Социальная работа с подростками девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 14:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучение социальной работы с подростками девиантного поведения.
Задачи:
1 Изучить социально-демографические характеристики подростков
2 Охарактеризовать причины возникновения отклонений в поведении подростков
3 Рассмотреть содержание и типы подростковой девиации
4 Проанализировать учреждения по социальной работе с подростками девиантного поведения
5 Определить содержание и формы социальной работы с подростками девиантного поведения

Содержание

Введение 4
1 Подростки девиантного поведения как объект социальной работы 6
1.1 Социально демографические характеристики подростков 6
1.2 Причины возникновения отклонений в поведении
подростков 9
1.3 Содержание и типы подростковой девиации 17
2 Социальная работа с подростками девиантного поведения 23
2.1 Учреждения по социальной работе с подростками девиантного
поведения 23
2.2 Содержание и формы социальной работы с подростками
девиантного поведения 27
Заключение 38
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Социальная работа с подростками девиантного поведения..doc

— 245.00 Кб (Скачать файл)

11 Управление наиболее целесообразным влиянием на круг общения, взаимодействия ребенка в процессе его развития, воспитания

Значительное влияние на развитие, воспитание ребенка оказывают те люди, которые непосредственно взаимодействуют с ним. Их авторитет, сила влияния, способность внушать, покорять волю ребенка в значительной степени определяют, как они будут влиять на ребенка, подростка, в каком направлении они будут его вести.

Ребенок уже в детском саду оказывается в окружении определенного круга лиц, впоследствии он оказывается членом коллектива, различных сообществ, каждое из которых имеет свои традиции, обычаи, воспитательные возможности. К сожалению, далеко не каждое сообщество в воспитательном отношении носит положительный характер. Данный факт говорит о том, что от родителей, воспитателей требуется большое искусство в умении управлять воспитательными воздействиями на ребенка, подростка через тех людей, которые его окружают, те группы, коллективы, в которые он входит. Требуется искусство ограничить взаимодействие их воспитанника в том или ином окружении от влияния негативных (девиантных, криминогенных) лиц, групп, сообществ и, напротив, стремиться обеспечивать целесообразное влияние на него лиц позитивных, положительных групп, коллективов.

12 Развитие внешкольной системы консультирования и помощи семье и детям в преодолении девиантного поведения.

В настоящее время создаются как государственные, так и негосударственные центры по работе с семьей. Эти центры также состоят из квалифицированных специалистов, которые готовы провести диагностику и дать рекомендации для работы с детьми в домашних условиях либо рекомендовать специализированные центры по работе с детьми девиантного поведения. Значительная часть обращений в центры по работе с семьей относится к матерям. Их волнуют преимущественно вопросы дезадаптации детей в школе, в среде общения, личностные проблемы детей, взаимоотношения с ними, нарушение взаимопонимания, конфликтность и пр.

При центрах по работе с семьей открываются отделения дневного пребывания для детей. Здесь они получают возможность в благоприятных условиях проявить свои личностные возможности, получить консультацию, помощь в подготовке к занятиям, обрести новых товарищей, приобщиться к культуре. Особенно важно, что отделения работают бесплатно и ориентированы на самые малообеспеченные слои населения. Однако таких центров и отделений дневного пребывания при них еще мало и многие только приобретают опыт работы с родителями и детьми.

13 Повышение роли специальных учреждений по пере, воспитанию и исправлению девиантного поведения детей и подростков.

К настоящему времени имеются различные специализированные учреждения, в которых проводится воспитательная, реабилитационная работа с дезадаптированными детьми и подростками. Многие являются учреждениями закрытого или полузакрытого типа. Дети поступают туда либо по приговору суда, либо по направлению отдела по делам несовершеннолетних. Для перевоспитания и исправления используются различные возможности, в том числе трудотерапия, образовательный процесс, культурно - досуговая деятельность, воспитательное воздействие коллектива, индивидуальная работа. Практикуется и приглашение для работы с воспитанниками самих родителей.

В специализированные воспитательные (перевоспитательные) центры детей направляют специальные комиссии (или дети сами туда приходят), либо сотрудники центров, по рекомендации школы, отдела по работе с несовершеннолетними, посещают семьи и приглашают к себе детей.

14 Развитие сети центров по преодолению социально-педагогических проблем детей, подростков, юношества; педагогической коррекции, педагогической реабилитации; медико-социально-педагогических по преодолению детского и юношеского алкоголизма, наркомании, а также реабилитации жертв насилия, социальной виктимологии.

Анализ причин девиантного поведения детей и подростков и возможностей его профилактики и преодоления показывает, что необходимо создание широкой сети центров, которые могли бы предметно заниматься дифференцированными группами молодежи.

Центры педагогической коррекции. Они работают с детьми раннего возраста. Ранняя педагогическая коррекция ребенка способствует наиболее полному его развитию, а в последующем нормальной адаптации в обществе предупреждению отклоняющегося развития. Для эффективной работы таких центров необходимо следующее:

- собственно центры, работающие  по определенным направлениям, в зависимости от проблем детей (их пока очень мало);

- подготовленные специалисты широкого профиля: медицинского, психологического и педагогического направлений, специалисты, способные обеспечить комплексную диагностику ребенка. Диагностика позволяет выявить глубину недуга, отклонения в развитии ребенка, а также резервы, несущие в себе, как отмечал Л. С. Выготский, компенсаторные возможности при опоре на которые обеспечивается индивидуальное развитие и коррекция;

- техническое оснащение диагностического центра и педагогических кабинетов. Без этого в современных условиях невозможно провести ни квалифицированной и достаточно полной диагностики, ни педагогической коррекции, а следовательно, и добиться оптимального результата;

- широкая информация учителей, социальных служб, семей, педиатров о центрах педагогической коррекции и их возможностях. Это позволит своевременно, на ранних этапах выявлять у детей отклонения и направлять их в соответствующие центры для педагогической коррекции;

- взаимосвязь центров педагогической коррекции со специальными детскими садами и школами для взаимодействия и способствования своевременной адаптации детей, проходящих или прошедших педагогическую коррекцию.

Центры педагогической реабилитации. Потребность в них также велика. Они могут быть ориентированы на работу с различными категориями детей, нуждающихся в педагогической реабилитации, — восстановлении утраченного опыта общения, поведения, профессиональной деятельности и пр. Предметом особого внимания является реабилитация дезадаптированных детей и подростков вследствие трудностей учебы, проблем, возникших во взаимоотношениях со сверстниками. Каждая из категорий дезадаптированных детей и подростков требует особой индивидуальной или групповой диагностики и определения методики реабилитации. Особого внимания заслуживают педагогические проблемы работы с жертвами насилия. Их в современных условиях, к сожалению, много. В международной практике имеется опыт реабилитационной работы с жертвами насилия, появляется такой опыт и в нашей стране. Число пострадавших растет, и потому растет необходимость развития специальной реабилитационной работы с такой категорией детей. Это, в свою очередь, требует специальных теоретических разработок и накопления практического опыта.

Для прибывших из мест заключения нужна, помощь адаптации, и помощь в трудоустройстве, иначе человек окажется в исключительно сложной ситуации, побуждающей его вернуться на прежний путь. Особую актуальность эта проблема приобретает в условиях растущей безработицы.

Использование позитивных возможностей средств массовой информации и ограждение детей и подростков от их негативного влияния

Бесспорна роль средств массовой информации в формировании мировоззрения детей и подростков. Современные СМИ несут исключительно многообразную, многоплановую информацию, но — без учета особенностей аудитории. Активно внедряется в быт современной семьи видеотехника, с ее широкими информационными возможностями.

Исследования отечественных и зарубежных специалистов, да и сама жизнь свидетельствуют о пагубном влиянии на молодежь информационной и видеопродукции, пропагандирующей насилие, свободный секс, идеи легкого бизнеса. Такого рода информация бесконтрольно демонстрируется на всех каналах телевидения, представлена в огромном количестве видеокассет. Все это постепенно формирует образ мыслей и действий у людей, не имеющих твердых нравственных устоев, выступает, как уже отмечалось, своего рода учебным пособием по криминальной деятельности. Следует, однако, подчеркнуть, что по телевидению предлагается и много полезной информации для развития детей и подростков, безусловно имеются интересные, поучительные видеозаписи. В этом плане резко возрастает роль родителей в управлении процессом общения ребенка с телевидением. Педагогически целесообразное руководство поможет разностороннему развитию детей и подростков и, одновременно, предупреждению их нравственного развращения.

Приобщение детей и подростков к участию в позитивных общественных центрах, организациях (спортивных, культурно-досуговых, туристских, театральных и др.)

Такие центры создаются в городах. Очень многие из них открываются как общественные, негосударственные, или коммерческие. Они привлекают молодежь во внеучебное время и своей деятельностью активно способствуют развитию у них здоровых интересов. Деятельность их охватывает различные категории молодежи, в том числе и отклоняющегося поведения.

Следует, однако, иметь в виду, что имеют место и такие организации, центры, которые предусматривают чисто коммерческие цели, далеко не всегда учитывающие особенности детей и подростков, пренебрегают нравственным аспектом их воспитания. В этом случае последствия деятельности центров могут быть негативными. Важно оградить детей от участия в них.

 

  •  

  •  

  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  •  

     

    Общество всегда прилагало достаточно усилий в борьбе с нежелательными формами человеческого поведения в целях порядка и стабильности. Прогрессирующая тенденция непрерывного роста различных проявлений девиантного поведения с точки зрения будущих перспектив ставит перед обществом в качестве одной из основных задач необходимость концентрации усилий, направленных не только на борьбу с вредными последствиями отклонений от социальных норм, но и на их предупреждение.

    В ходе подготовки данной курсовой работы были рассмотрены различные научные источники, из которых была выявлена и изучена основная цель – изучение социальной работы с подростками девиантного поведения и определены мероприятия, направленные на предупреждение и ликвидацию девиантного поведения. В процессе достижения цели данной курсовой работы были решены основные задачи, в связи, с чем можно сделать следующие выводы:

    1 Рассмотрены и изучены основные подходы к понятию девиантного поведения, суть которых состоит в том, что девиантное поведение – отклонение от общепринятых норм общества;

    2 Выделены социально-психологические особенности отклонения в поведении, и выявлены моменты, влияющие на формирование жизненных ценностей и особенности поведения. Они включают в себя: социальное окружение (семья, сверстники), уровень культурного воспитания, статус семьи в обществе и ее экономическое положение, предрасположенность к психическим заболеваниям или наличие психического заболевания;

    3 Выявлено, что социальными причинами девиантного поведения являются результат отрицательных влияний социальной среды, недостатков воспитательной работы;

    4 Проанализировано в социальной работе с подростками девиантного поведения можно выделить несколько подходов, среди них такие как: информационный, социально-профилактический, медико-биологический, социально-педагогический и подход связанный с применением санкций, которые заключаются в предупреждении возможных отклонений от социальных норм;

    5 Изучена деятельность социальных учреждений по коррекции девиантного поведения, которая заключается предупреждении проявлений негативизма, при слаженной и взаимосвязанной работе всех структурных подразделений;

    6 Установлены формы и методы социальных учреждений в работе с подростками девиантного поведения, направленных на предупреждение развития отклонений.

    Таким образом, изученная проблема профилактики девиантного поведения подростков, актуальна на данном этапе развития современного общества, поскольку обострение социально-экономических проблем и ускоренная трансформация современной России приводит к развитию и образованию различных форм проявления девиантного поведения.

     

    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

     

     

    1 Алемаскин М.А. Воспитательная  работа с подростками / М.А. Алемаскин. – М.: Знание, 2005.- 153 с.

    2 Антонян Ю.М. Социальная среда  и формирование личности преступника (неблагоприятные влияния на личность в микросреде) / Ю.М.Антонян. – М.: Знание, 2004.- 176 с.

    3 Арзуманян С.Д. Микросреда и  отклонения социального поведения  детей и подростков / С.Д. Арзуманян. – Ереван: Луйс, 2006.- 95 с.

    4 Баженов В.И. Профилактическая  работа с несовершеннолетними правонарушителями / В.И. Баженов. – М.: 2004.- 173 с.

    5 Беличева С.А. Основы превентивной  психологии / С.А. Беличева. – М.: 2004.- 256 с.

    6 Беличева С.А. Парадоксы превентивной  теории и практики / С.А. Беличева // Психологический журнал. – 2007. –Т.8. - № 6.- с. 46-50.

    7 Белкин А.С. Отклонения в поведении  школьников / А.С. Белкин. - Свердловск: 2004.- 100 с.

    8 Бестужев-Лада И.В. Факторы риска / И.В. Бестужев-Лада. – М.: 2005.- 65 с.

    9 Богданова О.С. Роль нравственных  норм в поведении младших школьников / О.С. Богданова. – М.: 2007.- 155 с.

    10 Божович Л.Я. Личность и ее  формирование в детском возрасте /               Л.Я. Божович. – М.: 2008.- 216 с.

    11 Ветров Н.И. Профилактика правонарушений  среди молодежи /                Н.И. Ветров. – М.: 2006.- 160 с.

    12 Волков Б.С. Детерминистическая  природа преступного поведения / Б.С. Волков. – Казань: 2005.- 105 с.

    13 Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика / А.В. Гоголева. – М.: Просвещение, 2004. – 248 с.

    Информация о работе Социальная работа с подростками девиантного поведения