Социально-экономические, культурные и гносеологические предпосылки формирования в середине XIX в. социологии как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 20:21, контрольная работа

Краткое описание

Социально-экономические предпосылки возникновения социологии.
Связаны с определенным уровнем развития капиталистического общества. Стало ясно, что феодальное общество находится в глубочайшем кризисе, что оно исторически изжило себя и препятствует дальнейшему общественному росту. . Рост городов, миграция и отток сельских жителей в центр. . Появление мирового рынка.

Содержание

Каковы социально-экономические, культурные и гносеологические предпосылки формирования в середине XIX в. социологии как науки? В чем отличия научного подхода к анализу социальных явлений от обыденного сознания и философского знания?. . …………………………………………..3
Каково место функции и роль эмпирической социологии (конкретно-социологических исследований) в системе социологии?...............................6
Раскройте содержание понятия «социальная адаптация»..………………….8
Тест………………………………………………………………………………13
Список литературы…………………………………………………………….14

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ПО СОЦИОЛОГИИ.doc

— 71.00 Кб (Скачать файл)

Следует различать  адаптацию как процесс и адаптированность как результат, итог процесса С.А. Существуют субъективные и объективные критерии адаптированности. Объективные - степень  реализации индивидом норм и правил жизнедеятельности, принятых в данной социальной группе. Субъективные - удовлетворенность членством в данной социальной группе, предоставляемыми условиями для удовлетворения и развития основных социальных потребностей.

В качестве непосредственной социальной среды могут выступать различные социальные группы, такие как семья, производственный коллектив, соседи по дому и т.д. Роль С.А. состоит в том, что она позволяет включить личность в процессы, протекающие в непосредственной социальной среде, и в то же время является одним из средств изменения личности и среды.

Вся сложность  процесса С.А. может быть хорошо проиллюстрирована  на примере адаптации новых работников на предприятиях, которая наиболее широко исследуется в современной  прикладной социологии и социальной психологии, что обусловлено, в свою очередь, практической значимостью проблемы для экономической эффективности деятельности предприятий.

В процессе адаптации  организация и личность вступают во взаимодействие как сложные системы. Так, например, на успешность адаптационного процесса существенное влияние оказывают такие характеристики предприятия, как его материально-техническая оснащенность, тип и уровень организации труда, характер внутриколлективных отношений и корпоративная культура, система и уровень оплаты труда. Предприятие через эти свои характеристики предъявляет потенциальному работнику свои требования и одновременно свои преимущества по сравнению с другими участниками рынка труда.

Со стороны  индивида на успешность производственной адаптации влияние оказывают как психофизиологические особенности, так и социально-демографические характеристики личности. Безусловно, наиболее важны для успешной производственной адаптации профессиональная подготовка индивида, умение работать в группе.

С.А. на предприятии  представляет собой единство нескольких адаптационных процессов. В литературе чаще всего выделяют следующие из них: профессиональную адаптацию, социально-психологическую  адаптацию и адаптацию к условиям труда. Профессиональная адаптация предусматривает выбор профессии, обучение специальности, а также вхождение в профессию с момента начала работы по специальности. Критерием профессиональной адаптированности является достижение индивидом соответствия профессиональных навыков, личностных качеств требованиям конкретной профессиональной деятельности. Показателями профессиональной адаптированности являются профессиональная квалификация, уровень и стабильность производственных показателей, удовлетворенность профессией.

Социально-психологическая адаптация - процесс вхождения новичка в новый для него производственный коллектив, формирования личностных связей и отношений с другими людьми. В процессе социально-психологической адаптации происходит активное сравнение и взаимоприспособление ценностных ориентаций, нравственных идеалов и представлений коллектива и нового работника. Социально-психологическая адаптация выражается в формировании положительных неформальных отношений с коллегами по работе и руководителями, в достижении ценностного единства работника и коллектива. Основным объективным показателем социально-психологической адаптированности является отсутствие конфликтов с руководством и членами коллектива. Субъективным показателем социально-психологической адаптированности выступает удовлетворенность отношениями с руководителями и коллегами по работе.

Важным аспектом С.А. является принятие индивидом определенной социальной роли. Можно говорить о  двух формах С.А.: активной, когда индивид  стремится воздействовать на среду  с тем, чтобы вызвать реакцию изменения (в том числе тех норм, ценностей, форм взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить), и пассивной, конформной, когда он не стремится к такому воздействию и изменению. Эффективность С.А. в значительной степени зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушениям С.А., крайним выражением которых служит аутизм.

Показателями  успешной С.А. являются высокий социальный статус индивида в данной среде, а также его психологическая удовлетворенность этой средой в целом и ее наиболее важными для него элементами (например, удовлетворенность работой и ее условиями, ее содержанием, вознаграждением, организацией). Показателями низкой С.А. являются стремление индивида к перемещению в другую социальную среду (текучесть кадров, миграция, разводы), аномия и отклоняющееся поведение. Успешность С.А. зависит от характеристик как самого индивида, так и среды. Чем сложнее новая среда (например, шире спектр социальных связей, сложнее совместная деятельность, выше уровень социальной неоднородности), чем интенсивнее в ней происходят изменения, тем более трудным для индивида оказывается процесс С.А. В большой степени значимыми для С.А. являются социально-демографические характеристики индивида - образование и возраст.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОЦИАЛЬНОЕ  ЭТО-

А. Процесс производства материальных ценностей.

Б. Борьба политических партий.

В. Процесс производства духовных ценностей.

Г. Результат  взаимодействия людей.

ОТВЕТ: Г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конт О. Система  позитивной политики // Западноевропейская  социология XIX века: Тексты. М., 1996. С. 191-196.

2. Социология: Учебное  пособие / Ахметова С.А., Беляев  В.А., Большаков А.Г.; Под ред. Ерофеева С.А., Низамовой Л.Р.; Казан. гос. ун-т. Каф. социологии, Центр социологии культуры. - Казань, 2005. - 2-е изд. перераб. и доп. - 338 с.

3. Ерасов Б. С. Социальная  культурология / Изд-е третье, доп.  и перераб. М.: Аспект Пресс, 2000. Электронная библиотека Славы Янко URL: http://yanko.lib.ru/books/cultur/erasov-soc_cult-a.htm

4. Квасова И.И. Социология  культуры. Учебное пособие. М.: изд-во  РУДН, 2005.

5. Социология. Учебник  для студентов вузов/ В.Н. Лавриненко, Г.С. Лукашева, О.А. Останина и  др./ Под ред. В.Н. Лавриненко – М.ЮНИТИ: 2009- 447с. (Гриф УМО, серия Золотой фонд российских учебников)

6. Социология: Краткий  тематический словарь/Ю.А. Агафонов, Е.М. Бабаосов, А.Н. Данилов и  др./ Под ред. А.Н. Елсукова.- Р/нД: Феникс, 2007.-317с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Социально-экономические, культурные и гносеологические предпосылки формирования в середине XIX в. социологии как науки