Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 17:39, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - рассмотреть сущность социальной работы с подростками девиантного поведения, проанализировать задачи и функции социальных работников, направленные на улучшение их положения, суть социальной работы с родителями, рассмотреть и изучить правовые основы социальной защиты подростков и детей, практические меры по реализации этих положений. Кроме того, необходимо рассмотреть в работе семью, как объект социальной работы с позиции социальной педагогики.
Введение
Глава 1. Девиантное поведение как проблема социальной работы
1.1 Понятие и причины девиантного поведения
1.2 Формы проявления девиантного поведения
1.3 Семья как объект социальной работы
Глава 2. Социальная работа с подростками девиантного поведения
2.1 Законодательная и нормативно-правовая база по профилактике безнадзорных и правонарушений несовершеннолетних
2.2 Основные направления работы с детьми девиантного поведения в государственных учреждениях
2.3 Основные направления социально-психологической, психотерапевтической и правовой реабилитации подростков-девиантов
2.4 Социальный контроль девиантного поведения
Заключение
Список используемой литературы
Содержание
Глава 1. Девиантное поведение как проблема социальной работы
1.1 Понятие и причины девиантного поведения
1.2 Формы проявления девиантного поведения
1.3 Семья как объект социальной работы
Глава 2. Социальная работа с подростками девиантного поведения
2.1 Законодательная и
нормативно-правовая база по
2.2 Основные направления работы с детьми девиантного поведения в государственных учреждениях
2.3 Основные направления социально-психологической, психотерапевтической и правовой реабилитации подростков-девиантов
2.4 Социальный контроль девиантного поведения
Введение
Происходящие в стране процессы демократизации охватывают самые разнообразные социально-экономические и общественно-политические сферы и структуры нашего общества. В настоящее время, среди решаемых проблем социально-экономического оздоровления, важное место занимает создание принципиально новой модели государственной системы социальной профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних.
Ситуация в мире современного детства тревожна и опасна как для детей, так и для будущего общества. В нынешних условиях значительная часть детей с девиантным поведением в прямом смысле этого слова оказались «ничейными». Нельзя сказать, что государство не уделяет внимания этим проблемам: подписана Международная Конвенция о правах ребенка, принят новый Семейный кодекс, отвечающий общепринятым международным нормам. Приняты законы: «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, дополнения к Федеральному Закону «Об основах социального обслуживания населения РФ». Несмотря на это, ведомственная разобщенность, а также отсутствие современных механизмов в управлении социальной сферы приводит к низкой эффективности использования этих средств. Отсутствуют структуры, которые бы отслеживали весь процесс реабилитации дезадаптированного ребенка и отвечали бы за конечные результаты.
Весьма актуальной остается проблема девиантного поведения несовершеннолетних. Молодежная среда становится опасной криминогенной средой. Нарастают такие неблагоприятные тенденции, как «омоложение» преступности, усиление ее группового характера. По состоянию на 1 января 2011 года на учете в подразделениях органов внутренних дел состоит 250,4 тыс. несовершеннолетних и свыше 159 тыс. родителей или иных законных представителей, не надлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию и содержанию детей.
Растет число отклонений в нервно-психическом здоровье детей и их физическом развитии. На начало 2000 года в РФ их насчитывалось 563,7 тыс. человек. Особое беспокойство вызывает социальное сиротство, и, как следствие, массовый характер приобретают попрошайничество, беспризорность детей; нарастание таких негативных явлений в детской и подростковой среде, как наркомания и токсикомания, повышение криминальной активности детей. За последние три года число детей - наркоманов выросло в 2,8 раза, токсикоманов - в 3,5 раза.
Растет насилие в семье: в 2010 году зарегистрировано 9,5 тыс. преступлений, предусмотренных главой 18 Уголовного кодекса Российской Федерации "Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности" (2009 год - 10 тыс., 2008 год - 9,1 тыс. преступлений), по которым признаны потерпевшими 6,9 тыс. несовершеннолетних (2009 год - 7,3 тыс. несовершеннолетних). 2 Социальные проблемы детей имеют как общие, так и региональные особенности, что определяет региональную специфику деятельности социальных структур и центров социальной защиты и поддержки детей. Сложность и комплексность проблем современного детства обуславливает настоятельную потребность в расширении центров социальной поддержки.
Цель реабилитационных учреждений дать ребенку не просто ночлег, еду, тепло, но и помочь ему адаптироваться к жизни, окружающим людям и обществу в целом. Поэтому задачи этих учреждений многогранны: снять остроту психического напряжения, провести первичную адаптацию ребенка к жизни в социуме, выявление актуальных проблем, и кризисных ситуаций, приводящих к дезадаптированному состоянию молодых граждан; создание сети молодежных досуговых центров и обеспечение их деятельности, взаимодействие со службами, организациями города и области по вопросам дезадаптации подростков с девиантным поведением.
Практика показывает (и у нас особенно), что часто люди сталкиваются с проблемами, которые не могут решить ни они сами, ни члены их семей, ни друзья, ни соседи, ни даже доброжелательные чиновники. Для этого требуются люди особой профессии - социальные работники.
Таким образом, цель данной курсовой работы - рассмотреть сущность социальной работы с подростками девиантного поведения, проанализировать задачи и функции социальных работников, направленные на улучшение их положения, суть социальной работы с родителями, рассмотреть и изучить правовые основы социальной защиты подростков и детей, практические меры по реализации этих положений. Кроме того, необходимо рассмотреть в работе семью, как объект социальной работы с позиции социальной педагогики.
Методологической основой
Глава 1. Девиантное поведение как проблема социальной работы
1.1 Понятие
и причины девиантного
Оценка любого поведения подразумевает его сравнение с какой либо нормой. Нестандартное отклоняющееся от нормы поведение часто называют девиантным. Девиантное поведение (лат. deviatio-отклонение) поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует ожиданиям группы или всего общества. Это связано с неопределенностью социальных ожиданий. Тот факт, что общество создает нормы, стандарты поведения, не означает, что оно всегда им соответствует. Даже идеальное общество не может оставаться надолго идеальным.
Отклоняющимся называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм: корыстной ориентации (правонарушения и проступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную, имущественную выгоду: хищения, кражи, спекуляции); агрессивной ориентации (действия, направленные против личности: оскорбление, хулиганство, побои, изнасилование, убийство); социально-пассивной ориентации (стремление ухода от активной общественной жизни, уклонение от своих обязанностей и долга, нежелание решать личные и социальные проблемы: уклонение от работы и учебы, бродяжничество, употребление алкоголя и наркотиков, токсических средств, самоубийства, суицид). Исследованию структуры мотивов правонарушений у несовершеннолетних посвящены работы Н.А.Дремовой, Г.Л.Исуриной. Формы девиантного поведения весьма разнообразны.
Социальные отклонения можно классифицировать по ряду оснований:
Асоциальность рассматривается как наиболее общее понятие, означающее любое отклонение от социальных норм. Социальная запущенность означает устойчивое и полное игнорирование социальных норм или длительное и общее социальное пренебрежение.1
В отечественной литературе проблемами детей с девиантным поведением занимаются многие исследователи, такие как С.В.Дармодехин, П.Д.Павленок, Е.И.Холостова, которые отмечают, что «девиантное поведение, понятие социально-психологическое, это нарушения поведения, не обусловленные нервно-психическими заболеваниями». При этом в отечественной литературе выделяют непатологические и патологические формы девиантного поведения. Исследователь В.В.Ковалев подчеркивает, что непатологические девиации - это нарушение поведения у психически здорового человека и говорить о девиантном поведении как о самостоятельном и психологическом явлении можно лишь при отсутствии органической психической патологии.
Девиантное поведение подразделяется на две группы.
1. Поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, т.е. наличие у человека явной или скрытной психопатологии. Эту группу, во-первых, составляют лица, которых можно условно отнести к третьей группе характеров, т.е. астеников, шизоидов, эпилептоидов и других психически ненормальных людей. Во-вторых, к этой группе примыкают лица с акцентуированными характерами, которые тоже страдают психическими отклонениями, но в пределах нормы.
2. Поведение, отклоняющееся
от морально–нравственных норм
человеческого общежития и
Психические расстройства проявляются в двух формах:
Психические расстройства в форме акцентуаций возникают у молодых людей по ряду причин.
1.Часто психические
расстройства обусловлены тем,
что к молодому человеку среда
и общество предъявляют непосил
2.Сказываются трудности переходного возраста. Переход во «взрослую жизнь» сопровождается бурной перестройкой психики: перестраиваются такие важные психические процессы, как мышление, ощущение, восприятие; меняется мир эмоций и чувствований, идет интенсивное формирование и закрепление имеющихся черт характера, в полной мере проявляются черты темперамента, способности, задатки и пр.
3.Перестройка «Я –
концепции» – процесс очень
сложный и сопровождается
Личностные расстройства молодых людей проявляются в нескольких формах: отчуждение, деперсонализация, депрессия. Характер протекания депрессии разнообразен, она может принимать следующие формы:
1. Локус контроля –
склонность человека
2. Бред физического
недостатка, который возникает в
период полового созревания
3. Синдром философской
интоксикации – у части
4. Учебные неврозы или фобии проявляются в упорном нежелании посещать учебное заведение. Невроз выражается в конфликтных отношениях с преподавателями и одноклассниками.
Трудность в распознании юношеской патологии состоит в том, что девиантное поведение чаще всего проявляется скрытно и касается нормальных молодых людей, особенно это характерно для лиц с акцентуированным характером. В литературе описание акцентуаций выглядит просто: этот гипертип, поскольку повышенно активен; этот шизоид, т.к. замкнут и неразговорчив; этот конформист, т.к. зависит от настроения окружения и т.д. Вот почему «психологический ликбез» нужен всем, но особенно преподавателю, социальному работнику, руководителю, чтобы вовремя заметить негативные черты характера и отреагировать на них педагогическими методами.
Информация о работе Социальная работа с подростками девиантного поведения