Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:10, курсовая работа
Цель исследования - выявить условия работы социального педагога по формированию здорового образа жизни среди школьников.
Введение
Глава 1. Анализ научно-педагогической литературы о роли влияния образа жизни на здоровье школьников……………………………………..
1.1 Понятие «здоровый образ жизни»……………………………….
1.2 Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явление…
1.3 Условия, необходимые для формирования здорового образа жизни детей…………………………………………………………………………..
Глава 2. Деятельность социального педагога по формированию здорового образа жизни……………………………………………………….
2.1. Исследование о состоянии здоровья среди старшеклассников…
2.2. Совершенствование опытно-экспериментальной работы….
Заключение…………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………
Информационная часть представлена в виде научно-популярной живой беседы с аудиторией. Во время творческих мастерских участникам предлагаются диалоги; дискуссии; ролевые, ситуационные и деловые игры, которые формируют навык отказа, противостояния манипуляции и групповому давлению.
Заключение
Здоровье подрастающего человека - это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей.
Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья это прежде всего процесс социализации - воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами.
Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. Исходя из этого, становится ясно, что проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, большую помощь в этом вопросе может оказать валеологическая служба.
Школа же сегодня должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Через школу проходит все население, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества.
Теория и практика валеологического воспитания нашла свое отражение в изучении работ В.В. Колбанова, Л.Г. Татарниковой, И.И. Брехмана и наших исследователей Л.П. Ильиной, П.Г. Петровой и других.
Ряд философов (Дж. Локк, А. Смит, К. Гельвеций, М.В. Ломоносов, К. Маркс и другие), психологов (Л.С. Выготский, В.М. Бехтерев и другие), ученых-медиков (Н.М. Амосов, В.П. Казначеев, Ю.П. Лисицын, М.М. Буянов, И.И. Брехман, Б.Н. Чумаков и другие), педагогов (Л.Г. Татарникова, В.В. Колбанов, В.К. Зайцев, С.В. Попов и другие) пытались решить проблему здоровья, формирование здорового образа жизни у детей. Они разработали и оставили многочисленные труды о сохранении здоровья, продления жизненного потенциала и долголетия.
Интересно высказывание выдающегося
английского философа Джона Локка
заключенное в трактате «Мысли о
воспитании»: «Здоровый дух в
здоровом теле - вот краткое, но полное
описание счастливого состояния
в этом мире. Кто обладает и тем
и другим, тому остается желать немногого,
а кто лишен хотя бы одного, тому
в малой степени может
Нами проведено исследование
состояния здоровья старшеклассников
с использованием специальной скрининг-
По итогам анкетных данных
у учащихся на первом месте отклонения
со стороны нервной системы. Далее
на втором месте у учащихся отмечаются
отклонения со стороны пищеварительной
системы, на третьем месте отклонения
со стороны сердечнососудистой системы.
На четвертом месте у учащихся
отклонения со стороны дыхательной
системы, на пятом месте отклонения
со стороны мочевыделительной
неблагоприятной экологической обстановке;
наследственной
отсутствии грудного вскармливания в раннем возрасте;
активном и пассивном курении;
употреблении в пищу консервированных продуктов, импортных продуктов в большом количестве (цитрусовые, шоколадные конфеты, морепродукты, колбасные изделия);
широком рапространении и использовании в большом количестве химических аэрозолей (лаки, краски, дезодоранты).
Таким образом, цель исследования - выявить основные направления работы социального педагога по формированию здорового образа жизни среди подростков достигнута, задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение.
Заключение
Здоровье подрастающего человека - это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей.
Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья это прежде всего процесс социализации - воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами.
Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. Исходя из этого, становится ясно, что проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, большую помощь в этом вопросе может оказать валеологическая служба.
Школа же сегодня должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Через школу проходит все население, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества.
Теория и практика валеологического воспитания нашла свое отражение в изучении работ В.В. Колбанова, Л.Г. Татарниковой, И.И. Брехмана и наших исследователей Л.П. Ильиной, П.Г. Петровой и других.
Ряд философов (Дж. Локк, А. Смит, К. Гельвеций, М.В. Ломоносов, К. Маркс и другие), психологов (Л.С. Выготский, В.М. Бехтерев и другие), ученых-медиков (Н.М. Амосов, В.П. Казначеев, Ю.П. Лисицын, М.М. Буянов, И.И. Брехман, Б.Н. Чумаков и другие), педагогов (Л.Г. Татарникова, В.В. Колбанов, В.К. Зайцев, С.В. Попов и другие) пытались решить проблему здоровья, формирование здорового образа жизни у детей. Они разработали и оставили многочисленные труды о сохранении здоровья, продления жизненного потенциала и долголетия.
Интересно высказывание выдающегося
английского философа Джона Локка
заключенное в трактате «Мысли о
воспитании»: «Здоровый дух в
здоровом теле - вот краткое, но полное
описание счастливого состояния
в этом мире. Кто обладает и тем
и другим, тому остается желать немногого,
а кто лишен хотя бы одного, тому
в малой степени может
Нами проведено исследование
состояния здоровья старшеклассников
с использованием специальной скрининг-
По итогам анкетных данных
у учащихся на первом месте отклонения
со стороны нервной системы. Далее
на втором месте у учащихся отмечаются
отклонения со стороны пищеварительной
системы, на третьем месте отклонения
со стороны сердечнососудистой системы.
На четвертом месте у учащихся
отклонения со стороны дыхательной
системы, на пятом месте отклонения
со стороны мочевыделительной
неблагоприятной экологической обстановке;
наследственной
отсутствии грудного вскармливания в раннем возрасте;
активном и пассивном курении;
употреблении в пищу консервированных продуктов, импортных продуктов в большом количестве (цитрусовые, шоколадные конфеты, морепродукты, колбасные изделия);
широком рапространении и использовании в большом количестве химических аэрозолей (лаки, краски, дезодоранты).
Таким образом, цель исследования - выявить основные направления работы социального педагога по формированию здорового образа жизни среди подростков достигнута, задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение.
Список литературы
1. Антропова М.В. Гигиена детей и подростков. 6-е изд., перераб., и доп.- М.: Медицина, 2000.- 176с.
2. Атлас для начальной школы. Организм человека и охрана здоровья.- СПб.: Издательский Дом Нева, М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.- 32с.
3. Белецкая В.И., Громова
З.П., Егорова Т.И., Школьная гигиена:
Учебное пособие для студентов
биологических специальностей
4. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. 5.- М.: Педагогика, 2001.-382с.
5. Зайцев Н.К., Колбанов В.В. Стратегия понимания здорового образа жизни у учителей//Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Выпуск 3.- Владивосток: Дальнаука, 2004.- с. 148-153.
6. Запорожченко В.Г. К
понятию здоровый образ жизни//
7. Запорожченко В.Г. Образ жизни и вредные привычки.- М.: Медицина, 2001.- 32с.
8. Змановский Ю.Ф. К здоровью без лекарств.- М.: Советский спорт, 1990.- 64с.
9. Каневская Л.Я. Питание школьника.- М.: Медицина, 2002.- 64с.
10. Климова В.И. Человек и его здоровье.- М.: Знание, 1999.- 192с.
11. Колбанов В.В. Валеология: Основные понятия, термины и определения.- СПб.: ДЕАМ, 2003.- 232с.
12. Колесов В.Д. Предупреждение
вредных привычек у школьников.
13. Коршунова Н. 5 слагаемых
здорового образа жизни.//
14. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие.- М.: Аспект Пресс, 2000.- 139с.
15. Лаптев А.П., Горбунов
В.В. Коварные разрушители
16. Лебедева Н.Т. Формирование
здорового стиля жизни
17. Лямираль С., Ринго К. Растите детей здоровыми. От 0 до 15 лет. Все, что должна знать мать, чтобы ее ребенок рос крепким и здоровым: Пер. с французского/ Предисловие Л. Казанцевой.- М.: Физкультура и спорт, 1994.- 142с.
18. Панкратьева Н.В. и др. Здоровье - социальная ценность: Вопросы и ответы.- М.: Мысль. 1999.- 236с.
19. Педагогика здоровья.- М.: Педагогика, 1990.- 288с.
20. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов/ Под. ред. Ю.К. Бабанского.- М.: Просвещение, 2001.- 608с. Международная педагогическая академия, 2004.- 360с.
21. Ротенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья/Пер. с английского.- М.: Физкультура и спорт. 2001.-592с.
22. Рубинштейн С.Я. О
воспитании привычек у детей.
Учебное пособие для студентов.
23. Агеева С.В. Здоровье сберегающие
технологии в современной школе//Справочник
классного руководителя.-2007.-№10.-С.48-
24. Василькова Ю.В. Социальная педагогика. Курс лекций: Учебное пособие/ Ю.В.Василькова, Т.А.Василькова.- М.:Академия, 1999.-440с. (Высшее образование).
25. Вашлаева Л.П. Здоровьесбережение учащихся – приоритет образования//профессиональное образование.-2007.-№7.-С.16-17
26. Ведение здорового образа жизни в дошкольном и школьном возрасте: Лонгитюдное национальное Исследование: Протокол Исследования для Обзора 2001/2002. - HBSC Международный Центр. - Шотландия, 2001.- 362с.
27. Виленский М.Я. Социально-психологические детерминанты формирования здорового образа жизни //. 1994, № 9, С. 9-11.
28. Виноградов П.А., Основы физической культуры и здорового образа жизни. / Виноградов П.А., Душанин А.П., Жолдак В.И. -М, 1996, 203с.
29. Виноградов П.А., Физическая культура и здоровый образ жизни. -Москва, 1990, С.19 - 20.
30. Гончаров В.Д. Наука о здоровом образе жизни: на путях становления // Теория и практика физ. культуры. -1998,- № 4, С 43-44.
31. Горанская С.В., Выбираю жизнь: Учебно-методическое пособие/ Горанская С.В., Баранова О.С.. – Петрозаводск, 2000.- 68с.
32. Евсеев С.П. Физическая культура в системе высшего профессионального образования: реалии и перспективы.- СПб., 1999.- 144 с.
33. Еременко Н.И. Профилактика вредных привычек.- Волгоград: Панорама; Москва: Глобус, 2007.-.110 с.
34. Жолдак В.И. Социология физической культуры и спорта. Кн. I. -М., 1992.-198с.
35. Зарецкая С.К. Теоретико-методологические
основы здоровьесберегающего подхода
к учебному процессу//Методист.-2008.-№3.-
З6. Ильин Е.П. Психология воспитания: Учеб. пос. - М.: Просвещение, 1987.-287с.