Социальная работа с детьми из неблагополучных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 17:53, курсовая работа

Краткое описание

Бытует мнение о том, что «выметать сор из избы», по крайней мере, неприлично, а все возникающие проблемы нужно решать внутри семьи. Так же не очень хорошо вмешиваться в чужую семейную жизнь, все это дела деликатные, внутрисемейные. Одна возникшая трудная жизненная ситуация порождает разнообразные проблемы.

Содержание

Введение
Глава 1. Семья – основной объект социальной работы
1.1 Семья: понятие, виды, функции
1.2 Историческое развитие социальной помощи семье
Глава 2. Социальная работа с неблагополучными семьями
2.1 Ребенок в неблагополучной семье
2.2 Виды неблагополучных семей
2.3 Правовые основы социальной работы с семьей
2.4 Помощь семье и детям в решении возникших трудных жизненных ситуаций
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ТСР(ср с детьми из небл семьи.docx

— 48.78 Кб (Скачать файл)

Беличева С.А. в своей работе «Основы превентивной психологии» высказывает и обосновывает мысль, что педагогически несостоятельные и конфликтные семьи не оказывают на детей прямого десоциализирующего влияния. В следствие этого семья как социальный институт, который в первую очередь должен обеспечивать социализацию личности ребенка, уходит на второй план,

а на первый выдвигаются  другие институты социализации, оказывающие  неблагоприятное воздействие на ребенка.

Таким образом, получается, что семейные конфликты и насилие  в семье, эмоциональный разлад и  рассогласование семейных ролей, пьянство и наркомания, неправильное воспитание и замкнутость родителей на своих  проблемах – все это физически  и психически калечит детей.

2.3 Правовые основы  социальной работы с семьей

 

В 7 статье Конституции Российской Федерации говорится, что «Российская  Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь  и свободное развитие человека.» Она является основополагающей и определяет отношение государства и к семье, которая находится под его защитой так же, как и материнство, отцовство, детство.

Другим значительным нормативным  актом, регулирующим нормативно-правовые отношения в работе с семьей и  детьми является Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». В нем установлено правовое регулирование в области социального обслуживания населения, семьи и детей в частности. Закон определяет основные понятия социальной работы, указывает принципы, на которых оказывается социальная помощь, также в законе указаны основные права членов семьи на социальное обслуживание, указан перечень организаций работающих с семьей.

Также большое значение в  социальной поддержки семьи играют указы Президента, в которых рассмотрены  конкретные вопросы социальной помощи ей.

Например, Указ Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах  по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и  развития детей в 90-е годы». В нем  вопросы выживания, защиты и развития детей признаны приоритетными.

Другим таким актом  является Указ Президента Российской Федерации «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав». В нем установлено, что профилактику безнадзорности и  правонарушений несовершеннолетних, защищать их права должны осуществлять комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, специальные  службы органов социальной защиты населения. В нем сформирована социальная политика профилактики безнадзорности и социального  сиротства.

Также существует федеральная  целевая программа «Социального обслуживания семьи и детей на 1998 – 2000 годы». Целью которой «явилось создание оптимальной системы учреждений социального обслуживания семьи и детей, необходимых условий для ее эффективного функционирования.»[12]

В настоящее время происходит становление нормативно-правовой базы социального обслуживания семьи  и детей. «Анализ состояния социальной службы помощи семье и детям показывает, что в последние годы отмечается понимание важности их роли в жизнедеятельности  семьи. Основными ее задачами стали  содействие повышению нравственного  воспитательного потенциала, формирование здорового образа жизни семьи, решение  проблем самообеспечения семьи, ее планирования.»[13]

Одной из приоритетных задач  является создание и укрепление специализированных учреждений, которые оказывают помощь семье, детям, подросткам.

 

2.4 Помощь семье и детям  в решении возникших трудных  жизненных ситуаций

 

Во-первых для начала нужно определить, что такое трудная жизненная ситуация. В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 года говорится, что трудная жизненная ситуация – это ситуация объективно нарушающая жизнедеятельность индивида, которую индивид не может преодолеть самостоятельно.

Причины, вызывающие такую  ситуацию, весьма разнообразны. Например,

В.Д. Альперович в учебном пособие «Социальная работа» выделяет следующие причины:

1. экономические (возникает  у большинства семей: многодетные,  семьи, у которых в составе  есть инвалиды, семьи безработных);

2. асоциальные причины  (алкоголизм, наркомания, проституция,  противоправное поведение);

3. психологические причины  (жестокость, супружеская неверность, эгоизм, конфликтность);

4. медицинские (инфекционные, психические и венерические заболевания);

5. неполнота семьи.

По этому для решения таких проблем нужно вмешательство специалистов. Задачей которых является укрепить семью, а в некоторых случаях и возродить ее, оказывая им поддержку в решении возникших трудных жизненных ситуациях. Такая помощь называется «социальной поддержкой». «Социальная поддержка – это формальная и неформальная деятельность и взаимоотношения, обеспечивающие потребности людей в процессе проживания в обществе.»[14] Объектами такой поддержки являются не все семьи, а только те, которые действительно нуждаются в ней, не могущие самостоятельно справится с возникшими проблемами или справляющиеся, но с огромным трудом.

Со стороны государство  осуществляется социальное обслуживание семьи. Р. Баркер в своей работе «Словарь социальной работы» определяет социальное обслуживание как «предоставление конкретных социальных услуг людям для удовлетворения потребностей, необходимых для их нормального развития, людям, зависящим от других (которые не могут сами о себе позаботиться)».

Эту деятельность по отношению  к семье и ребенку осуществляет система, которая имеет много  уровневую и сложную систему. Она состоит из органов управления, государственных и муниципальных  учреждений, а также из общественных, благотворительных, религиозных и  прочих организаций.

Сейчас в нашей стране большое распространение приобретают  центры социально-психологической  помощи семье и детям.

Н.В. Кузнецова в учебном пособие под редакцией Холостовой Е.И. «Социальная работа: теория и практика» выделяет основные виды социальных услуг, оказываемых в таких центрах:

1) Социально-бытовые услуги, материальная и натуральная помощь:

a) оказание срочной материальной помощи;

b)   содействие в трудоустройстве и получении профессии;

c) организация мероприятий по привлечению средств для оказания адресной социальной помощи;

d)   создание при учреждениях вещевых фондов для нуждающихся;

e) содействие в посещении детьми культурных мероприятий;

f)   содействие в организации летнего отдыха, санаторно-курортного лечения детей;

g) содействие в организации быта и питания остронуждающихся.

2) Социально-правовые услуги:

a) помощь в написании и оформлении документов, связанных с защитой прав и интересов клиентов;

b)   содействие в предоставление социальных выплат;

c) правовая защита личных интересов детей;

d)   правовое просвещение.

3) Социально-реабилитационные  услуги:

a) организация психолого-медицинско-педагогического обследования;

b)   социальный патронаж несовершеннолетних, допускающих асоциальное поведение и антиобщественные поступки;

c) составление индивидуальных коррекционных программ.

4) Психологические услуги:

a) психодиагностика и обследование личности клиента;

b)   психопрофилактика и психогигиена;

c) психологическое вмешательство в кризисных ситуациях;

d)   коррекция отношений и поведения;

e) развития навыков эмоциональной саморегуляции;

f)   организация посреднических услуг.

5) Педагогические услуги:

a) консультативная помощь родителям и детям;

b)   содействие культурно-досуговой деятельности детей;

c) обучение родителей приемам организации игровой и учебной деятельности.

6) Социально-медицинские  услуги:

a) содействие в направлении в стационарные медицинские наркологические учреждения лиц, нуждающихся в этом, в том числе детей;

b)   организация консультирования по проблемам планирования семьи и воспитания здорового образа жизни.

Социальный работник должен правильно подобрать метод работы с неблагополучной семьей.

Социальную работу с криминально-аморальными  семьями из-за острого социального  неблагополучия и криминагенности лучше всего возложить на сотрудников инспекций по делам несовершеннолетних, которые должны взять на себя социальный патронаж и социально-правовую защиту детей из криминально-аморальных семей.

Для работы с асоциально-аморальными  семьями требуются другие методы. По отношению к таким родителям  и детям более всего применимы  коррекционные методы, основанные на принципах “обратной социализации”, когда через взрослеющих детей, которые достаточно наглядно отражают внутренний облик родителей, происходит переосмысление родителями своих собственных  позиций.

В работе с конфликтными семьями, в которых отношения  супругов хронически осложнены и  находятся на грани распада, учитель, социальный работник, психолог, социальный педагог должны выполнять психотерапевтические функции. То есть в беседе с родителями необходимо, внимательно выслушать  обе стороны, попытаться по возможности, погасить неудовольствие супругов друг другом, показать причины, приводящие к обострению отношений, консолидировать  взаимоотношения супругов прежде всего на основе интересов ребенка.

Педагогически несостоятельные  семьи нуждаются, в первую очередь, в помощи психолога, который должен помочь родителям проанализировать возникшую ситуацию, корректировать взаимоотношения родителей с  ребенком. Но исправлять педагогические ошибки родителей весьма трудно, так  как они имеют затяжной характер. Психологические службы помогают разрешить  конфликтную ситуацию в семье, понять психологические особенности ребенка.

 

 

Заключение

 

Семейные конфликты и  насилие в семье, эмоциональный  разлад и рассогласование семейных ролей, пьянство и наркомания, неправильное воспитание и замкнутость родителей  на своих проблемах – все это  заботы социального работника.

Но нужно помнить, что  не социальный работник разрешает семейные проблемы клиентов, а семья с помощью  социального работника осознает и пытается разрешить свои проблемы. Если же большинство семей будет  задумываться над своими проблемами и обращаться за помощью социального  работника в специальные службы, то в нашем обществе станет меньше детей, лишенных детства, вынужденных  стать взрослыми слишком рано. Ведь дети должны жить счастливо, постоянноо ощущать любовь родителей, они ведь не виноваты в ошибках своих родителей. Почему же они должны платить за них и платят? Это ведь не справедливо по отношению к ним.

Социальный работник должен в какойто мере восстанавливать нарушеннную справедливость. Эта работа очень важна как для самих детей, так и для общества в целом. Ведь дети – это будущее страны, а если мы будем оставлять их на едине со своими проблемами, какое же будущее мы получим?

Важно своевременно обнаружить социально-неблагополучную семью, и  осуществить работу с ней до тех  пор, пока она еще не оказалась  слишком критической для ребенка, проживающих в ней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Конституция Российской  федерации, Принята всенародным  голосованием 12 декабря 1993 г. М.: Юридическая  литература, 1994.

2. Федеральный закон «Об  основах социального обслуживания  населения в Российской Федерации»  от 10. 12.1995 г. № 195-ФЗ // #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Социальная работа: Учеб. пособие / Под ред. В.И. Курбатова. Ростов н / Д: Феникс, 2003. С. 432.

[2] Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 1996. С. 67.

[3] Социальная работа: Учеб. пособие / Под ред. В.И. Курбатова. Ростов н / Д: Феникс, 2003. С. 292.

[4] Фирсов М.В. История социальной работы в России: Учеб. пособие. М.: Владос, 2001. С. 24.

[5] Фирсов М.В. История социальной работы в России: Учеб. пособие. М.: Владос, 2001. С. 103.

[6] Фирсов М.В. История социальной работы в России: Учеб. пособие. М.: Владос, 2001. С. 126.

[7] Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2002. С. 59.

[8] Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2002. С. 60.

[9] Социальная работа: Учеб. пособие / Под ред. В.И. Курбатова. Ростов н / Д: Феникс, 2003. С. 295 - 296.

[10] Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М.: Социальное здоровье России, 1994. С. 146.

[11] Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М.: Социальное здоровье России, 1994. С. 150.

[12] Социальная работа: теория и практике: Учеб. пособие. / Под ред. Е.И. Холостовой. М.: ИНФРА-М, 2003. С. 191.

[13] Социальная работа: теория и практике: Учеб. пособие. / Под ред. Е.И. Холостовой. М.: ИНФРА-М, 2003. С. 192.

[14] Баркер Р. Словарь социальной работы. М.: Институт социальной работы, 1994. С. 108.


Информация о работе Социальная работа с детьми из неблагополучных семей