Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 20:32, дипломная работа
Цель: разработать и апробировать реабилитационные мероприятия с неблагополучной семьей, имеющей детей и подростков в условиях Муниципального учреждения «Центра социальной помощи семье и детям» г. Ачинска.
Задачи:
1. проанализировать специальную литературу по теме исследования;
2. раскрыть суть основных понятий «благополучная семья», «неблагополучная семья», «социальная реабилитация» и «социальная адаптация», рассмотреть: функции семьи, дисфункциональность семей, методы и приемы, способствующие восстановлению утраченных функций семьи;
ВВЕДЕНИЕ
3
Глава 1.
СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
8
1
Понятие и функции семьи
8
§2
Методы определения ключевых проблем семьи; проблемы неблагополучных семей, имеющих детей и подростков.
13
§3
Социальная реабилитация, как эффективный способ адаптации неблагополучной семьи в социальной среде
18
Глава 2.
ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТПЦИОННОГО ПРОЦЕССА В РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ, ИМЕЮЩЕЙ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ»
22
§1
Анализ деятельности работы Муниципального учреждения «Центра социальной помощи семье и детям» г. Ачинска с неблагополучной семьей.
22
2
Этапы осуществления процесса социальной реабилитации неблагополучной семьи, имеющей детей и подростков в условиях Муниципального учреждения« Центра социальной помощи семье и детям» г. Ачинска.
26
3
Результаты
40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
42
ЛИТЕРАТУРА
Содержание Программы и пути ее реализации:
В основу данной Программы положена идея о том, что специалисты Центра ведут профилактическую и воспитательную работу не только с подростками, но и с их семьями. Для работы было задействовано 2 неблагополучных семьи, имеющих детей-подростков в возрасте 14-16 лет.
Первый этап: направлен на социальное обследование семьи с целью выявления существа семейных проблем и причин их возникновения и включает в себя следующие мероприятия:
1 . психодиагностика подростка, состоящая из:
-матрицы определения обобщенного показателя социального благополучия семьи.
- методики определения
- методики оценки жизненных ценностей подростка по С.Моррису
2. Психодиагностика членов семьи состоящая из:
- матрицы определения обобщенного показателя социального благополучия семьи
- методики определения
2. использование методов наблюдения в общении, в игре, тематические беседы, направленные на выяснения отношений в семье.
После проведения совместно с психологом «ЦСПСиД» психодиагностического обследования семей, имеющих детей-подростков по матрице определения обобщенного показателя социального благополучия семьи, можно сказать, что эти семьи принадлежат к группе повышенного риска (количество набранных баллов составило 24 и 28 единиц). (Таблица №1)
Таблица №1. Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия ребенка. (См. Приложение №3)
№ п/п |
Социальные характеристики |
Балл | |
1. Семья Я. Я. |
Состав семьи ребенка |
||
Одна мать |
2 | ||
Школьная успеваемость Школьная успеваемость |
|||
Оставил училище, не работает |
1 | ||
Здоровье ребенка |
|||
Часто болеет в пределах нормального развития |
4 | ||
Санитарно-жилищные условия жизни семьи |
|||
Комната в общежитии, без удобств |
1 | ||
Доход семьи |
|||
Денег до зарплаты не хватает |
1 | ||
Уровень социального благополучия семьи |
|||
В семье ссоры, скандалы, один из родителей склонен к выпивкам |
3 | ||
Поведение ребенка в школе |
|||
Удовлетворительное |
4 | ||
Внешкольное общение ребенка |
|||
Общение на основе пустого время препровождения, отсутствие позитивных целей |
3 | ||
Жизненные цели ребенка |
|||
Отсутствие определенных целей и планов на будущее или наличие нереальных планов, |
3 | ||
Социальная незрелость, инфантилизм, надежда на «авось» |
|||
Эмоциональные отношения родителей с детьми |
|||
Равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя. |
2 | ||
2.Семья. М. |
Состав семьи ребенка |
||
Мать, дочь и сын |
3 | ||
Школьная успеваемость |
|||
Оставила школу, не работает |
2 | ||
Здоровье ребенка |
|||
Часто болеет в пределах нормального развития |
4 | ||
Санитарно-жилищные условия жизни семьи |
|||
Благоустроенная отдельная квартира |
5 | ||
Доход семьи |
|||
Денег до зарплаты не хватает |
|||
Уровень социального благополучия семьи |
|||
В семье ссоры, скандалы |
3 | ||
Поведение ребенка в школе |
|||
неудовлетворительное |
3 | ||
Внешкольное общение ребенка |
|||
Общение на основе пустого времяпрепровождения, отсутствие позитивных целей |
3 | ||
Жизненные цели ребенка |
|||
Отсутствие определенных целей и планов |
3 | ||
на будущее или наличие нереальных планов, социальная незрелость, инфантилизм, надежда на «авось» |
|||
Эмоциональные отношения родителей с детьми |
|||
Равнодушие, отсутствие заботы о детях, дети как дополнительное бремя. Дополнительные проблемы. |
2 |
После проведения последующей диагностики по методике определения эмоциональных отношений родителей с детьми по Т.Лири и методике оценки жизненных ценностей подростка по С.Моррис были получены следующие данные: в неблагополучных семьях, детей больше всего беспокоит в жизни такие проблемы: денежные проблемы семьи, отношения со сверстниками, трудности усвоения школьной программы, здоровье близких родственников, личная жизнь. По проведенной методике было выяснено, что дети в неблагополучных семьях хотели бы иметь работу с высокой оплатой, не вредную для здоровья, связанную с разъездами, новыми впечатлениями, требующую личной предприимчивости, изобретательности, нужную людям. Все полученные данные были сведены в следующую таблицу №2.
Таблица №2. Результаты психодиагностического обследования.
семья |
Родственная связь |
Категория семьи |
Возраст |
Проблемы семьи | |
Семья Я. |
Мать |
Неполная |
48 |
Отсутствие заработка; алкоголизм матери; Отсутствие благоприятного климата, отсутствие взаимопонимания и поддержки. Не существует | |
определенных жизненных целей и планов на будущее. Социальная незрелость, отсутствие заработка. | |||||
Сын |
17 | ||||
Семья М. |
Мать |
Неполная |
46 |
Отсутствие благоприятного климата; отсутствие заработка. Не существует определенных жизненных целей и планов на будущее. Социальная незрелость | |
дочь |
17 | ||||
сын |
21 |
Из данной таблицы видно, что семьи являются неполными (отсутствует отец). Отсутствует благоприятный климат, нет заработка, существует социальная незрелость, нет взаимопонимания и поддержки, а также не существует определенных жизненных целей, задач и планов на будущее.
На втором этапе осуществляется:
- координация и объединение всех специалистов Центра путем проведения выбора эффективных методов и приемов работы с конкретной
семьей;
- включение в план работы форм помощи семье с учетом ее потребностей и возможностей Центра;
- координация всей работы Центра с различными государственными и общественными структурами.
Направления работы специалистов Центра с неблагополучными семьями представлены в Таблице №3.
Таблица №3.Выбор методов и приемов работы с семьями
Семья |
Методы и приемы работы |
1 |
Оказание комплексной поддержки, оказание социально-экономической помощи; работа психолога с подростком по проблеме определения жизненных целей. Профориентационная работа. Содействие в восстановлении социального статуса (трудоустройство через биржу труда), оказание помощи в оформлении документов, содействие в летней занятости. |
2 |
Оказание комплексной поддержки. Работа психолога с подростком по проблеме определения жизненных целей. Оказание помощи в оформлении документов, направление родителей в наркологический диспансер. Правовая поддержка (предоставление информации о льготах и помощь в их получении). Профориентационная работа, содействие в летней занятости. |
После определения видов помощи для каждой семьи, специалисты Центра социальной помощи семье и детям приступают к реализации поставленных задач.
Третий этап - реализация плана реабилитации. Этот процесс зависит от конкретной ситуации, однако есть общие проблемы, которые специалисты Центра решают вместе с членами семьи (Таблица 4).
Таблица 4. Индивидуальный план работы с семьей Я.
Причина постановки на учет |
Ненадлежащее выполнение родительских обязанностей |
Заказчик (ГУО, СОШ, опека, ПДН, КДН, др.) |
ЦЗН, ПДН
|
Информация |
Мать долгое время нигде не работает, злоупотребляет спиртными напитками, ведет аморальный образ жизни. От воспитания сына самоустранилась. Сын подрабатывает. |
Цель работы |
Оказание социально-экономической и психолого-педагогической помощи. |
Исследование функционирования семьи
|
Мать не работает. Семья не имеет никаких доходов, имеет большой долг за проживание в общежитии, субсидия не оформлена. Документов мать никаких не имеет. У сына нет паспорта. |
План мероприятий
|
1.Социальный патронаж неблагополучной семьи а) диагностика б) обследование ЖБУ. 2.Работа специалистов: Социальный педагог: а) Индивидуальная профилактическая беседа с ребенком; б) Проведение тестов, на выявление проблем и интересов ребенка, совместно с психологом; в) Помощь в оформлении паспорта н/л; г) Индивидуальная профилактическая беседа с матерью; д) Оказание помощи в оформлении паспорта маме, помощь в оформлении субсидии; е) Оказание социально- экономической помощи, в виде продуктового набора, одежды б/у, талонов на горячее питание; ж) Профориентационная работа; з) Содействие в организации летней занятости подростка. 4. Взаимодействие с другими организациями по получению документов: а) Служба заказчика; б) Паспортно-визовая служба; в) Профессиональный лицей №40; г) Отдел по делам молодежи; д) Администрация общежития |
Промежуточные показатели течения процесса: 1. Посещение семьи, проведение индивидуальной профилактической беседы с Алексеем, с его мамой. 2. Обследование жилищных условий, составление акта ЖБУ. 3. Проведение методики определения жизненных ценностей по С.Моррису, опросника определения эмоциональных отношений по Т.Лири. 4. Совместный поход с Алексеем в банк для заполнения бланка на получения паспорта. 5. Совместный поход с Алексеем в фото-студию, для получения фотографий на паспорт. 6. Получение справки с места учебы. 7. Сотрудничество с паспортно- 8. Содействие в организации летней занятости подростка.
|
Таблица 5. Индивидуальный план работы с семьей М.
Причина постановки на учет |
Ненадлежащее выполнение родительских обязанностей, пропуски учебных занятий. |
Заказчик (ГУО, СОШ, опека, ПДН, КДН, др) |
ПДН |
Информация |
Ирина не работает, не учится, мать с воспитанием ребенка не справляется. |
Цель заказчика |
Оказание социально-экономической и психолого-педагогической помощи. |
Исследование функционирования семьи |
Мать постоянно занята на работе. Девочка нигде не учится. Старший брат судьбой сестры не интересуется. У Иры не оформлен паспорт. |
План мероприятий
|
1. Социальный патронаж неблагополучной семьи а) Диагностика б) Обследование ЖБУ 2.Работа специалистов: Социальный педагог и специалист по социальной работе. |
|
Промежуточные показатели течения процесса: 1.Посещение семьи, была проведена индивидуальная профилактическая беседа с Ирой, с мамой. 2. Проведение методики оценки жизненных ценностей по С.Моррису, опросника определения эмоциональных отношений по Т. Лири. 3. Посещение семьи, обследование жилищных условии, составление акта ЖБУ. 4. Помощь в оформлении паспорта. 5. Сотрудничество с Центром занятости населения. 6. Содействие в организации летней занятости населения. |
На этапе реализации плана по выводу семьи из кризисной ситуации специалисты по социальной работе «Центра социальной помощи семье и детям» совместно с другими субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних оказывают: помощь в решении медико-социальных проблем членам семьи побуждение родителей к лечению от алкоголизма, наркомании, соматических заболеваний и содействие в его организации); правовую поддержку (предоставление информации о правах, льготах, помощь в их получении); содействие родителям в восстановлении социального статуса (трудоустройство, помощь в профессиональном самоопределении); содействие в улучшении условий для жизни и развития детей (организация различных видов материально-бытовой помощи, облегчение доступа к определенным социальным услугам); психологическое оздоровление семьи (коррекция внутрисемейных отношений, преодоление проблем членов семьи в общении).
Показателем эффективности реабилитационной работы с семьей на этом этапе является избежание лишения родительских прав и полного отторжения ребенка от семьи, а если родители лишены родительских прав, то их восстановление и возвращение ребенка из государственного учреждения в родную семью.
Социальный патронаж-форма работы на протяжении всего периода Социальный патронаж семьи, который проводился в течении 2 месяцев, позволяет держать ситуацию в семье под контролем, а в случае возникновения проблем - оказывать семье своевременную помощь и поддержку.
Социальный патронаж семьи и детей в настоящее время осуществляется в рамках деятельности МУ «ЦСПСиД» г. Ачинска. Будучи специализированным и самостоятельным подразделением центр работает только с семьями, попадающими в особую трудную жизненную ситуацию.
В первую очередь необходимо выявить проблемы, продумать формы работы направленные на устранение причин их возникновения. После проведения социальной диагностики разрабатывается индивидуальная программа или план работы с семьей, находящейся в социально опасном положении, определяются цели и задачи, формы и методы работы, сроки проведения конкретных мероприятий.
На первом уровне социальная работа с семьей реализуется по следующим направлениям:
Очень важно провести семью через все этапы патронажа.
Информация о работе Социальная реабилитация неблагополучной семьи, воспитывающей детей и подростков