Социальное наблюдение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 20:09, доклад

Краткое описание

Социальное наблюдение - это направленное систематическое, непосредственное прослеживание и регистрация социальных явлений.

Вложенные файлы: 1 файл

Социальное наблюдение.doc

— 78.50 Кб (Скачать файл)

Следует отметить, что преимущества метода наблюдения достаточно отчетливы и сводятся к следующему. Во-первых, это непосредственность восприятия, позволяющая фиксировать конкретные, естественные ситуации, факты, живые фрагменты жизни, богатые деталями, красками, и т.д. Во-вторых, это возможность учитывать конкретное поведение групп реальных людей. В настоящее время эта задача практически неразрешима другими методами. В-третьих, наблюдение не зависит от готовности наблюдаемых лиц высказываться о самих себе, что свойственно, например, социологическому интервью. Здесь необходимо учитывать вероятность «притворства» наблюдаемых, ведь им известно, что за ними наблюдают. В-четвертых, это многомерность данного метода, дающая возможность фиксировать события и процессы наиболее полно и всесторонне.

Недостатки метода наблюдения обусловлены, прежде всего, наличием активности социальных объекта  и субъекта, что может привести к необъективности результата. К наиболее серьезным ограничениям этого метода, которые необходимо учитывать, относятся следующие:

1. Настроение  наблюдателя во время опыта  может отрицательно влиять на  характер восприятия событий  и оценку фактов. Это влияние особенно велико, когда у наблюдателя слишком слабо выражен побудительный мотив к наблюдению.

2. На отношение  к наблюдаемому достаточно сильное  влияние оказывает социальное  положение наблюдателя. Его собственные  интересы и позиция могут способствовать тому, что одни акты поведения наблюдаемых окажутся отраженными фрагментарно, а другие -- возможно менее важные -- могут быть оценены как более значимые.

3. Тенденция  ожидания у наблюдателя заключается  в том, что он оказывается  слишком привержен определенной гипотезе и фиксирует лишь то, что соответствует ей. Это может привести к тому, что наблюдатель просто не увидит существенных и важных свойств наблюдаемых, не укладывающихся в его первоначальную гипотезу. Более того, наблюдаемые могут уловить эту предрасположенность и изменить свое поведение, как в лучшую, так и в худшую сторону.

4. Комплексность  наблюдения может быть не только  его достоинством, но и недостатком,  приводящим к потере существенного  среди огромного набора фиксируемых  качеств.

5. Разумеется, обстоятельства в жизни повторяются, но далеко не во всех деталях, и однократность наблюдаемых обстоятельств может препятствовать фиксации всех деталей.

6. Предшествующие  наблюдению личные встречи и  знакомства наблюдателя с наблюдаемыми  могут привести к смещению всей картины наблюдения под воздействием сформировавшихся во время встреч симпатий или антипатий.

7. Существует  опасность фиксации вместо реальных  фактов их неправильных трактовок  и оценок.

8. Когда наступает  психологическая усталость наблюдателя, он начинает реже фиксировать второстепенные события, пропускает некоторые из них, делает ошибки и т. д.

9. Эффект снисходительности  заключается в стремлении наблюдателя  дать наблюдаемым завышенную  оценку. Эффект снисходительности  могут вызвать и симпатии к наблюдаемым, забота о собственном престиже и т. д.

10. Логические  ошибки этого метода основаны  на том, что наблюдатель фиксирует  связи между признаками, не имеющими  на самом деле этих связей. Например, существуют ложные представления  о том, что нравственные люди обязательно добродушны, добродушные -- доверчивы, а доверчивые -- тучны и т. д.

11. Ошибка контраста  состоит в стремлении наблюдателя  фиксировать у наблюдаемых качества, которых нет у него самого.

12. Результаты  наблюдения часто подвержены влиянию мешающих факторов: несоответствия ситуации наблюдения проявляемым качествам, присутствия третьих лиц, особенно непосредственных начальников и т. д.

13. Предъявляются  высокие требования к квалификации  социологов-исполнителей. Поэтому необходимы  затраты на их подготовку и инструктаж.

Структура метода наблюдения

наблюдение социологическое  исследование

В структуре  метода наблюдения принято выделять такие элементы:

1) установление  объекта и предмета наблюдения, его единиц, а также определение  цели и постановка исследовательских задач;

2) обеспечение  доступа к наблюдаемым ситуациям,  получение соответствующих разрешений, завязывание контактов с людьми;

3) выбор способа  (вида) наблюдения и разработка  его процедуры;

4) подготовка  технического оборудования и документов (тиражирование карточек наблюдения, протоколов, инструктаж наблюдателей, подготовка фото- или телекамер и т. д.);

5) проведение  наблюдения, сбор данных, накопление  социологической информации;

6) запись результатов  наблюдений, которая может выполняться в виде: кратковременных записей «по горячим следам»; заполнения специальных карточек; заполнения протоколов наблюдения, являющихся расширенным вариантом карточек наблюдения; ведение дневника наблюдения; использование видео-, фото-, кино- и звуковой аппаратуры;

7) осуществление  контроля за наблюдением, предполагающее: обращение к документам; проведение  повторных наблюдений обращение  к другим подобным исследованиям;

8) составление  отчета о проведении наблюдения, который должен содержать основные  положения программы наблюдения; характеристику времени, места и ситуации; информацию о способе наблюдения; подробные описания наблюдаемых фактов; интерпретацию результатов наблюдения.

Таким образом, в самом общем виде процедура  социологического наблюдения предусматривает такой порядок исследовательских действий социолога.

1. Определение  цели и задач наблюдения (для  чего наблюдать и с какой  целью?).

2. Выбор объекта  и предмета наблюдения (что наблюдать?).

3. Выбор ситуации  наблюдения (в каких условиях  наблюдать?).

4. Выбор способа  (вида) наблюдения (как наблюдать?).

5. Выбор способа  регистрации наблюдаемого события  (как вести записи?).

6. Обработка  и интерпретация полученной при  помощи наблюдения информации (каков  результат?).

Без четкого  ответа на все эти вопросы эффективно осуществить наблюдение затруднительно. При всей привлекательности наблюдения как метода сбора социологической информации, его сравнительной простоте у него есть немало слабых мест. Прежде всего, это трудности с достоверностью данных. При осуществлении наблюдения трудно охватить большое количество явлений. Отсюда возникает вероятность ошибок в интерпретации событий и поступков людей с точки зрения мотивов их действий. Вероятность ошибок существует еще и потому, что социолог не только наблюдает. У него есть собственная система отсчета, опираясь на которую, он по-своему толкует, интерпретирует те или иные факты и события. Однако при всей субъективности восприятия основное содержание материалов отражает и объективную ситуацию.

Практика использования  наблюдения не только подтверждает принципиальную способность данного метода давать объективную информацию, но и служит решающим средством выявления и преодоления субъективности результатов. В целях получения объективной информации об изучаемом социологическом явлении или факте используются следующие способы контроля: наблюдение за наблюдением, контроль с помощью других социологических методов, обращение к повторному наблюдению, исключение из записей оценочных терминов и т. п. Таким образом, социологическое наблюдение считается достоверным, если при его повторении в тех же условиях и с тем же объектом оно дает те же результаты.

Особенностями наблюдения как научного метода являются:

– направленностью  к ясной, конкретной цели;

– планомерность  и систематичность;  

– объективность  в восприятии изучаемого и его  фиксации;

– сохранение естественного  хода психолого-педагогических процессов.

Наблюдение может  быть: целенаправленным и случайным; сплошным и выборочным; непосредственным и опосредованным; длительным и кратковременным; открытым и скрытым (“инкогнито”); констатирующим и оценивающим; сплошным и выборочным; неконтролируемым и контролируемым (регистрация наблюдаемых событий по заранее отработанной процедуре); каузальным и экспериментальным; полевым (наблюдение в естественных условиях) и лабораторным (в экспериментальной ситуации).

Наблюдение –  процесс сложный: можно смотреть, но не видеть; или смотреть вместе, а  видеть разное; смотреть на то, что видели и видят многие, но, в отличие от них, увидеть новое и т.д. В психологии и педагогике наблюдение превращается в настоящее искусство: тембр голоса, движение глаз, расширение или сужение зрачков, чуть заметные изменения в общении с окружающими и другие реакции личности, коллектива могут служить признаком целесообразности психолого-педагогических выводов. Чем опытнее наблюдатель, тем более точно он оценивает ход педагогического процесса по конкретным, иногда едва заметным проявлениям. У исследователя вырабатывается специальная система, механизм “чтения” психолого-педагогических явлений по их внешним проявлениям. Средства наблюдения различны: схемы наблюдения, его длительность, техника записи, методы сбора данных, протоколы наблюдений, системы категорий и шкалы. Весь этот инструментарий повышает точность наблюдения, возможность регистрации и контроля его результатов. Так, серьезное внимание следует уделить форме ведения протокола, которая зависит от предмета, задач и гипотезы исследования, определяющих критерий наблюдения. Например, протокол наблюдения учебного занятия может выглядеть следующим образом:  

Организационные этапы занятия Содержание  учебного материала Методы совместной деятельности преподавателя и студента Время (в мин. или сек.) Примечания

 

 

Наблюдатель записывает в протокол только то, что прямо  или косвенно содействует решению изучаемой проблемы. Это – подлинные факты, которые наиболее точно представляют конкретную ситуацию.

Помимо протоколов, возможны и другие формы ведения  записи, например, дневник, ведущийся хронологически по возможности без перерыва. Дневниками обычно пользуются при долговременном наблюдении. Большую помощь в наблюдении оказывают технические средства: магнитофон, скрытая телекамера и др.  

В связи с  этим наблюдение как метод исследования предполагает выполнение исследователем следующих правил:

– четкое определение  цели наблюдения;

– составление, в зависимости от цели, программы  наблюдения;

– детальная  фиксация данных наблюдения;

– применение систем категорий и оценочных шкал.

Программа наблюдения должна точно определять последовательность работы, выделять наиболее важные объекты наблюдения, способы фиксации результатов (протокольные записи, дневники наблюдений и т.д.).

Как и любой  метод, наблюдение имеет свои сильные  стороны и недостатки. К сильным  сторонам следует отнести возможность изучения предмета в его целостности, естественном функционировании, живых многогранных связях и проявлениях. В то же время этот метод не позволяет активно вмешиваться в изучаемый процесс, изменять его или намеренно создавать определенные ситуации, делать точные замеры. Следовательно, результаты наблюдения должны быть обязательно подкреплены данными, полученными с помощью других методов психолого-педагогического исследования.  
 


Информация о работе Социальное наблюдение