Социальная среда управления. Ее типы. Управление в условиях агрессивной среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 22:35, контрольная работа

Краткое описание

Социология управления - отрасль социологического знания, изучающая систему и процессы управления в условиях складывающихся в обществе социальных отношений. Она изучает органы управления - государственные, общественные, прежде всего как социальные системы, весь комплекс подбора, расстановки, воспитания, переподготовки управленческих кадров, отношения, складывающиеся между работниками аппарата управления при выполнении ими управленческих функций, специфику формирующихся у них интересов. В изучении этих проблем социология управления близка к социологии организации. Социология управления охватывает все сферы жизни и деятельности человека, в том числе экономику, политическую и духовную сферы, включает в себя государственное и муниципальное управление.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Социальная среда управления…………………………………………….5
2. Виды социального управления……………………………………………8
3. Три стиля социального управления……………………………………...10
4. Объекты и субъекты социального управления…………………………12
5. Методы управления, их использование в управлении социальными процессами………………………………………………...13
6. Взаимодействие субъекта и объекта управления……………………….17
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………………25

Вложенные файлы: 1 файл

Социология управления.docx

— 49.69 Кб (Скачать файл)

     Второй  стиль управления - демократический, когда руководитель  старается не проявлять собственной инициативы, а поддерживает инициативы «снизу». В самом деле, руководитель организации наделен не только властью, но и определенными ресурсами, которые он должен направить в нужном направлении, а большинство инициатив «снизу» именно и указывают на эти направления. Третий стиль управления - смешанный,-основан на сочетании авторитарного и демократического стилей, когда для решения одних проблем руководитель прибегает к авторитарному управлению, а других - к демократическому. Этот стиль управления является преобладающим.

     Несмотря  на то, что все страны мира используют смешанный стиль управления, в каждой из них преобладает авторитарное или демократическое начало. Так, в восточных странах преобладающим является авторитарное управление, а в западных - демократическое. Это зависит от менталитета нации и ее социальных ценностей. В восточной культуре доминируют общественные ценности (человек должен работать на благо общества),а в западной культуре - индивидуальные (общество должно работать на благо человека).В восточных странах люди боятся власти, считая ее злом, в западных странах - власть боится людей, всегда готовых ее заменить. [1]

     Каждый  из указанных стилей имеет достоинства  и недостатки. Достоинством авторитарного стиля управления является возможность максимально мобилизовать ресурсы общества на решение конкретных социальных проблем или достижение определенных целей, поставленных руководством страны, и обеспечить наиболее эффективное их использование. Недостатками авторитарного стиля является подавление демократии, страх перед властью, а главное, безнаказанное совершение грубейших ошибок, например, приватизация государственной собственности, война в Чечне.

     Смешанный стиль управления позволяет сочетать в себе достоинства авторитарного  и демократического стилей. Однако, для этого требуются соответствующие знания 

 

  1. Объекты и  субъекты социального управления.

     Объектом  социального управления являются - наиболее общие законы и движущие силы деятельности социальных общностей.

     - это социальное управление, представляющее  собой взаимодействие управляющих  и управляемых субъектов, в  процессе которого вырабатываются  и реализуются программы эффективного  функционирования различных социальных  общностей. Это и реальные процессы  социального управления, и каким  образом оно осуществляется и  достигает поставленных целей.

     - это социальная сфера общественной жизни.

     Социальная  сфера общественной жизни - это сфера  взаимоотношений между людьми, социальными  группами, национальными общностями по поводу условий их жизнедеятельности. В широком смысле - это сфера  обеспечения условий и форм существования  людей. В узком смысле - это та часть экономики и политики, которая  непосредственно относится к  удовлетворению личных потребностей и  интересов людей в сфере занятости  и условий труда, в обеспечении  здоровья, питания, жилищном и имущественном  обеспечении, социальном обеспечении, охране окружающей среды.

     Субъект социального управления - это должностные  лица, организации и социальные институты, которые занимаются разработкой  решений, направленных на реализацию основных направлений социальной политики и  организацией управляемых субъектов  в целях осуществления принятых решений. [4]

 

  1. Методы  управления, их использование в управлении социальными процессами

     В практической жизни методы социального  управления, в основном, соответствуют  методам управления персоналом при  соблюдении условия обязательного  учета социальных последствий принимаемых  решений, их влияния на жизнедеятельность  людей.

     Специфика подхода к управленческой деятельности с позиции социологии управления состоит в следующем: социология управления исследует социальные изменения  и социальные отношения, социальные взаимодействия, поведение людей  в системах и процессах управления. Т.е. социология управления позволяет  увидеть управление глазами социолога. Это, в частности, означает, что для  обеспечения стабильности процессов  управления, предупреждения конфликтов в трудовом коллективе, устранения возможного антагонизма между управляющими и управляемыми, для обеспечения  единства целей производственного  и социального управления необходимо рассматривать управление с точки зрения:

а) социальных критериев;

б) анализировать  социальные последствия принимаемых  решений и их влияние на жизнедеятельность  людей, их интересы, потребности, мнения;

2) подходить  к изучению системы управления  с позиции социального анализа,  учитывая:

а) взаимоотношения  между людьми при выполнении ими  определенных функций;

б) ответственность  и исполнительность, дисциплину и  результативность труда как отражение  определенных отношений, которые возникают  в процессе управления;

в) влияние  управления на подбор, расстановку  персонала организации, на создание необходимых условий трудовой деятельности;

3) изучать  управление со стороны внутригруппового  регулирования и социальной самоорганизации  в отдельных социальных группах,  трудовом коллективе в целом,  для чего необходимо анализировать:

а) отношения  «руководство-подчинение»;

б) социальную структуру организации во взаимосвязи  формальной и неформальной структуры, социальные роли и статусы в процессе управления;

в) организационную  культуру;

г) организационные  конфликты;

д) реальное место индивидуальных, индивидуально-коллективных мотивов, потребностей и интересов  в системе управления, учитывать  возможности их реализации.

Методы  социального управления:

  1. Административные:

    - формирование  структуры органов управления;

    - утверждение  административных норм и нормативов;

    - правовое  регулирование;

    - издание  приказов, указаний и распоряжений;

    - инструктирование;

    - отбор,  подбор и расстановка кадров;

    - разработка  положений, стандартов и должностных  инструкций;

    - разработка  другой регламентирующей документации;

    - установление  административных санкций и поощрений. 

     Административные  методы носят прямой характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению. Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим  на определенном уровне управления, а  также актам и распоряжениям  вышестоящих органов управления. Административные методы управления основываются на отношениях единоначалия, дисциплины и ответственности, осуществляются в форме организационного и распорядительного  воздействия.

  1. Социально – экономические:

    - социально  – экономический анализ;

    - социально  – экономическое обследование;

    - социально  – экономическое планирование;

    - экономическое  стимулирование;

    - мотивация  трудовой деятельности;

    - оплата  труд;

    - капиталовложение  в человеческий капитал;

    - участие  персонала в капитале и прибылях;

    - участие  персонала в собственности;

    - налогообложение;

    - установление  экономических норм и нормативов;

    - страхование;

    - установление материальных санкций и поощрений.

     Социально-экономические  методы - это элементы механизма, с  помощью которого обеспечивается социально-экономическое  развитие организации. Важнейший метод - социально-экономический анализ и  планирование, которое объединяет, по существу, все другие методы этой группы. Для достижения поставленных целей необходимо четко определить критерии эффективности и конечные результаты деятельности организации  в виде совокупности показателей, установленных в плане социально - экономического развития коллектива.

  1. Социально – психологические:

    - социально-психологический анализ;

    - социально-психологическое планирование;

    - создание творческой атмосферы;

    - участие работников в управлении;

    - социальное и моральное стимулирование;

    - удовлетворение культурных и духовных потребностей;

    -формирование коллективов, групп, создание нормального психологического климата;

    - установление социальных норм поведения;

    - развитие у работников инициативы и ответственности;

    - установление моральных санкций и поощрений.

     Социально-психологические  методы основаны на активации социального  механизма управления (система взаимоотношений  в коллективе, социальные потребности  и т.д.). Специфика этих методов  состоит в активном использовании  неформальных факторов, интересов личности, социальных группы, общности в процессе управления. [3]

     С социологической точки зрения главным  при применении этих методов является степень их влияния на социальные компоненты: статус, положение, роль индивида. 

 

        

     

  1. Взаимодействие субъекта и объекта управления

      Совместная  деятельность людей предполагает контакты между ними и обмен необходимой  информацией. Только на этой основе люди, объединенные в организацию, могут  достигать своих целей. Любая  организация, в том числе и  на уровне малой группы, обязательно  имеет соответствующую систему  коммуникаций (связей), которая обеспечивает обмен информацией между ее членами.

      Для осуществления любой коммуникации необходимы как минимум два человека - отправитель информации (коммуникатор) и ее получатель (коммуникант, или реципиент). Отметим, что вся деятельность по управлению любым трудовым коллективом представляет собой не что иное, как постоянные коммуникационные акты, участниками которых являются его члены.

      В соответствии с основными функциями  современного производственного коллектива можно назвать следующие основные цели осуществляемых в нем коммуникаций: решение официальных задач коллектива в сфере производственной или  общественно-политической деятельности; удовлетворение социальных потребностей его членов (в общении, в привязанности, в информации и т. д.). [2]

      Исходя  из направления потока информации в  организации, различают коммуникации нисходящие - направленные "сверху вниз" (от руководителей к подчиненным), восходящие - направленные "снизу  вверх" (от подчиненных к руководителям), и горизонтальные - осуществляемые между членами трудового коллектива, равными по своему служебному положению.

Совокупность  горизонтальных и вертикальных связей образует пирамиду коммуникаций, на вершине  которой находится руководитель наивысшего (в данной организации) ранга, а в основании - рядовые работники, не имеющие подчиненных. В зависимости  от количества управленческих уровней  выделяются "высокие" или "плоские" пирамиды коммуникаций.

      Взаимодействие  субъекта и объекта управления осуществляется посредством вертикальных коммуникаций (нисходящих и восходящих), которые  мы и будем рассматривать далее.

      При изучении коммуникаций в организации  обычно исходят из модели К. Шеннона, в соответствии с которой можно  выделить следующие основные элементы коммуникационной цепи:

Информация о работе Социальная среда управления. Ее типы. Управление в условиях агрессивной среды