Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 13:40, курсовая работа
Краткое описание
Основной целью является изучение понятий и сущности социальных ролей личности и рассмотрение социальной роли как важного инструмента взаимодействия личности и общества. Основные задачи работы: • изучить понятие личности в социологии; определить понятие и виды социальных ролей; • рассмотреть процесс обучения социальным ролям; определить механизмы взаимодействия социального статуса и ролевой активности личности.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………..3 Глава I. Личность и социальные роли: понятие и сущность……………………..5 1.1 Сущность личности………………………………………………………5 1.2 Понятие и виды социальных ролей……………………………………...7 Глава II. Социальные роли как инструмент взаимодействия личности и общества…………………………………………………………………………….11 2.1 Социальный статус и ролевая активность личности………………….11 2.2 Ролевые и внутриличностные конфликты……………………………..12 2.3 Развитие личности. Обучение социальным ролям…………………….14 Заключение………………………………………………………………………….19 Список использованной литературы...……………………………………………21
Другим источником ролевого
напряжения в процессах социализации является
то, что моральная подготовка личности
к исполнению ролей включает в себя в основном
формальные правила социального поведения.
При этом часто игнорируется обучение
неформальным модификациям этих правил,
которые реально существуют в окружающем
нас мире. Другими словами, обучающиеся
определенным ролям индивиды усваивают,
как правило, идеальную картину окружающей
действительности, а не реальную культуру
и реальные человеческие взаимоотношения.
Некоторый разрыв между формальными
впечатлениями и действительными механизмами
ролевого поведения, характерен для всех
современных обществ. Хотя он бывает весьма
велик, каждое общество старается его
сократить. Однако разрыв сохраняется,
и поэтому следует воспитывать не только
теоретические навыки, но и способности
к адаптации, к решению реальных проблем
[13, 63].
Если в процессе развития личности
и освоения ею социальных ролей допущены
ошибки, то у личности может возникнуть
внутреннее ролевое напряжение, и в последующий
период они перейдут от наивного идеализма
к наивному цинизму, отрицающему основополагающие
нормы общества. Напротив, развитая личность,
в отношении которой было допущено минимальное
количество ошибок в воспитании, может
использовать ролевое поведение как инструмент
адаптации к определенным социальным
ситуациям, в то же время не сливаясь, не
идентифицируясь с ролью, в то же время
«врастая» в общество себе подобных.
Основные промежуточные выводы
по второй главе.
Одной из важнейших категорией
при изучении социальных ролей личности
является социальный статус. Именно социальный
статус обозначает конкретное место, которое
занимает индивид в данной социальной
системе. Каждый человек в социальной
системе занимает несколько позиций. Каждая
из этих позиций, предполагающая определенные
права и обязанности, называется статусом.
Каждый статус обычно включает ряд ролей.
Конкретная социальная роль, как совокупность
действий, которые должен выполнить человек,
занимающий данный статус в социальной
системе, распадается на ролевые ожидания
- то, чего ждут от той или иной роли, и на
ролевое поведение - то, что человек реально
выполняет в рамках своей роли.
На протяжении различных периодов
развития личности нередки случаи так
называемых ролевых конфликтов. Человек
на протяжении своей жизни выполняет много
разных ролей, и каждый раз ему требуется
быть каким-то иным, чтобы получить одобрение
и признание. Однако роли эти не должны
быть противоречивыми, несовместимыми.
Если одному и тому же человеку предъявляют
противоположные социальные требования,
может возникнуть конфликт ролей. В этом
плане важной профилактической мерой
предотвращения таких ситуаций является
обучение личности социальным ролям.
Процессы развития личности,
обучения ее социальным ролям является
важным инструментом взаимодействия общества
и личности. Если в процессе развития личности
и освоения ею социальных ролей допущены
ошибки, то у личности может возникнуть
внутреннее ролевое напряжение. Напротив,
развитая личность, в отношении которой
было допущено минимальное количество
ошибок в воспитании, может использовать
ролевое поведение как инструмент адаптации
к определенным социальным ситуациям,
не сливаясь, не идентифицируясь с ролью,
в то же время «врастая» в общество себе
подобных.
Заключение
Личность - сложное понятие,
которое является одним из центральных
понятий социологии, философии и психологии.
На социологическое понятие личности
заметно влияют философские концепции
и психологические теории. Личность является
тем механизмом, который позволяет интегрировать
свое «Я» и собственную жизнедеятельность,
осуществлять нравственную оценку своих
поступков, находить свое место не только
в отдельной социальной группе, но и в
жизни в целом, вырабатывать смысл своего
существования, отказываться от одного
в пользу другого. В социологических работах
личность трактуется как совокупность
ролей и статусов, которые она занимает
в обществе.
Социальная роль - суть ожидание,
предъявляемое обществом к личности, занимающей
тот или иной статус. Она не зависит от
самой личности, ее желаний и существует
как бы помимо и до самой личности. Основные
требования вырабатывались, шлифовались
обществом и существуют независимо от
конкретных людей, вопреки их желаниям
и представлениям. Основные характеристики
социальной роли - эмоциональность; способ
получения; масштаб; формализация и мотивация.
Любая социальная роль включает некоторое
сочетание этих характеристик. В целом,
социальная роль, которую выполняет человек,
весьма значительна в его жизни, в его
умении эффективно функционировать в
рамках общества.
Одной из важнейших категорией
при изучении социальных ролей личности
является социальный статус. Именно социальный
статус обозначает конкретное место, которое
занимает индивид в данной социальной
системе. Каждый человек в социальной
системе занимает несколько позиций. Каждая
из этих позиций, предполагающая определенные
права и обязанности, называется статусом.
Каждый статус обычно включает ряд ролей.
Конкретная социальная роль, как совокупность
действий, которые должен выполнить человек,
занимающий данный статус в социальной
системе, распадается на ролевые ожидания
- то, чего ждут от той или иной роли, и на
ролевое поведение - то, что человек реально
выполняет в рамках своей роли. Несоответствие
последних нередко приводит к ролевым
конфликтам.
На протяжении различных периодов
развития личности нередки случаи так
называемых ролевых конфликтов. Человек
на протяжении своей жизни выполняет много
разных ролей, и каждый раз ему требуется
быть каким-то иным, чтобы получить одобрение
и признание. Однако роли эти не должны
быть противоречивыми, несовместимыми.
Если одному и тому же человеку предъявляют
противоположные социальные требования,
может возникнуть конфликт ролей. В этом
плане важной профилактической мерой
предотвращения таких ситуаций является
обучение личности социальным ролям.
Процессы развития личности,
обучения ее социальным ролям является
важным инструментом взаимодействия общества
и личности. Если в процессе развития личности
и освоения ею социальных ролей допущены
ошибки, то у личности может возникнуть
внутреннее ролевое напряжение. Напротив,
развитая личность, в отношении которой
было допущено минимальное количество
ошибок в воспитании, может использовать
ролевое поведение как инструмент адаптации
к определенным социальным ситуациям,
не сливаясь, не идентифицируясь с ролью,
в то же время «врастая» в общество себе
подобных. В целом освоение социальных
ролей - часть процесса социализации личности,
непременное условие «врастания» человека
в общество себе подобных.
Влияние социальной роли на
развитие личности достаточно велико.
Развитию личности способствует ее взаимодействие
с лицами, играющими целый ряд ролей, а
также ее участие в максимально возможном
ролевом репертуаре. Чем больше социальных
ролей способен воспроизвести индивид,
тем более приспособленным к жизни он
является, а процесс развития личности
часто выступает как динамика освоения
социальных ролей.
Список использованной
литературы:
Научные монографии.
Бабосов Е.М. Общая социология: Учебное пособие для студентов вузов. - Минск: Студент, 2004. 395 с.
Василенко И.В., Дулина Н.В. Общество: элементы взаимосвязи: учебное пособие. - Волгоград: ВолгГТУ, 2007. - 80 с.
Комаров М.С. Введение в социологию:
учебник для вузов. - М.: Наука, 1994.- 317 с.