Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 22:35, контрольная работа
Социология управления - отрасль социологического знания, изучающая систему и процессы управления в условиях складывающихся в обществе социальных отношений. Она изучает органы управления - государственные, общественные, прежде всего как социальные системы, весь комплекс подбора, расстановки, воспитания, переподготовки управленческих кадров, отношения, складывающиеся между работниками аппарата управления при выполнении ими управленческих функций, специфику формирующихся у них интересов. В изучении этих проблем социология управления близка к социологии организации. Социология управления охватывает все сферы жизни и деятельности человека, в том числе экономику, политическую и духовную сферы, включает в себя государственное и муниципальное управление.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Социальная среда управления…………………………………………….5
2. Виды социального управления……………………………………………8
3. Три стиля социального управления……………………………………...10
4. Объекты и субъекты социального управления…………………………12
5. Методы управления, их использование в управлении социальными процессами………………………………………………...13
6. Взаимодействие субъекта и объекта управления……………………….17
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………………25
- источник информации;
- передатчик;
- приемник;
- получатель информации.
Рассмотрим основные элементы коммуникационной цепи применительно к организациям.
Под
источником информации понимается лицо
или группа лиц, составляющие определенное
организационное целое и
Преобразование данных в те или иные сигналы производится отправителем информации посредством передатчика, в роли которого могут выступать биологические органы (например, голосовые связки) или технические устройства (например, автоматическое электротабло).
Эти
сигналы поступают к приемнику,
который, как и передатчик, представляет
собой биологический орган или
техническое устройство с функцией
декодирования полученного
Коммуникационную цепь замыкает получатель информации (реципиент) - лицо или группа лиц, учитывающих так или иначе в своей деятельности полученные сведения.
Весь путь от отправителя информации до ее получателя называется каналом коммуникации (имеется в виду как физическая, так и социальная среда). Следует отличать каналы от различных средств, используемых при передаче информации. В качестве таких средств выступают письменные документы, сообщения по телефону, радио, телевидению и т. д. Передача информации может быть осуществлена и непосредственным образом - когда участники коммуникации взаимодействуют на основе устной речи лицом к лицу. [4]
Подчеркнем,
что роли участников коммуникации нельзя
разделить на активные (отправители
информации) и пассивные (получатели
информации). Последние также должны
проявлять определенную активность,
чтобы адекватно
Одна
из первейших проблем, с которыми
встречается каждый коммуникатор, заключается
в необходимости привлечь внимание
реципиента к предстоящему сообщению.
Можно назвать две очевидные
характеристики коммуникации, позволяющие
удерживать внимание получателя информации.
Это новизна и значимость для
него данного сообщения. Таким образом,
коммуникатору важно иметь
Для
адекватного понимания какого-
Эффект
коммуникации зависит также от ряда
социально-психологических
Рассматриваются, например, особенности социальных ролей участников коммуникации, престижность коммуникаторов, социальные установки получателя информации, особенности протекания его психических процессов и т. д. Имеются экспериментальные данные А. А. Бодалева, Г. М. Андреевой, О. Г. Кукосяна и других исследователей, свидетельствующие о том, что возрастные, профессиональные и ролевые характеристики личности существенно влияют на процессы восприятия и понимания людьми друг друга.
Эффективным
коммуникациям в
Западные исследователи уделяют много внимания рассмотрению различных барьеров на пути коммуникаций в организациях (К. Роджерс, Ф. Ротлисбергер). Так, когда речь идет о коммуникациях "лицом к лицу", главным барьером называют тенденцию к преждевременной оценке сообщения, его одобрению или неодобрению, вместо того чтобы сохранять нейтральную позицию в процессе обмена мнениями. К возможным барьерам, препятствующим эффективным коммуникациям, относят также различия в образовании, опыте, мотивации и другие.
При рассмотрении путей информации в социальной среде различают формальные (официальные) и неформальные (неофициальные) каналы. Формальные каналы установлены административно в соответствии с должностной организационной структурой производственного коллектива. Они связывают людей в этой структуре как по вертикали, так и по горизонтали.
К неформальным каналам коммуникаций относятся все те, которые не совпадают с официально установленными. Можно выделить две основные причины, побуждающие работников использовать неформальные каналы:
потребность членов организации в социальных контактах, которая в пределах системы официальных коммуникаций никогда не удовлетворяется полностью; низкая эффективность отдельных элементов официальной системы. [3]
Заключение.
В настоящее время управление
имеет множественные
Однако, несмотря на то, что практика управления до сих вынуждена обходиться без адекватной ей науки, есть определенные проблемы, без научного решения которых ей никак не обойтись. Это, прежде всего, проблема управления обществом.
Человечество добилось определенных успехов в управлении фирмами и другими деловыми организациями, однако управлять обществом мы пока не умеем, о чем свидетельствует история России и многих других стран.
Каждое общество на определенном этапе своего развития создает специальный институт, называемый государством. С этого момента жизнь каждого человека начинает существенно зависеть от мудрости государственных деятелей, от институтов (законов, учреждений), которые они создают, от принимаемых ими решений. Очевидно, что решения, принимаемые на государственном уровне должны быть максимально объективными и научно обоснованными, так как от них зависит судьба общества страны и каждого его члена, поэтому государственные деятели должны использовать в своей практической работе научные методы социального управления.
К сожалению, приходится констатировать, что научные методы управления пока слабо разработаны, если не считать некоторых методов менеджмента, относящихся к управлению фирмами, которые, как известно, недостаточны для управления более сложными социальными организациями, такими как общество. Еще Ленин пытался применить классические методы управления фирмой к управлению страной, однако эксперимент оказался неудачным. Попытки использовать аналогичные методы характерны и для последующих руководителей, однако ни одна из поставленных ими целей (социализм, развитый социализм, коммунизм) не была достигнута.
Очевидно,
что для управления обществом
нужны качественно новые
В
настоящее время в российских
вузах отсутствует
Управление
находится на стыке общественных,
технических и естественных наук
и является предметом изучения социологии,
менеджмента, экономики, философии, кибернетики,
системного анализа, теории государства
и права, политологии, психологии, истории
и других научных дисциплин, каждая
из которых предлагает свое видение социального
управления и способна внести определенный
вклад в дело создания ОТСУ, которая
должна иметь интегральный (синтетический)
характер и попытки создания ОТСУ в рамках
какой-либо одной дисциплины (например,
менеджмента) без учета других вряд ли
смогут увенчаться успехом. [3]
Список использованной литературы
1. Бабосов Е.М., Социология управления: Учебное пособие для студентов вузов. - 4-е изд. - Мн.: ТетраСистемс, 2004. - 288 с.
2. Зборовский Г.Е., Костина Н.Б., Социология управления: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2004. - 272 с.
3. Кравченко
А.И., Тюрина И.О. Социология
4. Российская социологическая энциклопедия. М., 1998.
Информация о работе Социальная среда управления. Ее типы. Управление в условиях агрессивной среды