Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 07:13, курсовая работа
Цели исследования: анализ исторического и современного опыта осуществления социальной функции государства, а также рассмотрение отличительных черт социального государства.
Цели работы определили задачи исследования:
1.определить социальное государство, его признаки, функции и принципы;
2. рассмотреть развитие идей о социальном государстве;
3. рассмотреть становление социального государства в России.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА 6
1.1 Определение социального государства, его признаки.Модели социального государства 6
1.2 Функции и принципы социального государства 11
2 ГЕНЕЗИС ИДЕИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА 14
2.1 Развитие зарубежной идеи социального государства 14
2.2 Развитие отечественной идеи социального государства 18
3 РОССИЯ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО 23
3.1 Основные проблемы в формировании социального государства в Российской Федерации 23
3.2 Итоги и перспективы развития социального государства в России 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
Список источников и литературы 38
Социальную справедливость
в России можно реализовать, если
в стране создана социально
Следующий принцип социального
государства - социальная ответственность.
Такой прямой формулировки нет в
конституциях, да и социальная ответственность
понимается неодинаково. В России она
толкуется, прежде всего, как моральная
обязанность бизнеса помогать экономическому
и культурному развитию страны, различных
ее регионов, создавать благоприятные
условия жизни для своих
В конечном счете, в основе
подлинной концепции
Таким образом, действующая
Конституция провозглашает нашу
страну социальным государством (ст.7),
но в силу ряда объективных и субъективных
причин данное положение во многом
остается лишь идеалом. Действительно,
минимальные размеры пенсий не могут
удовлетворять элементарные потребности
человека, а минимальный размер оплаты
труда не дотягивает до прожиточного
минимума; суммы пособий не всегда
обоснованы экономически и психологически;
социальное законодательство является
нестабильным, его изменения подчас
непоследовательны и имеют
В современном отечественном
контексте проблемы социальной политики
имеют свою постсоветскую специфику,
которая отчасти объясняется
традиционно высокой ролью
К началу 1990-х годов Россия
имела экономику, истощенную гонкой
вооружений, плохо приспособленную
к рыночным условиям существования,
в ней преобладали
По мнению М. МакФаула, с тех пор как Россия стала независимым государством (с момента распада Советского Союза), здесь не происходило существенных реформ социальной политики. Властвующая российская элита сознательно ограничила масштабы трансформации социальной политики, для того чтобы максимально быстро осуществить шоковую терапию. В результате макроэкономические реформы были проведены за счет беднейших слоев населения, причем меры социальной защиты оказывались неэффективными. Сравнительный анализ социальных трансфертов показывает, что в конце 1990-х годов лишь 6% российской социальной помощи достигало наименее обеспеченных групп населения, по сравнению с 29% - в Польше, 36% - в Эстонии и 78% - в США46.
Что же определяет нынешнюю социальную политику в России?
Прежде всего социальные проблемы признаны и становятся предметом публичного дискурса. А поскольку определение проблемы следует из того, как именно понимаются порождающие их социальные условия различными политическими силами, постольку разные определения социальных проблем становятся исходным пунктом для формулирования альтернативных стратегий действия.47В связи с этим появились множественные, порой конфликтующие между собой, профессиональные дискурсы проблем и подходы к их решению: медикалистский, юридический, социальный, административный. И если какой-либо из этих подходов претендует на монополию в процессе принятия решений на единственно верное мнение, то существует риск, что проблема будет истолковываться односторонне, а эффективность метода решения окажется низкой. Поэтому важно расширять возможность обсуждения многочисленных аспектов социальной политики не только внутри отдельных профессий, но и с участием нарождающихся институтов гражданского общества. Это повышает степень прозрачности системы социальной политики, открывая поле анализа, критики и, возможно, реформирования этой системы 48.
Важным фактором развития социальной политики в современной России является активизация гражданского участия, что практически было невозможно в период господства ленинского принципа «демократического централизма». Сейчас люди, активно выступающие за свои гражданские права, могут реально влиять на процесс принятия решений в области социальной политики. Во второй половине 1990-х годов на повестку дня все чаще стали выноситься проблемы инвалидов, пожилых людей, женщин, детей, оказавшихся в ситуации риска, и чем более активное участие в продвижении этих важных вопросов принимают социологи и другие исследователи, тем успешнее связь исследований с политическим процессом49.
Важный аспект обновления социальной политики в современной России - возникновение и развитие социальной работы как профессиональной практики, требующей подготовки в рамках высшего образования, как научной, так и учебной дисциплины. Ее становление сопровождается серьезной конкуренцией за символические и материальные ресурсы, но сам факт такой конкуренции действует положительно на укрепление профессиональной идентичности. В самой практике социальной работы - будь то в социальных службах, школах или интернатах - модель рефлексивной практики пока еще лишь начинает прокладывать себе дорогу среди моделей профессионализма. В государственных службах пока еще превалирует интуитивный способ объяснения социальных проблем и их решения50. Важный фактор развития государственной социальной службы - расширение практики взаимодействия с местным сообществом, привлечение волонтеров, общественных организаций, сотрудничество и обмен опытом с неправительственными службами, участие в анализе собственной профессиональной деятельности, обсуждение новых подходов к социальным проблемам, построение партнерских отношений с клиентами. Развиваются и постепенно становятся реальностью альтернативные факторы и программы социальной политики в России.
Здесь имеется в виду и
многообразие негосударственных социальных
служб, групп защиты прав, организаций
самопомощи, а также локализация
социальной политики, усиление роли местных
органов самоуправления, групп бизнеса.
Муниципалитеты, получив в свое распоряжение
ведомственные социальные службы —
жилье, дошкольные, медицинские, образовательные
учреждения, значительно расширили
свое влияние на местные процессы.
В негосударственных службах, особенно
тех, которые имеют грантовое
финансирование и разветвленную
сеть контактов с аналогичными российскими
и международными организациями, проблема
профессионализма работников решается
весьма эффективно в силу небольшого
размера организации, низкой текучести
кадров, успешной практики привлечения
волонтеров, открытости интеллектуальным
дебатам и высокой
Определенно заметны тенденции
гуманизации государственных
Особенность постсоветской социальной политики в России - развитие в ряде ее направлений такой идеологии, которая основана на доминировании дисциплинарных форм и расширении социального контроля. Речь идет об ужесточении мер, направленных на выявление потребностей семей с детьми, инвалидов, бедных, мигрантов, а также на усиление репрессивного компонента в программах работы с людьми, страдающими наркозависимостью, и правонарушителями, совершившими нетяжкие преступления53.
Практика и риторика социальной работы в России пока не включает аспект социальных изменений во имя социальной справедливости. В частности, классификация семей на «полные» и «неполные» выступает для ряда специалистов знаком индивидуальных эмоциональных проблем, стигматизирует женщин, воспитывающих детей без супруга, а определение семей как «благополучных» и «неблагополучных» перекладывает всю ответственность на индивидов.
Системы мероприятий,
разрабатываемые в целях
Из вышеизложенного можно сделать такой вывод: с тех пор как Россия стала независимым государством, не происходило существенных реформ социальной политики. Социальные проблемы признаны и становятся предметом публичного дискурса в нынешней России. Важно расширять возможность обсуждения многочисленных аспектов социальной политики не только внутри отдельных профессий, но и с участием нарождающихся институтов гражданского общества, ведь это повышает степень прозрачности системы социальной политики.
Развиваются и постепенно становятся реальностью альтернативные факторы и программы социальной политики в России: многообразие негосударственных социальных служб, групп защиты прав, организаций самопомощи, локализация социальной политики, усиление роли местных органов самоуправления, групп бизнеса. Заметны тенденции гуманизации государственных сервисов (происходит реформирование социальной помощи пожилым, развивается социальное и медико-социальное обслуживание старшего поколения по месту жительства).
Но пока, к сожалению, практика и риторика социальной работы в России пока не включает аспект социальных изменений во имя социальной справедливости.
В заключение можно сделать такие выводы:
Существует разнообразное
множество определений