Социальное обеспечение РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 17:56, дипломная работа

Краткое описание

Социально - экономическая ситуация в Российской Федерации в целом имеет кризисный характер. Анализ используемых государством методов социальной политики приводит к выводам о недопущении особенно острых кризисных ситуаций в отдельных регионах способных привести к социальным взрывам, поводом для которых может служить аномально высокая территориальная дифференциация. Проведение социальных реформ сопровождается развитием законодательства, в том числе и по социальным проблемам. Социальные права граждан, провозглашенные Конституцией Российской Федерации, закрепляются путем принятия социального законодательства по конкретным вопросам: безработица, семья, детство, инвалидность, и т.д. Для реализации принятых социальных законов Правительство РФ, министерства и ведомства разрабатывают условия и нормы, порядок их практического применения. Особенно важна законотворческая деятельность по социальной защите на региональном уровне, она позволяет решать конкретные социальные задачи, с учетом реального положения дел осуществлять социальную защиту населения в регионе.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
1.Сущность правового регулирования сферы социального
обеспечения в РФ ………………...
1.1. Понятия, принципы и функции оказания услуг в сфере социального обеспечения населения в РФ………………………………………….
1.2. Субъекты социального обеспечения
1. 3. Правовые основы в сфере социального обеспечения ………….
2. Социальная защита отдельных категорий граждан …………
2. 1 Социальная защита ограниченно способных лиц ………………..
2.2. Социальная защита лиц с семейными обязанностями ……
2.3. Социальная защита пенсионеров …………
2.4. Социальная защита детей и подростков …………………….
2.5 Социальная защита безработных……………………………….
Заключение………………………………………………………………...
Список литературы……………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Содержаниепа.docx

— 109.27 Кб (Скачать файл)

 

Только в этом случае размер пособия имеет смысл дифференцировать при рождении первого, второго и третьего и последующего детей, что будет соответствовать целям демографической политики.

 

В такой ситуации следует предоставить пособие в увеличенном размере и неполным семьям, студенческим семьям, а также увеличивать размер пособия многодетным семьям с тремя и более детьми.

 

Право на получение единовременного пособия при рождении (усыновлении ребенка в возрасте до трех месяцев) имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее. При рождении двух или более детей пособие назначается и выплачивается на каждого ребенка (при рождении мертвого ребенка пособие не выдается).

 

Безусловно, реализация такого предложения потребует решения вопросов юридического, организационного, финансового характера. Для этого необходимо будет: решить вопросы финансирования; сформировать информационный банк данных о семьях с детьми; определить усредненную стоимость "социального детского пакета" (в размере ПМ для детей в каждом регионе); составить список учреждений, которые могут предоставлять социальные услуги, входящие в состав пакета; разработать типовую форму договора между родителями и соответствующими организациями о предоставлении социальных услуг детям; определить формы контроля за предоставляемыми услугами и т.п.

 

Необходимо также решить вопросы, связанные с финансовыми, институциональными и человеческими ресурсами; определением черты бедности, подкрепленной расчетами минимальных стандартов потребления; научным обоснованием классификации семей, попавших "в особые условия", и пр. В семейной политике государство должно четко определить либо адресное предоставление пособий на детей, либо универсальный охват ими семей с детьми.

 

Переход к региональному обеспечению детей пособиями высветил ряд проблем различного организационного, методического, финансового характера, обусловленных издержками работы Минздравсоцразвития РФ как федерального координирующего органа. Следствием этого является: отсутствие единства в организационно-методическом и правовом обеспечении органов социальной защиты населения, занимающихся предоставлением данного пособия; не во всех регионах определяется полная численность детей - получателей пособия; отсутствует надлежащий учет выплаченных пособий; юридически некорректно составляются нормативные и методические материалы; по-разному осуществляется организация контроля за доходами семей, имеющих детей; неполный бухгалтерский учет и т.д.

 

Проведенное исследование обеспечения ежемесячным пособием на ребенка в субъектах Российской Федерации свидетельствует о необходимости совершенствования регионального законодательства путем закрепления в Законе о пособиях 1995 г. следующих гарантий обеспечения данным пособием:

 

1. Установление пособия  на каждого ребенка до 18 лет, учитывая  нормы Конвенции о правах ребенка.

 

2. Введение возрастного критерия в качестве условия, определяющего размер пособия, с одновременным увеличением размера пособия в зависимости от возраста ребенка, его целевого назначения, например, на ребенка в возрасте до одного года (на приобретение товаров детского ассортимента и продуктов детского питания); от года до двух лет (на приобретение специальных молочных продуктов питания и детского питания); от двух лет до поступления в первый класс образовательного учреждения, но не старше 8 лет (на приобретение товаров детского ассортимента и оказание необходимых услуг); школьного возраста с момента поступления в первый класс и до окончания образовательного учреждения, но не старше 18 лет (на приобретение товаров детского (подросткового) ассортимента и оказание услуг);

 

3. Расширение субъектного  состава получателей пособия, имея  в виду включение в него  приемных родителей, патронатных  и фактических воспитателей.

 

4. Соблюдение норм Конвенции "О равном обращении и равных  возможностях для трудящихся  мужчин и женщин: трудящиеся с  семейными обязанностями", а именно  предоставление права на ежемесячное  пособие на ребенка в повышенном  размере всем неполным семьям.

 

5. Включение в круг  семей, нуждающихся в повышенном  размере пособия, не только неполных  семей, состоящих из одинокой  матери и ребенка, но и любой  неполной семьи с одним родителем, опекуном, попечителем, приемным родителем, патронатным или фактическим  воспитателем.

 

6. Установление повышенного  размера пособия студенческим  семьям и семьям с ребенком-инвалидом.

 

7. Приравнивание к неполным семьям (в правовом отношении) семей с детьми, чьи родители уклоняются от уплаты алиментов, учитывая сложность и громоздкость механизма розыска родителей, уклоняющихся от уплаты алиментов, и ущемление при этом прав и интересов ребенка (в свою очередь, государство возмещает связанные с этим расходы в регрессивном порядке с лиц, уклоняющихся от уплаты алиментов).

 

8. Обязанности федерального  законодателя по разработке и  принятию типового нормативного  правового акта о проведении  проверок правильности сообщенных  заявителем сведений о доходах  семьи, учитываемых при исчислении  величины среднедушевого дохода, дающего право на получение  ежемесячного пособия на ребенка.

 

9. Закрепление "социального  детского пакета" в качестве  альтернативы получения ежемесячного  пособия на ребенка.

 

Основными нормативными актами, регулирующими отношения по предоставлению единовременных пособий при рождении ребенка и передаче ребенка на воспитание в семью, являются Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (от 19 мая 1995 г., в ред. от 25 октября 2007 г.)[15] и Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. (в ред. от 29 декабря 2007 г.)[16], утвердившее Положение о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей [46].

 

Для совершенствования законодательства социальной защиты лиц с семейными обязанностями необходимо:

 

1. Внести в число лиц, получающих единовременное пособие  на ребенка патронатных и фактических  воспитателей ребенка

 

2. Создать в России  отдельный орган - специального социального  ведомства, занимающегося только  проблемами сирот.

 

3. Разработать и принять  дополнительных мер социальной  защиты беременных женщин и  женщин, имеющих детей в возрасте  до полутора лет:

 

3.1. Дополнить ч.1 ст.254 ТК РФ положением, допускающим возможность сокращения для беременных женщин продолжительности рабочего времени

 

3.2. Уточнить ч.1 и 4 с. 254 ТК РФ и предусмотреть, как и для остальных работников, подлежащих переводу на другую работу в соответствии с медицинским заключением, осуществление перевода беременных женщин и женщин, имеющих детей грудного возраста на другую работу не по их заявлению, а с их согласия.

 

3.3.Уточнить ежедневную  продолжительность работы в законодательстве  согласно Перечня химически опасных по действию на репродуктивную функцию женщин

 

3.4. Устранить и закрепить  в ст.94 ТК РФ предельную продолжительность  ежедневной работы и для беременных  женщин и для женщин, имеющих  детей в возрасте до полутора  лет.

 

3.5. Запретить привлекать  к сверхурочным работам не  только для беременных женщин, но и женщин, имеющих детей  в возрасте до полутора лет.

 

3.6. Внести изменения в  нормативные положения, касающиеся  отдыха беременных женщин и  женщин, имеющих детей в возрасте  до полутора лет.

 

3.7. Пересмотреть порядок  исчисления трудового стажа женщинам, имеющим детей в возрасте до  полутора лет.

 

3.8. Изменить ч.2 ст.261 ТК РФ (предложение новой редакции).

 

Представляется целесообразным ч. 2 ст. 261 ТК РФ изложить в новой редакции, закрепляющей и общее правило, и исключение из этого правила. В частности, предусмотреть, что срок действия срочного трудового договора продлевается не до окончания беременности, а до окончания отпуска по беременности и родам. При этом установить правило, согласно которому женщина, срок действия трудового договора с которой был продлен до окончания отпуска по беременности и родам, обязана представлять по запросу работодателя, но не чаще чем один раз в три месяца медицинскую справку, подтверждающую состояние беременности. В случае окончания беременности до наступления у женщины права на отпуск по беременности и родам (при самопроизвольном выкидыше, операции по прерыванию беременности и подобных обстоятельствах) увольнение в связи с окончанием беременности допускается по окончании временной нетрудоспособности этой женщины. Увольнение производится в недельный срок после окончания отпуска по беременности и родам или после окончания временной нетрудоспособности в других случаях.

 

4. Необходимо совершенствования  регионального законодательства  путем закрепления в федеральном  законе "О государственных пособиях  гражданам, имеющим детей" (от 19 мая 1995 г., в ред. от 25 октября 2007 г.)[15] следующих  гарантий обеспечения данным  пособием:

 

4.1. Установить пособия  на каждого ребенка до 18 лет, учитывая  нормы Конвенции о правах ребенка.

 

4.2. Ввести возрастной  критерий в качестве условия, определяющего размер пособия, с  одновременным увеличением размера  пособия в зависимости от возраста  ребенка, его целевого назначения.

 

4.3. Расширить субъектный  состав получателей пособия, имея  в виду включение в него  приемных родителей, патронатных  и фактических воспитателей.

 

4.4. Соблюсти нормы Конвенции "О равном обращении и равных  возможностях для трудящихся  мужчин и женщин: трудящиеся с  семейными обязанностями", а именно  предоставление права на ежемесячное  пособие на ребенка в повышенном  размере всем неполным семьям.

 

4.5. Включить в круг  семей, нуждающихся в повышенном  размере пособия, не только неполных  семей, состоящих из одинокой  матери и ребенка, но и любой  неполной семьи с одним родителем, опекуном, попечителем, приемным родителем, патронатным или фактическим  воспитателем.

 

4.6. Установить повышенный  размер пособия студенческим  семьям и семьям с ребенком-инвалидом.

 

4.7. Приравнять к неполным семьям (в правовом отношении) семей с детьми, чьи родители уклоняются от уплаты алиментов, учитывая сложность и громоздкость механизма розыска родителей, уклоняющихся от уплаты алиментов, и ущемление при этом прав и интересов ребенка (в свою очередь, государство возмещает связанные с этим расходы в регрессивном порядке с лиц, уклоняющихся от уплаты алиментов).

 

2.3 Социальная  защита пенсионеров

 

 

Правовое регулирование пенсий является мощным образованием в праве социального обеспечения. Одни исследователи относят пенсионное право к числу институтов отрасли, другие - к общности институтов, третьи считают подотраслью права социального обеспечения.

 

Практическая значимость пенсионного обеспечения определяется тем, что оно затрагивает жизненно важные интересы престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца.

 

14 июля 1956 г. был принят  Закон «О государственных, пенсиях». Закон 1956 г. в комплексе объединил  все основные виды пенсий и  установил единые правила и  порядок их назначения и выплаты. С принятием этих комплексных  кодифицированных актов законодательство  о социальном обеспечении стало  более концентрированным, полным  и доступным для широких масс  трудящихся. Вследствие введения  в действие нового Закона о  пенсиях было отменено около  тысячи ранее изданных актов.

 

Завершением создания целостной системы социального обеспечения граждан явилось распространение социального страхования и пенсионного обеспечения на колхозников. Принятые Закон о пенсиях и пособиях членам колхоза (1964 г.) и Положение о порядке назначения и выплаты пособий по социальному страхованию членов колхозов (1970 г.) в значительной мере отразили - и по содержанию и по форме - влияние Закона о государственных пенсиях, а также Положения о порядке назначения и выплаты пособий по государственному социальному страхованию.

 

Принятая в 1977 г. Конституция СССР закрепила право граждан СССР на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца. Более того, в Конституции устанавливались организационные и юридические гарантии осуществления этого права.

 

Важным этапом в развитии российской системы пенсионного обеспечения явился Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. Впервые законодательно было закреплено право граждан на социальные пенсии. Коренным образом были изменены условия назначения пенсий и порядок определения их размеров. Так, размеры пенсий увязывались со стоимостью жизни и оплатой труда. В соответствии с принятыми изменениями в названный Закон с 1 февраля 1998г. пенсии могут теперь просчитываться на основе индивидуального коэффициента пенсионера.

 

В упрощенном виде иерархическая система нормативных правовых актов, регулирующих пенсионные правоотношения, выглядит следующим образом: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты министерств и ведомств.

 

Отдельно выделим такие формы пенсионного права, как международные соглашения Российской Федерации, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, а также локальные акты. Здесь отметим, что в статье не будут затронуты вопросы общего порядка принятия и вступления в силу различных нормативных правовых актов как не относящиеся к ее предмету.

 

Рассмотрим перечисленные источники пенсионного права подробнее.

 

Конституция Российской Федерации является базой для всего законодательства нашей страны, поскольку устанавливает основополагающие принципы государственного строя и закрепляет права человека и гражданина, в том числе и в сфере пенсионного обеспечения. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. При этом законы и иные правовые акты не должны ей противоречить. Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством и предусматривает установление государственных пенсий и иных гарантий социальной защиты. Статья 39 Конституции Российской Федерации конкретизирует данные нормы и гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. При этом определяется, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Информация о работе Социальное обеспечение РФ