Социальные институты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 13:09, контрольная работа

Краткое описание

Поскольку общество представляет собой динамичную систему, одни институты могут исчезать (например, институт рабства), а другие — появляться (институт рекламы или институт гражданского общества). Формирование социального института называется процессом институционализации.

Содержание

1. Социальные институты: понятие, основные типы.

2. Институциализация. Социальные институты как субъекты социального изменения и развития.

3. Функции социальных институтов в современном обществе.

Вложенные файлы: 1 файл

Социальные институты.docx

— 83.64 Кб (Скачать файл)

В процессе развития социальный институт экономики меняет свою форму  и может относиться к группе либо эндогенных, либо экзогенных институтов.

Эндогенные (или внутренние) социальные институты характеризуют состояние морального устаревания института, требующее его реорганизации или углубленной специализации деятельности, например институты кредита, денег, устаревающие со временем и нуждающиеся во внедрении новых форм развития.

Экзогенные институты отражают действие на социальный институт внешних факторов, элементов культуры или характера личности руководителя (лидера) организации, например изменения, происходящие в социальном институте налогов под влиянием уровня налоговой культуры налогоплательщиков, уровня деловой и профессиональной культуры руководителей этого социального института.

Функции социальных институтов

Предназначение социальных институтов состоит в том, чтобы удовлетворять важнейшие потребности и интересы общества.

Экономические потребности  в обществе удовлетворяет одновременно несколько социальных институтов, причем каждый институт своей деятельностью  удовлетворяет разнообразные потребности, среди которых выделяются витальные (физиологические, материальные) и социальные (потребности личности в труде, самореализации, творческой деятельности и социальной справедливости). Особое место среди социальных потребностей занимает потребность личности в достижении — достижительная потребность. В ее основе лежит концепция Маклелланда, согласно которой каждый индивид проявляет стремление к тому, чтобы выразить, проявить себя в конкретных социальных условиях.

В процессе своей деятельности социальные институты выполняют  как общие, так и отдельные функции, соответствующие специфике института.

Общие функции:

  • Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Любой институт закрепляет, стандартизирует поведение членов общества за счет своих правил, норм поведения.
  • Регулятивная функция обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения, регламентации их действий.
  • Интегративная функция включает в себя процесс взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп.
  • Транслирующая функция (социализация). Ее содержанием является передача социального опыта, приобщение к ценностям, нормам, ролям данного общества.

Отдельные функции:

  • Социальный институт брака и семьи реализует функцию воспроизводства членов общества совместно с соответствующими подразделениями государства и частными предприятиями (женские консультации, родильные дома, сеть детских медицинских учреждений, органы поддержки и укрепления семьи и др.).
  • Социальный институт здоровья ответственен за поддержание здоровья населения (поликлиники, госпитали и другие лечебные учреждения, а также органы государства, организующие процесс поддержания и укрепления здоровья).
  • Социальный институт производства средств существования, выполняющий важнейшую созидательную функцию.
  • Политические институты, ведающие организацией политической жизни.
  • Социальный институт права, выполняющий функцию разработки правовых документов и ведающий соблюдением законов и правовых норм.
  • Социальный институт образования и норм с соответствующей функцией образования, социализации членов общества, приобщения к его ценностям, нормам, законам.
  • Социальный институт религии, помогающий людям в решении духовных проблем.

Все свои положительные качества социальные институты реализуют  лишь при условии их легитимности, т. е. признания целесообразности их действий большинством населения. Резкие сдвиги в классовом сознании, переоценка фундаментальных ценностей могут серьезно подорвать доверие населения к существующим руководящим и управляющим органам, нарушить механизм регулятивного воздействия на людей.

В этом случае в обществе резко нарастает нестабильность, угроза хаоса, энтропии, последствия  которых могут стать катастрофическими. Так, усилившееся во второй половине 80-х гг. ХХ в. в СССР размывание социалистических идеалов, переориентация массового сознания на идеологию индивидуализма серьезно подорвали доверие советского народа к старым общественным институтам. Последние не смогли выполнять свою стабилизирующую роль и рухнули.

Неспособность руководства  советского общества привести основные структуры в соответствие с обновленной  системой ценностей предопределила распад СССР и последующую нестабильность российского общества, т. е. устойчивость общества обеспечивается лишь теми структурами, которые пользуются доверием и поддержкой его членов.

В ходе развития общества от основных социальных институтов могут отделяться новые институциональные образования. Так, из социального института образования на определенном этапе вычленяется институт высшего образования. Из общественной правовой системы был создан Конституциональный суд как самостоятельный институт. Подобная дифференциация — один из важнейших признаков развития общества.

Социальные институты  можно назвать центральными компонентами структуры общества, интегрирующими и координирующими множество  индивидуальных действий людей. Система  социальных институтов, отношений между  ними является каркасом, который служит основой формирования общества, со всеми вытекающими последствиями. Каковы фундамент, конструкция, несущие  составляющие общества, таковы его  прочность, фундаментальность, монолитность, стабильность.

Процесс упорядочения, формализации, стандартизации общественных отношений  в рамках старой структуры и создание новых социальных институтов называется институтализацией. Чем выше ее уровень, тем качественнее жизнь общества.

Экономика как  социальный институт

В группу фундаментальных экономических социальных институтов входят: собственность, рынок, деньги, обмен, банки, финансы, различного типа хозяйственные объединения, которые в совокупности образуют сложную систему производственных связей, соединяя экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.

Благодаря развитию социальных институтов происходит функционирование всей системы экономических отношений  и общества в целом, осуществляется социализация личности в социально-трудовой сфере, происходит передача норм экономического поведения и моральных ценностей.

Выделим четыре признака, общие  для всех социальных институтов в  сфере экономики и финансов:

  • взаимодействие между участниками социальных связей и отношений;
  • наличие подготовленных профессиональных кадров, обеспечивающих деятельность институтов;
  • определение прав, обязанностей и функций каждого участника социального взаимодействия в экономической жизни;
  • регламент и контроль эффективности процесса взаимодействия в экономике.

Развитие экономики как  социального института подчиняется  не только экономическим законам, но и социологическим. Функционирование этого института, его целостность  как системы обеспечивают различные  социальные институты и социальные организации, которые следят за работой  социальных институтов в сфере экономики  и финансов, контролируют поведение  их членов.

Базовыми институтами, с  которыми взаимодействует экономика, являются политика, образование, семья, право и др.

Деятельность  и функции экономики как социального  института

Основными функциями экономики  как социального института являются:

  • согласование социальных интересов хозяйствующих субъектов, производителей и потребителей;
  • удовлетворение потребностей личности, социальных групп, слоев и организаций;
  • укрепление социальных связей внутри экономической системы, а также с внешними социальными организациями и институтами;
  • поддержание порядка и предотвращение неконтролируемой конкуренции между хозяйствующими субъектами в процессе удовлетворения потребностей.

Главная цель деятельности социального института — достижение стабильности и ее поддержание.

Устойчивость экономики  как социального института обусловлена прежде всего такими объективными факторами, как территориальные и климатические условия, наличие человеческих ресурсов, уровень развития материального производства, состояние реального сектора экономики, социальная структура общества, правовые условия и законодательная база функционирования экономики.

Экономику и политику чаще всего считают социальными институтами, которые оказывают наибольшее влияние  на развитие общества и его стабильность как социальной системы.

Экономика как социальный институт создает материальный базис для развития социальных отношений, ибо нестабильное и бедное общество не в состоянии поддерживать нормальное воспроизводство населения, интеллектуальную и образовательную базу развития системы. Все социальные институты связаны с институтом экономики, зависимы от него и своим состоянием во многом определяют перспективы развития российского общества, являясь мощными стимуляторами его экономического прогресса и развития политической системы.

Политика как социальный институт создает законы и реализует властные функции, что позволяет финансировать развитие приоритетных сфер жизнедеятельности общества как отраслей. Как убедительно показала социальная российская практика, в условиях перехода к рыночным отношениям резко возрастает влияние таких социальных институтов, как культура и образование, непосредственно участвующих в создан и и духовного капитала государства.

 

 

 

 

Функции социальных институтов

Как уже отмечалось, каждый социальный институт выполняет свои специфические функции в обществе. Поэтому, безусловно, определяющими  для любого социального института  являются именно эти профилирующие  социально значимые функции, о которых  уже говорилось ранее. Между тем, существует ряд функций, которые  присущи социальному институту  как таковому и которые направлены в первую очередь на поддержание  функционирования самого социального  института. Среди них можно выделить следующие:

Функция закрепления  и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым. Тем самым институт обеспечивает устойчивость как своей собственной системы, так и в целом социальной структуры общества.

Интегративная функция. Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимосвязи и взаимозависимости членов социальных групп, которые проходят под воздействием правил, норм, санкций, существующих в данном институте. Это приводит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры. Интегративные процессы, осуществляемые социальными институтами, необходимы для координирования коллективной деятельности, решения комплексных задач.

Регулятивная  функция. Функционирование социального института обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения. Каким бы видом деятельности не занимался индивид, он очень часто сталкивается с институтом, призванным регламентировать деятельность в этой области. В результате деятельность индивида получает предсказуемую, желательную для социальной системы в целом направленность.

Транслирующая функция. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей как для расширения, так и для замены кадров. В связи с этим, в каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий проводить такое рекрутирование, подразумевающее и определенный уровень социализации в соответствии с интересами и требованиями данного института.

Стоит отметить, что кроме  явных функций, социальный институт может обладать и скрытыми, или латентными (скрытыми) функциями. Латентная функция может носить непреднамеренный, неосознаваемый характер. Задача раскрытия, определения латентных функций является очень важной, так как они во многом определяют конечный результат функционирования социального института, то есть выполнение им своих основных, или явных, функций. Тем более, что часто латентные функции имеют негативные последствия, приводят к возникновению побочных негативных последствий.

 

 

 

У нас есть скидки!!!

 
Оптовая скидка (от трёх работ)! 
Заочникам скидка 10%! 
Виртуальная скидка ! Подробнее >>

Каталог :: Социология

Поиск:  
Только в этой теме Только в названии работы

Реферат: Социальные институты и их типы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербургский государственный  институт

сервиса и экономики

Новгородский филиал

Реферат

              Тема: «Социальные институты и их типы»             

по курсу: ______________________________

Студент:2-го курса, з. о.

специальности 2305

Проверил:

_____________________________

                                Великий Новгород                               

2001

                                Содержание                               

     1 Введение. 3

     2 Социальные институты.. 4

     2.1. Определение понятия социального института. 4

     2.2. Типология социальных институтов. 7

     2.3. Функции и дисфункции социальных институтов. 9

     2.4. Институт как нормативная система. 12

     2.5. Динамика социальных институтов. 14

     Заключение. 16

     Список литературы.. 17

    

1 Введение

 

Термин «социология» ввел в 30-е годы 19 века Огюст Конт, которого и считают

отцом – основателем новой  научной дисциплины. По его представлениям,

социология должна была объединить все знания об обществе как едином организме

и дать им подлинно научную  основу.

Как наука, социология была введена в 1989 году в связи с  повышением интереса

к социальным процессам. Например, процесс становления гражданского общества

связан с утверждением прав и свобод человека, его духовной и экономической

независимости гражданина. Расширение пределов свобод и прав человека,

существенное увеличение возможности выбора пробуждали интерес  человека к

знанию основ жизни  социальной общности людей, социальных процессов и явлений

с целью рационального, эффективного использования приобретенных прав и

свобод.

Свободная конкуренция в  экономике, политике, духовной сфере  поставили в

прямую зависимость результативность деятельности предпринимателей от умения и

использования знаний о конкретных социальных механизмах, настроений и

ожиданий людей. Отраслью знаний, помогающей глубже и конкретнее познать

общество, основу социального  взаимодействия людей с целью  рационального

использования свободы, самоорганизации  человека становится социология.

Социология изучает общество, социальные отношения, и социальные общности, их

деятельность. Философия  также изучает личность и социальные общности как

объекты и субъекты деятельности, но делает это на высоком уровне обобщения.

Социология осмысливает  общество, общественную жизнь не как  предельную общую

абстрактность, а как реальность.

Социология, как определенный тип знаний об обществе выходит из недр

социальной философии, перенимает философскую культуру. Одновременно

социология стремится  к преодолению ограниченности, которую  обнаруживает

философия при анализе  социальных явлений. Социология ставит целью помочь

людям разобраться в сложных  проблемах жизни. Люди, создающие  общество,

несомненно, имеют возможность  изменить его, преобразовать на основе

полученных знаний. В этом случае им на помощь приходит социология.

    

      

2 Социальные институты

 

2.1. Определение  понятия социального института.

 

Социология уделяет большое  внимание изучению социальных институтов общества.

В социологии имеется множество  определений социального института. Одним из

первых дал развернутое  представление о социальных институтах американский

социолог и экономист  Торстейн Веблен (1857 – 1929). Хотя его книга «Теория

праздного класса» появилась  в 1899 году, многие ее положения не устарели до

сих пор.

Понятию «социальный институт»  в отечественной социологии отводится  значительное

место. Социальный институт определяется как единый компонент  социальной

структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных

действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах

общественной жизни[1].

Под институтом, кроме того, подразумевают относительно стабильную

совокупность символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которая

управляет конкретной сферой социальной жизни: это семья, религия,

образование, экономика, управление.

Если суммировать всё  множество подходов разных учёных к  пониманию социальный

институт, то их можно разделить  на следующие. Социальный институт

представляет собой:

·              ролевую систему, в которую включены также нормы и статусы;

·              совокупность обычаев, традиций и правил поведения;

·              формальную и неформальную организацию;

·              совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную

сферу общественных отношений;

·              обособленный комплекс социальных действий.

Понимая социальные институты  как совокупность норм и механизмов, регулирующих

определенную сферу общественных отношений (семья, производство, государство,

образование, религия), социологи  углубили представление о них  как о базовых

элементах, на которых покоится общество.

Приспосабливаясь к среде, общество в течение истории вырабатывает

инструменты, пригодные для  решения множества задач и  удовлетворения важнейших

потребностей. Эти инструменты  и называются социальными институтами. Типичные

для данного общества институты  отражают культурный облик этого  общества.

Институты разных обществ  отличаются друг от друга. Например, институт брака у

разных народов содержит своеобразные обряды и церемонии, опирается  на

принятые в каждом обществе нормы и правила поведения. В  одних странах

институт брака допускает, например, многоженство, что в других странах

категорически запрещено  согласно их институту брака.

Внутри совокупности социальных институтов можно выделить подгруппу  культурных

институтов как вид  частных социальных институтов. К  примеру, когда говорят,

что пресса, радио и телевидение  представляют собой «четвертую власть», по

существу их понимают как  культурный институт. Коммуникационные институты

являются теми органами, через которые общество посредством  социальных

структур производит и  распространяет информацию, выраженную в символах. Они

являются главным источником знаний о накопленном опыте. Подвидом

коммуникационных институтов являются библиотеки, музеи, школы и  университеты,

телевидение, газеты, книгопечатание, радио, кино. Совокупность всех

технических устройств, включая  здания, работников и фонды библиотек, музеев и

школ, составляет инфраструктуру институциональной системы культуры.

Социальные институты  помогают решать жизненно важные проблемы большому

количеству людей. Например, миллионы людей, влюбившись, прибегают  к помощи

института брака и семьи, а заболев – к институтам здравоохранения  и т.д.

Законный порядок в  обществе обеспечивают такие институты, как государство,

правительство, суды, полиция, адвокатура и т.д.

Институты одновременно выступают  и инструментами социального  контроля, т.к.

благодаря своему нормативному характеру заставляют людей подчиняться  принятым

нормам и соблюдать  соответствующую дисциплину. Поэтому  институт понимается

как совокупность норм и  образцов поведения.

Поскольку зарубежные, а  вслед за ними и отечественные  социологи

придерживаются различных  определений социального института, то они по-разному

понимают его внутреннее строение, т.е. функционально взаимосвязанную  систему

опорных элементов. Несмотря на многообразие точек зрения, все  они по существу

верны , поскольку представляют разное видение одного и того же. По мнению

С.С. Фролова, правильнее говорить не об элементах, входящих в структуру

института, а об институциональных  признаках, т.е. общих для всех институтов

чертах и свойствах. Таковых пять:

1.            установки и образцы поведения  (привязанность, лояльность,

ответственность и уважение в семье, послушание, лояльность и  субординация в

государстве);

2.            символические культурные признаки (обручальное кольцо, флаг,

герб, крест, иконы и др.);

3.            унитарные культурные черты (дом  для семьи, общественные здания

для государства, магазины и  фабрики для производства, учебные  классы и

библиотеки для образования, храмы для религии);

4.            устный и письменный кодексы  (запреты, правовые гарантии,

законы, правила);

5.            идеология (романтическая любовь  в семье, демократизм в

государстве, свобода торговли в экономике, академические свободы  в

образовании, православие или католицизм в религии).

    

      

2.2. Типология социальных  институтов

 

Все социальные институты  обычно подразделяют на главные и неглавные. Вторые

скрываются внутри первых, представляя собой более мелкие образования. Помимо

деления институтов на главные и неглавные, их классифицируют и по иным

критериям. К примеру, институты  различаются временем своего взаимодействия и

продолжительностью существования (постоянно действующие и кратковременные

институты), жесткостью применяемых  санкций за нарушение правил, условиями

существования, наличием или  отсутствием формальных правил и  процедур.

Р. Миллс насчитывал в  современном обществе пять институциональных  подходов,

подразумевая главные  институты:

1.   экономический –  институт, организующий хозяйственную  деятельность;

2.   политический - институт  власти;

3.   семейный – институт, регулирующий половые отношения,  рождение и

социализацию детей;

4.   военный – институт, организующий законное наследие;

5.   религиозный –  институт, организующий коллективное  почитание богов.

Большинство социологов согласны с Миллсом в том, что главных институтов в

человеческом обществе всего пять. Их предназначение - удовлетворять важнейшие

жизненные потребности коллектива или общества в целом.

Пять основных потребностей и институтов:

1.  потребность в воспроизводстве  рода (институт  семьи и брака);

2.  потребность в безопасности  и социальном порядке (политические  институты,

государство);

3.  потребность в средствах  существования (экономические институты,

производство);

4.  потребность в получении  знаний, в социализации подрастающего  поколения,

подготовка кадров (институты  образования в широком смысле, т.е. включая науку

и культуру);

5.  потребность решения  духовных проблем, смысла жизни  (институт  религии).

Институты возникли в глубокой древности. Социологи определяют производству не

менее 2 млн. лет, если отправной  точкой считать первое орудие труда,

созданное человеком, Семье  антропологи отводят второе место  и полагают, что

нижняя граница проходит по отметке 500 тыс. лет. С тех пор  семья постоянно

эволюционировала, принимая множество форм и разновидностей: полигамия,

полиандрия, моногамия, сожительство, нуклеарная, расширенная, неполная семья

и т.д. Государство существует примерно столько же, сколько и  образование, а

именно 5-6 тыс. лет. Религия в своих первобытных формах (фетишизм, тотемизм,

анимизм) появилось примерно 30-40 тыс. лет назад, хотя некоторые  археологи,

учитывая возраст древнейших настенных рисунков (15 тыс. лет) и  миниатюрных

скульптур, отображающих зарождение культа Матери-Земли (25 тыс. лет), считают

её возраст несколько  меньшим.

Как уже говорилось, внутри главных институтов находятся неглавные, которые

называются также социальными практиками или обычаями. У каждого

главного института существуют свои системы наработанных практик, методов,

процедур. Например, экономические  институты не могут обойтись без  таких

механизмов , как конвертация валюты, защита частной собственности,

профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг,

рынок и т.д. Также внутри института семьи и брака, находятся  и институты

материнства и отцовства, родовой мести, побратимства, наследования социального

статуса родителей и т.д. Скажем, обычай назначать свидание является элементом

социальной практики ухаживания. В отличие от основного института  неосновной

институт выполняет специализированную задачу, обслуживая конкретный обычай или

удовлетворяя нефундаментальную  потребность.

    

      

2.3. Функции и  дисфункции социальных институтов

 

Функцию социального института  можно определить как совокупность решаемых им

задач, достигаемых целей, оказываемых услуг.

Первой и важнейшей  функцией социальных институтов является удовлетворение

важнейших жизненных потребностей общества, т.е. того, без чего общество не может

существовать как таковое. Оно не может существовать, если не будет постоянно

пополняться новыми поколениями  людей, приобретать средства проживания, жить в

мире и порядке, добывать новые знания и передавать их следующим поколениям,

заниматься решением духовных вопросов.

Не менее важной является функция социализации людей,

осуществляемая практически  всеми социальными институтами (усвоение культурных

норм и освоение социальных ролей). Её можно назвать универсальной

.

Наряду с универсальными существуют и специфические функции, т.е.

такие функции, которые присущи  одним и не присущи другим институтам, например,

воспроизводство новых поколений (институт семьи), добывание средств

существования (производство), наведение и поддержание порядка  в обществе

(государство), открытие и  передача новых знаний (наука  и образование),

отправление ритуалов (религия).

Если институт вместо пользы приносит обществу вред, то такое действие называют

дисфункцией. К примеру, функция института образования - готовить

всесторонне развитых специалистов. Но если он не справляется со своей  задачей,

если образование поставлено из рук вон плохо, то необходимых  специалистов

общество не получит. Школы  и вузы выпускают в жизнь дилетантов. Функция

превращается, таким образом, в дисфункцию.

Деятельность социального  института считается функциональной, если

она способствует сохранению стабильности и интересам общества. Она может

расцениваться как дисфункциональная, если работает не на его сохранение, а на

разрушение. Нарастание дисфункций в деятельности социальных институтов может

вести к социальной дезорганизации общества.

К примеру, к концу 60-х  годов СССР готовил специалистов с высшим образованием

на душу населения больше, чем любая страна в мире. Уровень  подготовки и

система образования были, возможно, самым высоким на планете. В штате США

дискутировался вопрос о  вызове, брошенном миру советской  системой

образования. Американцы срочно разработали систему практических мероприятий с

целью догнать и перегнать  в этой области Советский Союз. Шли годы. И сегодня

наши школьники и студенты – одни из самых образованных. Но в целом советская,

а затем российская система  образования в период с 70-х по 90-е годы

развивались слишком медленно. Возник серьезный разрыв между теоретической

подготовкой студентов и  практическими навыками молодых  специалистов. На

предприятиях с передовой технологией вузовских знаний не хватало, а там, где

трудились на устаревшем оборудовании, знаний было излишне много.

В конце 80-х годов, с началом  перестройки российское общество повернулось  к

рыночным отношениям. При  этом оказалось, что марксистское обществоведение  не

способно обеспечить молодежь необходимыми знаниями в области  рыночной

экономики, менеджмента, современной  социологии, психологии и философии.

Пришлось срочно перестраивать  учебные планы, перенимать знания  технологии

обучения. Народное хозяйство  недополучило сотни тысяч необходимых

специалистов, обладающих современными знаниями. Это повлекло за собой

колоссальный ущерб в  экономической области. К нему надо добавить ущерб

социальный и нравственный. Ведь поколение людей воспитанных  на старых

традициях, занимает ключевые позиции в обществе, следовательно, направляет

страну не всегда так, как  требуют новые реалии. Урон же от неправильной

внешней и внутренней политики, непродуманных государственных  решений вообще

не поддается исчислению.

Функции и дисфункции бывают явными, то есть официально

заявленными, всеми осознанными  и очевидными для всех, и латентными

, то есть скрытыми, не заявленными. Явные функции институтов являются

необходимыми. Они формируются  и декларируются в кодексах и  закреплены в системе

статусов и ролей. Латентные  функции выражаются в непредусмотренных  результатах

деятельности институтов или лиц, представляющих их. Так, демократическое

государство, установившееся в России в начале 90-х годов, через  парламент,

правительство и президента стремились улучшить жизнь народа, создать в обществе

цивилизованные отношения  и внушить гражданам уважение к закону. Таковы были

явные цели и задачи. На самом  же деле в стране вырос уровень  преступности, а

уровень жизни населения  упал. Таковы результаты латентных  функций институтов

власти. Явные функции  свидетельствуют о том, чего хотели добиться люди в рамках

того или иного института, а латентные – о том, что из этого получилось.

    

      

2.4. Институт как  нормативная система

 

Вся совокупность социальных институтов образует некую целостность, которую

называют институциональной  структурой общества.

Нормативная система является не хаотичной суммой разрозненных элементов, а

подвижной целостностью, все  части которой связаны друг с  другом и выполняют

определенные функции  позволяющие менять элементы в зависимости  от

изменившейся ситуации, перестраивать  содержание оставшихся и вносить другие

изменения, позволяющие сохранять  устойчивость на протяжении столетий и

тысячелетий.

Нормативные системы существуют в обществе и культуре. Великие  цивилизации

прошлого и настоящего, будь то древнегреческая, древнеегипетская,

византийская, китайская, французская  или русская, сохраняли свою устойчивость

на протяжении очень долгого  времени, именно благодаря прочности  своей

нормативной системы. Благодаря  ей сохранилось духовное единство нации,

этическое самосознание и  способность народа к постоянному  творческому поиску.

В начале 20 века Т. Веблен определил социальный институт как совокупность

общественных обычаев  и социальных норм, в которых воплощены  образ мысли и

образ жизни людей и которые передаются из поколения в поколение. Многие

современные социологи трактуют социальный институт как сложную  конфигурацию

обычаев, традиций, верований, установок, правил-регуляторов, и законов,

которые имеют определенную цель и выполняют определенные функции.

     Обычаи представляют собой образцы поведения, сохранившиеся на

протяжении веков и указывающие, как следует вести себя в повседневной жизни.

Обычаи являются настолько  привычной частью жизни, что их редко  замечают.

Некоторые обычаи, например, встречи выпускников какого-нибудь учебного

заведения, празднование юбилея или дня рождения, встреча Нового года,

повторяются, время от времени; с другими обычаями приходится сталкиваться на

дню по несколько раз, например, приветствие при встрече, пожелание  здоровья,

выражение благодарности, извинения  и т.д. Редко повторяющиеся обычаи называют

обычаями и традициями, а повседневные – привычками.

Усвоение культурных обычаев  начинается с двухлетнего возраста и может

продолжаться всю жизнь.

     Нравы – это строго соблюдаемые и не нарушаемые обычаи. Нравы

воспринимаются окружающими  очень серьезно. Они сопровождаются оценкой

правильности и неправильности. Поведение, нарушающее нравы, именуются

аморальным, безнравственным  и осуждается обществом.

     Условности – этот термин употребляется в двух значениях. Будучи

разновидностью нравов и  обычаев, условности тоже возникли в  далеком прошлом.

Они не регулировались никакими административными постановлениями  и не и не

касались важных сфер человеческого  поведения, в отличие от обычаев  и нравов. Их

сфера – область вежливого  обхождения. Условности касаются манеры выражения,

форм одежды, обстановки, украшений.

     Этикет – кодекс вежливого поведения. который часто путают с

манерами. Манеры выражают отношение  или установку по отношению к  другим людям.

Можно хорошо знать книжный  этикет и в тоже время иметь  дурные манеры.

Существуют хорошие и  дурные манеры, но дурного этикета  – нет.

     Традиции – можно уподобить тенденциозно изложенной истории.

Писаные традиции передают истинную историю в легендарном  виде. Таковы легенды,

предания, сказания и прочие. Когда говорят о каких-то национальных традициях,

например, о традиции гостеприимства или о традиции демократичного общества, то

подразумевают целый ряд исторических явлений, представляющихся типичными и

осознаваемых как общественная ценность

    

      

2.5. Динамика социальных  институтов

 

Под динамикой социальных институтов понимают три взаимосвязанных  процесса:

а)     жизненный  цикл института от момента появления  до его исчезновения;

б)    функционирование зрелого института, т.е. выполнение явных и латентных

функций, появление и продолжение  дисфункций;

в)     эволюция института  – изменение вида, формы и содержания в историческом

времени, возникновение новых  и отмирание старых функций.

В жизненном цикле института  как социальной организации выделяют несколько

стадий, которые качественно  отличаются друг от друга.

1.     – зарождение  организации.

2.     период эффективности,  когда институт  достигает полной  зрелости.

3.     период формализации (правила перестают быть средством,  регулирующим

деятельность, и становятся самоцелью).

4.     период дезорганизации, когда институт прежнюю гибкость  и

жизнеспособность. После  этого институт  ликвидируется  или реорганизуется в

новый.

Помимо жизненного цикла  института и его исторической эволюции, в понятие

«динамика институтов» необходимо включать взаимодействие институтов,

принимающие самые разные формы, в том числе две основные - сотрудничество и

конкуренцию. Если институт производства успешно справляется  со своей

функцией, экономика процветает, доходы населения растут, то из

государственного бюджета  больше, чем прежде, поступает средств  на развитие

других институтов: образования, науки, культуры, социальной помощи и  др.

Поскольку образование, культура и наука остаются самыми престижными  и

одновременно самыми бедными  институтами общества, то представители  других

институтов борются между  собой за право диктовать им свою волю. Политики,

фонды, благотворительные  организации, партии выступают в  роли спонсоров,

промышленные корпорации подбирают себе кадры чуть ли не со школьной скамьи,

проводя рекламные кампании и организуя профессиональную ориентацию школьников

и студентов. В итоге институт образования становится ареной состязаний между

другими институтами общества.

Институциональная конкуренция  может существовать в рамках одной  и той же

сферы общества, между родственными институтами. Например, в культуре подчас

идет непримиримая борьба. Институт телевидения отбирает аудиторию  как минимум

у трех институтов культуры – кино, театра и чтения. Телевидение, киностудия и

театр представляют собой  разновидность социальной организации, а чтение –

социальной практики. У  первых есть свои органы управления, статьи

финансирования, кафедры  и вузы, газеты и журналы, а чтение – это коллективная

привычка образованных людей  получать информацию, сопереживая событиям и

анализируя информацию. Хотя они все разные, между ними могут  существовать

отношения не только взаимодополнения, но и взаимной конкуренции.

    

      

Заключение

 

Социальный институт предстает  перед нами гигантской социальной системой,

существующий исторически длительное время, удовлетворяющий фундаментальные

потребности общества, обладающей решительной силой и моральным  авторитетом,

охватывающей большую  совокупность явлений, выраженных с  помощью статусов и

ролей, социальных норм и  санкций, социальных организаций (предприятий,

университетов, фирм, агенств и т.д.) которые, в свою очередь, имеют персонал,

аппарат управления, особые процедуры приема, закрепления и  увольнения,

многочисленные механизмы  социального контроля и т.п. Социальный институт –

это приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его

важнейших потребностей и  регулируемое сводом социальных норм.

Развитие социальных институтов осуществляется путем возникновения  новых

социальных институтов и  благодаря совершенствованию сложившихся  институтов.

Это означает, что система  социальных институтов, существующих в обществе,

постоянно находятся в  изменении и самообновлении.

Информация о работе Социальные институты