Социально-правовая защита семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 17:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы исследовать механизм реализации социально – правовой защиты семьи в Российской Федерации.
В ходе написания курсовой работы поставлено выполнение таких задач:
1. Рассмотреть понятие « семья»
2. Проанализировать социальные проблемы семьи
3. Рассмотреть нормативно-правовую базу семьи
4. Изучить социально-правовую защиту семьи в России
5. Изучить социально-правовую защиту семьи в Забайкальском крае.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ 5
1.1 Сущность понятия «семья» 5
1.2 Социальные проблемы семьи 8
1.3 Нормативно-правовая база социальной защиты семьи 12
ГЛАВА II СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ СЕМЬИ В РОССИИ 17
2.1 Социально-правовая защита семьи в России 17
2.2 Социально-правовая защита семьи в Забайкалье 21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_Ira_3.docx

— 68.03 Кб (Скачать файл)

Право на получение материнского (семейного) капитала предоставляется только один раз. Средствами материнского (семейного) капитала можно распоряжаться в полном объеме либо частями по следующим направлениям:

Улучшение жилищных условий: Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут направляться на приобретение (строительство) жилого помещения. В том числе:

- приобретение жилого помещения или индивидуального жилого дома;

- строительство жилого дома с привлечением строительной организации;

- строительство или реконструкция индивидуального жилого помещения без привлечения организации-подрядчика;

- компенсация затрат на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства;

- оплату первоначального взноса при получении кредита или займа, в том числе ипотечного, на приобретение или строительство жилья;

- на обучение любого из детей в семье, когда возникает необходимость в образовании. При этом возраст ребенка на дату начала обучения не должен превышать 25 лет;

- формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин [18].

С помощью данного закона осуществляется, прежде всего, экономическая  поддержка семьи. Как пишет в  своём комментарии к данному  закону Лунина Е.В. Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной  поддержки семей, имеющих детей" построен с учетом основных направлений  государственной семейной политики. Указ Президента Российской Федерации "Об основных направлениях государственной  семейной политики" от 14 мая 1996 года № 712 называет в качестве основных направлений государственной семейной политики:

- обеспечение условий  для преодоления негативных тенденций  стабилизации материального положения  российских семей;

- уменьшения бедности  и увеличения помощи нетрудоспособным  членам семьи;

- обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных  условий для сочетания трудовой  деятельности с выполнением семейных  обязанностей;

- кардинальное улучшение  охраны здоровья семьи;

- усиление помощи семье  в воспитании детей.

Таким образом, государственная  семейная политика исходит из положений  о том, что семья представляет собой аутентичную ценность для  жизни и развития человека, а также  играет важную роль в жизни всего  общества, воспитании новых поколений, является фундаментом общественной стабильности и процветания. [17]

Однако, стоит отметить, что материнским капиталом можно воспользоваться только на определённые цели, и согласно закону только после достижения ребёнком трёх лет, таким образом, семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации не сможет воспользоваться материнским капиталом в конкретных целях или стабилизировать своё материальное положение.

Федеральным законом от 14 июня 2011 г. N 138-ФЗ "О внесении изменений  в статью 16 Федерального закона "О  содействии развитию жилищного строительства" и Земельный кодекс Российской Федерации" [6]

Установлена возможность  безвозмездной передачи земельных  участков из государственной собственности  в муниципальную. Земли, находящиеся в собственности одного муниципального образования, могут быть безвозмездно переданы в собственность другого; находящиеся в государственной или муниципальной собственности, - в собственность Москвы и Санкт-Петербурга. Передача осуществляется, чтобы бесплатно предоставить такие участки гражданам в соответствии с земельным законодательством.

Гражданам, имеющих 3 и более  детей, предоставлено право на бесплатное получение (в т. ч. для индивидуального  жилищного строительства) земельных  участков, находящихся в государственной  или муниципальной собственности.

С нашей точки зрения данный закон реализуется не в полной  мере и с нарушениями. Во первых многим многодетным семьям были предоставлены земляные участки не пригодные для строительства жилья, т.к. на  участках нет технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технической инфраструктур. Во вторых во многих регионах не находится свободной земли. Так же неясно как поступать тем многодетным семьям, которые получили участок под строительство, но не имеют средств на него.

Немаловажное значение в  поддержки семьи и детей имеют  и федеральные программы.

В 2007 году Распоряжением  Правительства Р.Ф была утверждена концепция федеральной целевой  программы «Дети России» на 2007 -2010 год

Целями Программы является создание благоприятных условий  для комплексного развития и жизнедеятельности  детей, а также государственная  поддержка детей, находящихся в  трудной жизненной ситуации.

В данную программу  входят также следующие подпрограммы; «Здоровое  поколение", "Одаренные дети" и "Дети и семья», в рамках которых  будет, осуществляется решение задач  основной программы. [8]

В ходе реализации основных этапов программы было сделано следующее.

Построено и реконструировано четыре объекта учреждений родовспоможений  и детства, шестнадцать объектов детских домов – интернатов для  умственно отсталых детей и реабилитационных центров для детей инвалидов, двадцать два объекта учреждений для детей сирот. Усовершенствование методов диагностики и лечения  нарушений у детей и подростков, материально-технической поддержки  учреждений и организаций, работающих с одаренными детьми в 7 федеральных  округах, комплектами оборудования; внедрение современных технологий комплексной реабилитации детей-инвалидов.

Конечно, не все поставленные задачи перед программой были выполнены. В частности не устранена полностью  такая проблема как беспризорность. Это говорит о том что, программа должна быть направлена не на профилактику беспризорности, а поддержания детей в трудной жизненной ситуации и профилактики семейного неблагополучия вследствие чего многие детьми становятся беспризорниками.

Постановлением Правительства  Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 утверждена новая федеральная  подпрограмма «Обеспечение жильем молодых  семей» Федеральной целевой программы  «Жилище» на 2011 — 2015 годы. Цель подпрограммы - государственная поддержка в решении жилищной Проблемы молодых семей проблемы, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.[22]

Реализация этой программы  позволит улучшить жилищные условия  молодой семьи. И хотя данная программа  не имеет прямого отношения к  улучшению демографической  обстановки в стране, тем не менее она будет  влиять на неё. Ведь зачастую молодые  семьи не торопятся заводить детей  именно по причине отсутствия жилья.

 

2.2 Содержание социально-правовой  защиты семьи в Забайкальском  крае

 

Закон Забайкальского края от 25.12.2008 № 88-ЗЗК «Об обеспечении  бесплатным питанием детей из малоимущих семей, обучающихся в государственных  и муниципальных общеобразовательных  учреждениях Забайкальского края, и  о наделении органов местного самоуправления муниципальных районов  и городских округов Забайкальского края отдельным государственным  полномочием по обеспечению бесплатным питанием детей из малоимущих семей, обучающихся в муниципальных  общеобразовательных учреждениях  Забайкальского края.

Этим законом предусмотрено  бесплатное питание детям из малоимущих семей, обучающиеся в государственных  и муниципальных общеобразо-вательных учреждениях Забайкальского края.

Согласно этому закону малоимущими признаются семьи, среднедушевой  доход которых по независящим  от них причинам ниже прожиточного минимума, установленного в Забайкальском  крае [9]

Закон Забайкальского края  от 29 декабря 2008 года №  107-ЗЗК «О мерах социальной поддержки многодетных  семей в Забайкальском крае».

Многодетным семьям предоставляются  следующие меры социальной поддержки:

1) ежемесячная денежная  выплата в размере 300 рублей  на ребенка, начиная с третьего, до достижения им возраста  восемнадцати лет (на обучающегося в учебном заведении по очной форме обучения - до окончания обучения, но не более чем до достижения им возраста двадцати трех лет). Ежемесячная денежная выплата подлежит индексации, размер и сроки которой устанавливаются законом Забайкальского края о бюджете Забайкальского края на соответствующий финансовый год и плановый период;

2) первоочередное предоставление  путевок в организации, обеспечивающие  отдых и оздоровление детей.

 Многодетным семьям, имеющим  в своем составе двух и более  рожденных или усыновленных детей,  при рождении (усыновлении), в период  с 1 января 2012 года по 31 декабря  2016 года третьего или последующего  ребенка предоставляется краевой  материнский (семейный) капитал в  размере 50000 рублей. При возникновении  права на краевой материнский  (семейный) капитал не учитываются  дети, принятые под опеку (попечительство). Краевой материнский (семейный) капитал  выплачивается единовременно по  истечении трех календарных месяцев  со дня рождения (усыновления)-третьего или последующего ребенка.

Краевой материнский (семейный) капитал подлежит индексации, размеры  и сроки которой устанавливаются  законом Забайкальского края о бюджете  края на соответствующий финансовый год и плановый период.

1. Порядок предоставления многодетным семьям ежемесячной денежной выплаты определяется высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края.

2. Порядок и условия первоочередного предоставления путевок в организации, обеспечивающие отдых и оздоровление детей, устанавливаются высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края.

3. Порядок предоставления краевого материнского (семейного) капитала определяется высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края.

Меры социальной поддержки  многодетных семей, установленные  настоящим Законом края, являются расходными обязательствами Забайкальского края.

Многодетная семья, имеющая  право на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим  Законом края, ежегодно регистрируется в уполномоченном органе по месту  жительства, для чего один из родителей (опекунов) представляет следующие  документы:

1) заявление о регистрации  семьи в качестве многодетной;

2) паспорт с отметкой  о регистрации по месту жительства  в Забайкальском крае;

3) свидетельства о рождении  детей;

4) справку с места жительства, подтверждающую совместное проживание  заявителя с детьми;

5) выписку из решения  органов местного самоуправления  об установлении над ребенком (детьми) опеки (попечительства) в  случае, если ребенок (дети) находится  под опекой (попечительством).

4. Уполномоченный орган принимает решение о регистрации семьи в качестве многодетной либо об отказе в регистрации в течение пяти дней со дня подачи всех необходимых документов.

5. В случае отказа в регистрации семьи в качестве многодетной заявителю сообщается об этом в десятидневный срок со дня принятия решения.

Краевая целевая программа  «Право ребёнка на семью 2009-2011годы"

Была утверждена постановлением от 8 июня 2009 года № 230А.

Цель программы: обеспечение  социальной поддержки и  улучшение положения  детей, находящихся в  трудной жизненной  ситуации;  профилактика  социального сиротства и  семейного неблагополучия; комплексное решение проблем детей-сирот и детей,  оставшихся   без   попечения родителей; развитие  различных  форм  устройства   в семью детей-сирот и детей, оставшихся  без  попечения родителей, обеспечение   условий для их полноценной   интеграции в общество.

Задачи программы :

1. Совершенствование   системы  профилактической работы      по предупреждению семейного  неблагополучия, социального сиротства,  детской безнадзорности.

2. Развитие системы постинтернатной  адаптации и жизнеустройства   воспитанников  и  выпускников  образовательных учреждений  для   детей-сирот  и детей, оставшихся  без попечения родителей.

3. Развитие   семейных  форм  устройства  детей, оставшихся  без попечения родителей. Развитие   инновационных   форм  и   технологий профилактической работы  с  семьями и   детьми, находящимися  в трудной жизненной ситуации.

4. Укрепление материально-технической  базы  организаций для детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей.

5. Оказание государственной  поддержки семьям с детьми. Содействие  в решении жизненных проблем  семей с детьми. Повышение престижа  института семьи. 

В ходе реализации краевой  программы «Право ребенка на семью (2009-2011годы ) » были созданы службы экстренной психологической помощи по телефону. Службы экстренного реагирования для немедленного оказания социальной, правовой, медицинской помощи, службы сопровождения семей. В учреждениях социального обслуживания работают открытые приемные, созданы социальные гостиницы для женщин и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Этому также способствовало реализация ещё одной краевой  целевой программы «Воспитать добром (2009-2011 годы)»  Цель программы - реализация права ребенка на защиту от всех форм жестокого обращения и насилия; сокращение на территории Забайкальского края числа случаев жестокого  обращения и преступных посягательств  в отношении детей.

Основные задачи программы:

Информация о работе Социально-правовая защита семьи