Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 18:12, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является изучение вопросов по предмету социального партнерства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть функции государства в системе социального партнерства;
изучить государство – как посредника, арбитра при обострении социальных противоречий;
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Функции государства в системе социального партнерства. Государство –посредник, арбитр при обострении социальных противоречий………….……5
1.1 Роль и функции государства в системе социального партнерства………...5
1.2 Социальное партнерство в России на основании ТК РФ…………..………8
1.3 Социальное партнерство в сфере занятости и противодействия безработице…………………………………………………………………...….11
2. Правозащитная работа профсоюзов – одно из приоритетных направлений деятельности профсоюзов……………………………………………………....14
Заключение…………………………………………………………………….…17
Список использованной литературы………………………………………...…19
1. Функции государства
в системе социального
2. Правозащитная работа
профсоюзов – одно из
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Функции государства
в системе социального
1.1 Роль и функции государства в системе социального партнерства………...5
1.2 Социальное партнерство в России на основании ТК РФ…………..………8
1.3 Социальное партнерство в сфере занятости
и противодействия безработице…………………………………………………
2. Правозащитная работа профсоюзов – одно
из приоритетных направлений деятельности
профсоюзов……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы………………………………………...…
Введение
Социальное государство берет на себя целый ряд общенациональных функций в области образования, здравоохранения, культуры, пенсионного обеспечения, осуществляет социально-ориентированную политику и имеет прямое отношение к социальному партнерству.
Социальное государство корректирует стихийные процессы поляризации между богатыми и бедными, осуществляет меры по борьбе с бедностью, перераспределяя на основе законов часть богатств для поддержания неимущих слоев. Именно государство определяет прожиточный минимум, который реализует через установленные законы о минимальных размерах заработной платы, пенсий, пособий; создает минимально необходимые условия для социального страхования; обеспечивает гражданам определенный комплекс бесплатных услуг в области образования, здравоохранения, экологической безопасности, доступности к культурным благам. Роль государства и его властных структур в системе социального партнерства рассматривается через призму функционирования всего государственного механизма как совокупности факторов и средств, обеспечивающих действие всех его составных частей в их взаимодействии. К механизму функционирования государства относится все, что связано с взаимодействием экономической, политической и социальной систем, с воздействием их одной на другую.
В настоящее время умение ориентироваться в сложных лабиринтах трудового законодательства является насущной необходимостью любого трудоспособного члена общества. Права и свободы, предоставляемые гражданам при осуществлении любой не запрещенной законодательством деятельности в сфере труда и занятий (трудовые права и свободы), выступают важнейшей частью прав человека. В правовом государстве каждому человеку должно быть обеспечено равенство возможностей в обладании и пользовании этими правами.
Профсоюзы, возникнув около 300 лет назад, и по сей день являются важнейшим элементом механизма регулирования труда в условиях рыночно экономики.
Трудовой кодекс РФ фактически ввел понятие представительного профсоюза, установив нормы, в соответствии с которыми, при определенных условиях, в качестве единственного представителя всех работников организации может выступать только профсоюзная организация, тем самым, придя в противоречие с правовым статусом этого общественного объединения, основанного на фиксированном членстве. Такое положение порождает важную научную задачу исследования соотношения представительских прав профсоюзных организаций и иных представительных органов в организации.
Целью данной контрольной работы является изучение вопросов по предмету социального партнерства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Методологической основой работы является научная и учебная литература, статьи журналов и газет.
1. Функции государства
в системе социального
1.1 Роль и функции государства в системе социального партнерства
В системе регулирования социально-трудовых отношений и развития социального партнерства важнейшая роль принадлежит государству.
В соответствии с рекомендациями МОТ государство призвано активно участвовать в законодательном определении основных условий социального партнерства, но, как правило, без непосредственного вмешательства в переговорный процесс (за исключением случаев, когда государство выступает в роли работодателя, или в трудных экономических ситуациях). Органы государственной власти и местного самоуправления могут быть сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей.
МОТ считает, что государство способно выполнять следующие функции в регулировании трудовых отношений.
1. Участвовать в переговорах
и консультациях на
2. Влиять на результаты
двухсторонних переговоров
К наиболее строгим формам контроля относятся: законодательное замораживание заработной платы, установка предельно допустимых надбавок, продление ранее заключенных договоров, меры по обеспечению гибкости рынка труда.
Наиболее действенными
формами убеждения являются выступления
руководителей правительства о
необходимости учета
3. Побуждать предпринимателей
и профсоюзы к переговорам
по определенным вопросам, которые,
по мнению государства,
4. Устанавливать юридические
рамки, защищающие права
5. Как крупный работодатель
в государственном секторе
Анализ международной практики государственного участия в социальном партнерстве показывает, что наиболее распространенными являются следующие модели социального партнерства.
Первая модель характерна
для стран Северной Европы (Бельгии,
Голландии, Норвегии, Швеции и Финляндии),
в которых сложилась практика
активного участия государства
в регулировании социально-
Вторая модель применяется в США, Японии, Канаде и во многих развивающихся странах Азии, Латинской Америки и Африки. В этих странах меньше внимания уделяется переговорному процессу на уровне отраслей и регионов, а основной формой социального партнерства являются заключение коллективных договоров на уровне организаций. В данном случае активное участие в формировании национальной политики и в законодательном процессе в области трудовых отношений принимают общенациональные профсоюзы и объединения работодателей.
Третья модель является
средним вариантом между
Во всех случаях –
независимо от принятой модели – государство
в системе социального
Таким образом, роль государства в регулировании трудовых отношений во многом определяется переменами в политической и социально-экономической обстановке.
1.2 Социальное партнерство в России на основании ТК РФ
Социальное партнерство в сфере труда (далее - социальное партнерство) - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Сторонами социального
партнерства являются работники
и работодатели в лице уполномоченных
в установленном порядке
Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.
Социальное партнерство осуществляется на:
Социальное партнерство осуществляется в формах: