Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 16:57, реферат
В соответствии с классификацией Всемирной организации здравоохранения к пожилому возрасту относится население в возрасте от 60 до 74, к старому -- от 75 до 89 лет, а к долгожителям -- 90 лет и старше. Социологи называют эти периоды человеческой жизни «третьим возрастом», и демографы вводят понятие «третьего» (6075 лет) и «четвертого» (свыше 75 лет) возрастов. По России около 1,5 млн. граждан старших возрастов нуждаются в постоянной посторонней помощи и социальных услугах.
Материальное положение -- проблема, которая может соперничать по своей значимости и с проблемами со здоровьем, и с психологическими проблемами. Пожилые люди встревожены своим материальным положением, уровнем инфляции, высокой стоимостью медицинского обслуживания. Многие пожилые люди продолжают работать, исключительно по материальным соображениям.
Положение пожилого одинокого
человека в современной России осложнено
такими факторами, как трудности
материального характера, ухудшение
состояния физического и
Приоритетное направление социальной работы с пожилыми -- организация среды их обитания таким образом, чтобы у пожилого человека всегда был выбор способов взаимодействия с этой средой. Свобода выбора порождает ощущение защищенности, уверенности в завтрашнем дне, ответственности за свою и чужую жизнь.
1.2. Формирование системы
социального обеспечения
История оказания маломобильному населению социально-медицинской помощи в России тесно связана с деятельностью Российского общества Красного Креста. Оно возникло в 1867 г. как филантропическое Общество попечения о раненых, больных воинах и военнопленных.
В 1960 г. при комитетах Общества
Красного Креста было создано Бюро
медицинских сестер по обслуживанию
больных на дому в целях оказания
помощи органам здравоохранения
в медицинском обслуживании и
уходе за одинокими престарелыми
больными. С целью облегчения работы
патронажных сестер для оказания
помощи в бытовом обслуживании больных
проводилась большая работа по формированию
санитарного актива среди населения.
Однако социально-бытовое
В середине 70-х гг. XX в. в порядке эксперимента впервые было организовано надомное обслуживание одиноких пенсионеров в ряде областей силами работников домов-интернатов для престарелых и инвалидов Министерства социального обеспечения. Эта деятельность регламентировалась Временным положением о порядке организации надомного обслуживания пенсионеров домами-интернатами, утвержденным Министерством соцобеспечения РСФСР от 28.10.1975 г.
С этого времени возникла новая государственная форма социально-медицинского обслуживания -- социально-медицинское обслуживание нетрудоспособных одиноких на дому. Для зачисления на надомное обслуживание требовалась справка лечебного учреждения об отсутствии хронических заболеваний [10,172].
Дом-интернат, обслуживающий граждан на дому, должен был предоставлять им следующие услуги: доставка продуктов на дом, стирка, уборка помещения, доставка медикаментов, контроль за состоянием здоровья. Поскольку надомное обслуживание являлось функцией, не свойственной домам-интернатам и вызвавшей у этих учреждений организационные трудности, возникла необходимость создания самостоятельной службы по оказанию медико-социально-бытовой помощи нетрудоспособным гражданам. Такими структурными подразделениями стали отделения социальной помощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам.
В 1987 г. функции социального обслуживания нетрудоспособных на дому выполняли две организации: государственная -- отделения социальной помощи и общественная -- служба милосердия Общества Красного Креста. Со временем прекратилась уплата населением членских взносов Обществу Красного Креста, в результате у этой общественной организации значительно сократилась возможность содержать данную службу, в связи с чем ее деятельность была сведена до минимума, в то время как служба медико-социально-бытовой помощи на дому стала быстро расширяться.
Согласно указанию Министерства социальной защиты населения РФ и Общества Красного Креста РФ «О взаимодействии органов социальной защиты населения и службы милосердия Российского Красного Креста в вопросах социальной защиты малообеспеченных групп населения» от 25.05.1993 г. рекомендовалось регулярно помогать одиноким престарелым гражданам и инвалидам.
С годами увеличилось число одиноких престарелых людей и потребность в социально-медицинском обслуживании этой категории населения приобрела масштабное значение. Неспособность домов-интернатов вместить всех нуждающихся, демографические перспективы, предполагающие дальнейшее увеличение доли лиц старшего возраста в населении обусловили решение задач социально-медицинского обслуживания нетрудоспособных на государственном уровне, создание государственной системы, занятой предоставлением медико-социальных услуг.
В соответствии со ст. 41 Конституции
РФ пожилые люди имеют право на
охрану здоровья и бесплатную медицинскую
помощь в государственных и
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста регламентируется Федеральным законом «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 17.05.1995 г. и осуществляется сетью стационарных учреждений социального обслуживания, а также центрами социального обслуживания, отделениями социальной, специализированной помощи на дому и экстренной социальной помощи
В Законе подробно изложены
перечень услуг, входящих в социальное
обслуживание; принципы деятельности
в сфере социального
Определенное значение имеют
такие законодательные акты, как
приказ Минздрава РФ «О создании отделений
социально-медицинской помощи на дому»
от 27.12.1994 г., постановление Правительства
РФ «О федеральном перечне
Реализация социальных программ должна создавать условия, соответствующие требованиям и нормам цивилизованного государства, при которых пожилой человек, как и любой гражданин, имеет право на равных условиях получить образование, трудиться, материально обеспечивать себя и иметь доступ ко всем объектам социальной, медицинской, производственной и хозяйственной инфраструктур.
Правовое обеспечение
управления и осуществления социально-
Глава 2. Социальная работа с пожилыми людьми
2.1 Технологии социальной работы с пожилыми людьми
В основу технологии социальной работы с пожилыми должны быть положены следующие требования:
-- предупреждение причин, порождающих проблемы пожилых людей;
-- содействие практической
реализации прав и законных
интересов, обеспечению
-- соблюдение равенства
и возможностей пожилых
-- дифференциация подходов
к разрешению проблем
-- выявление индивидуальных
потребностей пожилых граждан
в социальной помощи и
-- адресность при предоставлении социальных услуг с приоритетом содействия пожилым гражданам в ситуациях, угрожающих их здоровью и жизни;
-- использование новых
технологий социальной работы, направленной
на удовлетворение
-- ориентация на развитие самопомощи и взаимоподдержки пожилых людей;
-- обеспечение информированности
пожилых граждан, как и всего
населения, о возможностях
Основными направлениями повышения уровня благосостояния престарелых являются:
-- увеличение размера пенсий;
-- совершенствование системы пенсионного обеспечения;
-- развитие услуг по уходу на дому;
-- расширение сети домов престарелых;
-- улучшение условий проживания в этих домах [2,3].
Физическая зависимость в пожилом возрасте принимает острые формы по причине одиночества. Разводы и вдовство пожилых людей сопровождаются финансовыми затруднениями с надеждой стабилизации положения в случае повторного брака. Пытаясь избежать одиночества и обусловленных им тягот, немало пожилых людей стремятся к новому прочному семейному союзу, построенному на основе взаимного доверия и близости. Задача социальных служб состоит в том, чтобы наряду с непосредственной социальной помощью пожилым супружеским парам способствовать формированию терпимости и понимания в оценке и принятии разнообразных, порой экстраординарных форм семейной жизни в пожилом возрасте.
Одной из значимых технологий
социальной работы с пожилыми людьми
будет являться социальная адаптация.
Мероприятия по социальной адаптации
положительно воздействуют на отдельные
категории пожилых людей. Такая
работа особо актуальна для граждан
без определенного места
Система социальной защиты также предусматривает содействие в налаживании жизненного уклада и трудоустройства пожилых граждан, а также (при необходимости) осуществление профессиональной переподготовки.
Трудовые, физические и материальные затраты на уход за пожилыми и, особенно, престарелыми членами семьи ощутимым бременем ложатся на семью, порождая проблемы, которые не всегда могут быть решены силами самой семьи. Социальный патронаж таких семей, а также семей пенсионеров и одиноких пожилых людей позволяет предвидеть момент наступления кризисной ситуации и своевременно принять адекватные меры в целях ее нейтрализации.
Важную роль играет система
нестационарных учреждений системы
социальной защиты пожилых людей, так
как именно эта форма является
наиболее экономичной и приближенной
к реальным нуждам пожилых людей.
Причем нестационарные учреждения социальной
защиты позволяют подобрать
Центры социального
Остается достаточно высокой
потребность социального
Существенно улучшить положение клиентов социальных служб позволит гуманизация подхода к социальному обслуживанию пожилых, что подразумевает:
-- введение гарантированного
государством минимума
-- недопущение отказа со
стороны государственных
-- уважение выбора граждан
и предоставление возможностей
для реализации клиентом права
на альтернативное решение (
-- учет национально-культурных
особенностей, мировоззренческих и
религиозных взглядов клиентов
социальных служб путем