Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 17:09, контрольная работа
Эти две группы населения как бы выпадают из устойчивой социальной структуры общества.
Люмпен – деклассированные элементы, люди без социальных корней, нравственного кодекса, готовые нерассуждающе повиноваться сильному, то есть обладающему в данный момент реальной властью.
Люмпенизация общества означает увеличение доли этих слоев в населении и распространение психологии люмпенов в условиях социального кризиса.
Введение
Понятие «маргинальность»
Роль маргиналов в формировании социальной структуры общества
Социальная структура маргинальности
Люмпенство
эта часть населения сформировала черты групповой определенности со своими
ценностно-нормативными установками, структурой потребления, качеством и
образом жизни, идентификационными предпочтениями и жизненными ценностями.
Таким образом, произошла реализация целого комплекса новых социально-
групповых процессов, становление феномена группового сознания и групповой
консолидации и интеграции.
Специфика общества, кроме прочего, состоит в том, что процесс
глобализации накладывается на противоречивый процесс трансформации,
сопровождающийся углублением
социального неравенства и
значительной части населения. Проблема углубления социального неравенства в
мировой литературе получила название "бразилификации". Рост маргинальных
слоев (по образному выражению Д. Коупленда, "поколения икс") наблюдается и в
российском обществе.
Трансформация российского общества с неизбежностью повлекла за собой не только
изменения в социальной структуре, но и остро поставила перед традиционными
общностями вопрос об осознании индивидуальной и групповой социальной
идентичности, интеграции и дезинтеграции, месте в социальной иерархии,
солидарности, уровне сплоченности, системе ценностей
Маргинальность переживает сейчас весьма своеобразный момент : продолжая
причислять к ее жертвам все нежелательные элементы, общество ощущает, как
подрываются изнутри его глубинные устои, основательно рас-
шатанные экономическими процессами. В тираж выходят теперь не только чужие,
но и самые что ни на есть свои - те, кто поражен поселившемся в нашем
обществе раком. Отверженность выступает как продукт распада общества,
пораженного кризисом. Слово «маргинал» постепенно выходит из употребления,
так как мужчины и женщины, живущие по ту сторону декорума ,не сами делают это
выбор - они незаметно вытесняются в это состояние, так и не приобщившись
явным образом ни к одной из традиционных категорий отверженности.
Будучи, возможно, слабее других (хотя это следовало бы еще доказать), они
остаются на обочине дороги, по которой продолжает движение таранная когорта
удержавшихся в седле, безразличных к тому, как отстают и ка падают маргиналы.
Маргинал отныне не какой-то чужак или прокаженный. Он схож со всеми,
идентичен им и в то же время он калека среди себе подобных- человек с
усеченными корнями, рассеченный на куски в самом сердце родной культуры,
родной среды.
Маргиналы - обозначение личностей и групп, находящихся на «окраинах», на
«обочинах» или попроту
за рамками характерных для
структурных подразделений или господствующих социокультурных норм и традиций.
Ученые обратили внимание на то, что в ситуации маргиналов находится
значительная и притом весьма активная часть американского общества
(этнические и религиозные
меньшинства, представители
художественной и научной интеллигенции и др.). Было также замечено, что
«маргинальные» не только ограничены в своих статусных позициях, но и подчас
оказываются не в силах реализовать творческие возможности и тем самым
обогатить общество и материально и духовно.
Маргинальная ситуация возникает на рубежах несхожих форм социокультурного
опыта, всегда бывает весьма
напряженной и по-разному реали
Она может быть источником неврозов, деморализации, индивидуальных и групповых
форм протеста. Но оно же бывает источником нового восприятия и осмысления
Вселенной и общества, нетривиальных форм интеллектуального, художественного и
религиозного творчества. Ретроспективный взгляд на историю мировой культуры
показывает, что многие
обновляющие тенденции в
(мировые религии, великие
философские системы и
формы художественного отображения мира) во многом обязаны своим
возникновением именно маргинальным личностям и социокультурным средам.
Технологические, социальные и культурные сдвиги последних десятилетий придали
проблеме маргинальности качественно новые очертания. Урбанизация, массовые
миграции, интенсивное взаимодействия между носителями разнородных
этонокультурных и религиозных традиций, размывание вековых культурных
барьеров, влияние на население средств массовой коммуникации - все это
привело к тому, что маргинальный статус стал в современном мире не столько
исключением, сколько нормой существования миллионов и миллионов людей. На
переломе 70-80-х гг. выявилось, что стало уже невозможно выражать и
отстаивать, используя интересы этих огромных людских масс и вставших на их
сторону интеллигентов, привычные формы социального управления (гос.
институты, политические партии, традиционные церковные иерархии и т.д.).
Именно в этот период в мире начался бурный процесс становления так называемых
«неформальных» общественных движений - просветительских, экологических,
правозащитных, культурных, религиозных, земляческих, благотворительных и
др.,- движений, смысл которых во многом связан с подключением к современной
общественной жизни именно маргинализированных групп.
4.Социальная Структура Маргинальности
Как указывалось, маргинальная
группа находится в промежуточном
положении между двух культур
и имеет некоторую
Попробуем проанализировать структуру маргинальности по следующим критериям:
1. Социально-статусные характеристики и социальная мобильность
Множество маргинальных групп являются рабочими различной квалификации. Здесь необходимо отметить определенные изменение изменившие ранние стереотипы определения классов и слоев. Известно, что в советское время провозглашался рабочий класс как авангард современного общественного развития.
Его искусственно созданное авангардное место реально занял класс предпринимателей. Кроме этого, материальное положение рабочих стало таким же эфемерным и нестабильным, как и его социальный статус, что породило неуверенность в завтрашнем дне. Из опрошенных маргиналов 44,2% заявили, что у них нет никакой возможности для повышения квалификации и должности. На тот же вопрос о соответствии занимаемой квалификации или должности из числа рабочих оказалось 77,9% из числа интеллигенции – 65,8%.
То есть у маргинальных групп – низкая социальная устремленность.
Престижность новой работы оценивают положительно 6,8% маргиналов в то время как слои населения считающих себя рабочими – 16,4%, интеллигенцией – 12%, управляющими – 38,9%.
2. Внутрипроизводственные связи
Здесь в большей степени характерна утрата чувства внутриколлективного, корпоративного общения. Хорошие отношения ценят в маргинальных группах 31%. В то же время вообще нет веры в возможности поддержки со стороны коллег в случае конфликта с администрацией.
В прочих социальных слоях среди таких пессимистов – рабочих – 35%, интеллигенции 29,4%, управляющих – 33,3%, имеющих собственное дело – 50,5%. В маргинальных группах очень слабая ориентация на профессиональные и трудовые контакты. Ближе всего им семья, люди своего поколения или той же национальности.
В отношении возможности
маргинальных групп проявить себя наиболее
престижно на работе положительно высказались
10, 3% в то время как в остальных
группах до 33% Маргинальные группы отчуждены
от таких видов социального
3. Материальное положение
Падение жизненного уровня явилось общей социальной проблемой российского общества. Она затронула практически все слои населения. В 90 годы 50% опрошенных заявили о падении их жизненного уровня. Естественно, что и у маргинальных слоев населения картина та же и даже хуже – 52%.
4. Потенциальная маргинализация.
Процесс маргинализации сопровождается утратой индивидом своего соответствия с определенной группой и сменой социально-психологических установок. Вхождение индивида в новый социальный слой не происходит сразу. Субъект зависает между двумя социальными группами. У него формируются собственные установки исходя из своих субъективных возможностей. В зависимости от самооценки индивид формирует свой уровень притязаний и вырабатывает собственную стратегию поведения.
Здесь можно выделить три группы потенциальной маргинальности:
Первая группа – стабилизирующая ( консервативная) ориентируется на сохранение профессии, специальности, ей присуща нулевая маргинальность.
Вторая группа – понижающая.
Ориентируется на любую, в том
числе и на менее квалифицированную
работу. Такая готовность означает
понижение социального статуса,
при котором потенциальная
Третья группа – продвинутая.
Ориентируется на новую профессию,
более квалифицированную и
Неудача попытки войти
в новую более высокую
5.Люмпенство
«Низший класс» включает в себя представителей различных социальных
групп. Их объедипягот преждс всего невысокий уровень квалификации, образования
и низкие доходы, престижная работа. Это вполне могут быть честные труженники по
тем или иным причинам остановившиеся на этой ступени социальной днфференциации
общества. К низшему классу относятся также безработные и люди, по определенным
стоятелытвам переместившиеся сюда из других классов, - среднего и даже всшего.
Частью «низшего» класса является люмnенство. Это десоциализированная и
дезориентированная часrь обшества, которая утратила свое устойчивое
социально-экономическое, политтическое и духовное положение в обществе. В
результате разрушается ценностная структура личности и формируется
специфическое люмпенское сознание. Оно может существовать как в открытой форме
когда его носителямиг являются, деклассирванные, босяцкие элементы, так и в
скрытой, когда его устраивают те, кто по формальным признакам к люмпенам не
относится: часть рабочих, крестьян, интеллегенции и даже высшего класса.
Происходггть это может под воздействием значительного и длительного ухудшения
социально-экономического полложения, когда утрачивают духовные и социальные
связи с прежней социальной
средой, собственная
ценности исходной культуры, образа жизни.
Сущестует и так называемое интеллектуальное люмпенство, характерное главным
образом для интеллегенции. Его причиной является резкий разрыв с традиционой
народной культурой, с ее фольклерными истоками и нормами,тнародными
традициями, обычаями и обрядами. Причиной может служить и определенное
идеологическое воздействие. Люмпенство - это понятие скорее отражающее социально
-психологическое состояиие общества. Именно наличие люмпенского сознания
является решающей чертой этой группы. Оно отличает люмпенов от маргиналов.
Маргиналы находятся на периферии любоrо класа, либо вытесняясь в более
низкий, либо перемещаясъ в более высокий. Это переходное состояние
сопровождается утратои субъективной индентификации себя с определенной
социальной группой, размыванйем норм и ценностей прежнего образа жизни без
соответствущгего приобщения к новому. Маргиналы могут быть социальным резервом
люмпенов и становятся ими по мере усвоения люмпенского сознания.
Специфическое положение люмпенства в обществе отводит к тому, что основной
интерес оказывается не в сфере производства, а в сфере распределения. Этот
социальный тип известен давно. Еще городская беднота Древнего Рнма требовала
не работы, а «хлеба и зрелищ».
Характерными чертами люмпенского сознания являются: презрительное, а то и
враждебное отношение к труженику, личности и таланту, к любым формам
сооственности, ценностям кулыуры, нравственности и патриотизма. Для него
характерно также
созиданием.
Социальным идеалом люмпенства является казарменный коммунизм с его жестокой и
мелочной регламентацией со всех старон жизнедеятельности и уравнительным
Информация о работе Социальное явление маргинальности и люмпенства