Социальная структура организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 12:54, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы контрольной работы обусловлена тем, что на сегодняшний день в связи с социально-экономическими изменениями возрастает необходимость изучения теоретических и прикладных аспектов управления различными сферами общества, в нашем случае – это социальная организация. Организация всегда опирается на необходимые для достижения целей материальные ресурсы и определенную систему отношений. Эта система отношений обеспечивает устойчивость и направленность действий всех членов организации.

Содержание

Введение…….……………………………………………………….…….3
1. Социальная сущность и функции организации, основные ее черты.4
2. Организация с точки зрения типов социальных групп……......……..7
3. Социальный анализ трудовых отношений…………………..………10
4. Принципы социальной организации…………..…………………….13
5. Социальная инфраструктура комплексного центра социального обслуживания населения………………………………………………………..14
Заключение………………………………………………………………15
Список использованной литературы……………………….…………..16

Вложенные файлы: 1 файл

sotsiologia_upravlenia.docx

— 41.90 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Социальная организация - это функциональный объект, который  основывается на системе типовых  норм. Эти нормы задаются организации как стандарт деятельности. Любая организация функционирует и существует только потому, что в ней есть люди. Именно работники создают и формируют культуру организации и её внутренний климат. В конечном итоге от них зависит то, чем является организация. В настоящее время большое внимание уделяется не только организациям, но и тем субъектам, которые своей деятельностью создают и изменяют организации.

Актуальность темы контрольной  работы обусловлена тем, что на сегодняшний  день в связи с социально-экономическими изменениями возрастает необходимость  изучения теоретических и прикладных аспектов управления различными сферами  общества, в нашем случае – это  социальная организация. Организация всегда опирается на необходимые для достижения целей материальные ресурсы и определенную систему отношений. Эта система отношений обеспечивает устойчивость и направленность действий всех членов организации.

Целью контрольной работы является изучение сущности и основных параметров социальной организации. Для  достижения цели необходимо решить следующие  задачи:

1.Изучить сущность и  функции организации; 

2.Рассмотреть ее основные  черты;

3. Рассмотреть организацию  с точки зрения типов социальных групп;

4. Произвести социальный анализ трудовых отношений;

5. Рассмотреть принципы социальной организации.

 

 

 

 

 

 

1. Социальная сущность  и функции организации, основные  ее черты

Социальная организация  — это объединение людей, совместно  реализующих некоторую программу  или цель и действующих на основе определенных процедур и правил.

Термин «организация»  применительно к социальным объектам подразумевает:

1) некий инструментальный  объект, искусственное объединение,  занимающее определенное место  в обществе и предназначенное  для выполнения определенных функций;

2) некую деятельность, управление, включая распределение функций,  координацию и контроль, т. е.  целенаправленное воздействие на объект;

3) состояние упорядоченности  или характеристику упорядоченности  какого-то объекта. С учетом  всех этих аспектов организацию  можно определить как целевую,  иерархичную, структурированную  и управляемую общность [1, с. 177].

Социальные функции организации - понятие, широко используемое в естественных организмических концепциях организации для обозначения некоторых универсальных требований, выполнение которых является необходимым условием для выживания и развития организации, а невыполнение - ставит под сомнение ее выживание и целедостижение. В классической трактовке ранних функционалистов социальные функции организации определяются как «роль повторяющегося социального действия», направленного на выживание (или интеграцию) социальной системы.

  В социологических  концепциях примерами социальные функции организации могут выступать четыре универсальных требования Т. Парсонса - адаптация, целедостижение, интеграция, латентность, претендующих на универсальность для любых социальных систем, в том числе организаций. Ч. Барнард предложил двухфункциональную систему, в которой выделены целевая (продуктивная) и социальная функции организации. Причем последняя направлена одновременно на обеспечение интеграции элементов внутри организации, ее адаптации к требованиям внешней среды и адекватности ситуации, в которой действует организация. По мнению А. Гоулднера, именно учет наряду с целевой функцией организации других потребностей системы, необходимых для ее выживания, является важнейшим признаком отличия естественных моделей организации от рациональных (см. Естественная модель в теории организации).

  В отечественной социологии  организаций в качестве примера С. Ф. О. можно выделить функциональную триаду, предложенную Н. И. Лапиным (целевая, социально-интегративная, управленческо-воспитательная функции), и двухфункциональную систему В. Г. Подмаркова и Р. Григаса, которые являются модификацией функциональной модели Ч. Барнарда. Социальная функция в этих моделях трактуется как внепроизводственная функция, направленная на сохранение (интеграцию) социальной общности или обеспечение условий развития личности [2, с. 69].

Социальная организация имеет ряд характерных черт:

1. Она обладает целевой  природой, поскольку создается для  реализации определенных целей  и оценивается через целедостижение. Это означает, что организация  представляет собой средство  и инструмент обеспечения функции  объединения и регламентации  поведения людей ради такой  цели, которая не может быть  достигнута людьми порознь, в одиночку.

2. Ради достижения цели  члены организации вынуждены  распределиться по ролям и  статусам. Следовательно, социальная  организация представляет собой  сложную взаимосвязанную систему  социальных позиций и ролей,  которые исполняются входящими  в нее членами. Социальная организация  дает человеку возможность удовлетворить  свои потребности и интересы  в тех пределах, которые устанавливаются  социальным статусом человека, социальными  ролями, которые ему предписаны, социальными нормами и ценностями, принятыми в данной социальной  организации.

3. Организация возникает  на основе разделения труда  и его специализации по функциональному  признаку. Она всегда строится по вертикальному (иерархическому) признаку, в котором довольно четко выделяются управляющая и управляемая подсистемы. Необходимость управляющей системы вызвана потребностью координации разнонаправленной деятельности горизонтальных структур.  

4. Управляющие подсистемы  создают свои специфические средства  регулирования и контроля за  деятельностью организации. Среди  этих средств значительную роль  играют так называемые институциональные,  или внутриорганизационные нормы,  т. е. нормы, которые создаются  деятельностью особых институтов, обладающих на это особыми  полномочиями.  

5. Социальные организации  представляют собой целостную  социальную систему. А целое,  как известно, больше своих частей. Поэтому на базе соединения  различных элементов организации  в целое создается организационный,  или кооперативный, эффект. Организационный  эффект означает синергию, прирост  дополнительной энергии, превышающий  сумму индивидуальных усилий  ее участников.   

 Организация — одна  из наиболее развитых социальных  систем. Ее важнейшим признаком  является синергия. Синергия —  организационный эффект. Суть этого  эффекта — прирост дополнительной  энергии, превышающей сумму индивидуальных  усилий. Источник эффекта — одновременность  и однонаправленность действий, специализация и комбинирование  труда, процессы и отношения  разделения труда, кооперации  и управления [2, с. 75].

 

 

 

 

 

 

 

2. Организация  с точки зрения типов социальных  групп

Социальная группа — относительно стабильная совокупность людей, связанных общими отношениями, деятельностью, ее мотивацией и нормами.

Это понятие относится  к наиболее фундаментальным в  современной социологии.

Русский социолог Г.С.Антипова определила социальную группу как объединение людей, имеющих общие социальные признаки и выполняющих совместно функции в структуре социального разделения труда и деятельности.

Американский социолог Р.Мертон определил социальную группу как объединение индивидов, общающихся друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и являющихся членами этой группы с точки зрения других.

Основные черты социальной группы это:

1)  взаимодействие;

2)  принадлежность;

3)  единство [3, с. 165].

Не только общество, но и  человек живет по законам группы. Ученые доказали, что многие особенности  человека (мышление, речь, язык, нравственность) являются итогом групповой деятельности. Именно в группе рождаются: нормы, ритуалы, правила, традиции и т.д.

Все многообразие социальных групп можно классифицировать.

1.  Условные и реальные.

Условные (номинальные) группы. Их выделяют только для статистического учета населения, и потому у них есть второе название - социальные категории.

Социальные категории — искусственно сконструированные группы населения, необходимые для анализа в хозяйственной практике.

Реальные группы. Они называются так потому, что критерием их выделения служат реально существующие признаки:

-пол — мужчины и женщины;

-доход — богатые, бедные, зажиточные;

-национальность — русские, англичане, турки;

-возраст — дети, подростки, молодежь, взрослые, старики;

- родство и брак — холостые, женатые, родители, вдовы;

-профессия (род занятий) — водители, учителя, военнослужащие;

-место жительства — горожане, сельчане;

Эти и некоторые другие признаки относятся к числу социально значимых.

2.Первичные и вторичные.

Впервые эту классификацию  предложил Ч.Кули.

Первичные группы — это контактные группы, где взаимодействие происходит непосредственно, “лицом к лицу”. Для такой группы характерно межличностное взаимодействие и взаимная поддержка.

Вторичные группы — это группы, для которых характерно безличное взаимодействие субъектов, которое обусловлено официальными организационными отношениями. Люди входят во вторичные группы на основе желания получить какие-либо экономические, политические и другие выгоды [3, с. 172].

3.Формальные и неформальные.

В основу такого деления  кладется структура группы. Структура группы определяется как внешними, так и внутренними признаками.

Формальная структура существует для того, чтобы обеспечить выполнение официальных задач. Если из этой структуры выпадает какой-либо индивид, то освободившееся место занимает другой. Социальные связи обезличены.

Неформальная структура является результатом личного стремления индивидов к тем или иным контактам. Неформальные связи возникают спонтанно.

4.Гетерогенные и гомогенные.

Гетерогенные (разнородные) - это группы, субъекты которых различаются по квалификации и опыту;

Гомогенные (однородные) — это группы, субъекты которых имеют сходство в квалификации и опыте.

5.Референтные.

Термин “референтная группа” был введен в научный оборот в 1948г. социологом Мустафой Шерифом. Он установил, что есть группы, которые существенно оказывают влияние на личность.

Группа, с которой личность отождествляет, идентифицирует себя и  в которую она стремится попасть, называется — референтной (эталонной).

В самостоятельный подкласс реальных групп иногда выделяют три  типа и называют их главными;

Стратификационные — рабство, касты, сословия, классы;

Этнические — расы, нации, народы, народности, племена, кланы;

Территориальные — выходцы из одной местности (земляки).

По мнению Н. Смелзера, группы выполняют определенные функции:

1)социализации, которая обуславливает овладение человеком необходимыми умениями и навыками;

2)инструментальную, которая обеспечивает организацию совместной деятельности людей;

3)кспрессивную, которая удовлетворяет эмоциональные потребности людей в одобрении, уважении, доверии; человек получает удовольствие от общения с близкими и понимающими его людьми группы;

4)поддерживающую, когда люди стремятся к объединению друг с другом в трудных ситуациях; они ищут психологическую поддержку именно в группе, чтобы ослабить чувства тревоги, беспокойства и неопределенности [3, с. 175].

 

 

 

 

3. Социальный анализ  трудовых отношений

Социально-трудовыми  отношения — взаимосвязи и взаимоотношения, существующие между индивидуумами и их группами в процессах, обусловленных трудовой деятельностью. Социально-трудовые отношения возникают и развиваются с целью регулирования качества трудовой жизни.

В соответствии с Трудовым кодексом РФ, трудовыми отношениями являются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, трудовым договором и т.д.)[4].

При этом понятие социально-трудовых отношений намного шире, понятия  трудовых отношений и отражает не только юридический, но и социально-экономический  и психологический аспекты трудового процесса.

Социально-трудовые отношения характеризуют экономические, психологические и правовые аспекты взаимосвязей индивидуумов и социальных групп в процессах, обусловленных трудовой деятельностью. Анализ социально-трудовых отношений обычно проводит по трем направлениям: субъекты; предметы, типы.

Субъектами социально-трудовых отношений являются индивидуумы или социальные группы. Для современной экономики наиболее важными субъектами рассматриваемых отношений являются: наемные работники, профсоюз, работодатель, союз работодателей, государство.

Информация о работе Социальная структура организации