Социальная роль личности в коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 13:40, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью является изучение понятий и сущности социальных ролей личности и рассмотрение социальной роли как важного инструмента взаимодействия личности и общества.
Основные задачи работы:
• изучить понятие личности в социологии; определить понятие и виды социальных ролей;
• рассмотреть процесс обучения социальным ролям; определить механизмы взаимодействия социального статуса и ролевой активности личности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава I. Личность и социальные роли: понятие и сущность……………………..5
1.1 Сущность личности………………………………………………………5
1.2 Понятие и виды социальных ролей……………………………………...7
Глава II. Социальные роли как инструмент взаимодействия личности и общества…………………………………………………………………………….11
2.1 Социальный статус и ролевая активность личности………………….11
2.2 Ролевые и внутриличностные конфликты……………………………..12
2.3 Развитие личности. Обучение социальным ролям…………………….14
Заключение………………………………………………………………………….19
Список использованной литературы...……………………………………………21

Вложенные файлы: 1 файл

текст.docx

— 54.25 Кб (Скачать файл)

Другим источником ролевого напряжения в процессах социализации является то, что моральная подготовка личности к исполнению ролей включает в себя в основном формальные правила социального поведения. При этом часто игнорируется обучение неформальным модификациям этих правил, которые реально существуют в окружающем нас мире. Другими словами, обучающиеся определенным ролям индивиды усваивают, как правило, идеальную картину окружающей действительности, а не реальную культуру и реальные человеческие взаимоотношения.

Некоторый разрыв между формальными впечатлениями и действительными механизмами ролевого поведения, характерен для всех современных обществ. Хотя он бывает весьма велик, каждое общество старается его сократить. Однако разрыв сохраняется, и поэтому следует воспитывать не только теоретические навыки, но и способности к адаптации, к решению реальных проблем [13, 63].

Если в процессе развития личности и освоения ею социальных ролей допущены ошибки, то у личности может возникнуть внутреннее ролевое напряжение, и в последующий период они перейдут от наивного идеализма к наивному цинизму, отрицающему основополагающие нормы общества. Напротив, развитая личность, в отношении которой было допущено минимальное количество ошибок в воспитании, может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям, в то же время не сливаясь, не идентифицируясь с ролью, в то же время «врастая» в общество себе подобных.

Основные промежуточные выводы по второй главе.

Одной из важнейших категорией при изучении социальных ролей личности является социальный статус. Именно социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Конкретная социальная роль, как совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе, распадается на ролевые ожидания - то, чего ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение - то, что человек реально выполняет в рамках своей роли.

На протяжении различных периодов развития личности нередки случаи так называемых ролевых конфликтов. Человек на протяжении своей жизни выполняет много разных ролей, и каждый раз ему требуется быть каким-то иным, чтобы получить одобрение и признание. Однако роли эти не должны быть противоречивыми, несовместимыми. Если одному и тому же человеку предъявляют противоположные социальные требования, может возникнуть конфликт ролей. В этом плане важной профилактической мерой предотвращения таких ситуаций является обучение личности социальным ролям.

Процессы развития личности, обучения ее социальным ролям является важным инструментом взаимодействия общества и личности. Если в процессе развития личности и освоения ею социальных ролей допущены ошибки, то у личности может возникнуть внутреннее ролевое напряжение. Напротив, развитая личность, в отношении которой было допущено минимальное количество ошибок в воспитании, может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям, не сливаясь, не идентифицируясь с ролью, в то же время «врастая» в общество себе подобных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Личность - сложное понятие, которое является одним из центральных понятий социологии, философии и психологии. На социологическое понятие личности заметно влияют философские концепции и психологические теории. Личность является тем механизмом, который позволяет интегрировать свое «Я» и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования, отказываться от одного в пользу другого. В социологических работах личность трактуется как совокупность ролей и статусов, которые она занимает в обществе.

Социальная роль - суть ожидание, предъявляемое обществом к личности, занимающей тот или иной статус. Она не зависит от самой личности, ее желаний и существует как бы помимо и до самой личности. Основные требования вырабатывались, шлифовались обществом и существуют независимо от конкретных людей, вопреки их желаниям и представлениям. Основные характеристики социальной роли - эмоциональность; способ получения; масштаб; формализация и мотивация. Любая социальная роль включает некоторое сочетание этих характеристик. В целом, социальная роль, которую выполняет человек, весьма значительна в его жизни, в его умении эффективно функционировать в рамках общества.

Одной из важнейших категорией при изучении социальных ролей личности является социальный статус. Именно социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Конкретная социальная роль, как совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе, распадается на ролевые ожидания - то, чего ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение - то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Несоответствие последних нередко приводит к ролевым конфликтам.

На протяжении различных периодов развития личности нередки случаи так называемых ролевых конфликтов. Человек на протяжении своей жизни выполняет много разных ролей, и каждый раз ему требуется быть каким-то иным, чтобы получить одобрение и признание. Однако роли эти не должны быть противоречивыми, несовместимыми. Если одному и тому же человеку предъявляют противоположные социальные требования, может возникнуть конфликт ролей. В этом плане важной профилактической мерой предотвращения таких ситуаций является обучение личности социальным ролям.

Процессы развития личности, обучения ее социальным ролям является важным инструментом взаимодействия общества и личности. Если в процессе развития личности и освоения ею социальных ролей допущены ошибки, то у личности может возникнуть внутреннее ролевое напряжение. Напротив, развитая личность, в отношении которой было допущено минимальное количество ошибок в воспитании, может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям, не сливаясь, не идентифицируясь с ролью, в то же время «врастая» в общество себе подобных. В целом освоение социальных ролей - часть процесса социализации личности, непременное условие «врастания» человека в общество себе подобных.

Влияние социальной роли на развитие личности достаточно велико. Развитию личности способствует ее взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также ее участие в максимально возможном ролевом репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является, а процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.

 

Список использованной литературы:

 

Научные монографии.

  1. Бабосов Е.М. Общая социология: Учебное пособие для студентов вузов. - Минск: Студент, 2004. 395 с.
  2. Василенко И.В., Дулина Н.В. Общество: элементы взаимосвязи: учебное пособие. - Волгоград: ВолгГТУ, 2007. - 80 с.
  3. Комаров М.С. Введение в социологию: учебник для вузов. - М.: Наука, 1994.- 317 с.
  4. Лебедева С.О. Социология: учебное пособие. - Волгоград: Политехник, 2006. 248 с.
  5. Майерс. Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997. 340 с.
  6. Общая социология: Учебное пособие/ Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. - М.: ИНФРА-М, 202. 403 с.
  7. Парсонс Т. О социальных системах. - М.: АкадемКнига, 2002. - 600 с.
  8. Платонов Ю.П. Социальные статусы и роли. - СПб.: Элитариум, 2007. - 130 с.
  9. Фролов С.С. Социология: Учебник. - 3-е изд., доп. - М.: Гардарики, 2000. 370 с.
  10. Шибутани Т. Социальная роль как функциональная единица. Культурная матрица играния ролей. - М.: Социальная психология, 1999. 260 с.

Статьи из журналов и сборников научных трудов

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте // Вопросы психологии. - 204. - № 2. - С. 19-37.
  2. Козлова О.Н. Личность - граница и безграничность социального // Социально-гуманитарные знания.- 2003.- №4.- С. 81-97.
  3. Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности // Социально-гуманитарные знания.- 2001.- №3.- С. 51-69.

 

 

 


Информация о работе Социальная роль личности в коллективе