Социальная работа с осужденными, отбывшими наказание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 16:15, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы связана с тем, что социальные и экономические преобразования, которые осуществляются в нашей стране, непосредственным образом связаны с уголовно-исполнительной системой. Разнообразные репрессивные и карательные модели, которые прошли апробацию в различных странах мира были не оправданы. И поэтому, отсюда вытекает такой момент, что стали распространяться широкомасштабные процессы криминализации общества, рост социальных болезней, а так же личностные потери.

Содержание

Введение
I Глава. Подготовительный этап к выходу на свободу у лиц, отбывших наказание
Существующие проблемы, возникающие в процессе социальной работы с заключенными
Юридический аспект подготовки осужденных к выходу из мест лишения свободы
Индивидуальная подготовка заключенных к освобождению
II Глава. Основы социальной работы с бывшыми заключенными
2.1. Проблемы бывших осужденных социального характера
2.2. Основные принципы работы с данной категорией граждан
2.3. Этические и моральные принципы в социальной работе с лицами, отбывшими наказание
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Sotsialnaya_rabota_s_litsami-Lera.docx

— 63.68 Кб (Скачать файл)

Человек, который совершил преступление, и понес за это наказание, сразу после освобождения находится в очень сложных условиях. Самый важный аспект, что он первое время будет считаться отверженным и гонимым. Нравственность общества ложна и коварна, но для преступника, а точнее для его психологии, это норма. Это острый пережиток прошлого, советской системы воспитания и наказания. 17

Очень положительным моментом, является тот факт, что в РФ есть центры, комитеты, фонды и движения, которые работают с целью помощи таким людям. Они могу помочь в решении основных вопросов и проблем, которые возникают у бывшего осужденного, а именно:

  1. Проблема с трудоустройством
  2. Культурная адаптация в обществе
  3. Налаживание социальных контактов и жилищные вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Основные принципы работы с данной категорией граждан

 

Основные принципы социальной работы, это одновременно и элементы в

научной теории, которые являются основополагающими в любой исследовательской деятельности. Все принципы социальной работы можно разделить на следующие виды: философские, научные, психологические, педагогические, политические и социальные. Существуют так же узкие, либо специфические принципы, а именно: охраны социальных прав, универсальности, реагирования, максимизации социальных ресурсов и другие. Все они, каждый раз должны применятся в работе с лицами, отбывшими свое наказание.

Так же, важным принципом является принцип законности. Он в работе социального работника несет в себе моральную основу. Социальный работник, как правило, способствует тому, что бы бывший осужденный больше не ступил на тропу преступности.

В основе следующего принципа, справедливости, лежит требование, которое определяет соответствия между ролями различных людей, либо социальных групп, а так же определяет их место в жизни общества, в труде, награде и правонарушении.

Когда происходит несоответствие в данных отношениях, это всегда расценивается как несправедливость. В 6 статье УК РФ сказано: «Наказание или иная мера уголовно-правового воздействия, подлежащая применению к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать тяжести преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного». Второй аспект, как правило, реализуется в социальной работе с лицами, отбывшими наказание, а в поле деятельности социального работника входит отношение заключенного к наказанию и человеку, который привел его в исполнение. В целом, справедливость – это один из наиболее важных принципов, который должен обеспечиваться в деятельности социального работника с бывшими заключенными.

В основе принципа гуманизма, лежит основополажение деятельности социального работника, которое находит свое отражение в Конституции РФ, которая говорит о том, что : человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (Ст. 2). В соответствии с Ч. 2 Ст. 21 Основного Закона, «никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию».18

Гуманизм, это своеобразное признание того, что каждый имеет право вернуться к правильной жизни, без нарушения закона. Такое признание сотрудниками УИС к осужденным.

Социальный работник, который помогает  бывшему заключенному больше чем специалисты, которые профессионально реализуются в других секторах социальной защиты, должны ориентироваться на принцип гуманизма в своей работе с клиентом, потому что  именно они лучше других понимают все последствия для общества, которые могут привести  обращения с осуждёнными как с «низшим существом».19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Этические и моральные принципы в социальной работе с лицами, отбывшими наказание

 

В последние несколько лет, шло распространение идей международного гуманитарного права, а так же вопросов о применении прав человека на практике.

Как и любые объекты социальной работы, осужденные отбывшие наказание, требуют к себе определенного этического подхода. Важным аспектом продуктивной социальной работы, является применение ситуации этических и профессиональных правил и норм.

Специфическими особенностями человека, который является бывшим осужденным, является тот факт, что он был определенное количество времени в атмосфере формирования определенной субкультуры, которая плотно проникает в разум заключенного. 20

Поэтому встает очень серьезный вопрос, как социальному работнику нужно подойти к бывшему заключенному, что бы не только не навредить, а еще и помочь. Для того , что бы принять решение, социальному работнику необходимо определить ценности и направленность, по которым будет строится совместная работа. Все ценности в социальной работе формируются исходя из гуманистического принципа, что очень важно в общении с любым человеком. 21

В ее основе лежат главные принципы доброжелательности и доверия, а так же уважения личности другого человека. Признание может отображаться в четких оценках, даже если и положительные оценки немного опередят события.

Так же, одним из важнейших принципов является терпимость. Она может гуманизировать все межличностные отношения, делая их более доброжелательными и человечными. Так же, гуманистическая этика может ориентироваться на такие ценности как: откровенность, доверие, милосердие, забота, доброта, бескорыстие и другие.

Любое общение, несет в себе такие чувства, которые можно определить как: сопереживание, товарищество, раскаяния и другие. правильно общение не может быть полноценным без таких моральных ценностей как: равенство, любовь, свобода и справедливость.

У всех социальных работников на западе,  есть определенный  этический кодекс, который был разработан НАСР  и положения которого вполне применимы при работе с бывшими заключенными. К главным его положениям относятся:

  • «быть образцом личного поведения, в работе руководствоваться в первую очередь интересами клиентов;
  • делать все, чтобы способствовать максимальной самостоятельности клиентов;
  • уважать частную жизнь клиента и держать в тайне всю информацию, полученную в ходе работы с ним;
  • в отношении с коллегами быть доброжелательным, уважительным;
  • в процессе работы действовать в соответствии с ценностями, моральными нормами и предназначением своей профессии;
  • служить своей профессией на благо окружающим». 22

Ко всем этическим стандартам в области профессионального общения социального работника, можно отнести следующие пункты:

  1. Социальный работник не может участвовать в тех делах, которые связаны с обманом, ложью и подлогом.
  2. Социальному работнику необходимо проводить грань между своими высказываниями как со стороны обычного человека, таки стороны специалиста
  3. Социальный работник обязан всегда стремиться делать лучше свою навыки и развивать свои знания, что бы применять их успешнее на практике.
  4. Социальный работник должен уметь направлять все свои усилия на то, что бы предупреждать дискриминационные действий либо негуманные, которые могут быть направлены против личности
  5. Социальный работник не может использовать свою профессию для достижения личных целей
  6. Социальный работник, который занимается научной деятельность, должен уметь анализировать либо предусматривать всевозможные последствия для других людей. Он должен быть уверен в том, что в его исследованиях люди принимают участие добровольно, а так же они должны быть проинформированы заранее.
  7. Социальный работник, как правило, защищает всех своих клиентов от угрозы, вреда либо дискомфорта.
  8. Социальный работник должен уметь анализировать любые случаи, но обсуждать их вне стен своего профессионального долга права не имеет
  9. Любая информация, которую получает социальный работник – строго конфиденциальна.23

Важно отметить такой момент, как необходимость составления определенного этического кодекса, который будет работать для людей, отбывающих либо освобожденных от наказания. И такой Кодекс существует. Он был принят федерацией социальных работников МСФР в Осло, в октябре 1994 года. Данный Кодекс отображается все гуманистические традиции, которые были накоплены в зарубежной и отечественной социальной работе, как фундамент по работе с людьми, лишенными свободы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

При изучении литературных источников по теме социальной работы с лицами, отбывшими свое наказание, мы ставили ряд определенных задач, которые можно считать достигнутыми. исходя из проделанной работы мы можем сделать следующие выводы.

В РФ, на сегодняшний момент, социальная работа с заключенными, как определенный вид деятельности, начала формироваться примерно с 2001 года. Это было связано с тем, что произошло проеобразование уголовной политики в сторону гуманизации, как говорилось выше. Было определено, что меры по социальному воздействию на осужденных, обладают большим воспитательным потенциалом, нежели исправительная работа. Отсюда можно дать следуюшее определение пенитенциарной социальной работе –  средство исправления, которое имеет все условия, способные мобилизовать все необходимые навыки для того, что бы подключить для социализации и исправления осужденных все средства.

Социальный работник как бы балансирует на грани между наказанием и преступлением, миром тюремного персонала и общественно нормальной жизнью. Непосредственное отношение к гуманности, как у общества, так и у сотрудников  правоохранительных органов очень неоднозначное.

Подготовительный этап до освобождения, это определенная система мероприятий, которая направлена на решение вопросов о бытовом, трудовом устройстве осужденных, которые предусматривают их нравственную, психологическую и правовую подготовку, как суть по оказанию непосредственной помощи в развитии и восстановлении социальных связей осужденных, а так же решение возможных вопросов, которые будут касаться их дальнейшей жизни.

Освобождению от отбывания наказания предшествует большая подготовительная работа, которая осуществляется  администрацией учреждений УИС, а так же территориальными органами внутренних дел в тесном контакте с органами местного самоуправления по предполагаемому месту проживания освобождаемого.

Юридическую основу в подготовке к освобождению лиц из мест лишения свободы в процессе социальной работы, контролируют следующие документы:

• Конституция РФ

• Законодательные акты РФ

• Подзаконные и нормативные акты Минюста РФ, которые контролируют социальную работу

• Локальные нормативные акты, которые принимаются администрацией УИС, связанные с вопросами социальной работы

• Нормативные акты Федеральной службы по управлению в отделах.

Подготовка заключенного к освобождению, может включать в себя повышение уровня образования, обучение по профессиональным профилям либо повышение производственной квалификации, так же специальные мероприятия, направленные на охрану здоровья, эстетические и бытовые мероприятия, а так же занятия, которые будут направлены на формирование определенных навыков в реальном мире.

Необходимо сказать, что наказание отбывают различные категории граждан, такие как: пожилые, инвалиды, бомжи, несовершеннолетние, женщины, которые имеют детей в ИУ. Для каждой из указанных категорий граждан, существует своя система социальной работы.

Положение человека, который отбыл свое наказание , является очень тяжелым, так как в тот период, когда он проходил свое наказание, он каждый день подчинялся строжайшим правилам распорядка тюрьмы, и поэтому утратил способность к самостоятельной деятельности. Так же, такая личность может отвыкнуть от заботы о самом себе, предусмотрительно полагаясь на администрацию.

Когда человек освобождается, он не всегда может проявлять достаточно энергии для того, что бы сразу включиться в трудовую деятельность, а иногда и склонен к тому, что бы пойти по легкому пути, который будет снова чреват преступностью.

Существует четыре основные группы проблем, с которыми сталкивается человек при выходе из мест лишения свободы:

1. Проблема с трудоустройством

2. Культурная адаптация в обществе

3. Налаживание социальных контактов и жилищные вопросы.

Основные принципы социальной работы, это одновременно и элементы в

научной теории, которые являются основополагающими в любой исследовательской деятельности. Все принципы социальной работы можно разделить на следующие виды: философские, научные, психологические, педагогические, политические и социальные. Существуют так же узкие, либо специфические принципы, а именно: охраны социальных прав, универсальности, реагирования, максимизации социальных ресурсов и другие. Все они, каждый раз должны применятся в работе с лицами, отбывшими свое наказание.

Специфическими особенностями человека, который является бывшим осужденным, является тот факт, что он был определенное количество времени в атмосфере формирования определенной субкультуры, которая плотно проникает в разум заключенного.

Информация о работе Социальная работа с осужденными, отбывшими наказание