи «инженерии» человеческих отношений, но в любом случае всё имеет конечную цель, определяемую интересами клиента.

Личность специалиста и ее профессионально  значимые качества формируются в  процессе многоступенчатого отбора, под непрерывным давлением профессионального  сообщества как группы людей, разделяющих  общие интересы, взгляды, предрассудки, часто даже манеру выражаться и одеваться. С помощью развитой системы стимулов и санкций складываются внутренняя структура и единство профессии. Жизнеспособность профессий, прежде всего, связана с тем, что они обеспечивают эффективный способ решения специфических  задач в условиях ограниченных ресурсов. Для индивида принадлежность к определённой профессии означает, с одной стороны, идентификацию с какой-либо значимой целью, придающей смысл всей его  жизни, а с другой - являет собою  некий достаточно объективный критерий личных достижений. Далее, профессиональная организация означает, что сами специалисты  осуществляют в известных пределах контроль над ресурсами и привилегиями. Это даёт основания рассматривать  профессиональные знания как своего рода собственность. И, наконец, нужно  отметить, что каждая профессия старается  четко ограничить круг вопросов, относящихся  к компетенции специалиста, и  в этом смысле создает нечто типа шор, сужающих его поле зрения.

Однако главная причина неоднозначности  и противоречивости социальной работы как профессии кроется в ее глубокой зависимости от современного государства, в ее своеобразных симбиотических отношениях с ним Теория и методика / технология / социальной работы: Учебная  программа - Москва, 2002.. Многие социальные работники служат в различных  государственных учреждениях, цели которых не всегда совпадают с  ценностями профессии. Именно со стороны  социальных работников порой исходит  наиболее острая критика в адрес  государственной политики.

Идея государственной системы  социального обеспечения чаще всего  базируется лишь на признании равных прав каждого гражданина (или человека) на минимум благ и в этом смысле является универсалистской. В реальной же деятельности социальные работники  исходят из признания многообразия индивидуальных потребностей. Позиция  социальных работников как специалистов-профессионалов предполагает объективность и беспристрастность, однако, по роду деятельности постоянно  сталкиваясь с человеческими  страданиями, они редко остаются безучастными зрителями. Выступая часто  от имени государства, они представляют центральную деперсонализированную власть, но при этом берут на себя и функцию выразителей интересов и защитников прав, наименее защищенных слоев населения.

2.3 Характеристика профессионального социального работника как субъекта социальной работы

Социальная работа как вид деятельности предполагает наличие субъекта (того, кто ее осуществляет), мотива (почему он это делает), цели (к чему он стремится), способов (при помощи каких принципов  и приемов она реализуется) и  методов (при помощи каких техник достигается ее цель или результаты), а также объекты (на что направлена данная деятельность). При этом в качестве объектов выступают конкретные индивиды, социальные группы и общество в целом.

Выделение различных уровней осуществления  социальной работы как вида профессиональной деятельности, обозначение ее субъектов  и объектов позволяет утверждать, что наиболее трудоемким является ее осуществление на микроуровне. Данное обстоятельство задает определенный набор  требований к личности социального  работника, заставляет формировать  определенные ценностные ориентации и  установки. Суть социальной работы как  профессии, относящейся к типу «человек - человек» состоит в оказании помощи людям, оказавшимся в сложной  жизненной ситуации, и объективно поддается социально-психологическому анализу. Можно утверждать, что в  отечественной психологии формируется  новое направление - психология социальной работы, которая концептуально включает в себя изучение психологии деятельности социального работника, психологии его личности и психологии объектов (клиентов) социальной работы. Например, изучение психологии клиентов социальной работы показывает, что при всем их разнообразии и непрерывном процессе появления новых сохраняются  общие черты и специфика их психологии: дезадаптированность, девиантность, наличие личностных проблем и т.д.

Изучение личности социального  работника включает исследование специальных  способностей, необходимых для эффективного осуществления деятельности по оказанию помощи. Именно их наличие определяет профессиональную пригодность тех  или иных претендентов на социальную работу и уже практикующих специалистов.

К числу наиболее значимых специальных  способностей можно отнести эмпатию, терпение, настойчивость, высокий уровень интеллекта, хорошую саморегуляцию и самодисциплину, коммуникативность, способность помогать людям в трудных ситуациях и т.д. Конечно, набор специальных способностей «идеального социального работника» априори задается спецификой объектов, характером их проблем, выбором методов и технологий их решения, а также особенностями социально-экономических условий, в которых осуществляет свою деятельность социальный работник. Данные обстоятельства обусловливают тот факт, что до настоящего времени вопрос о модели профессиональной пригодности социального работника до конца не решен. По сути, данная модель должна отвечать на следующие вопросы: какие из социально-психологических способностей необходимы для тех или иных практических достижений; какая из способностей выступает в качестве доминирующей, какой набор способностей является оптимальным и т.д.

Информация о работе Социальная работа как профессиональная деятельность