Социальное обеспечение в России до 1917 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 22:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в том что большой интересом к теме " Социальное обеспечение в России до 1917 года " в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Цель изучить и показать в обобщенном, хронологическом виде наиболее важные элементы исторического опыта социальной работы, которые проводились государственными органами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1.Основные формы материального обеспечение нетрудоспособных в России в докапиталистический период…………………………………….......5
1.1.Первоначальные социально-правовые формы материального обеспечения престарелых и нетрудоспособных в России. Причины появления законодательства о социальном обеспечении…………………………………5
1.2. Возникновение социального страхования в России. Правовое регулирование добровольного, факультативно-обязатель ного и частно-обязательного страхования……………………………………………………..7
Глава 2.Законодательство, регулирующее государственное и общественное призрение……………………………………………………………………….10
Глава 3.Органы, ведающие призрением. Появление в России социального страхования, его виды; принципы, на которых осуществлялось страхование……………………………………………………………………...12
3.1.Приказы общественного призрения………………………………………..12
3.2.Появление в России социального страхования и виды……………...……13
Глава 4.Характеристика законов 1901-1903 гг., законодательные акты о социальном страховании 1912 года…………………………………………….23
Выводы и предложения…………….……………………………….…………..27
Список используемой литературы…………………………………….……….30

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 61.67 Кб (Скачать файл)

 

 

НОУ СПО «Ивановский кооперативный техникум»

 

 

 

 

Курсовая работа

По МДК 01.01 « Право социального  обеспечения» 
Тема: “Социальное обеспечение в России до 1917 года”

 

 

 

Курсовую выполнила 
Студентка 2 курса 
Группы №20 
Бабнеева Елена Олеговна

Научный руководитель

Коротков Виталий Павлович 

 

 

 

 

 

Иваново 2014

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2

Глава 1.Основные формы материального обеспечение нетрудоспособных в России в докапиталистический период…………………………………….......5

1.1.Первоначальные социально-правовые формы материального обеспечения престарелых и нетрудоспособных в России. Причины появления законодательства о социальном обеспечении…………………………………5

1.2. Возникновение социального страхования в России. Правовое регулирование добровольного, факультативно-обязатель ного и частно-обязательного страхования……………………………………………………..7

 

Глава 2.Законодательство, регулирующее государственное и общественное призрение……………………………………………………………………….10

 

Глава 3.Органы, ведающие призрением. Появление в России социального страхования, его виды; принципы, на которых осуществлялось страхование……………………………………………………………………...12

3.1.Приказы общественного призрения………………………………………..12


3.2.Появление в России социального страхования и виды……………...……13

Глава 4.Характеристика законов 1901-1903 гг., законодательные акты о социальном страховании 1912 года…………………………………………….23

Выводы и предложения…………….……………………………….…………..27

Список используемой литературы…………………………………….……….30

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Потребность в социальном обеспечении появилась одновременно с возникновением человеческого общества. В любом обществе независимо от его экономического и политического устройства всегда есть люди, которые в силу естественных, не зависящих от них причин, не могут собственными усилиями приобретать источник средств своего существования. К числу таких людей относятся, прежде всего, дети и старики. Кроме того, ряды нетрудоспособных может пополнить каждый человек, потерявший способность трудиться временно либо постоянно в связи с расстройством здоровья. По мере развития общества и усложнения социальных связей к числу причин нуждаемости человека в социальной помощи прибавляются и те, которые обусловлены характером господствующих в обществе экономических отношений, порождающих безработицу, инфляцию, бедность. 
Социальное обеспечение как определённая форма жизнеобеспечения людей имеет конкретные исторические типы, поскольку оно осуществляется в рамках той или иной общественно-экономической формации. 
Представленная работа посвящена теме "Социальное обеспечение в России до 1917 года". 
Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. 
Тема " Социальное обеспечение в России до 1917 года " изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики " Социальное обеспечение в России до 1917 года ". 
Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы " Социальное обеспечение в России до 1917 года ". Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме " Социальное обеспечение в России до 1917 года " необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования. 
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме " Социальное обеспечение в России до 1917 года " в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.  
Результаты могут быть использованы для разработки методики анализа " Социальное обеспечение в России до 1917 года ". 
Теоретическое значение изучения проблемы " Социальное обеспечение в России до 1917 года " заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин. 
Объектом данного исследования является анализ условий " Социальное обеспечение в России до 1917 года ". 
При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования. 
Актуальность темы курсовой работы обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, касающихся правового регулирования социального обеспечения граждан в условиях перехода российского государства к рыночной экономике. Становление России как правового социального государства на основе новых экономических отношений происходит достаточно сложно и противоречиво. К числу вопросов, наиболее остро выдвинувшихся в последнее время в России, относится вопрос о социальном обеспечении наименее защищенных слоев населения при наступлении различных факторов социального риска. Для решения этого вопроса, прежде всего, необходимо создание такого правового механизма, который мог бы реально обеспечить социальную защищенность самых широких слоев населения России. Реформирование всей системы социального обеспечения граждан в России, сложившейся в советское время и оказавшейся неприемлемой в условиях рыночной экономики, столкнулось с серьезными трудностями, от успешного разрешения которых во многом зависит успех проводимых преобразований и социальная стабильность в обществе. Подробное изучение и теоретическое осмысление дореволюционного отечественного опыта в области социального обеспечения обусловливается необходимостью учитывать его в процессе становления и развития современной системы социального обеспечения. На нынешнем этапе это приобретает особое значение в связи с разработкой новых федеральных законов, регулирующих отдельные виды социального обеспечения, призванных наряду с Конституцией Российской Федерации стать правовой основой для дальнейшего развития системы социального обеспечения и в Российской Федерации в целом и в ее отдельных субъектах.

Попытки решить вопрос о социальном обеспечении граждан на общегосударственном уровне стали предприниматься в различных странах начиная с середины 19 века. Возникновение отдельных видов социального обеспечения граждан в России относится к концу 19 началу 20 веков. Именно тогда появляются первые законодательные акты, касающиеся обеспечения рабочих и членов их семей в случае нетрудоспособности, инвалидности, потери кормильца. Развивая свое законодательство о социальном обеспечении, Россия во многих случаях заимствовала опыт ведущих европейских стран, используя наиболее удачные модели, учитывая при этом свои национальные особенности.  
В курсовой работе предпринята попытка показать процесс возникновения и становления системы социального обеспечения в России дореволюционного, то есть досоветского периода. Изучение опыта прошлого и обращение к истории развития социального обеспечения позволит избежать ошибок в будущем, в частности при разработке законопроектов, регламентирующих его отдельные виды. 
Предметом исследования является выраженное в понятиях и нашедшее отражение в законодательстве, в юридической литературе, публицистике и архивных документах рассматриваемого периода правовое регулирование социального обеспечения в дореволюционной России. 
Практическая значимость курсовой состоит в том, что

материалы исследования и его результаты могут быть использованы в научной и практической разработке проблем социального обеспечения в России;определении дальнейших перспектив развития различных институтов социального обеспечения; в процессе преподавания учебных курсов по истории отечественного права и государства и по праву социального обеспечения; в законотворческом процессе при подготовке нормативно-правовых актов, регулирующих материальное обеспечение граждан при наступлении различных факторов социального риска. 
Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы.Источниками информации для написания работы по теме " Социальное обеспечение в России до 1917 года " послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике " Социальное обеспечение в России до 1917 года ", справочная литература, прочие актуальные источники информации.

Задачи курсовой работы раскрыть  основные формы материального обеспечение нетрудоспособных в России в докапиталистический период, узнать подробнее о законодательстве, регулирующее государственное и общественное призрение. Рассказать о органах, ведающие призрением. Рассказать как появилось право социального обеспечения, раскрыть его принципы, на которых осуществлялось страхование.

Цель курсовой работы состоит в том что большой интересом к теме " Социальное обеспечение в России до 1917 года " в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Цель изучить и показать в обобщенном, хронологическом виде наиболее важные элементы исторического опыта социальной работы, которые проводились государственными органами.

 

 

Глава 1.Основные формы материального обеспечение нетрудоспособных в России в докапиталистический период

 

1.1.Первоначальные социально-правовые формы материального обеспечения престарелых и нетрудоспособных в России. Причины появления законодательства о социальном обеспечении


Забота государства о нуждах слабейших своих членов есть не только обязанность, налагаемая гуманностью, которой должны быть проникнуты государственные учреждения, но и задача политики, оберегающей интересы самого государства. Как отмечал В.П. Литвинов-Фалинский «политика эта должна быть направлена к тому, чтобы и в беднейших классах населения, как наиболее многочисленных и наименее просвещенных, вселять убеждение, что государство есть учреждение не только необходимое, но и благодетельное... Согласно идее современного государства, на последнем должна лежать обязанность оказывать положительными мерами и средствами поддержку всем своим гражданам, преимущественно же слабейшим и наиболее в ней нуждающимся»

Необходимость в законодательном закреплении норм, регулирующих социальное обеспечение граждан, была вызвана в первую очередь развитием в России промышленного производства. В целом исторические условия экономической и политической жизни России представляли собой мало благоприятную почву для развития в ней организаций взаимопомощи и помощи нуждающимся со стороны государства. До конца 18 века Россия была по преимуществу страной земледельческой со сравнительно слабым развитием городской жизни. Главная масса населения - крестьянство - жила общинным строем. Община, хотя и в несовершенной форме и недостаточных размерах, но все-таки обеспечивала своим членам поддержку в случае нужды. Общинный строй как таковой имел много недостатков. Он, несомненно, тормозил развитие капиталистических производственных отношений в сельском хозяйстве, не позволял отдельной семье выделиться, расширить и укрупнить сельскохозяйственное производство, осуществлять накопление капитала. Однако в социальном плане общинный строй нес несомненные и вполне определенные блага. Община сдерживала имущественное, а, следовательно, и социальное расслоение и в определенной степени сглаживала социальные противоречия в деревне. Община оказывала поддержку, если кто-либо из ее членов оказывался в тяжелом материальном положении. «Старик, увечный либо сирота, оставшийся без попечения родителей, вполне мог рассчитывать на поддержку со стороны общины и практически всегда ее получал. Значительная часть городского населения не порывала связи с деревней и искала в ней убежища при всяком несчастии» .Таким образом, потребность в организации взаимопомощи и обеспечении со стороны государства была в России достаточно долго сравнительно слаба, во всяком случае, гораздо слабее, чем в странах Запада в тот же период, где капитализм давно обрушил общинный строй и перенес центр общественной жизни из деревни в город.

С развитием промышленного производства возникла потребность в законодательном регулировании вопросов, касающихся обеспечения граждан в случаях нужды. Промышленность в своем историческом развитии прошла несколько стадий, которые характеризовались своими особенностями. До того, как получило широкое распространение применение машин, промышленность представляла собой совокупность ремесел, и носила патриархальный характер. В допетровской Руси мелкое производство удовлетворяло все нужды населения. Крупное совершенно отсутствовало. «В ремесленно-цеховом строе отношения хозяина и рабочего были патриархальны. О рабочем в достаточной степени заботились семья хозяина и те цеховые организации, которые тогда существовали» .Как отмечал В.П. Литвинов-Фалинский «интересы хозяев и рабочих во многом совпадали, острых противоречий между ними не возникало» .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

1.2.Возникновение социального страхования в России. Правовое регулирование добровольного, факультативно-обязатель ного и частно-обязательного страхования

Отдаленные исторические корни социального страхования мы находим в различных системах призрения бедных, которые также стары, как и само человечество. Во все времена у всех народов общество в форме приходов, общины, города, цеха - приходило на помощь своим немощным членам и в том или ином виде поддерживало их в моменты острой нужды. Как отмечал Н.А. Ви-гдорчик: «Едва ли есть какая-либо страна на земном шаре, где бы в той или иной форме, в тех или иных размерах, не существовало добровольных организаций, ставящих себе целью обеспечение своих членов в случае болезни. И это относится не только к культурным государствам Европы, Америки и Австралии, но и к самым отсталым странам Востока» . Появление страхования на Руси С.А. Рыбников связывал с памятником древнерусского права» - «Русской правдой», которая дает интересные сведения о законодательстве X-XI вв. Особое значение имели нормы, касающиеся материального возмещения вреда общиной (вервью) в случае убийства. В ст. 6 и 8 «Русской правды» Рыбников С.А. усматривал все элементы договора страхования гражданской ответственности . Но страхование гражданской ответственности, по сути, не является страхованием социальным. Социальное страхование, как таковое, не есть простое обеспечение нуждающихся. Характерным его признаком является организованная взаимопомощь. В таком виде мы встречаем его уже в первые века нашей эры. Ренан сообщает, что в Греции и Риме христиане устраивали союзы взаимопомощи и похоронные кассы . Такие же союзы со смешанным религиозно-экономическим характером существовали и в средние века. Но до появления на арене истории капитализма такая организация не могла получить широкого распространения. Разрушив патриархальную связь, существовавшую в недрах общины и цеха, капитализм лишил человека той поддержки в случае нужды, которую оказывали ему раньше все лица, принадлежащие к одной с ним общественной единице. Оставшись, таким образом, как бы вне общества, одиноким и беспомощным, человек стал стремиться к созданию новых искусственных форм общественной организации, вместо отживших естественных форм. На этой почве возникли многочисленные и разнообразные организации добровольного страхования, ставившие себе целью обеспечение своих членов на случай потери заработка. Это был первый этап в развитии социального страхования . Отсутствие организованной помощи со стороны государственных или общественных структур приводило к тому, что в случае потери трудоспособности рабочие, зачастую, вынуждены были голодать и подвергаться унижениям. «Из этой ужасной дилеммы организованные рабочие пытались выйти путем устройства разного рода касс (взаимопомощи, эмеритальные кассы, кассы для служащих, пенсионные кассы, дружеские кассы - в Англии) на средства которых содержались те из членов, которые лишились возможности поддержать собственным трудом свое существование» . Организация страхования в случаях болезни сводилась к созданию особого рода касс, именуемых чаще всего больничными. Цель этих касс - оказывать денежные пособия заболевшим рабочим, предоставлять им врачебную помощь, лекарства, больничное или иного рода лечение: кассы эти выдавали пособия роженицам и на погребение умерших участников их. Они не принимали на себя длящихся обязательств по обеспечению инвалидности, ввиду чего продолжительность выдачи пособий одному и тому же лицу обыкновенно ограничивалась определенным сроком. Больничные кассы организовывались первоначально вполне добровольно. К участию в кассах привлекались и предприниматели. Значение подобных касс для обеспечения нуждающихся рабочих было велико, но не давало полного решения проблемы. «Во-первых, следует обратить внимание на то, что в этих кассах участвует лишь небольшая часть рабочего населения вследствие чего только эта часть и имеет право на поддержку с их стороны. Далее, не подлежит никакому сомнению, что средства этих касс, составляющиеся в громадном большинстве случаев единственно из периодических взносов их членов, никогда сколько-нибудь значительных размеров достигнуть не могут, вследствие чего и оказываемые ими пособия соответствуют только самым скромным требованиям. Наконец, очевидно, что средства, доставленные таким образом, являются, в сущности, частью той суммы, которую получает рабочее население в виде заработной платы, и что каждый взнос, делаемый рабочим, соответственно уменьшает его собственный доход» . В наиболее развитых капиталистических странах Западной Европы - в Англии и Франции добровольное страхование получило уже заметное распространение с конца 18 века. Англия являлась классической страной социального страхования. Там этот институт возник раньше, чем где бы то ни было «английское население давно прониклось капиталистической заповедью: «помогай себе сам». Этой заповеди долго держались и пролетарские слои населения. Но эта заповедь могла быть до известной степени осуществлена только в коллективных организациях, основанных на принципе взаимопомощи. Таким образом, стремление к самопомощи приводит к созданию добровольных страховых организаций - организаций чистого страхования в форме так называемых «дружеских обществ» . Раньше других возникшие в Англии «дружеские общества» не ставили себе никаких других задач, кроме взаимопомощи в случае различного рода несчастий, главным образом болезни и смерти. Участие в «дружеских обществах» не было ограничено ни принадлежностью к рабочему классу вообще, ни к какой-то определенной профессии в частности. Это был в чистом виде институт добровольного страхования. За определенный ежемесячный или еженедельный взнос «Дружеские Общества» обеспечивали известные выгоды в точно определенных случаях. Такой же характер добровольных страховых учреждений носили и некоторые рабочие общества, возникшие во Франции в середине 17 века - так называемые «compagnonages», а также «общества взаимного вспомоществования».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.Законодательство, регулирующее государственное и общественное призрение

Законодательство, регулировавшее государственное и общественное призрение при Екатерине II, основывалось на следующих принципах: полное осуждение и воспрещение добровольного нищенства; применение репрессивных мер к трудоспособным нищим; призрение нетрудоспособных нищих преимущественно в закрытых учреждениях (богадельни, странноприимные и сиротские дома, дома для умалишенных и пр.).

Обязанности по предоставлению пропитания и одежды нетрудоспособным жителям деревни были возложены на помещиков. В городах строительством и содержанием госпиталей, богаделен и других заведений общественного призрения занимались городские (сословные) управления (магистраты). Бывшим солдатам и сиротам помощь оказывали монастыри, которым на эти цели выделяли средства из государственной казны. Созданная Екатериной II система государственного призрения просуществовала с незначительными изменениями до начала XX века.

В 1864 г. в результате земской реформы дела приказов общественного призрения были переданы земским учреждениям, организованным по сословному принципу (для крестьян, мещан, купцов). Законодательство возложило на земства очень широкие обязанности. Земства выплачивали единовременные пособия пострадавшим от наводнений и других стихийных бедствий, неурожаев, пожаров, семьям нижних чинов запаса в случае призыва кормильцев в армию, крестьянам на переселение в другие местности, стипендии на обучение детей из бедных семей в средних и высших учебных заведений, принимали участие в финансировании домов и колоний для умалишенных, колоний малолетних преступников, приютов для подкидышей, строительства школ и благотворительных заведений и пр.

Кроме того, земства вели профилактическую работу по предупреждению бедности. В этих целях они открывали временные помещения для переселенцев, бесплатные столовые, странноприимные дома, бюро и конторы по трудоустройству, занимались организацией общественных работ.

Призрением бедных в городах занимались общественные управы.

Основными видами призрения в городах были: пособия нуждающимся за счет пожертвований или городских средств; содержание в закрытых заведениях (богадельнях, детских приютах и т.п.). '     К концу XIX и началу XX века в европейской части России насчитывалось 14854 государственных и частных учреждения общественного призрения*.

В докапиталистический период и при капитализме в отношении трудоспособных нищих применялись репрессивные меры, которые сочетались с оказанием сословной помощи нетрудоспособным нищим. Многие стороны деятельности по оказанию помощи нуждающимся оставались за пределами законодательного регулирования. Не были четко определены обязанности государственных органов, круг лиц, имеющих право на помощь, размеры помощи и источники ее финансирования.

Информация о работе Социальное обеспечение в России до 1917 года