Социальное партнерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 18:12, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является изучение вопросов по предмету социального партнерства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 рассмотреть функции государства в системе социального партнерства;
 изучить государство – как посредника, арбитра при обострении социальных противоречий;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Функции государства в системе социального партнерства. Государство –посредник, арбитр при обострении социальных противоречий………….……5
1.1 Роль и функции государства в системе социального партнерства………...5
1.2 Социальное партнерство в России на основании ТК РФ…………..………8
1.3 Социальное партнерство в сфере занятости и противодействия безработице…………………………………………………………………...….11
2. Правозащитная работа профсоюзов – одно из приоритетных направлений деятельности профсоюзов……………………………………………………....14
Заключение…………………………………………………………………….…17
Список использованной литературы………………………………………...…19

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по соц.партнерству (1).doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Функции государства  в системе социального партнерства.  Государство – посредник, арбитр при обострении социальных противоречий.

 

2. Правозащитная работа  профсоюзов – одно из приоритетных направлений деятельности профсоюзов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Функции государства  в системе социального партнерства.  Государство –посредник, арбитр  при обострении социальных противоречий………….……5

1.1 Роль и функции государства в системе социального партнерства………...5

1.2 Социальное партнерство  в России на основании ТК  РФ…………..………8

1.3 Социальное партнерство в сфере занятости и противодействия безработице…………………………………………………………………...….11

2. Правозащитная работа профсоюзов – одно из приоритетных направлений деятельности профсоюзов……………………………………………………....14

Заключение…………………………………………………………………….…17

Список использованной литературы………………………………………...…19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Социальное государство берет на себя целый ряд общенациональных функций в области образования, здравоохранения, культуры, пенсионного обеспечения, осуществляет социально-ориентированную политику и имеет прямое отношение к социальному партнерству.

Социальное государство  корректирует стихийные процессы поляризации между богатыми и бедными, осуществляет меры по борьбе с бедностью, перераспределяя на основе законов часть богатств для поддержания неимущих слоев. Именно государство определяет прожиточный минимум, который реализует через установленные законы о минимальных размерах заработной платы, пенсий, пособий; создает минимально необходимые условия для социального страхования; обеспечивает гражданам определенный комплекс бесплатных услуг в области образования, здравоохранения, экологической безопасности, доступности к культурным благам. Роль государства и его властных структур в системе социального партнерства рассматривается через призму функционирования всего государственного механизма как совокупности факторов и средств, обеспечивающих действие всех его составных частей в их взаимодействии. К механизму функционирования государства относится все, что связано с взаимодействием экономической, политической и социальной систем, с воздействием их одной на другую.

В настоящее время  умение ориентироваться в сложных  лабиринтах трудового законодательства является насущной необходимостью любого трудоспособного члена общества. Права и свободы, предоставляемые гражданам при осуществлении любой не запрещенной законодательством деятельности в сфере труда и занятий (трудовые права и свободы), выступают важнейшей частью прав человека. В правовом государстве каждому человеку должно быть обеспечено равенство возможностей в обладании и пользовании этими правами.

Профсоюзы, возникнув  около 300 лет назад, и по сей день являются важнейшим элементом механизма  регулирования труда в условиях рыночно экономики.

Трудовой кодекс РФ фактически ввел понятие представительного  профсоюза, установив нормы, в соответствии с которыми, при определенных условиях, в качестве единственного представителя  всех работников организации может выступать только профсоюзная организация, тем самым, придя в противоречие с правовым статусом этого общественного объединения, основанного на фиксированном членстве. Такое положение порождает важную научную задачу исследования соотношения представительских прав профсоюзных организаций и иных представительных органов в организации.

Целью данной контрольной работы является изучение вопросов по предмету социального партнерства.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть функции государства в системе социального партнерства;
  • изучить государство – как посредника, арбитра при обострении социальных противоречий;
  • исследовать правозащитную работу профсоюзов – как одно из приоритетных направлений деятельности профсоюзов.

Методологической основой работы является научная и учебная литература, статьи журналов и газет.

 

 

 

 

 

1. Функции государства  в системе социального партнерства.  Государство – посредник, арбитр при обострении социальных противоречий

1.1 Роль и функции государства в системе социального партнерства

 

В системе регулирования  социально-трудовых отношений и  развития социального партнерства  важнейшая роль принадлежит государству.

В соответствии с рекомендациями МОТ государство призвано активно  участвовать в законодательном  определении основных условий социального партнерства, но, как правило, без непосредственного вмешательства в переговорный процесс (за исключением случаев, когда государство выступает в роли работодателя, или в трудных экономических ситуациях). Органы государственной власти и местного самоуправления могут быть сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей.

МОТ считает, что государство  способно выполнять следующие функции  в регулировании трудовых отношений.

1. Участвовать в переговорах  и консультациях на национальном  или отраслевых уровнях. Обычно  трехсторонние переговоры ведут  к трехсторонним соглашениям,  фиксирующим обязательства каждой  из сторон. Правительства могут  также вступать в двухсторонние переговоры с одним из социальных партнеров, например, с профсоюзами.

2. Влиять на результаты  двухсторонних переговоров между  работодателями и профсоюзами  (представителями работников). Такие  переговоры чаще проводятся в  период экономических трудностей и, прежде всего, по проблемам заработной платы. При этом правительство старается опередить соглашение между работодателями и профсоюзами о чрезмерных надбавках к зарплате, которые могут привести к росту инфляции и подрыву конкурентоспособности промышленности. В этих целях правительство обычно действует методами контроля или убеждения.

К наиболее строгим формам контроля относятся: законодательное  замораживание заработной платы, установка  предельно допустимых надбавок, продление  ранее заключенных договоров, меры по обеспечению гибкости рынка труда.

Наиболее действенными формами убеждения являются выступления  руководителей правительства о  необходимости учета макроэкономических факторов при проведении переговоров. Иногда с целью усиления общественного  давления на партнеров правительства апеллируют к общественному мнению.

3. Побуждать предпринимателей  и профсоюзы к переговорам  по определенным вопросам, которые,  по мнению государства, являются  наиболее актуальными в данное  время. Такие действия правительства  могут сопровождаться угрозой принятия законодательных мер, если социальные партнеры не смогут достичь соглашения.

4. Устанавливать юридические  рамки, защищающие права трудящихся  и профсоюзов и создающие организационные  и процедурные основы коллективных  переговоров и улаживания трудовых конфликтов.

5. Как крупный работодатель  в государственном секторе оказывать  существенное влияние на социально-трудовые  отношения и в других секторах  экономики. Например, когда государство  проводит политику повышения  доходов, оно часто использует государственный сектор в качестве ориентира и побуждает частный сектор следовать своему примеру.

Анализ международной  практики государственного участия  в социальном партнерстве показывает, что наиболее распространенными  являются следующие модели социального партнерства.

Первая модель характерна для стран Северной Европы (Бельгии, Голландии, Норвегии, Швеции и Финляндии), в которых сложилась практика активного участия государства  в регулировании социально-трудовых отношений на всех уровнях, включая уровень организаций. На общенациональном уровне созданы специальные ведомства и службы по труду и занятости, которые уполномочены вести переговоры по всему спектру проблем регулирования социально-трудовых отношений. На уровне отраслей под контролем правительства создаются паритетные комиссии, которые рассматривают и решают проблемы социально-трудовых отношений в отрасли.

Вторая модель применяется  в США, Японии, Канаде и во многих развивающихся странах Азии, Латинской  Америки и Африки. В этих странах меньше внимания уделяется переговорному процессу на уровне отраслей и регионов, а основной формой социального партнерства являются заключение коллективных договоров на уровне организаций. В данном случае активное участие в формировании национальной политики и в законодательном процессе в области трудовых отношений принимают общенациональные профсоюзы и объединения работодателей.

Третья модель является средним вариантом между рассмотренными выше моделями и характерна для Великобритании и стран Центральной Европы (Франции, Германии, Австрии и др.). В этих странах правительства и социальные партнеры на общенациональном уровне практически не принимают совместных решений, периодически проводят консультации с союзами работодателей и профсоюзными объединениями и реже заключают общенациональные соглашения по отдельным проблемам социальной политики. В ряде стран, например в Германии, коллективные договоры в организациях не заключаются; основной формой партнерства являются коллективные переговоры на региональном и отраслевых уровнях.

Во всех случаях –  независимо от принятой модели – государство  в системе социального партнерства  должно способствовать соблюдению интересов  работников, работодателей и собственников. С одной стороны, обладая законодательными, правоохранительными и общеэкономическими правами и ресурсами, оно выступает как арбитр, контролер и гарант прав трудящихся, профсоюзов и работодателей. С другой стороны, как крупнейший собственник и работодатель, государство через органы исполнительной власти выступает в качестве равноправной стороны в переговорах по регулированию социально-трудовых отношений и заключению соглашений с другими сторонами социального партнерства.

Таким образом, роль государства  в регулировании трудовых отношений  во многом определяется переменами в политической и социально-экономической обстановке.

 

 

1.2 Социальное партнерство в России на основании ТК РФ

 

Социальное партнерство  в сфере труда (далее - социальное партнерство) - система взаимоотношений  между работниками (представителями  работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Сторонами социального  партнерства являются работники  и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Органы государственной  власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

Социальное партнерство  осуществляется на:

  • федеральном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;
  • межрегиональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;
  • региональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;
  • отраслевом уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
  • территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
  • локальном уровне, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

Социальное партнерство  осуществляется в формах:

  • коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;
  • взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • участия работников, их представителей в управлении организацией;
  • участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Информация о работе Социальное партнерство