Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 07:13, курсовая работа
Цели исследования: анализ исторического и современного опыта осуществления социальной функции государства, а также рассмотрение отличительных черт социального государства.
Цели работы определили задачи исследования:
1.определить социальное государство, его признаки, функции и принципы;
2. рассмотреть развитие идей о социальном государстве;
3. рассмотреть становление социального государства в России.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА 6
1.1 Определение социального государства, его признаки.Модели социального государства 6
1.2 Функции и принципы социального государства 11
2 ГЕНЕЗИС ИДЕИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА 14
2.1 Развитие зарубежной идеи социального государства 14
2.2 Развитие отечественной идеи социального государства 18
3 РОССИЯ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО 23
3.1 Основные проблемы в формировании социального государства в Российской Федерации 23
3.2 Итоги и перспективы развития социального государства в России 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
Список источников и литературы 38
Из вышеизложенного можно сделать такой вывод: идеи социального государства примерно стали развиваться в середине XX в., а затем получили законодательное закрепление в правовых системах многих европейских стран. Теория социального государства стала ответом немецкой консерваторской мысли, когда по европейским странам прокатилась революционная волна. Теория социального государства должна была стать тем «спасательным кругом», который бы сохранил социальную стабильность и поддержал общество в жизнеспособном состоянии. Стартовым пунктом социального государства, выступало конституционное закрепление ценностей социального государства. Первой к этому пришла Германия, а затем за ней подтянулись и другие европейские страны.
В 90-е гг. ХХ в. процесс формирования социального государства затронул и восточноевропейские постсоветские страны.
Развитие идей естественного права, концепции правового государства, а также идей социальных функций государства стали активно развиваться в России в конце XIX – начале XX вв. широким кругом исследователей. Первым, кто обратил внимание на право человека на достойное существование, был В.С. Соловьев. Кроме него, данную проблему исследовали С.А. Котляревский, Б.А. Кистяковский, П.И. Петражицкий, Б.Н. Чичерин, И.А. Ильин.
Представители старой
юридической школы делали вывод
о том, что восполнять недостаток
средств тем, кто нуждается в
помощи и поддержке, должны частная
благотворительность или
Однако, Новгородцев П.И. находит слабое место в этой позиции – «Задача и сущность права состоит действительно в охране личной свободы, но для осуществления этой цели необходима и забота о материальных условиях свободы; без этого свобода некоторых может остаться пустым звуком, недосягаемым благом, закрепленным за ними юридически и отнятым фактически. Таким образом, именно во имя охраны свободы право должно взять на себя заботу о материальных условиях ее осуществления; во имя достоинства личности, оно должно взять на себя заботу об ограждении права на достойное человеческое существование» 28.
На основе своих исследований Новгородцев П.И. сделал вывод о том, что «…одного провозглашения общего принципа, конечно, недостаточно. Для того чтобы этот принцип не остался только нравственным пожеланием, необходимо, чтобы из него вытекали конкретные юридические следствия»29.
Кроме того, важным вкладом российских исследователей в развитие теории социального государства явились формулирование и обоснование права на достойное человеческое существование, реализация которого связывалась с осуществлением социальных реформ на основе реализации принципа равенства. Так, государственный интерес, по утверждению И.А. Ильина слагается «из всех духовно-правовых интересов всех граждан, причем каждый духовно-правый личный интерес оказывается через эту государственную включенность общим и политическим»30.
П.И. Новгородцев считал, что право на достойное существование должно гарантироваться государством. По его мнению, развитие идеи правового государства превращало его, по сути, в социальное правовое государство. И социальное государство становилось следующим этапом развития либерального правового государства31.
Общей закономерностью исследования социальной деятельности государства у дореволюционных авторов является нравственная основа такой деятельности, в отличие от политической основы у зарубежных авторов.
Отдельные русские
мыслители при исследовании государства,
его социальных функций, а также
реализации концепции прав и свобод
человека, утверждали, что государство
самостоятельно в силу своих культурных,
исторических, политических особенностей
выстраивает государственный
После октябрьской революции 1917 г. на смену либеральным идеям построения государства пришло социалистическое видение этой проблемы. В СССР была законодательно закреплена система социального обеспечения, созданная на ленинских принципах. Государственная система страхования уточнила случаи, когда такое право возникает (увечье, болезнь, старость, потеря кормильца и т.д.)33.
В СССР проблема
социально-правовой защиты населения
как самостоятельная не рассматривалась,
поскольку внутренними
В настоящее время
международный и отечественный
опыт свидетельствует о
Особенно часто
в последнее время
На рубеже 1980-90
гг. произошли значительные перемены
во всех сферах общественной жизни
России, которые предопределили изменения
в системе национального права,
а также в системе
Таким образом, развитие идей естественного права, концепции правового государства, а также идей социальных функций государства стали активно развиваться в России в конце XIX - начале XX вв. широким кругом исследователей.
Важным вкладом российских исследователей в развитие теории социального государства явились формулирование и обоснование права на достойное человеческое существование, реализация которого связывалась с осуществлением социальных реформ на основе реализации принципа равенства. Причем данное право должно гарантироваться государством.
У дореволюционных
После октябрьской революции 1917 г. на смену либеральным идеям построения государства пришло социалистическое видение этой проблемы, в итоге советский человек был социально защищен сильнее всех в мире.
В настоящее время бытует мнение, что социальным может быть только правовое государство. Ориентация государства на право – это не что иное, как ориентация на общество в целом.
В 1993 г. была принята Конституция Российской Федерации, которая провозгласила Россию социальным государством.
3. Россия как социальное государство
Положение о социальном государстве
занимает в Конституции РФ особое
место, поскольку характеризует
внутреннюю, содержательную, ценностную
сторону деятельности государства,
тогда как большинство
Конкретное содержание принципов
социального государства
Одним из первых принципов,
относящихся к современной
Второй принцип, вошедший
в конституции в связи с
концепцией социального государства,
- социальное партнерство, то есть цивилизованная
форма общественных отношений в
социально-трудовой сфере, обеспечивающая
согласование и защиту интересов
работников, работодателей (предпринимателей),
органов государственной
Третий принцип социального государства - социально - экономическое равноправие и фактическое выравнивание положения индивидов и социальных, национальных, иных общностей, вносящих свой вклад в прогрессивное развитие общества. Абсолютное равенство всех людей и различных общностей в России вряд ли достижимо, по крайней мере, в обозримом будущем. Однако с позиций концепции социального государства предоставления им только равных «шансов», на что иногда делается акцент, недостаточно. Разрыв в доходах между 10% самых бедных и 10% самых богатых, по официальной статистике, достигает 16,8 раз (в Москве - 34 раза), а по подсчетам некоторых экономистов - до 50 раз), разрыв между максимальным и минимальным душевым доходом в субъектах РФ около 11 раз (по другим данным - 8,4 раза)39. Как индивиды, так и общности (территориальные публичные коллективы субъектов РФ) находятся в весьма неравном положении. Социальное государство призвано выравнивать ситуацию в тех сферах, где это можно сделать по существу, поднимая общий уровень. Как частный (в отношениях кочевников, жителей горных территорий и др.) он назван в некоторых зарубежных конституциях. Есть и другие стороны этого конституционного индикатора, связанные, например, с пределами преимуществ, предоставляемых социальным государством индивидам или определенным группам населения, условиями временного или постоянного характера льгот и другие вопросы. Они с теоретических позиций в полной мере не исследованы, да и в Конституции РФ целесообразна обобщающая формулировка этого40.
Четвертый принцип - социальная справедливость. В Конституции РФ о нем не упоминается (что также не является достоинством Основного Закона), но он назван в российских Законах об общественных объединениях, о политических партиях41. Эти Законы устанавливают также, что требования социальной справедливости не являются «разжиганием социальной... розни», запрещенной ч.5 ст.13 Конституции РФ. Принцип социальной справедливости включает много составляющих, причем они неодинаковы в различных правовых системах стран мира. В большинстве стран к элементам принципа социальной справедливости относят прежде всего установление законом минимального размера оплаты труда (МРОТ).
Другой показатель справедливости - это потребительская корзина, набор минимума товаров и услуг, необходимых для жизни человека (черта бедности), он должен быть обеспечен человеку государством (отсутствие такого минимума по независящим от лица причинам дает право на субсидию или пособие от государства, размер корзины для разных категорий лиц: инвалидов, пенсионеров, детей, работающих и т.д., неодинаков). Социальное государство также регулирует независимо от форм собственности вопросы продолжительности рабочего дня, устанавливает обязательные еженедельные выходные дни, ежегодные отпуска, ограничивает сверхурочные работы и т.д. Социальное государство проявляет заботу о развитии образования, это вложение капитала в человека, верный путь к прогрессу общества.