Социальные институты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 12:48, реферат

Краткое описание

Известно, что животное приспосабливается к среде посредством инстинктов - мощных инструментов выживания, выкованных многомиллионной эволюцией. Они помогают ему бороться за существование и удовлетворять важнейшие жизненные потребности. А как быть человеку? Ведь он растерял почти все свои инстинкты, а оставшиеся не очень-то помогают выжить в опасном и постоянно меняющемся окружении. Такова социальная среда - система условных значений, норм, статусов, правил, традиций.

Вложенные файлы: 1 файл

соц.институты.docx

— 58.01 Кб (Скачать файл)

Неспецифические функции  семьи отражают исторический характер связи между семьей и обществом. Их сравнение позволяет установить, какие изменения происходили в семье на разных исторических этапах. В настоящее время происходит их модификация, они либо расширяются, либо сужаются, полностью осуществляются или частично, а порой полностью исчезают. Так, с начала XX века разные социальные институты стали совмещать и даже выполнять функции, которые раньше принадлежали только семье: школы и детсады — функции образования и воспитания; милиция и армия — функции защиты и охраны; сфера обслуживания — функции питания, одежды, досуга и т.д.

Несмотря на то, что каждый институт имеет четко специализированную цель и выполняет характерные  для него функции, очень часто  социальные институты выступают  совместно, составляя как бы особую систему, для выполнения некоторых  наиболее важных функций всего общества. Например, каждое общество испытывает потребность воспитывать и обучать детей, эту функцию выполняют сразу несколько социальных институтов — семья, школа, система образования, культурно-воспитательные учреждения и т.д.; в каждом обществе защита Отечества от внешних врагов является прямой и главной функцией армии, но в ее реализации принимают участие также государство в целом, органы разведки, внешней политики, экономические институты, различные политико-идеологические и культурно-просветительские учреждения.

Совокупность таких социальных функций образует общие социальные функции социальных институтов, которые  определяют вид данной социальной системы. Функции, выполняемые социальными  институтами, очень многообразны. Рассмотрим одну наиболее полную и интересную классификацию социальных функций, данную представителями институциональной  школы в социологии (С.Липсет, Д.Ландберг и др.). Они выделяли четыре основные функции, выполняемые социальными институтами.

 

1. Воспроизводство членов  общества. Семья является главным  социальным институтом, выполняющим  эту функцию, отчасти к ней  причастны и другие институты  (государство).

2. Социализация — передача  молодому поколению установленных  в обществе образцов поведения  и способов деятельности (институты  семьи, образования, религии и  т.п.).

3. Производство и распределение  (органы власти — экономическо-социальные  институты управления и контроля).

4. Функции управления  и контроля, осуществляемые через  систему социальных норм и  предписаний, определяющие и регулирующие  типы поведения (административные  решения, моральные и правовые  нормы, обычаи и т.д.).

Дисфункции социальных институтов. Важнейшей характеристикой деятельности социальных институтов выступает их постоянное взаимодействие с социальной средой, в качестве которой выступает общество. Нарушение данного процесса порождает дисфункцию социальных институтов. Как уже отмечалось ранее, главной функцией социального института является удовлетворение той или иной общественной потребности. Но с течением времени протекающие в обществе процессы изменяют потребности как отдельных индивидов, так и целых социальных общностей, что в свою очередь меняет характер отношений социальных институтов с социальной средой. Некоторые потребности становятся менее значительными, а некоторые вообще исчезают, в результате этого институты, осуществлявшие данные потребности, перестают отвечать требованиям времени и их дальнейшее существование становится бессмысленным, а порой даже тормозящим общественную жизнь. В силу инерции социальных связей такие институты могут продолжать функционировать еще некоторый период времени как дань традиции, но чаще всего они довольно быстро прекращают свою деятельность.

 Дисфункция может найти  свое выражение как во внешней,  формальной (“материальной”) структуре  (например, недостаток материальных  средств, недостаток подготовленных  кадров и т.д), так и во внутренней, содержательной деятельности (например, неясность целей деятельности института, неопределенность функций, падение социального престижа и авторитета института и т.д.).

Дисфункция наступает  и в случае потери социальным институтом его существенного качества —  деперсонализации деятельности. Как  известно, социальный институт функционирует  как объективно действующий механизм. в котором каждый человек, на основе разработанных норм и образцов поведения, в соответствии со своим статусом, играет заранее определенные роли. Принцип деперсонализации заключается в том, что выполнение функций института зависит от четкого распределения социальных ролей и эффективной работы всего механизма. обеспечивающего должное исполнение этих функций, а не от личностных особенностей, склонностей, предпочтений выполняющих их индивидов или других субъективных моментов. Персонализация (потеря деперсонализации) института означает, что он перестает действовать в соответствии с объективными потребностями и объективно установленными целями, его объективные функции уходят на второй план, на первый план выходят личные и корпоративные интересы конкретных действующих лиц, а также их персональные качества и свойства. А это, в конечном итоге, ведет к тому, что социальный институт становится все менее ориентированным на достижение основной цели своего существования — обеспечение той или иной социальной потребности.

Система социальных институтов подвергается наибольшей деформации во времена быстрых социальных перемен  или революций. Перед многими  традиционными институтами встает дилемма: или полностью прекращать свою деятельность, или адаптироваться к решению новых задач. Переорганизация или формирование новых социальных институтов на основе новых социальных норм, ценностей и отношений требуют длительных временных периодов, так как нельзя быстро сформировать новые стандарты поведения, быстро изменить сознание и психологию людей. Это приводит к тому, что людям приходится сталкиваться в серьезными трудностями при поддержании общественного порядка в традиционных областях жизнедеятельности, возникающими из-за неурегулированности вновь возникающих социальных отношений. Такие переходные периоды общества, связанный с дезорганизацией традиционных институтов, Э.Дюркгейм назвал аномией.

Из всего этого можно  сделать вывод, обеспечивая стабильное развитие общества, выполняя необходимые  функции, социальные институты сами для более эффективного функционирования нуждаются в наличии определенной совокупности условий. Социологи уделяют  большое внимание изучению этой проблемы, так как жизнь каждого человека и деятельность всех социальных групп  в решающей степени зависит от эффективной работы социальных институтов.

 

 

 

 

 

 

 

Виды социальных институтов

Г.Спенсер был одним из первых, кто обратил внимание на проблему институционализации общества и стимулировал интерес к институтам в социологической мысли. В рамках своей “организмической теории” человеческого общества, основанной на структурной аналогии между обществом и организмом, он различает три основных типа институтов:

1) продолжающие род (брак и семья);

2) распределительные (или  экономические);

3) регулирующие (религия,  политические системы).

Данная классификация  основана на выделении главных функций, присущих всем институтам.

Западный социолог-структуралист  П.Блау в основу своей классификации существующих институтов положил ценности, которые они воплощают в своей нормативной структуре:

1) интегративные институты,  “увековечивающие партикуляристские  (частные. — Н.С.) ценности, поддерживают  социальную солидарность и сохраняют  четкий характер и идентичность  социальной структуры”, т.е. их деятельность направлена на поддержку солидарности и существующих партикулярных ценностей в обществе.

2) Диструбутивные институты воплощают в себе и реализуют универсальные ценности, которые выступают средством сохранения социальных соглашений, выработанных для производства и распределения необходимых социальных льгот, вложений и различного рода вознаграждений.

3) организационные институты  используют ценности для достижения цели, они служат увековечению авторитета и организации, необходимых для мобилизации ресурсов и координации коллективных усилий, направленных на достижение социальных целей.

При этом Дж.Тернер отмечает, что П.Блау безоговорочно ставит социальные институты в зависимость от выполнения ими функций для общества в целом, интегративные институты должны удовлетворять потребности в скрытости, диструбутивные — в адаптации, а организационные — в интеграции и достижении цели.

В зависимости от сферы  действия и выполняемых функций  социальные институты, как отмечает Л.А.Седов, западные социологи подразделяют на три вида; реляционные, регулятивные и интегративные. Реляционные институты определяют ролевую структуру общества по самым различным критериям: от возраста и пола до вида занятий и способностей. Регулятивные институты определяют допустимые рамки индивидуального поведения по отношению к существующим в обществе нормам действий, а также санкции, карающие за выход за эти рамки (сюда относятся все виды механизмов социального контроля). Интегративные институты связаны с социальными ролями, ответственными за обеспечение интересов социальной общности как целого.

Российские социологи  также приводят много различных  классификаций социальных институтов. Например, А.А.Радугин и К.А.Радугин выделяют шесть комплексов социальных институтов: 1) экономическо-социальные институты; 2) политические институты, 3) социокультурные и воспитательные институты ; 4 ) нормативно-ориентирующие институты; 5) нормативно-санкционирующие институты, 6) церемониально- символические и ситуационно-конвенциональные институты. А.П.Лимаренко, с точки зрения содержания исполняемых функций, делит социальные институты следующим образом: 1) экономические институты (банки, биржи, корпорации, предприятия сферы потребления и услуг и др.); 2) политические институты (государство с его центральными и местными органами власти, партии, общественные организации, фонды и др.); 3) институты воспитания и культуры (школа, семья, театр и др.); 4) социальные, в узком смысле, институты (институты социального обеспечения и опеки, различные самодеятельные организации). М.О.Мнацаканян, один из авторов книги “Социология: Парадигмы и темы” (М., 1997), подразделяет социальные институты по главным сферам общественной деятельности и выделяет прежде всего политические институты, правовые и правоохранительные институты, а также институты экономические.

Несмотря на большое разнообразие существующих классификаций социальных институтов, во многом это обусловлено  различными критериями деления, почти  все исследователи как самые  важные выделяют два вида институтов — экономические и политические. Это связано с тем, что значительная часть ученых считает, что институты  экономики и политики оказывают  наиболее существенное влияние на характер изменений в обществе.

Следует отметить, что очень  важным, в высшей степени необходимым, вызванным к жизни непреходящими  потребностями социальным институтом, кроме приведенных двух выше, является семья. Это исторически первый социальный институт любого общества, а для  большинства примитивных обществ  — единственный реально функционирующий  институт (например, у многих народов  Севера, среди современных племен Центральной Африки и т.д). Семья является социальным институтом особого, интегративного характера, в котором находят свое отражение все сферы и отношения общества. Важное значение в обществе имеют и другие социально-культурные институты — образование, здравоохранение, воспитание и др.

В связи с тем, что существенные функции, выполняемые институтами, различные, проведенный анализ социальных институтов позволяет выделить следующие  группы институтов:

1. Экономические — это все институты, которые обеспечивают процесс производства и распределения материальные благ и услуг, регулируют денежный оборот, занимаются организацией и разделением труда и т.д. (банки, биржи, корпорации, фирмы, акционерные общества, заводы и т.д.).

2. Политические — это  институты, которые устанавливают,  исполняют и поддерживают власть. В концентрированной форме они  выражают существующие в данном  обществе политические интересы  и отношения. Совокупность политических  институтов позволяет определить  политическую систему общества (государство  с его центральными и местными  органами власти, политические партии, полиция или милиция, юстиция,  армия и также различные общественные  организации, движения, объединения,  фонды и клубы, преследующие  политические цели). Формы институализированной  деятельности в данном случае  строго определены: выборы, митинги,  демонстрации, предвыборные кампании.

3. Воспроизводства и родства  — это институты, благодаря  которым поддерживается биологическая  непрерывность общества, происходит  удовлетворение сексуальных потребностей  и родительских стремлений, регулируются  отношения между полами и поколениями  и т.д. (институт семьи и брака).

4. Социально-культурные и  воспитательные — это институты,  главная цель которых заключается  в создании, развитии, укреплении  культуры для социализации молодого  поколения и передачи ему накопленных  культурных ценностей всего общества  как целого (семья как воспитательный  институт, образование, наука, культурно-воспитательные  и художественные учреждения  и т.п.).

5. Социально-церемониальные  — это институты, регулирующие  повседневные человеческие контакты, облегчающие взаимопонимание. Хотя  эти социальные институты представляют  из себя сложные системы и  чаще всего бывают неформальными, благодаря именно им определяются и регулируются способы приветствий и поздравлений, организация торжественных свадеб, проведение собраний и т.п., над чем мы сами обычно не задумываемся. Это институты, организованные добровольным объединением (общественные организации, товарищеские объединения, клубы и т.п., не преследующие политические цели).

6. Религиозные — институты,  организующие связь человека  с трансцедентными силами. Потусторонний мир для верующих людей существует реально и определенным образом влияет на их поведение и социальные отношения. Институт религии играет заметную роль во многих обществах и оказывает сильное влияние на многочисленные человеческие отношения.

В приведенной классификации  рассмотрены только так называемые “главные институты”, самые важные, в высшей степени необходимые  институты, вызванные к жизни  непреходящими потребностями, которые  регулируют основные социальные функции  и являются характерными для всех типов цивилизации.

Социальные институты  так же, как и социальные связи  и взаимодействия, могут быть формальными  и неформальными.

Формальный институт —  это институт, в котором объем  функций, средства и методы действия регулируются предписаниями законов  или иных правовых актов. формально утвержденных распоряжений, установлений, правил, регламентов, уставов и т.д. Формальными социальными институтами являются государство, армия, суд, семья, школа и т.п. Свои управленческие и контрольные функции эти институты осуществляют на основе строго установленных формальных негативных и позитивных санкций. Формальные институты играют важную роль в упрочении современного общества. По этому поводу А.Г.Эфендиев написал, что “если социальные институты — могучие канаты системы социальных связей, то формальные социальные институты — это достаточно прочный и гибкий металлический каркас, определяющий прочность общества” [189. С.133-134].

Неформальный институт —  это институт, в котором функции, средства и методы деятельности не установлены формальными правилами (т.е. четко не определены и не закреплены в специальных законодательных  актах и нормативных документах), поэтому отсутствует гарантия, что  данная организация будет устойчивой. Несмотря на это, неформальные институты  так же, как и формальные, выполняют  управленческие и контрольные функции  в самом широком социальном смысле, так как являются результатом  социального творчества и волеизъявления граждан (любительские объединения  творческой самодеятельности, объединения  по интересам, различные фонды социального  и культурного назначения и т.п.).

Информация о работе Социальные институты