Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 19:00, контрольная работа
Благополучие человека в обществе, его социальные связи с другими людьми, привычки, обычаи, верования, его интересы и установки во многом свя¬заны с тем местом, которое он занимает в социальном пространстве.
Феномен социального пространства являлся предметом исследования многих социологов прошлого и настоящего. Э. Дюркгейм, Р. Парк, Э. Богар-дус, Д. Ленсон связывали изучение социального пространства с разработ¬кой научного подхода к решению социальных проблем. Но основ¬ные идеи природы социального пространства сформулированы П. Со¬рокиным в его работе «Социальная мобильность» (1927).
Введение
1. Социальное неравенство
2. Социальная стратификация
2.1 Измерение стратификации
2.2 Стратификационные системы
3. Социальная мобильность
Заключение
Литература
Социально - профессиональная стратификация - здесь группы делятся по содержанию и условиям своего труда. Особую роль выполняют квалификационные требования, предъявляемые к той или иной профессиональной роли - обладание соответствующим опытом, умениями и навыками. Утверждение и подержание иерархических порядков в данной системе осуществляется при помощи сертификатов ( дипломов, разрядов, лицензий, патентов), фиксирующих уровень квалификации и способность выполнять определенные виды деятельности. Действенность квалификационных сертификатов поддерживается силой государства или какой - то другой достаточно мощной корпорации ( профессионального цеха). Причем сертификаты эти чаще всего по наследству не передаются, хотя исключения в истории встречаются. Она является одной из базовых стратификационных систем, разнообразные примеры которой можно найти во всяком обществе со сколь либо развитым разделением труда.
Классовая стратификация - классовый подход нередко противопоставляют стратификационному. Но для нас классовое членение есть лишь частный случай социальной стратификации. Классы представляют социальные группы свободных в политическом и правовом отношении граждан. Различия между группами, прежде всего в характере и размерах собственности на средства производства и производимый продукт, а также в уровне получаемых доходов и личного материального благосостояния. В отличие от многих предыдущих типов, принадлежность к классам - буржуа, пролетариев, самостоятельных фермеров и т.п. - не регламентируется высшими властями, не устанавливается законодательно и не передается по наследству.
Культурно – символическая стратификация - дифференциация возникает здесь из различий доступа к социально значимой информации, неравных и возможностей фильтровать и интерпретировать эту информацию, способностей быть носителем сакрального знания ( мистического или научного). В древности эта роль отводилась жрецам, магам и шаманам, в средневековье - служителям церкви, составляющим основную массу грамотного населения, толкователям священных текстов, в новое время - ученым, технократам и партийным идеологам, Претензии на общение с божественными силами, на обладание научной истиной на выражение государственного интереса существовали всегда и везде. И более высокая положение в данном отношении занимают те, кто имеет лучшие возможности манипулирования сознанием и действиями прочих членов общества, кто лучше других может доказать свои права на истинное понимание владеет лучшим символическим капиталом.
Культурно – нормативная стратификация - здесь дифференциация построена на различиях уважения и престижа, возникающих из сравнения образов жизни и норм поведения, которым следует данный человек или группа. Отношение к физическому и умственному труду, потребительские вкусы и привычки, манеры общения и этикет, особый язык ( профессиональная терминология, местный диалект, уголовный жаргон ) - все это ложится в основу социального деления.
Любое конкретное общество состоит из комбинаций различных стратификационных систем и множества их переходных форм.
3. Социальная мобильность
Люди находятся в постоянном движении, а общество – в развитии. Совокупность социальных перемещений людей в обществе, т.е. изменение их статуса, называется социальной мобильностью.
По П. Сорокину, социальная мобильность – это любой переход индивида или социального объекта (ценности), т.е. всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую.
История человечества складывается не столько из индивидуальных судеб, сколько из движения больших социальных групп. На смену земельной аристократии приходит финансовая буржуазия, малоквалифицированные профессии вытесняются из современного производства инженерами, программистами и т.д. Войны и революции перекраивали социальную структуру общества, поднимая на вершину одних и опуская других. Такие изменения происходят и сегодня, когда на смену партийной элите приходит бизнес-элита.
Между восхождением и нисхождением существует известная асимметрия, все хотят подниматься и никто не хочет опускаться по социальной лестнице. Как правило, восхождение – явление добровольное, а нисхождение - принудительное.
Существуют два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью, подразумевается переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том уровне. Перемещение некоего индивида из одной религиозной группы в другую. из одного гражданства в другое, из одной семьи в другую при разводе.
Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления перемещений существую два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, т.е. социальный подъем или социальный спуск. В соответствии с природой стратификации есть нисходящие и восходящие течения экономической, политической и профессиональной мобильности. Восходящие течения существуют в двух основных формах: 1) проникновение индивида из нижнего пласта в существующий более высокий пласт и 2) создание такими индивидами новой группы и проникновение всей группы в более высокий пласт на уровень с уже существующими группами этого пласта. Соответственно и нисходящие течения так же имеют две форм: 1) падение индивида из более высокой исходной группы в более низкую; 2) проявление деградации социальной группы в целом, в понижении ее ранга на фоне других групп или разрушении ее социального единства.
Социальная мобильность может быть двух видов: 1) мобильность как добровольное перемещение индивидов в рамках социальной иерархии, и 2) обильность, которая вызывается структурными изменениями (например, индустриализацией и демографическими факторами).
На социальную мобильность оказывают влияние следующие факторы:
1. Социальная дифференциация. Передовые технологии способствуют увеличению числа профессий. Индустриализация приводит в большее соответствие профессионализм, подготовку и вознаграждение, в результате чего усиливается социальная мобильность. При этом основным фактором оказывается увеличение числа профессий в середине иерархии стратификационной системы, за счет вынужденной мобильности. Добровольная мобильность также активизируется, т.к. большой вес приобретает ориентация на достижение.
2. Общественное устройство, т.е. различие между устройством открытого и закрытого общества.
В открытом обществе нет формальных ограничений мобильности, и отсутствуют или почти отсутствуют неформальные ограничения. Закрытое общество имеет жесткую структуру, которая препятствует увеличению мобильности и тем самым противостоит нестабильности.
В открытом обществе, где сохранилось мало барьеров, те, кто поднимается наверх, часто отходят от политических воззрений класса, в который они перешли. Аналогично ведут себя и те, кто снижает свое положение. Таким образом, те, кто поднимаются в высшую страту, в меньшей степени консервантивно настроены, чем ее постоянные члены. С другой стороны, те, которые пошли вниз, являются в большей степени приверженцами левых взглядов, ем стабильные члены низшей страты. Следовательно, движение в целом способствует нестабильности и динамизму открытого общества.
В закрытом обществе мобильность вверх ограничена количественно и качественно, поэтому индивиды, достигшие верхов, но не получающие той доли социальных благ, на которую они рассчитывали, начинают рассматривать существующий порядок как помеху к достижению своих целей и стремятся к радикальным изменениям. Индивиды, мобильность которых направлена вниз, в закрытом обществе часто оказываются по образованию и способностям более подготовленными к руководству, чем основная масса населения – они и берут на себя роль вождей революционного движения.
3. Социальная мобильность тесно связана с взглядами общества и социальной стабильной. Социальная мобильность является обратной стороной социального неравенства, поскольку, социальное неравенство усиливается в процессе социальной мобильности. При этом функцией социальной мобильности, которую она выполняет в обществе, оказывается сдерживание недовольства и направление его в новое русло.
Заключение
Согласно эволюционной теории стратификации, по мере усложнения и развития культуры наступает такая ситуация, при которой ни один индивид не может овладеть всеми аспектами социальной деятельности, происходит разделение труда и специализация деятельности. Одни виды деятельности оказываются более важными, требующими длительной подготовки и соответствующего вознаграждения, другие же – менее важные и поэтому более массовые, легко заменяемые.
Концепции стратификации, в отличие от марксистской идеи классов и построения бесклассового общества, не постулируют социального равенства, наоборот, они рассматривают неравенство как естественное состояние общества, поэтому страты не только различаются по своим критериям, но и размещаются в жесткой системе подчинения одних слоев другим, привилегированного положения высших и подчиненного положения низших. В дозированной форме допускается даже идея некоторых социальных противоречий, которые нейтрализуются возможностями социальной мобильности вертикального типа, т.е. предполагается, что отдельные талантливые люди могут переходить из низших слоев в высшие, как в равной мере и наоборот, когда малоактивные люди, занимающие места в высших слоях общества в силу социального положения своих родителей, могут разориться и оказаться в самых низших слоях социальной структуры.
Таким образом, понятия стратификации и социальной мобильности, дополняя понятия класса и классовой структуры общества, конкретизируют общее представление о структуре общества и помогают детализировать анализ социальных процессов в рамках тех или иных экономических и социально-политических формаций.
Литература
1. Касьянов, В. В.
Основы социологии и
2. Кравченко, А. И. Общая социология: учебное пособие для вузов. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 479 с.
3. Кравченко, А. И. Основы социологии: учебное пособие: для студентов средних специальных учебных заведений. – Екатеринбург: Деловая книга, Москва: Логос. 1998. – 384 с.
4. Фролов, С. С. Социология: учебник для высших учебных заведений. – 3-е изд., доп. – Москва: Гардарика, 1999. – 344 с.
Информация о работе Социальное неравенство. Социальная стратификация. Социальная мобильность