Социальная работа с детьми с ограниченными возможностями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 13:19, реферат

Краткое описание

Социальная политика в России, ориентированная на инвалидов, взрослых и детей, строится сегодня на основе медицинской модели инвалидности. Исходя из этой модели, инвалидность рассматривается как недуг, заболевание, патология. Такая модель вольно или невольно ослабляет социальную позицию ребенка, имеющего инвалидность, снижает его социальную значимость, обособляет от «нормального» детского сообщества, усугубляет его неравный социальный статус, обрекает его на признание своего неравенства, неконкурентоспособности по сравнению с другими детьми.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Дети с ограниченными возможностями,
сущность и содержание ……………………………………………………… 5
Глава 2. Социальная работа с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями……………………………………………...9
Заключение……………………………………………………………………....15
Список литературы……………………………………………………………... 17

Вложенные файлы: 1 файл

Р_Социальная работа с детьми с ограниченными возможностями.doc

— 32.70 Кб (Скачать файл)

Балашовский филиал (институт)

Саратовского государственного университета имени

Н.Г. Чернышевского»

 

Факультет социальной работы

 

Кафедра социальной работы

 

Реферат по дисциплине «Теория  социальной работы»

Социальная работа с детьми с ограниченными возможностями

 

 

 Выполнила:

                                                                                студентка 922 группы

                                                                                факультета социальной работы

                                                                                Егорова Мария

                                                  

 

 

 

Балашов 2009

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Дети с ограниченными  возможностями,

сущность и содержание ………………………………………………………  5

Глава 2. Социальная работа с  семьями, воспитывающими детей с  ограниченными возможностями……………………………………………...9

Заключение……………………………………………………………………....15

Список литературы……………………………………………………………... 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

По данным ООН, в мире насчитывается  примерно 450 миллионов человек с  нарушениями психического и физического  развития. Это составляет 1/10 часть  жителей нашей планеты (из них  около 200 миллионов детей с ограниченными  возможностями).

Более того, в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается  тенденция роста числа детей-инвалидов. В России частота детской инвалидности за последнее десятилетие увеличилось  в два раза.

Инвалидность у детей  означает существенное ограничение  жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена  нарушениями в развитии, затруднениями  в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными  навыками. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения  и т.п.). но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социальной реабилитации.

   В настоящие время процесс реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы реабилитации.

    Социальная политика в России, ориентированная на инвалидов, взрослых и детей, строится сегодня на основе медицинской модели инвалидности. Исходя из этой модели, инвалидность рассматривается как недуг, заболевание, патология. Такая модель вольно или невольно ослабляет социальную позицию ребенка, имеющего инвалидность, снижает его социальную значимость, обособляет от «нормального» детского сообщества, усугубляет его неравный социальный статус, обрекает его на признание своего неравенства, неконкурентоспособности по сравнению с другими детьми. Медицинская модель определяет и методику работы с инвалидом, которая имеет патерналистский характер и предполагает лечение, трудотерапию, создание служб, помогающих человеку выживать, заметим - не жить, а именно выживать.

   Следствием ориентации общества и государства на эту модель является изоляция ребенка с ограниченными возможностями от общества в специализированном учебном заведении, развитие у него пассивно - иждивенческих жизненных ориентаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Дети с  ограниченными возможностями, сущность и содержание.

Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями - одна из наиболее важных и трудных  задач современных систем социальной помощи и социального обслуживания. Неуклонный рост числа инвалидов, с  одной стороны, увеличение внимания к каждому из них - независимо от его физических, психических и  интеллектуальных способностей, с другой стороны, представление о повышении  ценности личности и необходимости  защищать ее права, характерное для  демократического, гражданского общества, с третьей стороны, - все это  предопределяет важность социально-реабилитационной деятельности.

    В 1989г. ООН приняла текст о правах ребенка, которая обладает силой закона. В ней закреплено право детей, имеющих отклонения в развитии, вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые позволяют им сохранить достоинство, чувство уверенности в себе и облегчают их активное участие в жизни общества (ст.23); право неполноценного ребенка на особую заботу и помощь, которая должна предоставляться по возможности бесплатно с учетом финансовых ресурсов родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке, с целью обеспечения эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха, что должно способствовать по возможности наиболее полному вовлечению ребенка в социальную жизнь и развитию его личности, включая культурное и духовное развитие.

Особое значение для детей-инвалидов  имеет норма, утверждающая, что при  наличии возможностей умственно  отсталый человек должен жить в своей  семье или с приемными родителями и участвовать в жизни общества. Семьи таких лиц должны получать помощь. В случае необходимости помещения  такого человека в специальное заведение  необходимо предусмотреть, чтобы новая  среда и условия жизни как  можно меньше отличались от условий  обычной жизни.

Инвалидность детей значительно  ограничивает их жизнедеятельность, приводит к социальной дезадаптации вследствие нарушения их развития и роста, потери контроля за своим поведением, а  также способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.

Проблемы инвалидности не могут быть поняты вне социокультурного окружения человека - семьи, дома-интерната  и т.д. Инвалидность, ограниченные возможности  человека не относятся к разряду  чисто медицинских явлений. Гораздо  большее значение для понимания  этой проблемы и преодоления ее последствий  имеют социально-медицинские, социальные, экономические, психологические и  другие факторы. Именно поэтому технологии помощи инвалидам - взрослым и детям - основываются на социально-экологической  модели социальной работы. Согласно этой модели люди с ограниченными возможностями  испытывают функциональные затруднения  не только вследствие заболевания, отклонения или недостатков развития, но и  неприспособленности физического  и социального окружения к их специальным проблемам.

Вся сложность и многоаспектность проблем инвалидов и их семей  в значительной степени находит  отражение в социально-экономических  технологиях работы с инвалидами, в деятельности системы государственного социального обеспечения. Остановимся  на социально-реабилитационной работе с детьми-инвалидами, обсудим некоторые  принципы и направления работы с  семьей, имеющей ребенка с ограниченными  возможностями. За рубежом, где такая  деятельность имеет достаточно длительную историю, принято различать понятия  абилитации и реабилитации. Абилитация - это комплекс услуг, направленных на формирование новых и мобилизацию, усиление имеющихся ресурсов социального, психического и физического развития человека. Реабилитацией в международной  практике принято называть восстановление имевшихся в прошлом способностей, утраченных по причине болезни, травмы, изменений условий жизнедеятельности. В России реабилитация объединяет оба  эти понятия, причем предполагается не узскомедицинский, а более широкий  аспект социально-реабилитационной работы.

В процессе социальной реабилитации решаются три группы задач: адаптация, автомизация и активизация личности. Решение этих задач, по сути противоречивых и в тоже время диалектически  единых, существенно зависят от многих внешних и внутренних факторов.

Социальная адаптация  предполагает активное приспособление инвалида к условиям социальной среды, а социальная автомизация - реализацию совокупности установок на себя; устойчивость в поведении и отношениях, которая  соответствует представлению личности о себе, ее самооценке. Решение задач  социальной адаптации и социальной автомизации регулируется кажущимися противоречивыми мотивами «Быть  со всеми» и «Оставаться самим  собой». В тоже время человек с  высоким уровнем социальности должен быть активным, т.е. у него должна быть сформулирована реализуемая готовность к социальным действиям.

Процесс социальной реабилитации , даже при благоприятном стечении обстоятельств, разворачивается неравномерно и может быть чреват рядом сложностей, тупиков, требующих совместных усилий взрослого и ребенка. Если сравнить процесс социализации с дорогой, по которой должен пройти ребенок  из мира детства в мир взрослых, то она не везде выложена ровными  плитами и не всегда сопровождается четкими дорожными указателями, на ней есть участки с оврагами и сыпучими песками, шаткими мостиками  и развилками.

Под проблемами социализации понимается комплекс затруднений ребенка  при овладении той или иной социальной ролью. Чаще всего причинами  возникновения этих проблем является несоответствие требований к ребенку  в процессе его взаимоотношений  с социумом и готовности ребенка  к этим отношениям.

Причины возникновения проблем  вхождения ребенка в систему  социальных отношений могут быть самые различные, не, прежде всего  они связаны с неадекватным восприятием  детьми-инвалидами тех требований, которые предъявляет окружающий социум.

Главное, что должен учитывать  социальный работник - это то, что  его деятельность является не узкоспециализированной, а представляет собой широкий  спектр услуг, предоставляемых детям, имеющим нарушения развития, и  их семьям. Причем дети, развитие которых  существенно нарушено, обычно сразу  попадают в поле зрения специалиста, и потребности в создании системы  профессиональной помощи, как правило, очевидны. Напротив, распознавание  детей, которым лишь грозит риск нарушения  развития, может быть затруднено, и  характер и формы профессиональных услуг в этом случае также не представляются очевидными. Не только малый вес  ребенка при рождении или нездоровая обстановка в его семье могут  стать причиной отставания его развития, поэтому реабилитация предполагает мониторинг развития ребенка с целью  своевременного обеспечения семьи  специальной помощью сразу же после появления у него первых признаков нарушения развития.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Социальная работа с семьями, воспитывающими детей  с ограниченными возможностями.

 

Все люди мечтают о счастливой судьбе - об образовании, любимой работе, замечательной семье, своей востребованности. Реальность же нередко вносит коррективы в эти мечты. Одно из самых тяжелых  его испытаний - утрата здоровья и  связанная с ним инвалидность.

В декларации о правах инвалидов  говорится, что эти люди имеют  неотъемлемое право на уважение их человеческого достоинства. Инвалиды, каковыми бы ни были происхождения, характер и серьезность их увечий и недостатков, имеют те же основные право, что и  их сограждане того же возраста. Это, прежде всего, означает, что у них есть право на удовлетворительную жизнь  и меры, которые могут помочь им обрести максимальную самостоятельность.

Вопрос о причинах рождения детей-инвалидов до сих пор до конца не изучен. Среди факторов риска ученые называют генетику, экологию, неблагополучный образ жизни, инфекции и перенесенные заболевания родителей. Казалось бы, с развитием современной  медицинской диагностики подобные случаи не должны повторяться, но проблема продолжает оставаться актуальной.

Долгие годы об этом не принято  было говорить вслух, и фактор общественного  молчания, как и созданная система  закрытых учреждений для детей с  тяжелыми нарушениями, привели к  тому, что именно эти дети зачастую оказываются изолированными от общества, а семьи - наедине с собственной  горечью и проблемами.

Общеизвестно, что в семьях детей-инвалидов происходят качественные изменения на трех уровнях: психологическом - в силу хронического стресса, вызванного заболеванием ребенка, постоянными  и различными по своей природе  психотравмирующими воздействиями; социальном - семья этой категории сужает круг своих контактов, матери чаще всего  оставляют работу; рождение ребенка  деформирует отношения между  супругами, соматическом - переживаемый родителями стресс, выражается в различных  психосоматических заболеваниях.

Очевидно, что инвалидность ребенка для его родителей является сильным психотравмирующим фактором. Это особенно свойственно семьям с высоким образовательным и профессиональным статусом, в которых порой культивируются ожидания повышенной одаренности ребенка. В этих случаях реакция на факт инвалидности ребенка может быть адекватной. Она может принимать крайнюю форму - комплекс собственной вины, что порождает гиперопеку в отношениях с ребенком.

   Другая категория родителей - люди с низким образовательным уровнем, ограниченным кругом интересов и невысоким интеллектуальными способностями. Им свойственно или пренебрежение проблемами ребенка, или ожидание решения проблем медицинскими и социальными работниками. Это две крайние (патологические) позиции, они нуждаются в коррекции.

Информация о работе Социальная работа с детьми с ограниченными возможностями