Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 06:54, контрольная работа
Социальная роль -- это набор функций, более или менее четко определенный шаблон поведения, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус в обществе. Так, семейный человек исполняет роли сына, мужа, отца. На работе он может одновременно быть инженером, технологом, мастером производственного участка, членом профсоюза и т. д. Разумеется, не все социальные роли равнозначны для общества и равноценны для личности. В качестве основных следует выделить семейно-бытовые, профессиональные и общественно-политические роли.
Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека
(например, писатель, ученый, директор и т. д.). Выделяются также естественный и
профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности
предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека
(мужчины и женщины, детство, юность, зрелость, старость и т. д.).
Профессионально-должностной -- это базисный статус личности, для взрослого
человека чаще всего являющийся основой интегрального статуса. В нем фиксируется
социальное, экономическое и производственно-техническое положение (банкир,
инженер, адвокат и т. д.).
Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в
данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду
обществам, образует содержание социальной роли. Социальная роль -- это
совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный
статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей.
Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором.
Социальная роль распадается на ролевые ожидания -- то, чего согласно
«правилам игры» ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение -- то,
что человек реально выполняет в рамках своей роли. Всякий раз, беря на себя ту
или иную роль, человек более или менее четко представляет связанные с ней права
и обязанности, приблизительно знает схему и последовательность действий и
строит свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих.
Социальное поведение попытался систематизировать Тол-котт Парсонс. Он считал,
что любая роль может быть описана с помощью пяти основных характеристик:
1. Эмоциональность. Некоторые роли (например,
медицинской сестры, врача или полицейского) требуют эмоциональной сдержанности
в ситуациях, обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств (речь идет о
болезни, страдании, смерти). От членов семьи и друзей ожидается менее
сдержанное выражение чувств.
2. Способ получения. Некоторые роли обусловлены
предписанными статусами -- например, ребенка, юноши или взрослого гражданина;
они определяются возрастом человека, исполняющего роль. Другие роли
завоевываются; когда мы говорим о профессоре, мы имеем в виду такую роль,
которая достигается не автоматически, а в результате усилий личности.
3. Масштаб. Некоторые роли ограничены строго
определенными аспектами взаимодействия людей. Например, роли врача и пациента
ограничены вопросами, которые непосредственно относятся к здоровью пациента.
Между маленьким ребенком и его матерью или отцом устанавливаются отношения
более широкого плана; каждого из родителей волнуют многие стороны жизни
малыша.
4. Формализация. Некоторые роли предусматривают
взаимодействие с людьми в соответствии с установленными правилами. Например,
библиотекарь обязан выдать книги на определенный срок и потребовать штраф за
каждый просроченный день с тех, кто задерживает книги. При исполнении других
ролей допускается особое обращение с теми, с кем у вас сложились личные
отношения. Например, мы не ожидаем, что брат или сестра заплатят нам за
оказанную им услугу, хотя мы могли бы взять плату у незнакомого человека.
5. Мотивация. Разные роли обусловлены различными
мотивами. Ожидается, скажем, что предприимчивый человек поглощен собственными
интересами -- его поступки определяются стремлением получить максимальную
прибыль. Но предполагается, что священник трудится главным образом ради
общественного блага, а не личной выгоды. Как считает Парсонс, любая роль
включает некоторое сочетание этих характеристик.
Теория ролей хорошо описывает адаптационную сторону процесса социализации
личности. Но эту схему нельзя принять за единственную и исчерпывающую,
поскольку она оставляет в тени активное, творческое личностное начало
Концепция личности 3. Фрейда. Другой образ личности возник под влиянием
идей 3. Фрейда, рассматривавшего человека как стремящегося к удовольствию, а
общество -- как систему запретов, табу. Бессознательные (в первую
очередь сексуальные) стремления личности образуют ее потенциал и основной
источник активности, задают мотивацию ее действиям. В силу невозможности
удовлетворения инстинктивных потребностей в их естественно-природной форме
из-за социальных нормативных ограничений человек вынужден постоянно искать
компромисс между глубинным влечением и общественно приемлемой формой его
реализации. Вся человеческая история рассматривается Фрейдом как история
нарастающего психоза.
В соответствии с концепцией классического бихевиоризма Уотсона Скиннер
исследует поведение организма. Сохраняя двучленную схему анализа поведения, он
изучает только его двигательную сторону. Основываясь на экспериментальных
исследованиях и теоретическом анализе поведения животных. Скиннер формулирует
положение о трех видах поведения: безусловнорефлекторном,
условнорефлекторном и оперантноц. На основе анализа поведения
Скиннер формулирует свою теорию научения. Главным средством формирования
нового поведения выступает подкрепление. Вся процедура научения у животных
получила название «последовательного наведения на нужную реакцию". Для
разрешения социальных проблем современного общества Б.Скиннер выдвигает задачу
создания технологии поведения. Технология поведения призвана
осуществлять контроль одних людей над другими. Поскольку намерения, желания,
самосознание человека не принимаются во внимание в бихевиоризме, средством
управления поведением не является обращение к сознанию людей. Таким средством
выступает контроль за режимом подкреплений, позволяющий манипулировать людьми.
Такие исследователи, как Т. Адорно, К. Хорни и другие неомарксисты и
неофрейдисты, в своих работах обосновали парадоксальный вывод: «нормальная»
личность современного общества -- это невротик. Давно распались системы
общностей, где были общепринятые устойчивые ценности, и сейчас каждая
социальная роль человека заставляет его «играть» в новой системе ценностей,
предпочтений и стереотипов (выходя из дома, попадая в транспорт, на работу,
забегая в клуб, в кафе, путешествуя по магазинам, все время менять амплуа и
социальные «маски»).
Личность -- понятие,
выработанное для отображения социальной
природы человека, рассмотрения его как
субъекта социокультурной жизни, определения
его как носителя индивидуального начала,
самораскрывающегося в контекстах социальных
отношений, общения и предметной деятельности[1].
Под «личностью» понимают:
1) человеческого индивида как субъекта
отношений и сознательной деятельности
(«лицо» -- в
широком смысле слова) или 2) устойчивую
систему социально значимых черт, характеризующих
индивида как члена того или иного общества
или общности. Хотя эти два понятия -- лицо
как целостность человека (лат. persona) и
личность как его социальный и психологический
облик (лат. регsonalitas) -- терминологически
вполне различимы, они употребляются иногда
как синонимы[2].
В повседневном и научном
языке очень часто встречали термины: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Чаще
всего эти слова употребляются как синонимы,
но если подходить строго к определению
Данных понятий, то можно обнаружить существенные
смысловые оттенки. Человек -- понятие
самое общее, родовое. Индивид понимается
как отдельный, конкретный человек, как
единичный представитель человеческого
рода и его «первокирпичик»
(от лат. individ -- неделимый,
конечный). Индивидуальность можно определить
как совокупность черт, отличающих одного
индивида от другого, причем различия
проводятся на самых разных уровнях --
биохимическом, нейрофизиологическом,
психологическом, социальном и др. Понятие
личность вводится для выделения, подчеркивания
неприродной («надприродной», социальной) сущности человека
и индивида, т. е. акцент делается на социальном
начале.
В социологии личность
определяется как: 1) системное качество
индивида, определяемое его включенностью
в общественные отношения и проявляющееся
в совместной деятельности и общении;
2) субъект социальных отношений и сознательной
деятельности.
■В момент рождения
ребенок еще не является личностью. Он
всего лишь индивид. Индивидом называется
человек как представитель вида, продукт
филогенетического и онтогенетического
развития. Чтобы сделаться личностью,
вовек должен пройти определенный путь
развития. Непременным условием этого
развития являются: 1) биологические, генетически
заданные предпосылки, 2) наличие социальной
среды, мира человеческой культуры, с которым
ребенок взаимодействует. Ребенок, не
взаимодействующий с социальной средой,
еще не человек в собственном смысле слова.
Каждая личность обладает
совокупностью внутренних качеств, свойств,
которые составляют ее структуру. Подойти
к задаче характеристики личности можно
двояким образом:
-- с точки зрения
ее структуры;
-- с точки зрения
ее взаимодействия с окружающим, общения
с другими людьми.
Понятие «личность» показывает, как в каждом
человеке индивидуально отражаются социально
значимые черты и проявляется его сущность
как совокупность всех общественных отношений.
Социология стремится выявить социальные
основы формирования личностных качеств,
социальное содержание и социальные функции
существующих в обществе типов личности,
т. е. изучить личность и как источник общественной
жизни, и как ее реальный носитель. Конечно
же, личность, с точки зрения социологии,
обозначает единичного человека, проявляющего
социально значимые черты индивидуальной
жизнедеятельности благодаря взаимодействию
с другими людьми и тем самым способствующего
стабилизации и развитию общественных
отношений.
Таким образом, социология
личности -- отрасль знаний социологии,
имеющая предметом изучения личность
как объект и субъект социальных отношений
в пределах социально-исторического процесса
и ценностных общественных систем, на
уровне взаимосвязей личности и социальных
общностей. Социология личности сосредоточена
на трех основных проблемах: 1) изучение
личности как социальной системы, элемента
социальных общностей и институтов; 2)
изучение личности как объекта социальных
отношений (воздействие общества на личность,
в том числе и в процессе ее социализации,
воспитания); 3) рассмотрение личности
как субъекта общественных отношений,
в том числе социальную деятельность и
активность личности.