Социальная работа с инвалидами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 09:18, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является теоретическое и эмпирическое осмысление проблем инвалидов и основных форм работы с ними.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать специальную литературу по вопросам правовых основ социальной защиты инвалидов, медико-социальных и управленческих аспектов защиты инвалидов;
2. Проанализировать опыт работы учреждений социальной защиты по социальной, медико-социальной и социально-психологической реабилитации инвалидов.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Теоретические основы изучения социальной работы с
инвалидами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.1. Понятие инвалидности, её виды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.2. Правовые основы социальной защиты инвалидов . . . . . . . . . . . . . . . 10
1.3. Социальные и медико-социальные аспекты защиты инвалидов . . . 19

1.4. Управленческие аспекты заботы об инвалидах . . . . . . . . . . . . . . . . . 30

Глава 2. Анализ опыта социальной работы с инвалидами в России. . 32

2.1. Региональный опыт работы центров социального обслуживания с инвалидами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
2.2. Опыт решения проблем инвалидов в Москве и Московской области . . 38
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44

Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49

Вложенные файлы: 1 файл

social'naya_rabota_s_invalidami.docx

— 94.04 Кб (Скачать файл)

В Москве функционируют  два реабилитационных центра для инвалидов, в которых осуществляется психологическая реабилитация. В структуре центров социального обслуживания населения, центров социальной помощи семье создано 40 отделений социальной реабилитации инвалидов, в них работают 30 психологов, ежегодно они проводят психологическую реабилитацию более 5 тыс. инвалидов. Они детализируют и конкретизируют индивидуальные программы реабилитации инвалидов, уточняют психологический компонент реабилитационного потенциала, осуществляют динамический контроль над процессом реабилитации.

В Московской области в городах и районах  создано 25 реабилитационных учреждений для инвалидов, социально- психологическая реабилитация в них ведётся весьма активно, в ней задействованы 42 профессиональных психолога.

В Москве действует 65 отделений срочной социальной помощи, комнаты медико-социальной помощи, социально-психологической помощи. Ежегодно в этих отделениях оказывается различная помощь до 88 000 нуждающимся.

В Москве сами инвалиды организовали реабилитационный центр «Преодоление», который не только оказывает моральную, учебную, организационную помощь, но и наладил выпуск инвалидных колясок, превосходящих по многим параметрам (весу, прочности, мобильности, функциональности) известные в мире шведские коляски. Этот пример свидетельствует о том, что среди инвалидов есть много талантливых мастеров, организаторов. Одна из задач социальной работы — найти этих людей, содействовать им в организации дела, сформировать вокруг них коллектив и тем самым помочь многим.

В Москве в  службе медико-социальной экспертизы также работает более 30 психологов, число психологических консультаций за последний год увеличилось  на 16%. Это свидетельствует о возрастающей роли психологического исследования в  формировании экспертного решения  и определения нуждаемости в  реабилитации.

Инвалидам, чья государственная пенсия ниже установленной в Москве «социальной  нормы проживания», осуществляется доплата к пенсии из городского бюджета.

Существенную  роль в комплексе мер по социальной поддержке имеет санаторное лечение. Престарелые граждане, включая инвалидов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, инвалидов труда при первичном выходе на инвалидность, по российскому законодательству имеют право на получение один раз в два года бесплатной путёвки на санаторно-курортное лечение. В течение 2002 г. в Москве этим правом воспользовались свыше 20 тыс. человек.

В Москве полностью  решены все вопросы, связанные с протезированием и обеспечением инвалидов креслами-колясками.

Если учесть все расходы, связанные с оказанием  социальной поддержки нуждающимся  категориям населения, включая инвалидов, то в 1995 г. из городского бюджета на эти цели был направлен 1 трлн. рублей. Это существенная добавка к государственным пособиям.

Казалось  бы, огромные суммы, затрачиваемые на оказание социальной помощи нуждающимся москвичам, должны обеспечить власти. Однако данные социологических исследований говорят о противоположном мнении. В июле 1995 г. Институт социологических и маркетинговых исследований провел опрос 1207 жителей столицы по теме «Практическая реализация городскими и муниципальными структурами управления социальных программ».

Согласно данным исследования, лишь 6,6% опрошенных инвалидов ощутили социальную поддержку, 93,4% сказали, что их она не коснулась. Бесплатное питание, обслуживание на дому получили только 8,8% инвалидов, а 91,2% дали ответ, что эти мероприятия их не коснулись. Санаторно-курортное лечение получили 9,2% неработающих пенсионеров и инвалидов, а 90,8% его не получили.

Объяснение  этому найти легко. Когда большие  суммы делят на столь же большое  количество пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в социальной поддержке, то персонально каждому достается не так уж и много.

Финансовая  социальная поддержка, вне всякого  сомнения, нужна. Но только тем, кто  сам не в состоянии заработать себе на жизнь. Для того, кто, несмотря на увечье или слабое здоровье, способен удовлетворить свои насущные потребности, нужны не столько денежные пособия, сколько возможность получить работу. Но в этом направлении правительство Москвы делает не много. Можно говорить даже об ущемлении прав престарелых и инвалидов. Количество работающих инвалидов в Москве с каждым годом сокращается. Следовательно, с каждым годом увеличивается число тех, кому нужна денежная помощь. А бюджет не беспределен. Отсюда и неудовлетворенность социальной политикой правительства столицы.

К новым формам обслуживания престарелых, одиноких, инвалидов относятся так называемые поезда милосердия. Комплексная бригада формируется из числа работников социальной защиты, врачей различного профиля. Они оказывают медико-социальную помощь преимущественно людям, проживающим на отдаленных разъездах, небольших станциях, вдали от крупных городов или районных центров. Помощь оказывается медицинского, социального, бытового, социально-психологического и другого характера. Одновременно оказывается и материальная помощь (продукты питания, промышленные товары, домашние аптечки с медикаментами и др.).

Основные сферы жизнедеятельности человека — труд и быт. Здоровый человек приспосабливается к среде. Инвалидам же надо помочь в адаптации: чтобы они свободно могли дотянуться до станка и выполнять на нем производственные операции; могли сами, без посторонней помощи выехать из дому, посетить магазины, аптеки, кинотеатры, преодолев при этом и подъемы, и спуски, и переходы, и лестницы, и пороги, и многие другие препятствия. Необходимо, чтобы они чувствовали себя на равных со здоровыми людьми и на работе, и дома, и в общественных местах. Это и называется социальной помощью инвалидам, людям престарелого возраста — всем тем, кто неполноценен физически или психически.

Выводы по второй главе: Анализ специальной литературы и документов, обобщающих опыт работы учреждений социальной защиты позволяет нам сделать вывод, что в Москве и других регионах России накоплен большой опыт работы с инвалидами. Основными документами, которыми руководствуются цетры социального обслуживания, социально-реабилитацуионные центры являются федеральные и региональные программы: -

- «Разработка и производство технических средств реабилитации для обеспечения инвалидов»;

- «Дети России»;

-«Дети-инвалиды;

- Программа профессиональной реабилитации и содействия занятости инвалидов.

В учреждениях  социальной защиты используются различные  формы работы, направленные на социальное, социально-психологическое и физическое состояние инвалидов:

 

 

 

 

                            

 

 

 

 

 

Заключение.

 

В Российской Федерации  в конце XX в начале ХХI века, как и во всём мире, наблюдался рост числа инвалидов. С 1994 по 2001 годы детская инвалидность в России выросла на 45%. Среди причин, способствующих возникновению инвалидности, основными являются ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, что сказывается на детской инвалидности, рост травматизма, отсутствие нормальных условий труда и культуры здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости.

Социальная  поддержка и реабилитация инвалидов, - процесс сложный, противоречивый. Он включает взаимодействие общества, семьи, личности родителей и ребенка-инвалида. Ряд исследователей, анализируя политическую, экономическую, социальную ситуацию, сложившуюся в обществе, рассматривают ее влияние на современное состояние инвалида и их семьи. Трансформация общества в той или иной мере затронула все слои населения. Инвалид и его семья, нуждается в постоянном повышенном внимании и защите со стороны общества. Многие авторы неоднократно указывали на необходимость научного изучения инвалидов и инвалидности и на научную разработку коррекционных мер, предлагаемых для реализации им конкретной помощи.

В целях их социальной защиты принимаются  законы, выделяются средства на организацию лечения, реабилитации, образования и досуга, предпринимаются меры по безбарьерному доступу в различные структуры и обеспечению информацией. Для людей с ограниченными возможностями здоровья предусматриваются дополнительное питание, летний отдых и т.п. Однако любых усилий государства будет недостаточно, если не проводить целенаправленную социальную работу с самими инвалидами и их семьями, имея в виду возможную активизацию их жизнедеятельности и обеспечение посильной интеграции в общество.

Организация комплексной социальной, психосоциальной и медико-социальной работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья прежде всего зависит от того, в каком возрасте получена инвалидность. Разные возрастные периоды обусловливают специфику инвалидов и соответственно во многом определяют направления и средства деятельности по их активизации.

Для того чтобы помочь взрослому инвалиду, используются все методы социальной, медико-социальной и психологической работы, в которые лишь вносится некоторая специфика. Методики активной социальной работы с инвалидом и его семьей вплотную смыкаются с понятием социальной реабилитации, которая представляет собой систему и процесс восстановления способности к самостоятельной общественной и семейно-бытовой деятельности . Социальная реабилитация включает в себя социально-средовую ориентацию и социально-бытовую адаптацию. Эти две составляющие, по сути, обобщают все необходимое в работе с инвалидом. Так, в социально-бытовой адаптации используются информирование и консультирование инвалида и его семьи; адаптационное обучение; формирование у инвалида навыков самообслуживания, обеспечения персональной сохранности, социальных навыков; выделение технических средств реабилитации и обучение пользованию ими; адаптация жилья к потребностям инвалида.

Мероприятия по социально-средовой ориентации включают социально-психологическую реабилитацию, психодиагностику и обследование личности инвалида, психологическую коррекцию и психотерапию, психопрофилактическую и психогигиеническую работу, психологические тренинги, привлечение инвалидов к участию в группах взаимоподдержки, клубах общения, оказание экстренной (по телефону) психологической и медико-психологической помощи. Сюда также могут быть отнесены формирование социальной независимости, навыков общения, проведения досуга и отдыха, занятия физкультурой и спортом, предоставление помощи в решении личных проблем, социально-психологический патронат семьи.

Учитывая  проблемы с которыми сталкиваются учреждения социальной защиты считаем необходимым  в условиях становления службы медико-социальной реабилитации, социальной помощи, социально-психологической  поддержки инвалидов на федеральном, региональном и местном уровнях  следующее:

1. Усовершенствовать систему повышения квалификации социальных работников,  медиков и социальных психологов, службы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, ЦСО, социально-психологических центров организовав в федеральных научно-практических центрах базы для повышения квалификации социальных работников, социальных медиков и социальных психологов.

2. Регулярно проводить научно-практические семинары и конференции по социальным, медико-социальным и психологическим проблемам экспертизы и реабилитации.

3. Усовершенствовать систему научно-методического консультирования социальных, медико-социальных и психологов практиков. Ввести общественную должность главного психолога на всех уровнях службы социальной защиты и реабилитации.

4. Усовершенствовать информационное, методическое и техническое обеспечение деятельности социальных, медико-социальных работников и психологов в подведомственных учреждениях.

5. Усовершенствовать нормативные вопросы деятельности социальных, медико-социальных работников и психологов в реабилитационных, экспертных учреждениях, центрах социальной помощи, социально-психологической помощи (нормативы нагрузки, оплата труда и т.п.).

6. Пересмотреть штатные нормативы учреждений социальной защиты и реабилитации инвалидов, социальной, медико-социальной и психологической службы в учреждениях социального обслуживания  и реабилитации.

7. Стимулировать становление и развитие социальной, медико-социальной и психологической службы в подведомственных учреждениях в регионах.

8. Сформировать координационный совет психологов, социальных и медико-социальных работников для обеспечения деятельности социальной, медико-социальной и психологической службы экспертизы и реабилитации инвалидов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография:

 

 1. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида / Пер. с англ. – М.: Педагогика, 1991.

 

 2. Астапов В. М., Лебединская О.И„ Шапиро Б.Ю. Теоретико-методологические аспекты подготовки специалистов социально-педагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. — М.,1995.

 

  3. Быков Д.А. Дети с ограниченными возможностями и общество// Дополнительное образование, 2001, №1.

 

  4. Васин С.А., Сороко Е.Л., Богоявленский Д.Д. социальный портрет инвалидности и социальная ущемленность инвалидов. Независимый институт социальной политики. http// www.socialpolicy.ru/programs/ grant/reports/vassin.shtml

5. Гостюшин А.В., Шубина С.И. Азбука выживания: Человек в чрезвычайных обстоятельствах. Экстремальная медицина. – М., 1995.

 

6. Государственный доклад «О положении инвалидов в Российской Федерации». — М., 1995.

 

7. Грачев Л.К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов. –М., 1992.

 

8. Гришина Л.П. Актуальные проблемы инвалидности в Российский Федерации. – М., 1995.

 

9. Добровольская Т.А., Шабалина Н.Б. Инвалид и общество: социально-психологическая интеграция// Социс. 1991. №5.

 

10. Добровольская Т.А., Шабалина Н.Б. Инвалиды: дискриминируемое меньшиство?// Социс. 1992. №5.

Информация о работе Социальная работа с инвалидами