Социальная реабилитация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 01:51, научная работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы, обусловлена тем, что одной из важнейших задач социальной работы является сохранение и поддержание человека, группы или коллектива в состоянии активного, творческого и самостоятельного отношения к себе, своей жизни и деятельности. В её решении очень важную роль играет процесс восстановления этого состояния, которое может быть утрачено субъектом в силу ряда причин. Любой социальный субъект, независимо от степени сложности, в течение всей своей жизни неоднократно сталкивается с ситуациями, когда разрушается устоявшаяся и привычная для него модель жизнедеятельности, рвутся сложившиеся социальные связи и отношения и с разной степенью глубины меняется социальная среда его жизнедеятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы социальной реабилитации………5
1.1. Понятие «социальной реабилитации», сущность, содержание…………..5
1.2. Виды и уровни социальной реабилитации……………………………….7
Глава 2. Основные направления социальной реабилитации………………….9
2.1. Методика осуществления социально-бытовой адаптации……………….9
2.2. Методика осуществления социально-средовой ориентации....................11
Заключение………………………………………………………………..14
Список литературы………………………………………………………...16

Вложенные файлы: 1 файл

НИР 3 курс.doc

— 86.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы социальной реабилитации………5

1.1. Понятие «социальной  реабилитации», сущность, содержание…………..5

1.2. Виды и уровни социальной  реабилитации……………………………….7

Глава 2. Основные направления социальной реабилитации………………….9

2.1. Методика осуществления социально-бытовой адаптации……………….9

2.2. Методика осуществления социально-средовой ориентации....................11

Заключение………………………………………………………………..14

Список литературы………………………………………………………...16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность выбранной темы, обусловлена тем, что одной  из важнейших задач социальной работы является сохранение и поддержание человека, группы или коллектива в состоянии активного, творческого и самостоятельного отношения к себе, своей жизни и деятельности.

     В  её решении очень важную роль  играет процесс восстановления  этого состояния, которое может  быть утрачено субъектом в  силу ряда причин. Любой социальный  субъект, независимо от степени  сложности, в течение всей своей жизни неоднократно сталкивается с ситуациями, когда разрушается устоявшаяся и привычная для него модель жизнедеятельности, рвутся сложившиеся социальные связи и отношения и с разной степенью глубины меняется социальная среда его жизнедеятельности.

     В таких обстоятельствах субъекту необходимо не только привыкнуть, адаптироваться к новым условиям существования, но и вернуть утраченные социальные позиции, восстановить физические, эмоциональные и психологические ресурсы, а также важные и значимые для субъекта социальные связи и отношения. Иначе говоря, необходимым условием успешной и эффективной социальной поддержки человека или группы 
являются восстановление их социально и личностно значимых качеств и характеристик и преодоление ситуации социальной и личностной недостаточности.

     Эта задача может и должна быть успешно решена в процессе организации и 
проведения социальной реабилитации субъекта.

     Социальная  реабилитация – это комплекс  мер, направленных на восстановление  разрушенных или утраченных в силу каких-либо причин общественных связей и отношений, социально и личностно значимых характеристик, свойств и возможностей субъекта.

     Потребность в социальной реабилитации – это универсальное социальное 
явление. Каждый социальный субъект, независимо от степени его социального благополучия на данный момент времени, на протяжении своей жизнедеятельности вынужден менять привычное социальное окружение, формы деятельности, затрачивать присущие ему силы и способности и сталкиваться с ситуациями, которые с неизбежностью и необходимостью ведут к тем или иным потерям. Всё это приводит к тому, что человек или группа начинают испытывать потребность в определённой социально-реабилитационной помощи.

     Актуальность  исследования позволяет определить  предмет, объект, цель и задачи.

Предмет – процесс  социальной реабилитации.

Объект –  социальная реабилитация.

Целью данного  исследования является описание методики социальной реабилитации.

Для достижения поставленной цели нами определены следующие  задачи исследования:

1. Изучение сущности  и содержания социальной реабилитации  как процесса.

2. Рассмотрение  видов и уровней социальной  реабилитации.

3. Определение основных направлений реабилитационной деятельности.

4. Изучение методик  социальной реабилитации

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы социальной реабилитации

1.1. Понятие «социальной реабилитации», сущность, содержание.

     В нашей работе рассмотрим основные понятия: «реабилитация», «социальная реабилитация».

     Термин «реабилитация» происходит от лат. rehabilitate-восстановление. Под ним понимают комплекс медицинских, социально-экономических, педагогических, юридических мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций, дефекта, социального отклонения.

     Основные принципы  осуществления реабилитации: дифференцированность, комплексность, последовательность, преемственность, доступность и преимущественно бесплатность для наиболее нуждающихся (беженцев, безработных, инвалидов и др.).

     Процесс реабилитации нацелен не только на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде, но и на определенные изменения самой среды, условий жизнедеятельности, нарушенных или ограниченных по каким-либо причинам. [8,с.67]

     Социальная реабилитация - комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных и утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма (инвалидность), изменения социального статуса (пожилые граждане, беженцы и т. д.) [12].

     Определяющим фактором для социальной реабилитации являются последствия утраты или нарушения каких-либо функций организма и способностей человека, обусловливающие различные социальные ограничения.

 

     Субъекты социальной реабилитации - это государство, общественные и общественно-политические объединения, фонды, конфессии, органы местного самоуправления, профессионалы социальной работы, т.е. социальные субъекты, участвующие в реализации программ социальной реабилитации, в оказании помощи и поддержки человеку, попавшему в сложную жизненную ситуацию.

     Объекты социальной реабилитации - это группы людей, отдельные категории населения, нуждающиеся в социальной помощи, в том числе семьи, оказавшиеся в кризисной ситуации; несовершеннолетние граждане; дети-инвалиды; и их родители; дети-сироты; взрослые инвалиды; люди пожилого возраста; подростки с девиантным поведением; бездомные; беженцы.

К задачам социальной реабилитации относят:

  • Содействие социально-бытовой адаптации клиента с последующим включением его в окружающую жизнь;
  • Оказание помощи в определении жизненных перспектив и выборе способов их достижения;
  • Развитие коммуникативных навыков.

     Итак, подводя итоги,  можно отметить, что целью социальной  реабилитации является восстановление социального статуса личности и обеспечение социальной адаптации в обществе.

 

 

 

 

 

1.2. Виды и  уровни социальной реабилитации

     В  зависимости от характера и  содержания социальных или личностных  проблем, которые необходимо решить, применяются следующие основные  виды социальной реабилитации.

1. Социально-медицинская  - направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной нарушенной или утраченной функции. Она включает в себя восстановительную и реконструктивную терапию.

2. Социально-психологическая  - предназначена для повышения уровня психического и психологического здоровья субъекта, оптимизации внутригрупповых связей и отношений, выявления потенциальных возможностей личности и организации психологической коррекции, поддержки и помощи.

3. Социально-педагогическая – направлена на решение таких задач, как преодоление состояния «педагогической запущенности». Организация и осуществление педагогической помощи при различных нарушениях способности человека к получению образования (организация образовательного процесса в больницах и местах заключения, обучение инвалидов и детей с нестандартными интеллектуальными способностями и т.п.). При этом, предполагается определённая работа по созданию адекватных условий, форм и методов обучения, а также, соответствующих методик и программ.

4. Профессиональная  и трудовая - позволяет формировать новые или восстанавливать утраченные человеком трудовые и профессиональные навыки. Включает в себя профессиональную ориентацию, образование, профессионально-производственную адаптацию и трудоустройство.

5. Социально-средовая - направлена на восстановление у человека чувства социальной значимости внутри новой для него социальной среды. Этот вид реабилитации включает в себя знакомство человека с основными характеристиками среды, в которой он оказался, помощь в организации новой среды жизнедеятельности и восстановление привычных моделей поведения и деятельности по организации собственной повседневной жизни.

     В рамках реабилитационной деятельности ученые выделяют  различные уровни: медицинский, социально-бытовой, социально-психологический, социально-правовой, социально-ролевой, профессионально-трудовой.

     Как бы ни отличались между собой основные виды социальной реабилитации, тем не менее, их практическое осуществление предполагает опору на ряд основополагающих принципов.

1.  Своевременность и поэтапность социально-реабилитационных мероприятий, предполагающие своевременное выявление проблемы клиента организацию последовательной деятельности по её разрешению.

2. Дифференцированность, системность и комплексность, направленные 
на осуществление социально-реабилитационных мероприятий как единой, целостной системы поддержки и помощи.

3. Последовательность и непрерывность в проведении социально-реабилитационных мероприятий, реализация которого позволяет не только восстановить утраченные субъектом ресурсы, но и предвосхитить возможное возникновение проблемных ситуаций в будущем.

4. Индивидуальный подход к определению объёма, характера и направленности социально-реабилитационных мер.

 

Глава 2. Основные направления социальной реабилитации

2.1. Методика осуществления социально-бытовой адаптации

     Социальная реабилитация включает социально-средовую ориентацию и социально-бытовую адаптацию.

     Социально-бытовая адаптация - это система и процесс определения оптимальных режимов общественной и семейно-бытовой деятельности. Осуществляется главным образом по отношению к инвалидам. [1, с.209]

     Социально-бытовая адаптация состоит из следующих элементов: самообслуживания, самостоятельности передвижения, трудовой деятельности, подготовленности к работе с бытовой техникой и средствами связи.

     Самообслуживание предполагает автономность личности в организации сбалансированного питания, способность выполнять повседневную бытовую деятельность, развитость навыков личной гигиены, умение планировать свой режим дня, полноценно сочетающий трудовую активность и отдых.

     Самостоятельность передвижения - это автономность личности при перемещении в пространстве, знание назначения транспортных средств для достижения своих целей в рамках выполнения бытовой, общественной, профессиональной деятельности, ориентирование на местности, знание общих закономерностей организации инфраструктуры любого населенного пункта.

     Включение в трудовую деятельность предполагает развитие готовности, внутренней мотивации к профессиональной деятельности с целью самообеспечения и экономической независимости.

     Сформированная таким образом социально-бытовая адаптивность клиента предполагает развитие у него способности автономно организовать обеспечение себя и своей семьи, социально-экономическую независимость от государственных учреждений, готовность изменить быт, профессиональную деятельность в соответствии с меняющимися эстетическими, познавательными потребностями и потребностями в самоактуализации.

     Последовательность формирования социально-бытовой адаптивности определяется следующими этапами.

Первый этап. Проведение социальной диагностики. Специалист по социальной работе определяет уровень готовности клиента к трудовой деятельности, самообслуживанию, социально-экономической независимости.

Второй этап. Сопровождение клиента для достижения автономности в организации быта. На данном этапе происходит развитие или восстановление после утраты санитарно-гигиенических навыков, развитие моторики, умения координировать свои движения.

Третий этап. Сопровождение клиента для достижения автономности при перемещении в пространстве. Специалист по социальной работе с помощью индивидуальных форм и занятий в группе продолжает способствовать укреплению навыков самообслуживания и личной гигиены.

Четвёртый этап. Сопровождение клиента для достижения его автономности в трудовой деятельности. В соответствии с внутренней мотивацией клиента необходимо создать соответствующие условия в учреждении социального обслуживания либо через сотрудничество с промышленными, сельскохозяйственными и другими предприятиями, фирмами.

Приоритетными формами проведения социально-бытовой  адаптации являются занятия-практикумы, организуемые в условиях учреждения социального обслуживания населения, а также экскурсии.

2.2. Методика осуществления социально-средовой ориентации

     Во время проведения социально-бытовой адаптации, в том числе на специально организованных занятиях-практикумах, в процессе совместной деятельности происходит социально-средовая ориентация индивида. Человек находится в постоянном взаимодействии с окружающими людьми, приобретая при этом опыт организации какой-либо деятельности. Он постоянно встречается с жизненными ситуациями, из которых необходимо уметь найти конструктивный выход, обеспечивающий равновесие между поддержанием межличностных отношений и сохранением собственной жизненной позиции.

Информация о работе Социальная реабилитация