Социальная среда управления. Ее типы. Управление в условиях агрессивной среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 22:35, контрольная работа

Краткое описание

Социология управления - отрасль социологического знания, изучающая систему и процессы управления в условиях складывающихся в обществе социальных отношений. Она изучает органы управления - государственные, общественные, прежде всего как социальные системы, весь комплекс подбора, расстановки, воспитания, переподготовки управленческих кадров, отношения, складывающиеся между работниками аппарата управления при выполнении ими управленческих функций, специфику формирующихся у них интересов. В изучении этих проблем социология управления близка к социологии организации. Социология управления охватывает все сферы жизни и деятельности человека, в том числе экономику, политическую и духовную сферы, включает в себя государственное и муниципальное управление.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Социальная среда управления…………………………………………….5
2. Виды социального управления……………………………………………8
3. Три стиля социального управления……………………………………...10
4. Объекты и субъекты социального управления…………………………12
5. Методы управления, их использование в управлении социальными процессами………………………………………………...13
6. Взаимодействие субъекта и объекта управления……………………….17
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………………25

Вложенные файлы: 1 файл

Социология управления.docx

— 49.69 Кб (Скачать файл)

      - источник информации;

      - передатчик;

      - приемник;

      - получатель информации.

      Рассмотрим  основные элементы коммуникационной цепи применительно к организациям.

      Под источником информации понимается лицо или группа лиц, составляющие определенное организационное целое и располагающие  той или иной информацией. Эти  данные кодирует на основе какой-либо системы знаков отправитель информации (коммуникатор) и передает далее  сообщение соответствующему лицу или  группе в целом. Иногда отправитель  информации является в то же самое  время и ее источником, однако их не следует полностью отождествлять.

      Преобразование  данных в те или иные сигналы производится отправителем информации посредством  передатчика, в роли которого могут  выступать биологические органы (например, голосовые связки) или  технические устройства (например, автоматическое электротабло).

      Эти сигналы поступают к приемнику, который, как и передатчик, представляет собой биологический орган или  техническое устройство с функцией декодирования полученного сообщения.

      Коммуникационную  цепь замыкает получатель информации (реципиент) - лицо или группа лиц, учитывающих так или иначе в своей деятельности полученные сведения.

      Весь  путь от отправителя информации до ее получателя называется каналом коммуникации (имеется в виду как физическая, так и социальная среда). Следует  отличать каналы от различных средств, используемых при передаче информации. В качестве таких средств выступают  письменные документы, сообщения по телефону, радио, телевидению и т. д. Передача информации может быть осуществлена и непосредственным образом - когда  участники коммуникации взаимодействуют  на основе устной речи лицом к лицу. [4]

      Подчеркнем, что роли участников коммуникации нельзя разделить на активные (отправители  информации) и пассивные (получатели информации). Последние также должны проявлять определенную активность, чтобы адекватно интерпретировать информацию. Кроме того, отправитель  информации и ее получатель могут меняться своими ролями в ходе коммуникационного процесса.

      Одна  из первейших проблем, с которыми встречается каждый коммуникатор, заключается  в необходимости привлечь внимание реципиента к предстоящему сообщению. Можно назвать две очевидные  характеристики коммуникации, позволяющие  удерживать внимание получателя информации. Это новизна и значимость для  него данного сообщения. Таким образом, коммуникатору важно иметь ясное  представление о том круге  сведений, которым располагает будущий  адресат информации, и об иерархии его ценностных ориентации.

      Для адекватного понимания какого-либо сообщения необходима определенная общность "тезаурусов" отправителя  информации и ее получателя. В данном случае под тезаурусом понимается вся совокупность информации, которой располагает данный человек. Большие различия в запасе и характере информации препятствуют эффективным коммуникациям. Так, известно, что члены каждой профессиональной группы имеют свой специфический язык, широко используемый в практике их трудовой деятельности. С одной стороны, наличие такого языка помогает специалистам быстрее обмениваться информацией друг с другом, с другой стороны, использование ими элементов своего профессионального жаргона в общении с представителями других профессиональных групп отрицательно сказывается на взаимопонимании участников данных коммуникаций.

      Эффект  коммуникации зависит также от ряда социально-психологических факторов, сопутствующих процессу передачи и  восприятия информации.

      Рассматриваются, например, особенности социальных ролей  участников коммуникации, престижность коммуникаторов, социальные установки  получателя информации, особенности  протекания его психических процессов  и т. д. Имеются экспериментальные  данные А. А. Бодалева, Г. М. Андреевой, О. Г. Кукосяна и других исследователей, свидетельствующие о том, что возрастные, профессиональные и ролевые характеристики личности существенно влияют на процессы восприятия и понимания людьми друг друга.

      Эффективным коммуникациям в производственном коллективе могут препятствовать различные  помехи. Иногда отправитель информации неправильно ее кодирует, например выражает свое сообщение несоответствующими словами. Процесс передачи информации также может сопровождаться помехами, в итоге чего информация поступает к получателю в искаженном виде. Это бывает, например, тогда, когда информация проходит через большое число иерархических уровней организации. По данным американских авторов, в устном сообщении при каждой последующей передаче теряется около 30% информации. Отметим, наконец, что человек, которому адресована информация, может просто ее неправильно понять.

      Западные  исследователи уделяют много  внимания рассмотрению различных барьеров на пути коммуникаций в организациях (К. Роджерс, Ф. Ротлисбергер). Так, когда речь идет о коммуникациях "лицом к лицу", главным барьером называют тенденцию к преждевременной оценке сообщения, его одобрению или неодобрению, вместо того чтобы сохранять нейтральную позицию в процессе обмена мнениями. К возможным барьерам, препятствующим эффективным коммуникациям, относят также различия в образовании, опыте, мотивации и другие.

      При рассмотрении путей информации в  социальной среде различают формальные (официальные) и неформальные (неофициальные) каналы. Формальные каналы установлены  административно в соответствии с должностной организационной  структурой производственного коллектива. Они связывают людей в этой структуре как по вертикали, так и по горизонтали.

      К неформальным каналам коммуникаций относятся все те, которые не совпадают  с официально установленными. Можно выделить две основные причины, побуждающие работников использовать неформальные каналы:

потребность членов организации в социальных контактах, которая в пределах системы  официальных коммуникаций никогда не удовлетворяется полностью; низкая эффективность отдельных элементов официальной системы. [3]

 

Заключение.

        В настоящее время управление  имеет множественные применения. Оно применяется не только  для управления социальными организациями,  но также для решения сложных  социальных проблем (экономических,  политических, экологических и др.), для управления любой сложной  деятельностью; для управления  социальными процессами (например, социальными конфликтами) и др. Вряд ли можно назвать какую-либо  сферу человеческой деятельности, обходящуюся без управления.

      Однако, несмотря на то, что практика управления до сих вынуждена обходиться без  адекватной ей науки, есть определенные проблемы, без научного решения которых  ей никак не обойтись. Это, прежде всего, проблема управления обществом.

      Человечество  добилось определенных успехов в  управлении фирмами и другими  деловыми организациями, однако управлять  обществом мы пока не умеем, о чем  свидетельствует история России и многих других стран.

      Каждое  общество на определенном этапе своего развития создает специальный институт, называемый государством. С этого  момента жизнь каждого человека начинает существенно зависеть от мудрости государственных деятелей, от институтов (законов, учреждений), которые они  создают, от принимаемых ими решений. Очевидно, что решения, принимаемые  на государственном уровне должны быть максимально объективными и научно обоснованными, так как от них  зависит судьба общества страны и  каждого его члена, поэтому государственные  деятели должны использовать в своей  практической работе научные методы  социального управления.

      К сожалению, приходится констатировать, что научные методы управления пока слабо разработаны, если не считать  некоторых методов менеджмента, относящихся к управлению фирмами, которые, как известно, недостаточны для управления более сложными социальными  организациями, такими как общество. Еще Ленин пытался применить классические методы управления фирмой к управлению страной, однако эксперимент оказался неудачным. Попытки использовать аналогичные методы характерны и для последующих руководителей, однако ни одна из поставленных ими целей (социализм, развитый социализм, коммунизм) не была достигнута.

      Очевидно, что для управления обществом  нужны качественно новые методы. Попытки разработки таких методов  предпринимались в России и раньше (еще в 60-х годах) под влиянием идей кибернетики, системного анализа, философии марксизма-ленинизма, однако они не увенчались успехом. Причинами  этого являются не только несостоятельность  научной платформы, но и исторически  сложившееся пренебрежение руководителей  властных структур к общественным и  организационным наукам, а также  неконтролируемым размежеванием последних. [2]

      В настоящее время в российских вузах отсутствует специальность  «Социальное управление», ее заменяет «Менеджмент». Однако, социальное управление значительно сложнее и шире менеджмента. Особенно остро это стало ощущаться  в годы реформирования экономики  и общества страны. В научных публикациях, касающихся вопросов управлении все  чаще стали появляться термины, выходящие  за пределы менеджмента, такие как  правовое регулирование, структурное  регулирование, маркетинг, институциональные  преобразования, управление проблемами, управление организационной культурой, управление конфликтами. Все отчетливее стали осознаваться недостатки системы  подготовки управленческих кадров, ориентирующейся  на давно устаревший классический менеджмент, и необходимость создания современной  отечественной науки об управлении, отражающей существующие реалии.

      Управление  находится на стыке общественных, технических и естественных наук и является предметом изучения социологии, менеджмента, экономики, философии, кибернетики, системного анализа, теории государства  и права, политологии, психологии, истории  и других научных дисциплин, каждая из которых предлагает свое видение социального управления и способна внести определенный вклад в дело создания ОТСУ, которая  должна иметь интегральный (синтетический) характер и попытки создания ОТСУ в рамках какой-либо одной дисциплины (например, менеджмента) без учета других вряд ли смогут увенчаться успехом. [3] 
 

 

Список  использованной литературы

1. Бабосов Е.М., Социология управления: Учебное пособие для студентов вузов. - 4-е изд. - Мн.: ТетраСистемс, 2004. - 288 с.

2. Зборовский Г.Е., Костина Н.Б., Социология управления: Учебное пособие.     - М.: Гардарики, 2004. - 272 с.

3. Кравченко  А.И., Тюрина И.О. Социология управления: фундаментальный        курс: Учебное пособие для студентов  высших учебных заведений. - 2-е      изд., испр. и доп.- М.: Академический Проект, 2005. - 1136 с.

4. Российская  социологическая энциклопедия. М., 1998.


Информация о работе Социальная среда управления. Ее типы. Управление в условиях агрессивной среды