Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 16:10, реферат
Для сегодняшней Федеративной Республики Германии характерны широко распространенное благосостояние, образцовая социальная сеть и свободные учреждения.
Социально рыночная экономика - обусловившая успех концепции устройства государства. Она представляет собой удачную попытку свести воедино экономическую и социальную политику. Министр экономики Германии Людвиг Эрхард, вошедший в историю как отец экономического чуда, заложил фундамент социальной рыночной экономики, начав в 1948г. экономическую и денежную реформу.
Введение
1) Экономическое положение Германии во Второй мировой......4
1.1. Предвоенный период …...........................................................................4
1.2. Начальный период Второй мировой войны (1939 - 42 гг.)....................6
1.3. Заключительный период Второй мировой войны (1942 - 45 гг.)........10
2) Послевоенное состояние экономики в Германии........14
2.1. Программы союзнического контроля над послевоенной Германией.................14
2.2. Характеристика экономического положения Западной Германии после окончания Второй мировой войны…16
3) Экономические реформы Людвига Эрхарда …......18
3.1. В преддверии экономических реформ в Западной Германии.............18
3.2. Суть экономической реформы Эрхарда и ее итоги..............................19
Заключение...........23
Список используемой литературы
Судьба Германии была предрешена неспособностью применения высокоэффективных методов управления как в военной промышленности, так и во всей экономике в целом. Принимались далеко не самые лучшие решения. В период проведения военных действий нацисты проявили свою полную некомпетентность и бездеятельность в экономической сфере. Система управления военной промышленностью оказалась не в состоянии отреагировать на затяжной характер кампании, приобрести черты необходимой мобилизационной модели для длительной войны. Немецкая экономика нуждалась теперь в полной перестройке и приспособлению к новым условиям. Из-за огромных потерь на Восточном фронте все прежние запасы оружия и стратегически важных материалов оказались израсходованными. Существующее производство было не в состоянии покрыть все расходы. Противоречия между растущими потребностями фронта и имеющимися ресурсами стали очевидны. Необходимо было восполнить огромные потери армии, значительно увеличить выпуск военной продукции, восстановить запасы военной промышленности, провести реорганизацию системы управления.
Вскоре удалось найти очень эффективный способ управления военной экономикой, преодолеть конкуренцию между военной экономикой и государством и внедрить в военную промышленность жесткий контроль. Следует отметить, что огромную роль в этом процессе сыграл Альберт Шпеер, новый назначенный Гитлером министр вооружений.
Изменения в структуре аппарата управления военной промышленностью и всем народным хозяйством были нацелены на приспособление экономики к длительной войне, устранение дефицита оружия и боеприпасов. Для реализации этой цели была принята удачная концепция управления производством. Шпееру удалось рационализировать производство, ввести узкую специализацию производства вместо широкопрофильного для улучшения качества продукции. Данная модель управления экономикой была сохранена оккупационными союзниками для решения первоочередных нужд послевоенной Германии.
1.3. Заключительный период Второй мировой войны (1942 - 45 гг.)
Основными институтами министерства вооружений с весны 1942г. Стали Совет вооружений и Совет центрального планирования. Данные органы министерства вооружений были вершиной управления экономикой. Кроме того были созданы специальные промышленные советы, с помощью которых ведущие представители соответствующих отраслей промышленности решали вопросы о виде и количестве выпускаемых вооружений.
Совет вооружения был создан с целью быстрого решения проблемы обеспечения потребностей фронта. Также была создана комиссия по разработке новых вооружений. Основной задачей совета центрального планирования было согласование требований вооруженных сил с возможностями экономики, составление планов добычи и производства основных материалов, распределение сырья, энергии, транспортных средств и рабочей силы между различными отраслями промышленности. Для непосредственного руководства была создана система различных комитетов и объединений, которые могли вмешиваться в любое производство.
Руководители комитетов должны были способствовать предельно узкой специализации предприятий и обеспечивать максимальный выпуск продукции. Заводы были обеспечены гарантированными заказами, и их продукция стала преимущественно однородной. Значительные успехи были достигнуты прежде всего в тех отраслях экономики, которые не претерпели внедрения рациональных методов ведения производства в предвоенный период. И наоборот, повысить производительность труда в эффективно управляемых в течение всего периода войны отраслях, таких как автомобилестроение. Не удалось из-за того, что они итак работали на пределе своих возможностей.
Кроме внутриотраслевого перераспределения ресурсов, факторы производства были распределены между разными отраслями. В особенности, максимально был снижен объем производства потребительских товаров. Что позволило направить ресурсы в сферу военной экономики. Однако не удалось преодолеть сопротивление руководителей отраслей промышленности, не связанных с военным производством. Уровень потребления немцев оставался высоким. Из пропагандистских стремлений, Гитлер не позволял ущемлять материальное положение немцев и уменьшать выпуск товаров потребительского назначения. Обратная сторона такой заботы выражалась в крайне нерациональной организации всей экономики в период войны при возросшей эффективности отраслей военной промышленности.
Ощутимые результаты дала управленческая концепция Шпеера, особенно в решении проблемы организации движения железнодорожного транспорта. Дело в том. Что железные дороги испытывали серьезные проблемы с подвижным составом и со всей инфраструктурой в целом. Для решения данной проблемы было устранено скопление вагонов на путях. Маршрутная скорость поездов была повышена. Что увеличило пропускную способность поездов.
Однако, несмотря на революционную реорганизацию промышленности и новые методы управления военным производством, Германия не смогла достичь уровня выпуска оружия. Достигнутого во время Первой мировой войны. Несмотря на старания министерства вооружений, государственная опека промышленности страны продолжала сохраняться. Сложные, многообразные формы государственного контроля тормозили реорганизацию промышленности.
После поражения германских войск под Сталинградом руководство страны перешло к стратегии «тотальной войны». Предполагалось проведение полной мобилизации всех тыловых ресурсов, использование всего военно-экономического потенциала Германии. Необходимо было расширить трудовую повинность, провести новый набор в армию, значительно увеличить производство военной продукции.
«Тотальная война» означала переход к тотальной системе организации военной промышленности. Хозяйственную систему необходимо было полностью подчинить решению проблем производства вооружений. Было отдано распоряжение «о переходе на крупное производство». Многие мелкие и средние предприятия были включены в состав крупных, конкуренция между производителями фактически прекратилась.
Концентрация военной промышленности была продолжена после появления приказа Гитлера «О концентрации военной экономики». Отныне управление всем производством было сосредоточено в министерстве вооружения и военного производства (бывшее министерство вооружения и боеприпасов). Имперское министерство экономики лишалось производственных функций параллельно с министерством вооружений, ограничиваясь снабжением населения, общими вопросами хозяйственной политики, финансов и кредита, внешней торговли. После проведенной реорганизации была решена проблема концентрации управления военным производством. Все ключевые решения по поводу выпуска продукции теперь принимались Советом по вооружению и министерством вооружений.
Переход к тотальной экономической системе обострил одно из основных противоречий: увеличение производства военной техники не сопровождалось столь же высоким ростом занятых в данном производстве трудовых ресурсов. Потери на фронте вынудили сократить число специалистов в военной промышленности и направить часть из них в армию. Нарастал конфликт между потребностью в солдатах на фронте и потребностью в рабочей силе на производстве.
Кроме трудовых ресурсов не хватало и производственных мощностей. По мере увеличения объема производства промышленный потенциал Германии стал постепенно исчерпываться. Выходом из сложившейся ситуации было использование производственных мощностей стран, оказавшихся в сфере немецкого влияния. Наибольший интерес для Германии из оккупированных стран представляла Франция. Правительство Германии перенесло часть производства потребительских товаров (одежда, обувь, текстильные изделия, мебель) во Францию. Производство аналогичной продукции в Германии практически прекратилось, а поступающих товаров из Франции вполне хватало для удовлетворения потребностей населения. Также значительно возросли поставки в Германию сырья и продовольствия из стран Западной Европы.
Переход к тотальной экономике не позволил в полной мере использовать весь ресурсный потенциал, устранить разногласия в управлении экономикой. Несмотря на успехи отдельных руководителей (Шпеер), отсутствие четкой стратегии развития не только экономики, но и ведения военных действий, противоречивость властей не позволили внедрить эффективную мобилизационную модель экономики страны.
Наиболее успешным с точки зрения производства военной продукции стал 1944 г. В этом году появились последствия проведенной реорганизации военной промышленности, и выпуск оружия и боеприпасов существенно увеличился. Выпуск боеприпасов за период с 1942 по 1944 гг. возрос на 335%, танков на 598%, самолетов на 367%, автомобилей на 133%, кораблей на 217 % . В 1944 г. Военная промышленность выпустила:
· самолетов различных типов - около 40 тыс. единиц;
· танков и штурмовых орудий - свыше 27 тыс. единиц;
· артиллерийских орудий - 27 250 шт. Погорлецкий А.И. Указ. Соч. - С. 129.
Если в промышленной сфере дела обстояли не так уж плохо, то кредитно-денежная система продолжала падение в пропасть. Для финансирования нужд военной промышленности правительство страны использовало механизм государственного долга, а также проводила широкомасштабную эмиссию. Военные займы к концу войны составили 380 млрд. рейхсмарок. В командно-административной системе фиксированных цен и карточного снабжения такая кредитно-денежная политика имела своим следствием тяжелую послевоенную инфляцию и всеобщий дефицит товаров.
Никакие организационные мероприятия уже не могли спасти Германию от поражения. Производимого даже в гораздо большем объеме оружия все равно было недостаточно для восполнения потерь армии. На военных заводах катастрофически не хватало рабочих . и попытка организации работы в три смены не дала результата. Новые самолеты зачастую не могли подняться в воздух из-за нехватки топлива. Накопленные ранее резервы неуклонно сокращались.
Министерство вооружений предприняло последнюю попытку нормализации ситуации. Было привлечено 150 тыс. рабочих для восстановления разрушенных заводов. Многие производства переносились в подземные помещения. Однако выйти на прежний уровень производства не удалось.
В феврале-марте 1945 г. индекс промышленного производства резко снизился, военная промышленность уже была не в состоянии удовлетворить потребности фронта, из-за непрекращающихся авианалетов Германию поразил транспортный кризис.
Вскоре экономика была вновь реорганизована. По территориальному принципу были созданы шесть промышленных округов. Которые образовывали замкнутый круг производства военных вооружений. Это позволило обеспечить определенный выпуск оружия вплоть до последних дней войны.
В последние месяцы войны нацисты попытались применить тактику «выжженной земли». По приказу Гитлера при отступлении предписывалось уничтожать все промышленные и транспортные объекты, объекты снабжения и все материальные ценности. Шпеер был категорически против такого распоряжения и в меру своих возможностей противился этому. Он понимал, что война проиграна и сохранял на свой страх и риск наиболее важные объекты инфраструктуры. Рассчитывая на послевоенное восстановление народного хозяйства. Промышленники тоже готовились к неминуемой катастрофе. Многие из них начали реорганизацию своих предприятий.
После поражения Германии во Второй мировой войне административно-командная модель экономики с изменениями, введенными Шпеером сохранялась в течении трех послевоенных лет. Но из-за разногласий оккупационных сил, заметного послевоенного спада производства, разрухи транспортной и коммуникационных сетей. Ситуация в экономике сложилась не в пользу сохранения данной модели.
2) Послевоенное состояние
2.1. Программы союзнического
На завершающей
стадии войны союзники по
· Расчленение Германии;
· Установление внешнего управления
держав-победительниц над Рурским промышленным
районом (Рурская область должна была
быть лишена всех отраслей промышленности,
все оборудование демонтировалось, а шахты
закрывались).
· Союзническая военная работа должна
вести работу с учетом дальнейшего расчленения
германии (Моргентау считал, что союзники
не должны принимать никаких мер, которые
могли поддержать германскую экономику).
Каждый из союзников получал по своей
оккупационной зоне, а также оккупационный
сектор в столице Германии. На Ялтинской
конференции (февраль 1942 Г.) к Большой тройке держав добавилась
Франция, которая тоже получила свою оккупационную
зону и отдельный сектор в Берлине.
С целью координирования действий союзных
военных администраций был создан Союзнический
военный совет. Он охватывал следующие
сферы компетенции:
- Выполнение программы демилитаризации
промышленности Германии, взимание репараций,
ограничение импорта и экспорта;
- Обеспечение производства товаров и
услуг для поддержания среднего уровня
жизни, но не превышающего средний уровень
в европейских странах;
- Осуществление равномерного распределения
основных продуктов между оккупационными
зонами для сбалансирования экономики;
- Контроль над промышленностью и всеми
внешнеэкономическими сделками. Предотвращая
возрождение военного потенциала Германии;
- Контроль над всеми германскими учреждениями
и научно-исследовательскими центрами,
связанными с экономической деятельностью.
Создавался собственный германский управленческий
аппарат, которому поручалось решение
таких неотложных задач как ремонт транспорта,
увеличение добычи угля, подъем производства
сельскохозяйственной продукции. Ремонт
жилья и восстановление коммунальных
предприятий и коммуникаций.
В экономической сфере была определена
система мер, которые были направлены
на ликвидацию военно-промышленного потенциала,
существовавшей ранее концентрации экономической
силы в виде картелей, трестов и синдикатов
и иных монополистических объединений.
Основу послевоенной экономики Германии
должны были составлять исключительно
мирные отрасли промышленности и сельского
хозяйства. При этом, она лишалась всех
ранее захваченных территорий и в порядке
частичного возмещения убытков обязывалась
выплатить странам антигитлеровской коалиции
20 млрд. долларов. Взимание репараций происходило
путем изъятия оборудования, не предназначенного
для мирного строительства.
В период оккупации Германия должна была
рассматриваться как единое экономическое
пространство. Предполагалась общая экономическая
политика в промышленности, сельском хозяйстве,
внешней торговле, финансовой и кредитной
сферах, области коммуникаций и транспорта.
Союзники должны были регулировать заработную
плату, устанавливать норму выдачи продуктов
и промышленных товаров по карточкам,
контролировать уровень цен.
Программа совместного регулирования
в четырех оккупационных зонах, тем не
менее, не был воплощен на практике. Возникли
противоречия в методах управления, так
как каждая из четырех сторон контролировала
свою оккупационную территорию, проводя
там политику в собственных интересах.
На протяжении трех послевоенных лет
между странами-союзниками шли споры о
дальнейшем развитии Германии. Предлагались
самые разные варианты: от преобразования
Германии в аграрную страну, до восстановления
былого военного потенциала. Именно действия
оккупационных администраций определили
послевоенную судьбу Германии.
Из-за противоречий в методах управления,
а в частности из-за того, что Советский
Союз устанавливал в восточной части Германии
коммунистический режим, западные союзники
вскоре решили объединить свои усилия
и создать на основе трех своих оккупационных
зон отдельное федеративное государство.
Так образовалась Западная Германия.
Информация о работе Социально-экономические реформы в послевоенной Германии