Социальная реабилитация детей - инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 15:59, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – Раскрыть и проанализировать технологии социальной работы с детьми с ограниченными возможностями, для дальнейшего изучения и повышения их эффективности.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
- описать содержание понятий инвалидность и реабилитация, виды реабилитаций;
- выявить проблемы в работе с детьми с ограниченными возможностями;
- рассмотреть основные методы социальной реабилитации детей-инвалидов;
- изучить практический опыт решения проблем детской инвалидности в России и зарубежом;

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1. Теоретические основы социальной реабилитации детей с
ограниченными возможностями…………………………………………..
1.1. Научно-теоретические основы анализа проблем социальной
реабилитации детей с ограниченными возможностями…………………
1.2. Дети с ограниченными возможностями, сущность и
содержание…………………………………………………………
ГЛАВА 2. Формы и методы социальной работы с детьми с
ограниченными возможностями……………………………………..
2.1. Социальная работа с семьями, воспитывающими детей-
инвалидов………………………………………………………………..
2.2. Социально-психологической реабилитации детей
с ограниченными возможностями………………………………………
Заключение………………………………………………………………….
Список использованной литературы………………………………………
Приложения………………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая соц реаб.docx

— 46.56 Кб (Скачать файл)

     В рамках  социально-антропологического подхода  стандартизированные и институциональные  формы социальных отношений (социальная  норма и девиация), социальные  институты, механизмы социального  контроля. Использована терминология  для обозначения детей-инвалидов:  нетипичные дети, дети с ограниченными  возможностями. В отечественных  трудах данный подход предложили  А.Н. Суворов, Н.В. Шапкина и  др.

     Макросоциологический  подход к изучению проблем  инвалидности отличает социально-экологическую   теорию У. Бронфебреннера, предложенную  в отечественных исследованиях   В.О. Скворцовой. Проблемы инвалидности  рассматриваются в контексте  «воронки» понятий: макросистема, экзосистема, мезасистема, микросистема (соответственно политические, экономические  и правовые позиции, господствующие  в обществе; общественные институты,  органы власти; взаимоотношения между различными жизненными областями; непосредственное окружение индивида).

     В теориях  символического интеракционализма  (Дж.Г. Мид, Н.А. Залыгина и  др.) инвалидность описывается посредством  системы  символов, характеризующих  эту социальную группу лиц  с ограниченными возможностями.  Рассматриваются проблемы становления  социального «Я» инвалида, анализируется  специфика этой социальной роли, устойчиво воспроизводимые стереотипы  поведения самих инвалидов и  отношение к ним социального  окружения.

     В рамках  теории наклеивания ярлыков   или теории социальной реакции  (Г.Беккер, Э. Лемертон) для обозначения  лиц  с ограниченными возможностями   появляется понятие «девианты». Инвалидность рассматривается как  отклонения от социальной нормы,  носителям этой девиации наклеивается  ярлык – инвалид. В рамках  этой теории изучаются социальные  проблемы конкретного индивида  посредством изучения отношения  к нему общества в целом.  В отечественных исследованиях  на этой методологической базе  проблемы инвалидизации изучались  М.П. Левицкой и др3.

     Феноменологический  подход отличает социокультурную  теорию нетипичности  Е.Р. Ярской-Смирновой.  Феномен «нетипичного ребенка»  формируется и транслируется  всем его социальным окружением. Он характеризуется всем многообразием  исторически сложившегося этноконфессионального,  социокультурного макро- и микросоциума, в котором нетипичный ребенок  проходит социализацию. Этот подход  продолжен в исследованиях Д.В.  Зайцева, Н.Е. Шапкиной и др4.

     В итоге можно  сделать вывод  о том, что  социальная реабалитация определяется  как комплекс мер, направленных  на восстановление разрушенных  или утраченных индивидом общественных  связей и отношений вследствие  нарушения здоровья со стойким  расстройством функций организма  (инвалидность), изменением социально  статуса (пожилые граждане, беженцы  и вынужденные переселенцы, безработные  и некоторые др.), девиантным поведением  личности (несовершеннолетние, лица, страдающие  алкоголизмом, наркоманией, освободившиеся  из мест лишения свободы и  др.).

     Целью социальной  реабилитации является восстановление  социального статуса  личности, обеспечение социальной адаптации  в обществе, достижение материальной  независимости.

     Основными принципами  социальной реабилитации являются: как можно более раннее начало  осуществления реабилитационных  мероприятий, непрерывность и  поэтапность их проведения, системность  и комплексность, индивидуальный  подход.  

     Основное  содержание  и виды реабилитаций инвалидов. 

     Федеральный  закон от 20.07.95г. рассматривает  реабилитацию инвалидов как совокупность  трех составных частей: медицинской,  профессиональной и социальной  реабилитации. Под медицинской реабилитацией  понимают восстановительную терапию,  реконструктивную хирургию, протезирование  и ортезирование. Очевидно, на  основе этих представлений о  медицинской реабилитации и надо  проводить различие между ней  и лечением, которое имеет целью  предотвращение непосредственной  опасности для жизни и здоровья, вызванной болезнью или увечьем  в результате несчастного случая. Реабилитация же составляет следующий  за лечением этап (отнюдь не  обязательный, ведь необходимость  в нем наступает лишь, если  в результате лечения нарушения здоровья избежать не удалось), имеющий восстановительный характер.

     Профессиональная  реабилитация включает в себя  профессиональную ориентацию, профессиональное  образование, профессиональную и  производственную адаптацию, трудоустройство.  В построении отечественной системы  профессиональной реабилитации  инвалидов можно успешно использовать  зарубежный  опыт.

     Социальная  реабилитация инвалидов состоит   из социально-бытовой адаптации.  Именно таким образом решен  вопрос в Примерном положении  об индивидуальной программе  реабилитации (ИПР) инвалидов, утвержденном  постановлением Министерства труда  и социального развития Российской  Федерации от 14 декабря 1996г. Его  разработка была предусмотрена  в ФЗ от 20.07.95 (ст.11), где ИПР   определена как разработанный  на основе решения государственной  службы МСЭ комплекс оптимальных  для инвалидов реабилитационных  мероприятий, включающий в себя  отдельные виды, формы, объемы, сроки  и порядок реализации медицинских,  профессиональных и других реабилитационных  мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных  функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида  к выполнению определенных видов  деятельности.

     Под реабилитацией  детей-инвалидов понимается система  мероприятий, цель которых   – быстрейшее и наиболее полное  восстановление здоровья больных  и  инвалидов и возвращение  их к  активной жизни. Реабилитация  больных  и инвалидов представляет  собой  комплексную систему  государственных, медицинских, психологических,  социально-экономических, педагогических, производственных, бытовых и других  мероприятий5.

     Медицинская  реабилитация направлена на полное  или  частичное восстановление  или компенсацию  той или  иной нарушенной или утраченной  функции или на замедление  прогрессирующего заболевания.

     Право на  бесплатную медицинскую реабилитационную  помощь закреплено законодательствами  о здравоохранении и труде.

     Реабилитация  в медицине является начальным  звеном системы общей реабилитации, ибо ребенок-инвалид, прежде всего,  нуждается в медицинской помощи. По существу, между периодом лечения  заболевшего ребенка и периодом  его медицинской реабилитации, или  восстановительного  лечения, нет  четкой границы, так как лечение  всегда направлено на восстановление  здоровья и возвращение к учебной  или трудовой деятельности. Однако  мероприятия по медицинской реабилитации  начинаются в больничном учреждении  после исчезновения острых симптомов  заболевания – для этого применяются  все виды необходимого лечения  – хирургическое, терапевтическое,  ортопедическое, курортное и др.

     Заболевший  либо получивший травму, увечье  ребенок, ставший инвалидом, получает  не только лечение – органы  здравоохранения  и социальной  защиты, профессиональные союзы,  органы образования, принимают  необходимые меры к восстановлению  его здоровья, осуществляют комплексные  мероприятия по возвращению его  к активной жизни, возможному  облегчению его положения.

     Все другие  формы реабилитации – психологическая,  педагогическая, социально-экономическая,  профессиональная, бытовая – проводятся  наряду с медицинской.

     Психологическая  форма реабилитации – это форма   воздействия на психическую сферу   больного ребенка, на преодоление  в  его сознании представления  о  бесполезности лечения. Эта  форма реабилитации сопровождает  весь цикл лечебно-восстановительного  мероприятия.

     Педагогическая  реабилитация – это мероприятия   воспитательного характера, направленные  на то, чтобы ребенок овладел  необходимыми навыками и умениями  по самообслуживанию, получил школьное  образование.  Очень важно выработать  у ребенка психологическую уверенность  в собственной полноценности  и создать правильную профессиональную  ориентацию. Подготовить к доступным  им видам деятельности, создать  уверенность в том, что приобретенные  знания в той или иной области  окажутся полезными в последующем  трудоустройстве.

     Социально-экономическая   реабилитация – это целый комплекс  мероприятий: обеспечение больного  или инвалида необходимым и  удобным  для него жилищем,  находящимся вблизи места учебы,  поддержание уверенности больного  или инвалида в том, что он  является полезным членом общества; денежное обеспечение больного  или инвалида и его семьи  путем предусмотренных государством  выплат, назначения пенсии и т.  п.

     Профессиональная  реабилитация подростков-инвалидов  предусматривает обучение или  переобучение доступным формам  труда, обеспечение необходимыми  индивидуальными техническими приспособлениями  для облегчения пользования рабочим  инструментом, приспособление рабочего  места подростка-инвалида к его  функциональным возможностям, организацию  для инвалидов специальных цехов  и предприятий с облегченными  условиями труда и сокращенным  рабочим днем и т.д.

     В реабилитационных  центрах широко используется  метод трудовой терапии, основанный  на тонизирующем и активизирующем  воздействии труда на психофизиологическую  сферу ребенка. Длительная бездеятельность  расслабляет человека, снижает его  энергетические возможности, а  работа повышает жизненный тонус,  являясь естественным стимулятором. Нежелательный психологический  эффект дает и длительная социальная  изоляция ребенка.

     Большую роль  трудовая терапия играет при   заболеваниях и травмах костно-суставного  аппарата, предотвращает развитие  стойких  анкилозов (неподвижность  суставов).

     Особое  значение  трудовая терапия приобрела   при лечении психических болезней, которые часто являются причиной  длительной изоляции больного  ребенка от общества. Трудовая  терапия облегчает взаимоотношения  между людьми, снимая состояние  напряженности и беспокойства. Занятость,  концентрация внимания на выполняемой  работе отвлекают пациента от  его болезненных переживаний.

     Значение  трудовой  активизации для душевнобольных, сохранение их социальных контактов   в ходе совместной деятельности  так  велико, что трудовая терапия  как  вид медицинской помощи  раньше всех была использована  в психиатрии.

     Бытовая реабилитация  – это предоставление ребенку-инвалиду  протезов, личных средств  передвижения  дома и на улице (специальные   вело- и мотоколяски, и др.).

     В последнее  время большое значение придается  спортивной реабилитации. Участие  в спортивно-реабилитационных мероприятиях  позволяет детям преодолевать  страх, формировать культуру отношения  к еще более слабому, корректировать  иногда гипертрофированные потребительские тенденции и, наконец, включать ребенка в процесс самовоспитания, приобретения навыков вести самостоятельный образ жизни, быть достаточно свободным и независимым.

     Социальный  работник, проводящий реабилитационные  мероприятия с ребенком, который   получил инвалидность в результате  общего заболевания, травмы или  ранения, должен использовать  комплекс этих мероприятий, ориентироваться  на конечную цель – восстановление  личного и социального статуса  инвалида и учитывать метод  взаимодействия с ребенком, предполагающий :

     - апелляцию  к его личности;

     - разносторонность  усилий, направленных на различные  сферы жизнедеятельности ребенка-инвалида  и на изменение его отношений  к себе и своему недугу;

     -единство  воздействий  биологических (медикаментозное   лечение, физиотерапия и т.д.) и   психосоциальных (психотерапия, трудовая  терапия и др.) факторов;

     - определенную  последовательность  – переход  от одних воздействий  и  мероприятий к другим.

     При проведении  реабилитационных мероприятий   необходимо учитывать психосоциальные   факторы, приводящие в ряде  случаев  к эмоциональному  стрессу, росту  нервно-психической  патологии и возникновению так  называемых психосоматических заболеваний,  а зачастую – проявлению девиантного  поведения. Биологические, социальные  и психологические факторы, взаимно  переплетаются на различных этапах  адаптации ребенка к условиям  жизнеобеспечения.

     При разработке  реабилитационных мероприятий   необходимо учитывать как медицинский   диагноз, так и особенности  личности  в социальной среде.  Этим, в частности  объясняется  необходимость привлечения  к  работе с детьми-инвалидами социальных  работников и психологов в  самой системе здравоохранения,  ибо граница между профилактикой,  лечением и реабилитацией весьма  условна и существует для удобства  разработки мероприятий. Тем не  менее, реабилитация отличается  от обычного лечения тем, что  предусматривает выработку совместными  усилиями социального работника,  медицинского психолога и врача,  с одной стороны и ребенка  и его окружения (в первую  очередь семейного) – с другой  стороны, качеств, помогающих  оптимальному приспособлению ребенка  к социальной среде. Лечение  в данной ситуации – это  процесс, больше воздействующий  на организм, на настоящее, а  реабилитация больше адресуется  личности и как бы устремлена  в будущее.

     Задачи  реабилитации, а также ее формы  и методы  меняются в зависимости  от  этапа. Если задача первого  этапа – восстановительного –  профилактика дефекта, госпитализация, установление инвалидности, то задача  последующих этапов – приспособление  индивидуума к жизни и труду,  его бытовое и последующее  трудовое устройство, создание благоприятной  психологической и социальной  микросреды. Формы воздействия при  этом разнообразны – от активного  первоначального биологического  лечения до «лечения средой»,  психотерапии, лечения занятостью, роль которых возрастает на  последующих этапах. Формы и методы  реабилитации зависят от тяжести  заболевания или травмы, особенности  клинической симптоматики особенностей  личности больного и социальных  условий.

Информация о работе Социальная реабилитация детей - инвалидов