Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 19:06, курсовая работа
Для более точного определения социальной работы необходимо определить место и роль социальной работы в системе профессий социальной сферы. Поэтому, целькурсовой работы - проанализировать особенности социальной работы в системе профессий социальной сферы.
Цель курсовой работы достигается через решение следующих задач:
- определить место и роль социальной работы в современном мире
- рассмотреть историю становления социальной работы как профессии
- выделить основные характерные особенности социальной работы как профессии.
Введение
1 Понятие социальной работы и ее содержание
1.1 Социальная работа как общественное явление
1.2 История становления и развития социальной работы как профессии в мире и в России
1.3 Основные концепции и теоретико-методологические подходы к изучению социальной работы как профессии
2 Социальная работа как профессиональная деятельность
2.1 Место и роль социальной работы в системе профессии социальной сферы
2.2 Специфические черты социальной работы как профессии
2.3 Характеристика профессионального социального работника как субъекта социальной работы
Заключение
Список литературы
- социальные службы
- службы культурного досуга (подростковые
клубы, дома культуры, сельские
клубы, школы народных ремесел,
- валеологические и физкультурно-оздоровительные службы (профилактории, реабилитационные комплексы, центры народных средств оздоровления и лечения при больницах, медпунктах, на дому).
23 апреля 2001 г. решением Государственного
комитета по труду и
Каковы же особенности российской модели социальной работы на современном этапе?
В истории отечественной
В этом, по-видимому, и состоит первая особенность формирования отечественной модели социальной работы.
Вторая особенность
Третья особенность органично
связана со второй; т. к. груз нерешённых
проблем в социальной сфере изначально
ставит специалистов в области социальной
работы перед трудноразрешимой проблемой:
они вынуждены одновременно налаживать
эффективную систему социальной
защиты, параллельно занимаясь
И, наконец, четвёртая особенность коренится в тесном единстве таких социальных понятий, процессов и феноменов, как «социальная работа» и «социальная педагогика». Исторически так сложилось, что социальная работа в России - это не только деятельность по оказанию непосредственной социальной помощи нуждающимся, но и работа по созданию благоприятных условий для развития и становления личности в социальном, психологическом, экономическом, правовом контексте Теория и методика / технология / социальной работы: Учебная программа - Москва, 2002..
Социальная работа/педагогика в России, будучи, вне всякого сомнения, самостоятельными областями теории и практики, имеют множество точек соприкосновения, и, как показал исторический опыт, практикуемое порой противопоставление социальной работы и социальной педагогики приносит больше вреда, чем пользы.
2.2 Специфические черты социал
Социальная работа как практическая деятельность направлена на поддержку, развитие личности, реабилитацию индивидуальной и социальной субъектности человека. Социальная работа осуществляется на профессиональном и непрофессиональном уровне. Непрофессиональный уровень социальной работы - это добровольная (благотворительная) помощь, профессиональная социальная работа реализуется через функционирование целого ряда специализаций, направленных на решение конкретных проблем человека (медицинских, юридических, экономических, воспитательных и т. д.).
Социальная работа как профессия
имеет форму социального
Цели социальной работы независимо от модели теоретического обоснования и практики связаны с поддержанием личности клиента, а задачи социальной работы меняются в зависимости от сфер социальной практики, характера проблем клиентов, социально-психологических особенностей клиентов, условий конкретного социума.
Поэтому в различных странах задачи социальной работы, а также средства ее осуществления различны и определяются социокультурным контекстом и традицией.
Развитие современного общества с присущими ему тенденциями к атомизации фрагментаризации и маргинализации порождает все более отчетливую потребность в специализированной деятельности по решению разнообразных «социальных проблем» Теория и методика / технология / социальной работы: Учебная программа - Москва, 2002.. Социальная работа как особая профессия со своим подходом к решению этих проблем и к подготовке будущих специалистов является своеобразным ответом на подобный запрос. Вместе с тем социальной работе присущи и некоторые особенности, обуславливающие противоречивость ее статуса. Сам характер тех проблем, с которыми она имеет дело, не позволяет предложить однозначных методов их эффективного решения. Любые же просчеты здесь особо заметны. Часто социальных работников превращают в козлов отпущения, на которых удобно сваливать вину семьи, общества и государства. Молодость профессии объясняет сравнительную непрочность ее позиций в академическом и административном мире.
Попытки социальных работников найти
объективные и научные способы
решения человеческих проблем часто
вызывают недоверие, ибо данная сфера
рассматривается как личностная
и бытовая. То, что социальная работа
активно вторгается в традиционную
сферу личной жизни, предлагая свой
«профессионализм» как
Обыденное сознание сопротивляется внедрению «научного подхода» в личную жизнь. А представители академической науки, наоборот, часто отказывают социальной работе в праве считаться полноценной научной дисциплиной из-за отсутствия автономной и должным образом развитой теоретической базы. Для многих это интуитивное искусство, а не наука, которую можно постичь.
Другой способ описания специфики
социальной работы по отношению к
другим видам деятельности в социальной
сфере (в частности, благотворительности),
- состоит в описании, определении
деятельности социальных работников как
деятельности «профессиональной». Именно
слово «профессионализм» служит
ключевым при определении сути современной
социальной работы. Используя термин
«профессия» в современном
Помимо этого, каждая профессия
вырабатывает особую систему этических
принципов, задающую некие «правильные»
способы взаимоотношений с
Личность специалиста и ее профессионально
значимые качества формируются в
процессе многоступенчатого отбора,
под непрерывным давлением
Однако главная причина
Идея государственной системы
социального обеспечения чаще всего
базируется лишь на признании равных
прав каждого гражданина (или человека)
на минимум благ и в этом смысле
является универсалистской. В реальной
же деятельности социальные работники
исходят из признания многообразия
индивидуальных потребностей. Позиция
социальных работников как специалистов-
2.3 Характеристика профессиона
Социальная работа как вид деятельности предполагает наличие субъекта (того, кто ее осуществляет), мотива (почему он это делает), цели (к чему он стремится), способов (при помощи каких принципов и приемов она реализуется) и методов (при помощи каких техник достигается ее цель или результаты), а также объекты (на что направлена данная деятельность). При этом в качестве объектов выступают конкретные индивиды, социальные группы и общество в целом.
Выделение различных уровней
Изучение личности социального работника включает исследование специальных способностей, необходимых для эффективного осуществления деятельности по оказанию помощи. Именно их наличие определяет профессиональную пригодность тех или иных претендентов на социальную работу и уже практикующих специалистов.
К числу наиболее значимых специальных способностей можно отнести эмпатию, терпение, настойчивость, высокий уровень интеллекта, хорошую саморегуляцию и самодисциплину, коммуникативность, способность помогать людям в трудных ситуациях и т.д. Конечно, набор специальных способностей «идеального социального работника» априори задается спецификой объектов, характером их проблем, выбором методов и технологий их решения, а также особенностями социально-экономических условий, в которых осуществляет свою деятельность социальный работник. Данные обстоятельства обусловливают тот факт, что до настоящего времени вопрос о модели профессиональной пригодности социального работника до конца не решен. По сути, данная модель должна отвечать на следующие вопросы: какие из социально-психологических способностей необходимы для тех или иных практических достижений; какая из способностей выступает в качестве доминирующей, какой набор способностей является оптимальным и т.д.
Информация о работе Социальная работа как профессиональная деятельность