Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 22:36, реферат
Развитие информационных технологий становится сегодня важнейшим фактором в жизни мирового сообщества. Их широкое распространение качественно преобразует общественную жизнь и приводит к революционным сдвигам в экономической, социальной, культурной и других сферах. К традиционным СМИ и СМК – к прессе, радио, телевидению, сетям электросвязи и радиорелейной связи, добавились сотовая связь, Интернет, спутниковое и кабельное телевидение, в ближайшем будущем ожидается приход интерактивного цифрового телевидения, что уже сейчас постепенно внедряется в жизнь современного человека. Широкое распространение интерактивного телевизионного вещания превратит домашний телевизор в терминал с широкими телекоммуникационными и информационными возможностями. Наряду с предоставлением канала обратной связи, оно позволит существенно увеличить число передаваемых программ и улучшить качество их приема.
Введение.
Понятие «Информационное неравенство». Общая характеристика.
Различные подходы к пониманию неравенства;
Термин «Информационное неравенство»;
Рассмотрение понятия в широком смысле слова.
Рассмотрение понятия в узком смысле слова.
«Цифровое неравенство» на примере российского общества. Социологические и социокультурные аспекты.
Основные препятствия на пути повсеместного использования новых ИТ
Модели решения проблемы информационного неравенства.
Заключение.
Содержание:
Развитие
информационных технологий становится
сегодня важнейшим фактором в
жизни мирового сообщества. Их широкое
распространение качественно
Проблема устранения ограничений доступа к информационным ресурсам, уменьшения неравномерности охвата населения услугами современных информационных сетей (информационного неравенства) коснулась современной России в полной мере, охватив, в том числе, и традиционные телекоммуникации.
Осознать, к чему может привести технологическое отставание и информационное неравенство, важно в России именно сегодня, когда развитие информационного общества активно протекает в высокоразвитых государствах. Уровень информационного неравенства стремительно возрастает вместе с развитием самих информационных и коммуникационных технологий. Складывается ситуация, когда быстрый прогресс в области информатизации углубляет информационное неравенство, и в этом состоит одна из серьезных трудностей его преодоления.
Информационное
неравенство всегда существовало в
человеческом обществе. Вначале его
носителями являлись совет старейшин
и члены племени, позднее, с возникновением
цивилизаций и появлением письменности,
ими стали читающая элита и
неграмотные люди. В обществе, разделенном
на привилегированную элиту и
малограмотные массы, социальные и
гражданские права которых
Как
известно, в последние 50 лет сложилось
несколько подходов к пониманию
неравенства. В соответствии с марксистской
и неомарксистской моделью
Однако в последнее время медленно, но устойчиво определяются новые факторы неравенства. Одним из основных среди них является этническое разделение общества. Стало очевидным, что европейские страны характеризуются не только традиционной этнической композицией, являющейся результатом их истории и изменения границ. Существенную и возрастающую роль играют иммигранты и беженцы, количество которых растет.
Второй фактор – тендерное деление, усиливающее свое значение и влияние в обществе. На конференции говорилось о феминизации бедности, об увеличивающейся пропасти между мужчинами и женщинами по уровню дохода, необходимости принимать меры для преодоления этого вида неравенства. Видимо, актуальность данной проблемы оказалась столь веской, что при выборах нового состава исполкома Европейской социологической ассоциации в него попали лишь 5 мужчин–социологов, тогда как вся остальная "чертова дюжина" исполкома оказалась женской, включая и вновь избранного президента ассоциации – Дж. Прокаччи (Италия).
Третий фактор, оказывающий глубокое воздействие на неравенство в современном мире, имеющий глобальный характер, – раскол мира на " Север–Юг". И хотя Европа, по крайней мере, ее большая часть, принадлежит к "Северу", этот глобальный вид неравенства был принят в расчет социологами. Применительно к Западной Европе можно рассмотреть неравенство между северными и средиземноморскими странами. Следует отметить также, что нельзя игнорировать своеобразные "перегородки" между демократическим, рыночно–ориентированным европейским Западом и некоторыми автократическими и даже тоталитарными политическими системами на Востоке Европы.
В 1997 г. ООН в своем ежегодном докладе по проблемам развития впервые ввела термин «информационная бедность» как бедность по принципу доступа к современным информационным и коммуникационным технологиям (ИКТ). Дело в том, что доступ к современным ИКТ сегодня на практике означает доступ к современной медицине, образованию, доступ на рынок труда, а также к институтам политики и гражданского общества.
В 1997 г. Программа развития ООН в ежегодном докладе об экономическом развитии впервые ввела термин «цифровое неравенство», подразумевая под этим понятием разницу между «информационной бедностью» и «информационным богатством».
В
апреле 2000 г. под эгидой Экономического
и социального совета Организации
Объединенных Наций (ЭКОСОС ООН) состоялось
заседание группы ведущих экспертов
в области ИТ из 16 государств мира.
Эксперты подготовили доклад о текущей
ситуации и план действий ООН по
преодолению информационного
Информационное
неравенство ранжирует
Экономисты, философы и социологи констатируют сегодня качественное видоизменение социума и появление «информационного общества», связывая эти процессы с развитием ИКТ. Одним из важнейших параметров трансформации является глобальный, всеохватывающий характер. Действительно, в мире сегодня 1,5 млрд. телевизионных приемников и 2,5 млрд. радиоприемников, телевизионное вещание направлено на 75% населения Земли. Однако необходимо отметить также и следующие цифры: персональный компьютер имеют только 5% населения земного шара и только 2% подключено к Интернету.
Информационное
неравенство – новый тип
«Информационное неравенство» может рассматриваться как социальная дисфункция, нуждающаяся в коррекции методами современного «welfare state» (государства всеобщего благосостояния) через расширение возможностей физического доступа к информационно–коммуникационным технологиям (например, создание «центров общественного доступа»), т. е. через включение такого доступа в набор социальных благ, которые государство обязано предоставить гражданам. При этом вопрос о том, а может ли существовать иной субъект решения данной проблемы, помимо государства, даже не ставится, а сама проблема переводится в сферу исчисляемых, т. е. в сферу соответствующей отчетности (сколько центров общественного доступа открыто на душу населения?).
Термин «информационное неравенство» появился в нашем научном лексиконе сравнительно недавно, однако вокруг него уже развернулись дискуссии. Это оживленное обсуждение явно указывает на всю сложность и многозначность проблемы. Понятие «информационное неравенство» может быть рассмотрено в широком и узком смысле слова.
В широком смысле слова оно обозначает различие (неравенство) в доступе к информации, к накопленным в обществе знаниям. Эта разница в доступе к знаниям берет начало еще в далеком прошлом, с появления первых форм письменности (пиктографическое, идеографическое письмо), когда люди стали постепенно отчуждать свои знания, переносить их на материальный носитель. Именно тогда возникла реальная основа для хранения и накопления информации. С этого времени доступ к накопленным и сохраненным в письменных документах знаниям мог получать любой грамотный человек. Особая социальная роль тогда принадлежала летописцам и переписчикам. Другими словами, доступность письменной (текстовой) информации была напрямую связана с доступностью образования для различных слоев населения.
В истории нашей страны расширение доступа к образованию являлось целью проведения ряда реформ. Однако долгие годы, начиная практически с появления первой русской школы, оно было доступно лишь наиболее обеспеченным и привилегированным общественным слоям. Происшедшие в 1870–1880 гг. позитивные сдвиги в российском образовании обеспечили резкий социально–экономический подъем в России на рубеже XIX–XX вв. В 1915 году было начато проведение наиболее радикальной школьной реформы, которая предусматривала введение единой общеобразовательной школы. В советский период процесс демократизации образования продолжался, и среднее образование было провозглашено как всеобщее и обязательное.
Сегодня,
анализ происходящего в
Сегодня мы можем наблюдать различия в уровне и качестве образования получаемого в различных регионах России. Вряд ли уровень образования сельской школы может сравниться с уровнем образования специализированной школы крупного города.
Таким образом, именно степень доступности образования, а, следовательно, и доступности знаний для различных социальных слоев в историческом контексте, раскрывает всю сущность понятия «информационного неравенства» в широком смысле слова.
Понятие «информационное неравенство» в узком смысле слова, как считает ряд исследователей, следует отождествлять с понятием «цифровое неравенство» («цифровой раскол»). Существует большое число определений «цифрового неравенства». Все они, как правило, отражают ту или иную сторону данного понятия, зачастую не формируя общего представления о проблеме. Одним из них является определение научного коллектива Института развития информационного общества, в котором под «цифровым неравенством» понимается «новый вид социальной дифференциации, вытекающий из разных возможностей использования новейших информационных и телекоммуникационных технологий».
Впервые термин «цифровое неравенство» («digital divide») прозвучал в июле 1995 г. в отчете о проведенном исследовании Государственной администрацией телекоммуникаций и информации США «Проваливаясь в сеть: обзор сельских районов». В докладе было указано на существенные различия в доступе к новым ИТ и сети Интернет среди людей с различным доходом, уровнем образования, расовой принадлежностью и др. Было зафиксировано, что в сельской местности новые ИТ используются реже, чем в городах; среднестатистический пользователь – это белый мужчина с высшим образованием и доходом выше среднего; женщины, а также люди другой расовой принадлежности имеют меньше возможностей для использования этих технологий.
Информация о работе Социальное неравенство в современном российском обществе