Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 16:10, реферат
Для сегодняшней Федеративной Республики Германии характерны широко распространенное благосостояние, образцовая социальная сеть и свободные учреждения.
Социально рыночная экономика - обусловившая успех концепции устройства государства. Она представляет собой удачную попытку свести воедино экономическую и социальную политику. Министр экономики Германии Людвиг Эрхард, вошедший в историю как отец экономического чуда, заложил фундамент социальной рыночной экономики, начав в 1948г. экономическую и денежную реформу.
Введение
1) Экономическое положение Германии во Второй мировой......4
1.1. Предвоенный период …...........................................................................4
1.2. Начальный период Второй мировой войны (1939 - 42 гг.)....................6
1.3. Заключительный период Второй мировой войны (1942 - 45 гг.)........10
2) Послевоенное состояние экономики в Германии........14
2.1. Программы союзнического контроля над послевоенной Германией.................14
2.2. Характеристика экономического положения Западной Германии после окончания Второй мировой войны…16
3) Экономические реформы Людвига Эрхарда …......18
3.1. В преддверии экономических реформ в Западной Германии.............18
3.2. Суть экономической реформы Эрхарда и ее итоги..............................19
Заключение...........23
Список используемой литературы
Образовательное учреждение профсоюзов
«АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ»
Кафедра социологии и управления социальными процессами
Основы социально-рыночного хозяйства
Реферат на тему: «Социально-экономические реформы в послевоенной Германии.»
Выполнил(а): студент 5 курса,
СЭФ УП, вечерней формы обучения, 2 группы, Сухарев С.Ю.
Проверил(а): Сторчак Владимир Михайлович
Москва 2013
План
Введение
1) Экономическое положение
1.1. Предвоенный период ….............................
1.2. Начальный период Второй мировой войны (1939 - 42 гг.)....................6
1.3. Заключительный период Второй мировой войны (1942 - 45 гг.)........10
2) Послевоенное состояние
2.1. Программы союзнического контроля
над послевоенной .................
2.2. Характеристика экономического
положения Западной …................16
Германии после окончания Второй мировой
войны
3) Экономические реформы Людвига
Эрхарда ….....................
3.1. В преддверии экономических реформ
в Западной Германии.............18
3.2. Суть экономической реформы Эрхарда
и ее итоги.........................
Заключение....................
Список используемой литературы
Если после I мировой войны территория Германии практически не пострадала от военных действий, то после II мировой войны страна лежала практически в руинах. Промышленное производство было на уровне трети от довоенного, остро стоял жилищный вопрос, большая часть жилищного фонда была нарушены во время войны, в то же время более 9 миллионов немцев были высланы в Германию из Восточной Пруссии и земель по Одеру и Нейсе. Жизненный уровень упал на 1/3. Деньги обесценились, денежная масса не имела товарного покрытия, распространялся бартерный товарооборот. По тогдашним расчетам оккупационных властей, доходы среднего немца позволяли приобрести пару обуви раз в двенадцать лет, а костюм – раз в пятьдесят лет. Более того, оккупационные власти начали демонтаж и вывоз промышленного оборудования в счёт репараций. Кроме того Германия перестала существовать как независимое государство, она была оккупирована. Часть её территорий отторгнута. Это была страна где, как писал один современник, «среди голода и холода умерла надежда».
Тем острее стояла тогда перед Германией задача восстановления экономики, возрождения промышленного производства, сельского хозяйства, торговли, финансовой и банковской системы, возвращения жизни народа к мирному укладу и нового развития системы государственного управления.
Весь комплекс задач по восстановлению страны оккупационное, а затем новое немецкое руководство Германии (в дальнейшем – ФРГ) должно было решать под давлением политической ситуации, когда существенно обострились противоречия между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции и фактически произошло разделение Германии.
Вошедшее в историю «немецкое экономическое чудо», т.е. быстрый рост экономики ФРГ в пятидесятых – шестидесятых годов XX века, представляет собой пример успешного выхода из острейшего кризиса как результата умелых действий политического руководства, сохранившего политическую стабильность, и сбалансированного вмешательства государства в экономическую жизнь страны, направленного на создание фундамента для быстрого развития экономики, в сочетании с внешней экономической поддержкой.
Для сегодняшней Федеративной Республики Германии характерны широко распространенное благосостояние, образцовая социальная сеть и свободные учреждения.
Социально рыночная экономика - обусловившая успех концепции устройства государства. Она представляет собой удачную попытку свести воедино экономическую и социальную политику. Министр экономики Германии Людвиг Эрхард, вошедший в историю как отец экономического чуда, заложил фундамент социальной рыночной экономики, начав в 1948г. экономическую и денежную реформу.
1) Экономическое положение
1.1. Предвоенный период
С приходом к власти национал-социалистов экономическая система Германии подверглась серьезным изменениям. В начале 1933 года Закон о наделении правительства Германии чрезвычайными положениями передал исполнительной власти страны законодательные функции. После того как 2 августа умер президент страны фельдмаршал Гинденбург, в стране была проведена реформа государственного строя. Политическое руководство, законодательная и исполнительная власть были переданы Адольфу Гитлеру, ставшему рейхсканцлером и «фюрером немецкого народа». С этого времени либеральная капиталистическая экономика Германии начала превращаться в централизованную административную систему.
Национал-социалистический тип управления экономикой получил приоритет вследствие успешного решения нацистским правительством тяжелых последствий кризиса 1929-33 гг. Национал-социалисты сумели реализовать те неотложные меры, которые не удались прежнему правительству, в частности обеспечили полную занятость населения, организовав различные общественные работы, а также взяли под контроль монетарную экспансию. Вместе с тем Германия превращалась в тоталитарное государство, где ведущей отраслью экономики страны становилась военная промышленность.
Меры по централизации экономики были приняты в 1933 - 34 гг. Был принят «Декрет о картелях», предполагавший ликвидацию всех акционерных предприятий с капиталом менее 100 тыс. рейхсмарок. Теперь образованные акционерные компании должны были иметь уставной капитал не менее 500 тыс. рейхсмарок. Одновременно закрывались и мелкие фирмы.
На полувоенный режим переводилось и сельское хозяйство, готовилась продовольственная база. Вводится жесткое регулирование сельскохозяйственным производства, создается снабженческий аппарат для обеспечения потребностей армии и населения в условиях подготовки и ведения военных действий.
Из-за высоких таможенных пошлин немецкие фермеры были ограждены от зарубежной конкуренции. Теперь на каждое крестьянское хозяйство заводилась подворовая каточка, в которой указывались объемы производства и продаж продукции, продажа продукции на рынках запрещалась. Крестьяне обязаны были сдавать государству все произведенные продукты, за исключением необходимых для личного питания (вводились нормы потребления продукции населением).
Осенью 1936 года Гитлер начал реализацию четырехлетнего плана по реорганизации экономики страны. Согласно этому плану народное хозяйство страны постепенно должно было переходить на военный режим, повышалась его самообеспеченность. Около 60% бюджета Германии теперь тратилось на производство вооружения. Создавались стратегические резервы, а также готовились производства на базе использования заменителей из собственного сырья и продуктов вторичной переработки.
В центе Германии был построен комплекс производств, способных изготавливать синтетические бензин, каучук, поставлять цветные металлы, бокситы, хлопок. И в случае, если бы западным державам удалось отсечь исторически сложившиеся районы страны, то основная нагрузка перешла бы к центральным районам. Кроме того Германия финансировала строительство военных заводов за границей: Швейцарии, Нидерландах, Испании. Впоследствии эти заводы выпускали продукцию из немецких комплектующих.
Вводилась всеобщая трудовая повинность, согласно которой каждый немец в любое время мог быть направлен на любые работы. Для молодежи создавали трудовые лагеря, а в свободное время их обучали военному делу. Молодые женщины, для того, чтобы устроиться на работу за вознаграждение, должны были несколько лет проработать бесплатно. Все это способствовало перераспределению рабочей силы, удовлетворяя потребности военной промышленности и экономии на оплате труда.
В предво5нные годы Германия достигла значительных успехов в промышленном производстве, была проведена реконструкция старых заводов и созданы многочисленные новые предприятия. Многие из них, сотрудничая с властью, получали выгодные военные заказы. Самые высокие темпы роста наблюдались в машиностроении и в химической промышленности, а также в производстве вооружений.
Основной особенностью индустриализации этого периода было ускоренное развитие тяжелой промышленности, подготовка материальной базы военного производства. В 1939 Германия вышла на первое место в мире по количеству станков в промышленности, строились заводы по производству оружия. Только в 1933-36 гг. было введено в строй свыше 300 военных заводов, в том числе 60 авиационных, 45 автомобильных и бронетанковых, 70 военно-химических, 15 военно-строительных. Кроме того были проведены реконструкция и подготовка к военным действиям отраслей инфраструктуры: транспорта, системы коммуникаций и связи. Построены стратегические автомагистрали, аэродромы, портовые сооружения, проложены линии связи.
Административно-командный характер экономики Германии связан с такими ее чертами как установление в 1936 г. цен, заработной платы и ренты на весь последующий предвоенный и военный периоды, распределении по карточкам потребительских товаров и продуктов потребления, запрет их продажи на свободном рынке, регулирование рынка труда (трудовые ресурсы на проведение общественных работ распределялись исходя из потребностей государства). Осуществлялось перераспределение ресурсов между военным и гражданским производствами, что создало предпосылки для перехода на мобилизационную модель экономики.
1.2 Начальный период Второй мировой войны (1939 - 42 гг.)
В начальный период Второй мировой войны сложившаяся система в экономике практически полностью сохранилась. Предприниматели конкурировали между собой за выгодные военные заказы государства. Но из-за того, что правительство постоянно меняло программы производства вооружений, возникала неразбериха в военной промышленности. Непоследовательность принимаемых в этой области решений объяснялась тем, что до 1942 г. невозможно было точно спрогнозировать потребности армии в боеприпасах. Дело в том, что расход вооружений во время непродолжительных военных операций в Западной Европе оказался меньше ожидаемого, а затяжная кампания на Восточном фронте, наоборот, вызвала резкую их нехватку. Предприятия, ориентируясь на низкий расход боеприпасов в Западной Европе, не смогли поставить их производство на поток к началу войны с Советским Союзом. Поэтому, когда стало ясно, что война становится затяжной, стала ощущаться нехватка мощностей для производства пороха и взрывчатых веществ.
Из-за того, что министерство экономики не смогло должным образом организовать производства оружия и боеприпасов, было создано новое специализированное министерство вооружений и боеприпасов. Это министерство было наделено командными функциями в военной экономике, что постепенно превращало его в руководящий орган всего народного хозяйства. Оно сотрудничало с ведущими немецкими промышленниками, поэтому сразу же после основания министерства вооружений, главы этих концернов взяли на себя полную ответственность за экономическую политику и развитие производства. Однако все эти мероприятия не означали резкий подъем производства вооружений. Так, месячное производство военной техники во второй половине 1940 г. составляло в среднем (единиц):
· самолеты различных типов - 900;
· танки - 200;
· боевые машины - 1750;
· подводные лодки - 4-6;
Показатели промышленного производства оружия в 1941 г. составили (тыс. единиц):
· самолеты различных типов - свыше 11;
· танки и бронемашины - 5.2;
· артиллерийские орудия - 30. Погорлецкий А.И. Указ. Соч. - С. 111.
В то же время ресурсная и сырьевая база Германии после территориальных завоеваний существенно увеличилась. С оккупированных территорий в страну поступали металлы, чугун, химические продукты и продукты нефтепереработки, каучук. Военно-экономическая база Германии расширялась не только за счет поборов с захваченных территорий и вывоза сырья и продовольствия, но и путем конфискации банков, промышленных предприятий, золотых запасов и лома цветных металлов, трудовой повинности населения, а также поставки товаров в кредит.
Помимо имеющихся ресурсов создавались стратегические резервы сырья. На строгий учет брались потенциальные ресурсы. Предполагалась сдача всех бронзовых и медных колоколов, а также владельцы автомобилей обязывались по первому требованию властей предоставить шины и автопокрышки государству.
Тем не менее, из-за отсутствия жесткой централизации распределения ресурсов, предприятия оказались не в состоянии перерабатывать все поступившее сырье и задействовать имеющиеся производственные мощности. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в начальный период войны Германия крайне не эффективно использовала все имеющиеся у нее ресурсы. Вместо их мобилизации для выполнения военных задач, средства были распределены по самым разным программам. Так, в полном объеме продолжалось финансирование социальной сферы и велось производство товаров народного потребления. В Германии продолжалось и гражданское строительство.
В 1941-1942 гг. решение важнейших экономических задач было возложено на вновь созданные специальные государственные органы. Там же. - С.113. Продолжалась концентрация и централизация промышленного производства. В 1942 г. было создано Имперское объединение «Железо» (сталеплавильная промышленность и черная металлургия), включающее в себя семь ведущих германских концернов и на его долю приходилось 80 % производства соответствующей продукции. Недостатком данной системы было отсутствие единого контроля за их деятельностью со стороны государства. Объединения самостоятельно планировали выпуск продукции и не всегда считались с нуждами военного времени.
В период с 1936-1942 гг. в Германии даже в условиях перехода к мобилизационной модели, направленной на первоочередное удовлетворение нужд военной промышленности существовала свобода предпринимательской деятельности. Погорлецкий А.И. Указ. Соч. - С. 114. Удивительно, но в тоталитарной, ведущей войну Германии производство потребительских товаров оставалось на довольно высоком уровне. Гитлеровский режим стремился максимально облегчить участь своего населения, сохранить симпатии народа, а также оно боялось недовольств в обществе. Поэтому не случайно продолжалось производство товаров отнюдь не первой необходимости, выплачивались пособия участникам войны и семьям женщин, чьи мужья ушли на фронт. Кроме того женский труд в военном хозяйстве использовался гораздо в меньшей степени, чем в странах антигитлеровской коалиции.
Информация о работе Социально-экономические реформы в послевоенной Германии