Социальная экономика О. Бисмарка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 12:08, доклад

Краткое описание

Современное понимание социальной политики включает систему мер правительства, гражданского общества, направленных на осуществление социальных программ, поддержание доходов, уровня жизни населения, обеспечение занятости, поддержку отраслей социальной сферы, предотвращение социальных конфликтов. Такое определение социальной политики формировалось в течение XIX–XX вв. Целью данной работы является исследование формирования механизма социального лавирования

Вложенные файлы: 1 файл

Социальная экономика Бисмарка.doc

— 73.00 Кб (Скачать файл)

ми, поэтому стал сочетать их с социальными рефор-

мами для рабочего класса [14, с. 341]. В реализации

этих мер О. Бисмарк  и его советники продолжали

традицию социальной ответственности государства.

Они стремились доказать, что имперская власть «..неоткажется  участвовать в искоренении социальных

зол и будет издавать законы, улучшающие благосо-

стояние рабочих» [15, с. 139]. Эти реформы были

призваны убедить рабочих  в том, что государство

в состоянии создать  общество социальной справед-

ливости. Сам О. Бисмарк  обозначал свою политику

как «государственный социализм» [16, с. 151]. Для

реализации новой формы государственной социаль-

ной политики О. Бисмарк  сформировал в рейхстаге

союз с партией консерваторов, центром и национал-

либералами. Депутаты от прогрессистской партии и

«свободомыслящие» (партия, образованная в 1884 г. из

прогрессистской и «либерального союза») оказались

в меньшинстве и настаивали на способности общества

к самоисцелению, отвергая попытки государственного

регулирования. Вмешательство  государства в сферу

социального страхования  привело бы, по их мнению,

к ограничению свободы как предпринимателей, так и

рабочих [14, с. 342].

С 1881 по 1884 г. правительство  во главе с О. Бис-

марком формирует правовую систему охраны труда.

28 апреля 1881 г. канцлер  предложил принять решение

об участии государства  в страховом фонде. Католичес-

кая и либеральная пресса выступили против, заявив,

что государственная  доплата является предвестникомновых косвенных налогов и подорожания  товаров на-

родного потребления. Лидер  прогрессистов Э. Рихтер

доказывал, что доплата  государства в страховой фонд

в пользу рабочих будет покрываться за счет крестьян

и ремесленников [15, с. 138]. Второй проект от 8 мая

1882 г. уже не предусматривал  создания имперского

страхового ведомства, передавая всю полноту власти

объединениям предпринимателей. 6 июля 1884 г.

закон о страховании рабочих от несчастных случаев

был принят. Он вводил обязательное страхование всех

рабочих и ряда групп  служащих с годовым доходом

не более 2 тыс. марок  и гарантировал им помощь

при несчастном случае на работе. Проект закона о

медицинском страховании, в разработке которого

принял участие О. Бисмарк, впервые был представ-

лен на рассмотрение рейхстага 29 апреля 1882 г.

Медицинское страхование  в определенной степени

подменяло страхование  от несчастных случаев, пос-

кольку возмещение убытков  в 95–98% несчастных

случаев ложилось на медицинские  кассы. Закон о

медицинском страховании  был принят в июне 1883 г.

Его действие распространялось на рабочих и служа-

щих большинства отраслей с дневным заработком не

более 6,6 марок. Медицинское  страхование вступало

в силу в случае профессиональной болезни или про-

изводственной травмы, которая  не излечивалась более

13 недель. Законопроект  о пенсионном обеспечении

пожилых рабочих и  опеке над инвалидами обсуждался

в рейхстаге с 1881 по 1889 г. В силу закон вступил

1 января 1891 г., его основу  составляло положение

об обязательном страховании  широкого круга рабочих

и служащих с годовым  доходом не более 2 тыс. марок

[15, с. 137–144]. Социальные  реформы распространялись лишь

на часть рабочего класса, при этом значительная доля

расходов на социальное обеспечение возлагаласьна самих  рабочих. Но для того времени это  был наибо-

лее полно разработанный  комплекс законодательных

актов о социальном страховании  в случае болезни,

несчастных случаев  на производстве, по инвалидности

и старости, что отличало Германию от других стран

[14, с. 345]. Позитивные результаты  социальной по-

литики первыми ощутили  высококвалифицированные

рабочие – главная  опора социал-демократов. Одна из

основных задумок канцлера – примирение «рабочего

сословия» с государством, реализовывалась через

усиление реформистского крыла социал-демокра-

тов, которому в дальнейшем удалось перехватить у

консерваторов инициативу в решении социальных

проблем. 1880-е гг. немецкие историки считают пери-

одом зарождения современной социальной политики

[17, с. 742].

Таким образом, в XIX в. О. Бисмарком  и поли-

тической элитой Германии был приобретен опыт

по консенсусным технологиям  в решении рабочего,

аграрного, промышленного  вопросов. Представитель

немецкой исторической науки Х.Ю. Пуле в статье

«Preußen: Entwicklung und Fehlentwicklung» вводит

понятие «фактор Бисмарка», подчеркивая  современ-

ность его управленческих технологий, использование

манипуляций общественностью, целенаправленное

размежевание и репрессии в  отношении одних по-

литических партий и помощь другим, интересующим

его в политическом отношении. Эти  политические

средства стабилизировали отношения  между прави-

тельством и обществом, в которое  постепенно интег-

рировалась крупная индустрия  в лице буржуазии [18,

с. 36]. Опыт социально-политической деятельности

Бисмарка ценен тем, что в  Германии после длитель-

ного периода раздробленности  был создан механизмурегулирования конфликтов по наиболее острым

политическим вопросам.


Информация о работе Социальная экономика О. Бисмарка