Социальная сущность и функция семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 16:21, реферат

Краткое описание

Семья – очень важное, ответственное дело человека. Семья приносит полноту жизни, счастье, но каждая является прежде всего большим делом, имеющим государственное значение. И цель нашего общества – счастье
людей, и одним из его важнейших слагаемых является здоровая, крепкая семья,
ведь именно она растит и воспитывает новое поколение.

Вложенные файлы: 1 файл

Социология семьи!.doc

— 78.00 Кб (Скачать файл)

 Социальная сущность и функция семьи

 

 Семья –  очень важное, ответственное   дело человека. Семья приносит  полноту жизни, счастье, но  каждая является прежде всего  большим делом, имеющим государственное   значение.  И  цель  нашего  общества  –  счастье

людей, и одним из его важнейших слагаемых является здоровая, крепкая  семья,

ведь  именно  она  растит  и  воспитывает  новое  поколение.  Следовательно,

государство должно ещё больше внимания уделять  заботе  о  семье:  повышение

реальных доходов, социальных пособий  и  льгот,  жилищная  обеспеченность.

 Методологической  основой понимания причин, побуждающих  людей  объединяться

 в семейные  группы, создавать устойчивые связи  и  взаимодействия,  выступают

 потребности  человека.

 

      Семья как бы вплетена в  коренные основы жизнедеятельности  и  образует

базовые   предусловия   функционирования   социума   благодаря рождению детей и  поддержанию

существования всех членов  семьи.  Без  этого  воспроизводства  населения  и

социализации  потомства невозможно восполнение всех  социальных  образований,

обеспечение социальной жизни.

      Вместе с тем, реализация основных  функций  семьи  не  есть  следствие

каких - либо биологических  регуляторов или механизмов, а  представляет  собой

результат  специфических  социальных процессов. Семья включает  в себя   разнородные   компоненты,

связанные  с  физиологическими  процессами,  с   психологической   динамикой

взаимоотношений,  с  нормами  и  ценностями   культуры,   с   экономическими

условиями  рынка  и  производства,   с   демографическими   изменениями,   с

институтами армии, церкви, здравоохранения, правительственного управления.

      Разрушение крестьянского семейного  хозяйства, семейная  дезорганизация

и крах родительского  влияния  на  детей  в  городах  сыграли не

последнюю роль в кризисе нашего общества. Втягивание в сферу наемного  труда

на   государственные   предприятия   поголовно   всех   женщин   и    мужчин

трудоспособного  возраста,   ликвидация   всех   форм   частного   семейного

производства  и  превращение  семьи  в  ячейку   бытового   самообслуживания разрушило преемственность  семейных  поколений

и  низвело  социализацию  детей  до   элементарных   контактов   по   поводу

физиологического  цикла жизни. Все это проявилось в нарушении  баланса  между

личным (частным) и общественным (родовым), что сказывается на  всех  уровнях

социальной  структуры,  обостряет  социальные  процессы.  Во  всяком  случае,

особенности уклада жизни, сложившиеся за последние  75  лет,  наложились  на

общие тенденции  семейных  изменений  и  наряду  с  другими  обстоятельствами

привели к  краху  тоталитаризма. 

Семья  в

качестве  социального  института  отнюдь  не  обречена  на  пассивность,   а

способна через  изменение  семейной  и  демографической  структуры  оказывать

самостоятельное воздействия на ход социально-исторического развития.

      Таким образом,  проблема  соотношения   семьи  с  обществом  и   другими

социальными институтами, а также взаимосвязи семьи  и  личности  существовала

всегда в  человеческой  цивилизации,  и  поэтому  постоянно  предпринимались

попытки  осмысления  социального  положения  семьи.  В   социологии   с   ее

специфическим  подходом  к  изучению  социального  мира  через   взаимосвязь

личного  и  общественного  это  осмысление  осуществляется   сквозь   призму

семейного посредничества: восприимчивость социальной системы  к  устремлениям

личности и, наоборот, личности к интересам  общества  зависит  от  обоюдного

учета ими потребностей семьи как целого.  Исследование  посреднической  роли

семьи и образует специфику социологического подхода к изучению семьи.

 

 

 Основные социологические аспекты изучения семьи

 

 

      Семья представляет  собой   сложное  социальное  образование   и  потому

многозначное: с одной  стороны,  понятие  социального  института  раскрывает

значение семьи  в широкой социальной перспективе  во  взаимосвязи  с  другими

социальными институтами  и  с  социальными  процессами  изменения,  развития,

модернизации; с другой стороны, понимание семьи  как малой социальной  группы сфокусировано на закономерностях  становления,  функционирования  и  распада семьи как автономной целостности.

  При изучении  семьи как  социально-психологической   группы  взаимосвязь

личности и  общества  рассматривается  на  уровне  первичных,  межличностных

отношений. Проводимые в рамках  данного  подхода  эмпирические  исследования взаимоотношений в семье концентрируются на взаимодействиях  членов  семьи  в различных социальных и семейных ситуациях, на организации семейной  жизни  и факторах устойчивости семьи как группы.  В наибольшей  мере  развитию  этой традиции  способствовали  взгляды Э.  Берджесса на  семью как   "единство взаимодействующих личностей".

      В отечественной  и  зарубежной  социологии  постоянно  предпринимаются

попытки  перебросить  "мостик"  между  макро  -  и  микросоциологией  семьи,

совместить  подходы к семье как к институту  и как к группе. Это  не  означает

растворения  социологического  подхода  в  психологическом:  речь   идет   о

создании  научных  моделей,  позволяющих  на   уровне   общества   отследить

социально значимые результаты индивидуального и  семейного  поведения,  а  с

другой  стороны,  на  уровне  семьи   и   личности   установить   социальную

норму ценностных ориентации, установок, мотивов и  действий.  И

одним из вариантов  интеграции институционального и микрогруппового  подходов является работа в направлении анализа семьи как системы.  Среди  социологов, пытавшихся совместить "макроанализ"  и  "микроанализ"  семьи,  надо  назвать прежде всего Т. Парсонса и  К. Дэвиса.

      Стабильность семьи зависит одновременно и от внешних,  социокультурных

влиянии,  и  от  внутренних  взаимодействий.  Такова  сущность   семьи   как

социального феномена  и  проблема  заключается  в  адекватности  применяемых

концептуальных  схем и терминов. Следует избегать односторонности каждого из

двух подходов и соединения их.  Согласно  Парсонсу  семья  не

противостоит  обществу,  она  его  подсистема,  обеспечивающая  стабильность

социума  в  целом  благодаря  установлению отношении  с

другими социальными подсистемами  и  структурами,  а  также отношений  внутри   самой   семьи,   благодаря   сохранению   равновесия   в

межличностной динамике, сохранению интегративных  тенденций.

      По мнению К. Девиса, переход  от традиционных форм семьи  к  современным

связан,  прежде  всего,  с  трансформацией  социокультурных   норм   высокой

рождаемости и  распространением социальных норм низкой  рождаемости.  Другими словами, в  изменении системы ценностей  и социальных норм брака  и  семьи,  а не в  замене  жесткого  внешнего  давления,  принуждения к семейной  жизни внутренними силами сохранения брачно-семейной  сплоченности  следует видеть истоки семейных изменений. Причем распад ценностной системы,  поддерживавший расширенную семью, не означает автоматического появления в нуклеарной  семье такой "взаимной привязанности",  которая  вне  всяких  внешних  общественных влияний способна обеспечить общественно-значимые функции по  воспроизводству  населения и социализации новых поколений.

 

 

  Определение  семьи

 

      Существует  множество   дефиниций   семьи, начиная от простейших и крайне расширительных (например, семья - это  группа людей, любящих друг друга, или же группа лиц,  имеющих  общих  предков  либо проживающих вместе) и кончая  обширными  перечнями  признаков  семьи.  Среди дефиниций семьи, учитывающих критерии воспроизводства населения и социально-

психологической целостности, привлекает определение семьи  как  исторически-

конкретной системы  взаимоотношений  между  супругами,  между  родителями  и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными  или родственными отношениями,  общностью быта  и взаимной  моральной   ответственностью   и социальная необходимостью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом  и  духовном  воспроизводстве  населения, принадлежащее отечественному социологу А. Г. Харчеву.

      Семью   создает  отношение  "родители  -  дети",  а  брак   оказывается

легитимным признанием тех  отношений между  мужчиной  и  женщиной,  тех  форм сожительства или сексуального партнерства, которые сопровождаются  рождением детей.  Для  более  полного  понимания  сути  семьи  следует  иметь  в  виду пространственную  локализацию  семьи  -  жилище,  дом,  собственность  -   и

экономическую основу семьи - общесемейную деятельность  родителей и детей,

выходящую за узкие горизонты  быта и потребительства. Таким образом, семья  -

это  основанная  на  единой  общесемейной   деятельности   общность   людей,

связанных  узами  супружества  -  родства,  и   тем  самым   осуществляющая

воспроизводство населения  и  преемственность  семейных  поколений,  а  также

социализацию детей и  поддержания существования членов  семьи.  Лишь  наличие триединого  отношения  супружества  –  родительства  -   родства   позволяет говорить о конституировании семьи как  таковой  в  ее  строгой  форме.  Факт одного  или  двух  из  названных  отношений  характеризует   фрагментарность семейных групп, бывших прежде собственно семьями (по причине повзросления  и отделения детей, распада  семьи  из-за  болезни,  смерти  ее  членов,  из-за развода и других видов семейной дезорганизации) либо не ставших еще  семьями (например, семьи молодоженов, характеризующиеся только супружеством и  ввиду отсутствия детей не обладающие родительством  (отцовством,  материнством)  и родством, кровным родством детей и родителей, братьев и сестер.

      Наличие  трех отношений (семьи в строгом  смысле слова) обнаруживается  у

подавляющего большинства  семей страны, примерно у 60-70 %. Из  общего  число семей  следует  исключить  "временно"  бездетных  молодоженов  (15-20  %)  и супругов, оставшихся бездетными  (5-9  %).  С  другой  стороны,  внесемейное население состоит из тех, кто является родителем, но  без  супружества  либо находится в фактическом или  легитимном  браке  без  детей.  Для  всех  этих фрагментарных, "осколочных", форм  семьи  лучше  подходит  термин  "семейная группа", т. е. это люди, ведущие  совместное  домохозяйство  и  объединяемые только родством либо родительством или супружеством.  Обычно  "ядром"  семьи

считают супружескую пару, и все статистические классификации  состава  семей строятся  в  зависимости  от  добавления  к  "ядру"  детей,   родственников, родителей супругов. С социологической  точки  зрения  правильнее  за  основу брать  наиболее  распространенный  в  населении  тип  семьи  с  триединством

названных отношений - основной тип  семьи,  -  а  те  семейные  объединения, которые образуются при  вычитании одного из трех отношений,  лучше  именовать  семейными группами. Данное уточнение связано с тем,  что  в  последние  годы как в общественном мнении, так и в социологии семьи (и на Западе, и в  нашей стране) стала заметной склонность  сводить  суть  семьи  к  любому  из  трех  отношений, чаще всего - к супружеству и  даже  партнерству.  Не  случайно  в американской энциклопедии брака и семьи Марвина Сасмена и Сьюзан  Стенмец ряд глав посвящен "альтернативным формам" семьи,  т.  е.  тому,  что точнее можно называть семейными группами, хотя фактически  эти главы относятся к супружеству, скорее даже партнерству или сожительству.

 

 

  Функции  семьи

 

      Говоря  о  функциях  семьи,  следует   помнить,  что   речь   идет   об

общественных  результатах   жизнедеятельности   миллионов   семей,   которые

обнаруживаются  на  уровне  общества,  имеют  общезначимые   последствия   и

характеризуют роль семьи  как социального института среди  других  институтов

общества.  Важно  подчеркнуть,  что  это  суть  функции  общества,  как   бы закрепленные за специализированными  на их выполнении институтами, и  поэтому у каждого из институтов есть  функции,  определяющие  уникальность,  профиль данного  института,  и  функции,  которые  сопровождают  действие  основных.

Нельзя делить функции  семьи  на  главные  и  второстепенные;  все  семейные функции  главные,  однако  необходимость  различать  среди  них  те, которые позволяют отличать семью от других институтов, привела  к  выделению специфических и неспецифических функции семьи.

      Специфические функции семьи  вытекают из сущности семьи  и  отражают  ее особенности как социального явления, тогда  как  неспецифические  функции  - это  те,   к   выполнению   которых   семья   оказалась   принужденной   или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах. Таким  образом, специфические функции семьи, к которым  относятся  рождение  (репродуктивная функция),  содержание  социализация  детей,  остаются  при  всех  изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом  может  изменяться  в ходе  истории.  Поскольку   человеческое  общество   всегда   нуждается   в воспроизводстве   населения,   постольку    всегда    остается    социальная необходимость в семье как социальной  форме   организации   рождения   и социализации детей, причем в такой своеобразной  форме,  когда реализация  этих общественно значимых функций  происходит  при  личной  мотивированности индивидов к семейному образу жизни -  без  всякого  внешнего  принуждения  и давления.

Информация о работе Социальная сущность и функция семьи