Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 22:35, контрольная работа
Социология управления - отрасль социологического знания, изучающая систему и процессы управления в условиях складывающихся в обществе социальных отношений. Она изучает органы управления - государственные, общественные, прежде всего как социальные системы, весь комплекс подбора, расстановки, воспитания, переподготовки управленческих кадров, отношения, складывающиеся между работниками аппарата управления при выполнении ими управленческих функций, специфику формирующихся у них интересов. В изучении этих проблем социология управления близка к социологии организации. Социология управления охватывает все сферы жизни и деятельности человека, в том числе экономику, политическую и духовную сферы, включает в себя государственное и муниципальное управление.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Социальная среда управления…………………………………………….5
2. Виды социального управления……………………………………………8
3. Три стиля социального управления……………………………………...10
4. Объекты и субъекты социального управления…………………………12
5. Методы управления, их использование в управлении социальными процессами………………………………………………...13
6. Взаимодействие субъекта и объекта управления……………………….17
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………………25
Второй стиль управления - демократический, когда руководитель старается не проявлять собственной инициативы, а поддерживает инициативы «снизу». В самом деле, руководитель организации наделен не только властью, но и определенными ресурсами, которые он должен направить в нужном направлении, а большинство инициатив «снизу» именно и указывают на эти направления. Третий стиль управления - смешанный,-основан на сочетании авторитарного и демократического стилей, когда для решения одних проблем руководитель прибегает к авторитарному управлению, а других - к демократическому. Этот стиль управления является преобладающим.
Несмотря на то, что все страны мира используют смешанный стиль управления, в каждой из них преобладает авторитарное или демократическое начало. Так, в восточных странах преобладающим является авторитарное управление, а в западных - демократическое. Это зависит от менталитета нации и ее социальных ценностей. В восточной культуре доминируют общественные ценности (человек должен работать на благо общества),а в западной культуре - индивидуальные (общество должно работать на благо человека).В восточных странах люди боятся власти, считая ее злом, в западных странах - власть боится людей, всегда готовых ее заменить. [1]
Каждый из указанных стилей имеет достоинства и недостатки. Достоинством авторитарного стиля управления является возможность максимально мобилизовать ресурсы общества на решение конкретных социальных проблем или достижение определенных целей, поставленных руководством страны, и обеспечить наиболее эффективное их использование. Недостатками авторитарного стиля является подавление демократии, страх перед властью, а главное, безнаказанное совершение грубейших ошибок, например, приватизация государственной собственности, война в Чечне.
Смешанный
стиль управления позволяет сочетать
в себе достоинства авторитарного
и демократического стилей. Однако,
для этого требуются соответствующие
знания
Объектом социального управления являются - наиболее общие законы и движущие силы деятельности социальных общностей.
-
это социальное управление, представляющее
собой взаимодействие
- это социальная сфера общественной жизни.
Социальная
сфера общественной жизни - это сфера
взаимоотношений между людьми, социальными
группами, национальными общностями
по поводу условий их жизнедеятельности.
В широком смысле - это сфера
обеспечения условий и форм существования
людей. В узком смысле - это та
часть экономики и политики, которая
непосредственно относится к
удовлетворению личных потребностей и
интересов людей в сфере
Субъект социального управления - это должностные лица, организации и социальные институты, которые занимаются разработкой решений, направленных на реализацию основных направлений социальной политики и организацией управляемых субъектов в целях осуществления принятых решений. [4]
В практической жизни методы социального управления, в основном, соответствуют методам управления персоналом при соблюдении условия обязательного учета социальных последствий принимаемых решений, их влияния на жизнедеятельность людей.
Специфика подхода к управленческой деятельности с позиции социологии управления состоит в следующем: социология управления исследует социальные изменения и социальные отношения, социальные взаимодействия, поведение людей в системах и процессах управления. Т.е. социология управления позволяет увидеть управление глазами социолога. Это, в частности, означает, что для обеспечения стабильности процессов управления, предупреждения конфликтов в трудовом коллективе, устранения возможного антагонизма между управляющими и управляемыми, для обеспечения единства целей производственного и социального управления необходимо рассматривать управление с точки зрения:
а) социальных критериев;
б) анализировать социальные последствия принимаемых решений и их влияние на жизнедеятельность людей, их интересы, потребности, мнения;
2) подходить
к изучению системы управления
с позиции социального анализа,
а) взаимоотношения между людьми при выполнении ими определенных функций;
б) ответственность и исполнительность, дисциплину и результативность труда как отражение определенных отношений, которые возникают в процессе управления;
в) влияние управления на подбор, расстановку персонала организации, на создание необходимых условий трудовой деятельности;
3) изучать
управление со стороны
а) отношения «руководство-подчинение»;
б) социальную структуру организации во взаимосвязи формальной и неформальной структуры, социальные роли и статусы в процессе управления;
в) организационную культуру;
г) организационные конфликты;
д) реальное место индивидуальных, индивидуально-коллективных мотивов, потребностей и интересов в системе управления, учитывать возможности их реализации.
Методы социального управления:
- формирование структуры органов управления;
- утверждение
административных норм и
- правовое регулирование;
- издание приказов, указаний и распоряжений;
- инструктирование;
- отбор, подбор и расстановка кадров;
- разработка
положений, стандартов и
- разработка
другой регламентирующей
- установление
административных санкций и
Административные
методы носят прямой характер воздействия:
любой регламентирующий или административный
акт подлежит обязательному исполнению.
Для административных методов характерно
их соответствие правовым нормам, действующим
на определенном уровне управления, а
также актам и распоряжениям
вышестоящих органов
- социально – экономический анализ;
- социально – экономическое обследование;
- социально – экономическое планирование;
- экономическое стимулирование;
- мотивация трудовой деятельности;
- оплата труд;
- капиталовложение в человеческий капитал;
- участие
персонала в капитале и
- участие персонала в собственности;
- налогообложение;
- установление
экономических норм и
- страхование;
- установление материальных санкций и поощрений.
Социально-экономические методы - это элементы механизма, с помощью которого обеспечивается социально-экономическое развитие организации. Важнейший метод - социально-экономический анализ и планирование, которое объединяет, по существу, все другие методы этой группы. Для достижения поставленных целей необходимо четко определить критерии эффективности и конечные результаты деятельности организации в виде совокупности показателей, установленных в плане социально - экономического развития коллектива.
- социально-психологический анализ;
- социально-психологическое планирование;
- создание творческой атмосферы;
- участие работников в управлении;
- социальное и моральное стимулирование;
- удовлетворение культурных и духовных потребностей;
-формирование коллективов, групп, создание нормального психологического климата;
- установление социальных норм поведения;
- развитие у работников инициативы и ответственности;
- установление моральных санкций и поощрений.
Социально-
С
социологической точки зрения главным
при применении этих методов является
степень их влияния на социальные
компоненты: статус, положение, роль индивида.
Совместная деятельность людей предполагает контакты между ними и обмен необходимой информацией. Только на этой основе люди, объединенные в организацию, могут достигать своих целей. Любая организация, в том числе и на уровне малой группы, обязательно имеет соответствующую систему коммуникаций (связей), которая обеспечивает обмен информацией между ее членами.
Для
осуществления любой
В
соответствии с основными функциями
современного производственного коллектива
можно назвать следующие
Исходя
из направления потока информации в
организации, различают коммуникации
нисходящие - направленные "сверху вниз"
(от руководителей к подчиненным),
восходящие - направленные "снизу
вверх" (от подчиненных к руководителям),
и горизонтальные - осуществляемые
между членами трудового
Совокупность горизонтальных и вертикальных связей образует пирамиду коммуникаций, на вершине которой находится руководитель наивысшего (в данной организации) ранга, а в основании - рядовые работники, не имеющие подчиненных. В зависимости от количества управленческих уровней выделяются "высокие" или "плоские" пирамиды коммуникаций.
Взаимодействие субъекта и объекта управления осуществляется посредством вертикальных коммуникаций (нисходящих и восходящих), которые мы и будем рассматривать далее.
При изучении коммуникаций в организации обычно исходят из модели К. Шеннона, в соответствии с которой можно выделить следующие основные элементы коммуникационной цепи:
Информация о работе Социальная среда управления. Ее типы. Управление в условиях агрессивной среды