Социальная реабилитация детей - инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 15:59, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – Раскрыть и проанализировать технологии социальной работы с детьми с ограниченными возможностями, для дальнейшего изучения и повышения их эффективности.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
- описать содержание понятий инвалидность и реабилитация, виды реабилитаций;
- выявить проблемы в работе с детьми с ограниченными возможностями;
- рассмотреть основные методы социальной реабилитации детей-инвалидов;
- изучить практический опыт решения проблем детской инвалидности в России и зарубежом;

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1. Теоретические основы социальной реабилитации детей с
ограниченными возможностями…………………………………………..
1.1. Научно-теоретические основы анализа проблем социальной
реабилитации детей с ограниченными возможностями…………………
1.2. Дети с ограниченными возможностями, сущность и
содержание…………………………………………………………
ГЛАВА 2. Формы и методы социальной работы с детьми с
ограниченными возможностями……………………………………..
2.1. Социальная работа с семьями, воспитывающими детей-
инвалидов………………………………………………………………..
2.2. Социально-психологической реабилитации детей
с ограниченными возможностями………………………………………
Заключение………………………………………………………………….
Список использованной литературы………………………………………
Приложения………………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая соц реаб.docx

— 46.56 Кб (Скачать файл)

     2. Устойчивость  к неблагоприятным  социальным  воздействиям (автономность), сохранение  своих индивидуальных  качеств,  сформированных установок и ценностей;

     3. Активная  позиция в решении  социальных  проблем, реализуемая  готовность  к социальным действиям,  саморазвитие  и самореализация  в возникающих  трудных ситуациях  (социальная  активность), способность  к   самоопределению и расширению  границ пространственной жизнедеятельности. 

       Каждый  из перечисленных критериев   не свидетельствует  о подготовке  ребенка к преодолению трудностей  социальной реабилитации. Они могут   рассматриваться только в комплексе.

     Главное, что  должен учитывать социальный  работник – это то, что его  деятельность является не узкоспециализированной, а представляет собой широкий  спектр услуг, предоставляемых  детям, имеющим нарушения развития, и их семьям. Причем дети, развитие  которых существенно нарушено, обычно  сразу попадают в поле зрения  специалиста, и потребности в  создании системы профессиональной  помощи, как правило, очевидны. Напротив, распознавание детей, которым  лишь грозит риск нарушения  развития, может быть затруднено, и характер и формы профессиональных  услуг в этом случае также  не представляются очевидными. Не  только малый вес ребенка при  рождении или нездоровая обстановка  в его семье могут стать  причиной отставания его развития, поэтому реабилитация предполагает  мониторинг развития ребенка  с целью своевременного обеспечения  семьи специальной помощью сразу  же после появления у него  первых признаков нарушения развития.

     Основная  цель  ранней социально-реабилитационной  работы – обеспечение социального,  эмоционального, интеллектуального   и физического развития ребенка,  имеющего нарушения, и попытка  максимального раскрытия его  потенциала для обучения. Вторая  важная цель – предупреждение  вторичных дефектов у детей  с нарушениями развития, возникающих  либо после неудачной попытки  купировать прогрессирующие первичные  дефекты с помощью медицинского, терапевтического или обучающего  воздействия, либо в результате  искажения взаимоотношений между  ребенком и семьей, вызванного, в  частности, тем, что ожидания  родителей (или других членов  семьи) относительно ребенка не  оправдались. 

 

 

                 1.3. Социальная защита детей-инвалидов. 

          Учреждения, обслуживающие детей-инвалидов.  Дети-инвалиды обслуживаются учреждениями  трех ведомств. Дети до 4 лет с  поражением опорно-двигательного  аппарата и снижением умственного  развития находятся в специализированных  домах ребенка Министерства здравоохранения  РФ, где получают уход и лечение.  Дети с нерезко выраженными  аномалиями физического и умственного  развития обучаются в специализированных  школах-интернатах Министерства  общего и профессионального образования  РФ. Дети в возрасте от 4 до 18 лет  с более глубокими психосоматическими  нарушениями проживают в домах-интернатах  системы социальной защиты населения.  В 158 детских домах-интернатах  находится 30 тыс. детей с тяжелыми умственными и физическими недостатками, половина из них — дети-сироты. Отбор в эти учреждения осуществляют медико-педагогические комиссии (врачи-психиатры, дефектологи, логопеды, представители социальной защиты населения), осматривая ребенка и устанавливая степень заболевания, затем оформляя документацию. На 1 января 1994 г. в 150 детских домах-интернатах находилось 31907 детей; их обучали по специально разработанным программам навыкам самообслуживания и труду с 12 лет. Овладевая некоторыми профессиональными навыками (швеи, плотника, санитарки-уборщицы, дворника, грузчика и т.д.), получали педиатрическую, неврологическую, психиатрическую помощь.

         Дети, которые не могут обслуживать  себя сами, находятся в специализированных  домах-интернатах системы социальной  защиты населения, нуждаются в  уходе. В России всего 6 таких  учреждений, где на 1 января 1994 г.  находилось 506 детей от 6 до 18 лет.

Медицинская реабилитация оставляет  желать лучшего. В реабилитационных учре-ждениях дети обучаются по программе  общеобразовательной школы. В соответствии с федеральной целевой программой «Дети-инвалиды», президентской программой «Дети России» создаются территориальные  реабилитационные центры для детей  и подростков с ограниченными  возможностями и территориальные  центры социальной защиты семье и  детям.

В 1997 году в системе  организаций  социальной защиты действовало 150 специа-лизированных центров, где  находилось 30 тыс. детей  с тяжелыми умственными и физическими  недостатками и 95 отделений реабилитации детей  и подростков с ограниченными  возможностями. 34,7 % этих учреждений занимаются реабилитацией детей с детскими церебральными параличами; 21,5 % —  с нарушениями умственного и  психического развития; 20 % — с соматической патологией; 9,6 % — с нарушением зрения; 14,1 % — с нарушением слуха.

Федеральная целевая программа  «Дети-инвалиды», входящая в президентскую  программу «Дети России», предусматривает  комплексное решение проблем  детей с отклонениями в развитии. Она имеет следующие задачи: предупреждение детской инвалидности (обеспечение  соответствующей литературой, диагностическими средствами); скрининг-тест новорожденных  на фенилкетонурию, врожденный гипотиреоз, аудиологический скрининг, совершенствование  реабилитации (развитие центров реабилитации); обеспечение детей техническими средствами для бытового самообслуживания; укрепление кадров с систематическим  повышением квалификации, укрепление материально-технической базы (строительство  домов-интернатов, реабилитационных центров, обеспечение их оборудованием, транспортом), создание культурных и спортивных баз.

В 1997 году в 70 регионах РФ действовали  региональные программы. В ряде регионов создавались квотированные  рабочие  места для женщин, воспитывающих  детей-инвалидов (Астрахань, Курск), в  Москве создавались рабочие места  для подростков-инвалидов (профессиональное образование по 13 специальностям) и  т.д.

В последнее  время снизился уровень материально-технической  базы детских домов из-за недостатка финансирования, приостановлено строительство  новых детских домов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     ГЛАВА 2. Формы  и методы социальной работы  с детьми с

                    ограниченными возможностями. 

2.1. Социальная работа с  семьями, воспитывающими      

     детей с ограниченными  возможностями. 

     Одной из  наиболее актуальных проблем  социальной работы на сегодняшний  день является проблема работы  с семьей, имеющей ребенка с  ограниченными возможностями. При  интенсивном росте детей-инвалидов  актуальность проблемы возрастает  в равных пропорциях. По данным  статистики в России на 2001 г.  на освидетельствование поступило  5000 детей, из них было признано  инвалидами 4500 детей, а к 2005 г.  эти показатели выросли вдвое.  Так, в 2005 г. освидетельствовано 10000 детей из них было признано  инвалидами 8500 детей11.

     Все люди  мечтают о счастливой судьбе  – об образовании, любимой  работе, замечательной семье, своей  востребованности. Реальность же  нередко вносит коррективы в  эти мечты. Одно из самых  тяжелых его испытаний – утрата  здоровья и связанная с ним  инвалидность.

     В декларации  о правах инвалидов говорится,  что эти люди имеют неотъемлемое  право на уважение их человеческого  достоинства. Инвалиды, каковыми  бы ни были происхождения, характер  и серьезность их увечий и  недостатков, имеют те же основные  право, что и их сограждане  того же возраста. Это, прежде  всего, означает, что у них есть  право на удовлетворительную жизнь и меры, которые могут помочь им обрести максимальную самостоятельность.

     Здоровье  и  благополучие детей – главная   забота семьи, государства и  общества. Первоосновой защиты детства  выступает  правовая база. Она  включает международное законодательство, российские государственные законы  и местные положения, инструкции  и методики.

     Международное  законодательство по защите детства   представлено Хартией детства,  Декларацией  прав ребенка.

     В качестве  государственной правовой базы  социальной защиты детства выступают  Конституция РФ, Закон о семье,  Закон об образовании. В России  действует президентская программа  «Дети России» (Указ Президента  РФ от 18.08.94г. № 474)12.

     В письме  Правительства РФ от 04.02.94г. определено  примерное положение «О создании  и основных направлениях деятельности  специализированных учреждений (служб)  для несовершеннолетних, нуждающихся  в социальной реабилитации».

     Однако  в  последние годы наблюдается   рост численности детей инвалидов   с их специфическими проблемами  и  трудностями. Большую роль  в становлении личности ребенка-инвалида, способной успешно интегрироваться  в социум, играю его родители. Поэтому работа с семьями,  воспитывающими детей с ограниченными  возможностями, является одним  из приоритетных направлений  социальной работы.

          Если в 1990 году на учете в  органах социальной защиты состояло  сто пятьдесят одна тысяча  таких детей, то детей-инвалидов  в 2007 году насчитывается около  шестисот тысяч, две трети из  которых - особые дети, имеющие  психические и психоневрологические  нарушения (аутизм, синдром Дауна,  детский церебральный паралич  и другие).

          Изучение возрастного состава  детей-инвалидов показывает, что  самой многочисленной является  возрастная группа 10 - 14 лет (47%); на  втором месте - дети 5 - 9 лет (29%); на третьем - дети в возрасте 0 - 4 года (14%). Дети от 15 до 18 лет составляют 10%13.

     Вопрос  о  причинах рождения детей-инвалидов   до сих пор до конца не  изучен. Среди факторов риска  ученые называют генетику, экологию, неблагополучный  образ жизни,  инфекции и перенесенные заболевания  родителей. Казалось бы, с развитием  современной медицинской диагностики  подобные случаи не должны  повторяться, но проблема продолжает  оставаться актуальной.

     Долгие  годы  об этом не принято было  говорить вслух, и фактор общественного  молчания, как и созданная система  закрытых учреждений для детей  с тяжелыми нарушениями, привели  к тому, что  именно эти дети  зачастую оказываются  изолированными  от общества, а семьи  - наедине  с собственной горечью и проблемами.

     Общеизвестно, что в семьях детей-инвалидов   происходят качественные изменения   на трех уровнях: психологическом  - в  силу хронического стресса,  вызванного заболеванием ребенка,  постоянными  и различными  по своей природе психотравмирующими  воздействиями; социальном - семья  этой категории сужает круг  своих контактов, матери чаще  всего оставляют работу; рождение ребенка деформирует отношения между супругами, соматическом - переживаемый родителями стресс, выражается в различных психосоматических заболеваниях.

     Очевидно, что  инвалидность ребенка для   его родителей является сильным   психотравмирующим фактором. Это   особенно свойственно семьям  с высоким  образовательным  и профессиональным статусом, в  которых порой культивируются  ожидания повышенной одаренности  ребенка. В этих случаях реакция  на факт инвалидности ребенка  может быть адекватной. Она может  принимать крайнюю форму –  комплекс собственной вины, что  порождает гиперопеку в отношениях  с ребенком.

     Другая  категория  родителей – люди с низким  образовательным уровнем, ограниченным  кругом интересов и невысоким  интеллектуальными способностями.  Им свойственно или пренебрежение  проблемами ребенка, или ожидание  решения проблем медицинскими  и социальными работниками. Это  две крайние (патологические) позиции,  они нуждаются в коррекции.

     Семьи с детьми–инвалидами  – особая категория, относящаяся  к «группам риска». Известно, что  количество психических (невротически  и психосоматических) расстройств  в семьях с детьми, имеющими  ограниченные возможности выше, чем в семьях, не имеющих детей-инвалидов  в 2,5 раза. Распад семей с детьми-инвалидами  происходит значительно чаще.

     Все эти и  другие факторы приводят к  тому, что родители становятся  препятствием в реабилитации  детей  с ограниченными возможностями.  Но и в том случае, когда  родители занимают более конструктивную  позицию, они испытывают эмоциональные  перегрузки и нуждаются в особых  знаниях о проблемах своего  ребенка.

     Появление в  семье ребенка с ОВ всегда  тяжелый психологический стресс  для всех членов семьи. Часто  семейные отношения ослабевают ,постоянная  тревога за больного ребенка,  чувство растерянности, подавленности  являются причиной распада семьи,  и лишь в небольшом проценте  случаев семья сплачивается.

     Отец  в семье  с больным ребенком – единственный  добытчик. Имея специальность, образование,  он из-за необходимости большего  заработка становится рабочим,  имеющий вторичные заработки  и практически не имеет времени  заниматься ребенком. Поэтому уход  за ребенком ложится на мать. Как правило, она теряет работу  или вынуждена работать ночью.  Уход за ребенком занимает  все ее время, резко снижен  круг общения. Если бесперспективны  лечение и реабилитация, то постоянная  тревога, психоэмоциональное напряжение  могут привести мать к раздражению,  состоянию депрессии. Часто матери  помогают старшие дети, редко  бабушки, другие родственники. Более  тяжелая ситуация, если в семье  двое детей с ОВ. Наличие ребенка-инвалида  отрицательно влияет на других  детей в семье. Им меньше  уделяется внимания, уменьшаются  возможности для культурного  досуга, они хуже учатся, чаще  болеют из-за недосмотра родителей.

     Семьи в процессе  воспитания, становления  социальной  интеграции ребенка-инвалида сталкиваются  с большим числом трудностей. Прежде всего это оказание  помощи детям, переживающим свою  незащищенность, общественное пренебрежение.  Порой сами близкие люди ребенка-инвалида  пребывают в состоянии хронического  стресса, вызванного его болезнью, обстоятельствами лечения, воспитания, обучения, профессионального становления.  В целом переживают за его  будущее. Все это затрудняет  социальную интеграцию ребенка,  имеющего ограниченные возможности в среду его здоровых сверстников. В такой ситуации социальный работник оказывают содействие семье в решении всех этих проблем. При этом его работа ведется в тесном сотрудничестве с социальными партнерами из здравоохранения, образования, культуры, соцзащиты и т.д.

Информация о работе Социальная реабилитация детей - инвалидов