Социальная работа с инвалидами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 09:18, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является теоретическое и эмпирическое осмысление проблем инвалидов и основных форм работы с ними.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать специальную литературу по вопросам правовых основ социальной защиты инвалидов, медико-социальных и управленческих аспектов защиты инвалидов;
2. Проанализировать опыт работы учреждений социальной защиты по социальной, медико-социальной и социально-психологической реабилитации инвалидов.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Теоретические основы изучения социальной работы с
инвалидами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.1. Понятие инвалидности, её виды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.2. Правовые основы социальной защиты инвалидов . . . . . . . . . . . . . . . 10
1.3. Социальные и медико-социальные аспекты защиты инвалидов . . . 19

1.4. Управленческие аспекты заботы об инвалидах . . . . . . . . . . . . . . . . . 30

Глава 2. Анализ опыта социальной работы с инвалидами в России. . 32

2.1. Региональный опыт работы центров социального обслуживания с инвалидами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
2.2. Опыт решения проблем инвалидов в Москве и Московской области . . 38
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44

Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49

Вложенные файлы: 1 файл

social'naya_rabota_s_invalidami.docx

— 94.04 Кб (Скачать файл)

* социально-медицинские услуги;

*социальные;

* социально-психологические;

* правовые услуги.

Одним из важных направлений деятельности всех организаций  и служб, оказывающих помощь инвалидам, является создание условий для поддержания здоровья и благополучия тех, кто временно оказался в затруднительном положении экономического или социального характера. К таким мероприятиям можно отнести предоставление дополнительных рабочих мест для людей с ограниченными возможностями, организацию для них производства на дому и т. д.

Социальная  забота о трудоустройстве и быте инвалидов невозможна без управленческих органов. Они существуют на всех уровнях государственного управления. В Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации имеется несколько комитетов, которые в большей или меньшей мере занимаются проблемами инвалидов: комитет по труду и социальной политике, комитет по делам ветеранов, комитет по охране здоровья, комитет по делам женщин, семьи и молодежи. В Совете Федерации Федерального Собрания России также имеется комитет по социальной политике, одной из главных функций которого является социальная защита населения. Составная часть этого комитета — управление по делам инвалидов. В республиках, краях, областях страны функционируют управления делами инвалидов, соответствующие центральным органам. Во всех административных округах также действуют комиссии, отделы, управления по делам инвалидов.

  Ещё один  управленческий аспект – организаторская  работа с инвалидами. Сейчас можно  услышать или прочитать: состоялся  пробег инвалидов на колясках, открылось выставка художественно-прикладных  работ инвалидов, прошёл фестиваль  творчества инвалидов, вышел сборник  стихов инвалидов и т.д. Все  эти мероприятия совершаются  не сами собой. Они – результат  больших организаторских усилий. Проведение таких мероприятий  – поле приложения труда социальных  работников. Нужно найти заинтересованных  людей, организации, помещения,  спонсоров, которые оплатили бы  расходы, распространить рекламу,  организовать продажу изделий  и т.д. и т.п.  Можно встретить  немало примеров продуманной  организации социальной защиты, оказания разносторонней помощи  инвалидам.  

Выводы по первой главе:  Таким образом, анализ литературы позволил нам сделать следующие выводы:

     Инвалидом считается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

     Статус инвалида определяется правовыми и ведомственными документами, такими как Декларация ООН « О правах инвалидов» и другими документами.

     В работе с инвалидами можно  выделить следующие направления:  медико-социальная помощь; медико-социальная экспертиза; медико-социальные услуги, оказываемые специальными отделениями помощи на дому и ЦСО; услуги, предоставляемые отделениями срочной социальной помощи; социально-бытовая, медицинская, психологическая консультация и др.

 

 

 

 

Глава 2. Анализ опыта социальной работы с

                         инвалидами в России.

 

2.1. Региональный опыт  работы центров социального 

                   обслуживания с инвалидами

 

   В последние годы в России сформировались основные направления в социальной политике, направленные на максимально возможную интеграцию инвалидов в общество и реализацию их общественных прав.

Реализация государственной политики в отношении инвалидов  осуществляется через государственные структуры, неправительственные организации и общественные объединения.

Одним из эффективных  механизмов реализации государственной политики в отношении инвалидов являются федеральные и региональные программы, выполнение которых призвано обеспечить необходимые условия для индивидуального развития и реализации возможностей людей с ограниченными возможностями. К таким программам относятся: «Разработка и производство технических средств реабилитации для обеспечения инвалидов», "Социальная поддержка инвалидов», «Дети России», «Дети-инвалиды›› и др.

Во многих городах России (Екатеринбург, Ростов, Москва) организованы комнаты медико-социальной помощи, где медицинские сестры Красного Креста осуществляют мероприятия первичной медико-санитарной помощи, проводят несложные медицинские процедуры, обучают население уходу за больными, инвалидами и престарелыми. Кроме медико-социальной помощи, оказывают бытовые услуги: выдают напрокат предметы ухода за больными, транспортные средства, костыли и т. п.

Помимо государственных  органов управления имеются и  ведомственные управленческие подразделения, занимающиеся делами инвалидов. Во многих поликлиниках работают специальные врачи, как правило, в ранге заместителей главных врачей поликлиник, которые дают заключения и оформляют документы на представление граждан к инвалидности в органы социального обеспечения. Во всех администрациях округов и районов созданы специальные медико-социальные экспертные комиссии (МСЭК), которые принимают окончательное решение об инвалидности людей, определяют группы инвалидности, выписывают документы (справки), служащие юридическим основанием для оформления инвалидности.

В системе социального обеспечения действуют управления, отделы, сектора, которые назначают пенсию по инвалидности, следят за ее индексацией, перерасчетом сумм, переводом пенсий на трудовые сберегательные книжки или в почтовые отделения связи, обслуживают инвалидов на дому и т. д. Это — окружные, муниципальные, районные управления, куда ежедневно обращаются сотни клиентов и которые обслуживают десятки тысяч людей, нуждающихся в социальном обеспечении и поддержке.

Управленческие  функции по делам инвалидов выполняют также органы министерств обороны, внутренних дел, безопасности, иностранных дел и др. Действуют всероссийские общества инвалидов, глухих, слепых, возглавляют которые правления, имеющие вертикальную управленческую структуру вплоть до специализированных предприятий.

Есть необходимость  рассмотреть опыт работы с инвалидами в Калужской области, где разработана специальная Программа профессиональной реабилитации и содействия занятости инвалидов. В программе представлен анализ и намечаются пути решения различных блоков проблем: численность и структура инвалидов; безработица среди инвалидов и занятость инвалидов в регионе; намерения инвалидов по трудоустройству; основные направления профреабилитационной работы; мероприятия по содействию занятости инвалидов.

В целевой программе реабилитации детей-инвалидов и членов их семей на базе Реабилитационного центра «Ивма» города Калуги представлены материалы по учебно-педагогической работе, направленной на помощь детям-инвалидам и их родителям. Основные цели и задачи Реабилитационного центра объединены в следующие блоки:

- информационный блок — создание благоприятной информационно-методической среды для обеспечения выживания, зашиты и развития детей-инвалидов и их семей;

- учебно-педагогический блок, ориентированный на тезис ребенка-инвалида: «Помоги мне сделать все самому»;

- блок прагматической школы — предпрофессиональное обучение по конкурентным специальностям, обучение надомному труду;

- блок медицинского оздоровления — создание оздоровительных кабинетов традиционной медицины с разработкой систем и методов медицинского оздоровления детей-инвалидов, восстановление и компенсация нарушенных или утраченных функций организма; блок духовного развития.

В Курской области создан центр медико-социальной реабилитации для детей, страдающих детским церебральным параличом и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата, дефектами умственного и физического развития. Центр оказывает помощь детям-инвалидам по медицинской, профессиональной, социальной реабилитации. Центр медико-социальной реабилитации решает широкий круг вопросов, включая обследование и уточнение диагноза, разработку индивидуальных программ реабилитации; проведение психокоррекции с установкой на активный образ жизни, труд, общение в семье, обществе с навыками самообслуживания; подбор детям вспомогательных средств передвижения и др.

В Санкт-Петербурге создана программа социальной реабилитации детей для детей-инвалидов с поражением спинного мозга (центральники), с ампутированными конечностями (опорники), слабовидящих и слабослышащих, слепых и глухих. Разработан проект Санкт-Петербургского Центра социальной реабилитации детей-инвалидов, действующего на стыке медицинских, инженерно-технических, педагогических и социальных проблем в рамках приоритетной муниципальной программы «Город и техника — детям-инвалидам».

В последнее  время широкое распространение  при оказании социальной помощи инвалидам  приобретает объединение усилий государственных и общественных организаций. Органы социальной защиты и Служба милосердия Красного Креста действуют совместно в интересах инвалидов в ряде регионов России (Калужская, Московская, Астраханская обл.).

Направлениями совместной работы являются составление и реализация социальных программ и планов, проведение совместных мероприятий и коллегий, совещаний и семинаров с руководящими и практическими работниками, организация бригадной формы медико-социального обслуживания престарелых и инвалидов, создание комнат медико-социальной помощи, подготовка кадров и др. Комплексное обслуживание инвалидов позволяет увеличить не только число обслуживаемых, но и объем оказываемых услуг. При бригадной форме медико-социального обслуживания одновременно с услугами бытового характера медицинский социальный работник осуществляет мероприятия медицинского характера (перевязки, рекомендации и т.д.).

В Ростовской области создано 22 дома-интерната, из них — 9 общего типа, 10 — психоневрологических, 3 — детских.

В последние годы в Ростовской области введены в эксплуатацию 4 интерната: в г. Волгодонске на 130 мест,  в с. Новый Егорлык Сальского района, в Миллеровском и Кашарском районах на 50 мест каждый.

В стационарных социальных учреждениях области  проживает около 5 тысяч престарелых и инвалидов.

Комитет труда и социального развития и администрации стационарных учреждений Ростовской области принимают все меры, чтобы условия проживания в интернатах были приближены к домашним. Престарелые и инвалиды обеспечены благоустроенным жильем, необходимой мебелью, питанием (в том числе детским), постельными  принадлежностями, одеждой, обувью.

92 врача, 645 человек среднего и 1630 человек младшего медицинского персонала оказывают проживающим повседневную медицинскую помощь. Ежегодно проводятся профилактические осмотры врачами узких специализаций; по заключению медицинских работников нуждающиеся своевременно госпитализируются в стационарные лечебно-профилактические учреждения.

Системой  в работе домов-интернатов стало  проведение активирующей терапии, комплекса мероприятий по социально-трудовой реабилитации с целью поддержания личностного и социального статуса престарелых и инвалидов.

В результате комплекса проводимых терапевтических  и психологических мероприятий отмечается положительная динамика в самочувствии проживающих, активизация физической и умственной деятельности.

Созданные 59 отделений милосердия, 2 геронтологических отделения позволили улучшить уход за тяжелобольными.

Реабилитационные  мероприятия в домах-интернатах направлены на сохранение и восстановление физического, психологического статуса, восстановление потребности трудиться, укрепление психологической приспособляемости проживающих. Во многом этому способствует введение в штат интернатов психологов, воспитателей и социальных работников.

В лечебно-трудовых мастерских, созданных в домах  интернатах, трудотерапией заняты около 20% проживающих, кому по медицинским показаниям рекомендован труд, 80% привлекаются к участию в различных трудовых процессах на предприятиях и в организациях, а также на подсобных работах в домах-интернатах.

Социальной  адаптации способствует привлечение  к участию в различных творческих объединениях, в проводимых смотрах, конкурсах, посещение культурно-зрелищных мероприятий.

 

2.2. ОПЫТ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ  ИНВАЛИДОВ В МОСКВЕ И 

 

 МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

В Москве создана и в целом успешно  функционирует система социального  обслуживания инвалидов и престарелых  граждан. Свою работу органы социальной защиты населения строят в соответствии с ежегодно утверждаемой правительством Москвы «Программой социальной защиты граждан», которая включает в себя единые подходы к выявлению различных категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержке, формы и виды социальной помощи с учетом реальных возможностей города.

Источниками финансирования социальных программ являются средства местного бюджета, отделения  Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве, городского фонда социальной поддержки населения, благотворительных организаций и др.

Организационная структура социальной помощи нуждающимся  в ней гражданам включает в  себя: отделения социальной помощи на дому, центры социального обслуживания, отделения дневного (ночного) пребывания, отделения срочной социальной помощи. В деятельности этих структур значительный удельный вес имеет работа именно с инвалидами.

Отделения социальной помощи на дому создаются специально для категорий граждан с низкой степенью самообслуживания. В настоящее время, в Москве действует свыше 700 отделений социальной помощи на дому, которые обслуживали 90721 человека. Для сравнения — в 1990г. такую помощь получали 30085 человек.

Центры социального  обслуживания выявляют нуждающихся в помощи, создают банки данных по различным категориям своих клиентов, оказывают медицинскую, социально-бытовую, консультативную, социально-психологическую помощь, берут на себя заботу о быте одиноких и престарелых инвалидов.

Информация о работе Социальная работа с инвалидами