Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 13:07, контрольная работа
Социология - это наука о закономерностях становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей. Социология, как наука появилась в 1989 году. Термин «социология» состоит из слов двух разных языков: латинского и греческого. В переводе с латинского «socium» - это общество, а с греческого «logos» - это изучение. По представлениям О. Конта социология должна была объединить все понятия и знания об обществе в единый организм и дать ему научную основу. Т.е. объектом изучения социологии является специфика развития общества.
Введение
1. Понятие социального института
2. Классификация и функции социальных институтов
2.1 Типология социальных институтов
2.2 Функции социального института
3. Основные социальные институты
3.1 Институт государства
3.2 Институт образования
3.3 Институт семьи
3.4 Институт церкви
Заключение
3. Основные социальные институты
3.1 Институт государства
Политика как социальный институт - это совокупность определенных организаций, регулирующих политическое поведение людей в соответствии с принятыми нормами, законами, правилами. Политический институт - институт государства - осуществляет определенный вид политической деятельности и включает социальную общность, слой, группу, специализирующиеся на реализации политической деятельности по управлению обществом. Также обеспечивают воспроизводство, стабильность и регулирование политической деятельности, сохранение идентичности политической общности даже при смене состава, усиливают социальные связи и внутригрупповую сплоченность, осуществляют контроль за политическим поведением.
В центре внимания политики
- власть и управление в обществе. К политическим
институтам можно отнести: государство,
политические партии, общественные организации,
имеющие свои политические интересы (профсоюзы,
молодежные и творческие организации,
религиозные общности и т.д.). Главным политическим социальным инстит
Государство - это форма власти, социальное образование, характеризующееся постоянством территории и населения и наличием власти, обеспечивающей это постоянство. Государство, опираясь на законодательство, осуществляет регулирование и контроль над социальными процессами, обеспечивая тем самым нормальное и стабильное функционирования общества.
Государственная власть состоит из следующих органов власти:
1) законодательные органы (парламенты, советы, съезды и т. д.);
2) исполнительные органы (правительство, министерства, госкомитеты, органы правопорядка и т. д.);
3) судебные органы;
4) армия и органы госбезопасности;
5) государственная система информации и т. д.
Природа государства и его положение в политической системе предполагают наличие ряда специфических функций, отличающих его от других политических институтов. Основные функции государство - это обеспечение правопорядка и национальной безопасности общества; обеспечение политической и экономической стабильности; развитие культурной, социальной и образовательной системы, а также развитие и поддержка международных отношений. Для выполнения этих функций государство обладает законами, которые само и создает, огромные материальные средства, как за счет налогов и санкций, так и за счет др. поступлений (госсобственность и др.).
Современное государство представляет собой очень сложный механизм, состоящий из целого ряда относительно самостоятельных структур. Оно включает в себя институт президентства, правительства, парламентаризма, местного самоуправления, правоохранительных органов, судебных и т.д. Все эти институты обладают такими свойствами, как легитимность или законность.
3.2 Институт образования
Система образования относится к числу важнейших социальных институтов. Она обеспечивает социализацию индивидов, посредством которой они развивают качества, необходимые для непременных жизненных процессов и преобразований. Институт образования имеет длительную историю от первичных форм передачи знания от родителей к детям; через возникновение первых школ до современных институтов. Образование служит развитию личности, способствует ее самореализации. А также образование имеет решающее значение для самого общества, обеспечивая выполнение важнейших задач практического и символического характера. Система образования вносит существенный вклад в развитие общества и способствует формированию чувства общности исторической судьбы, принадлежность к данному единому обществу.
Институт образования представляет собой многоуровневую структуру (дошкольное, школьное среднее, среднее специальное, высшее образование, различные виды подготовки и переподготовки кадров).
Главная функция системы образования - накопление и передача теоретических знаний, практических навыков и опыта, социальных ценностей новым поколениям.
Система образования включает в себя следующие учреждения:
1) органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации;
2) сеть образовательных учреждений (школы, колледжи, гимназии, лицеи, университеты, академии и т. д.), включая институты повышения квалификации и переподготовки преподавателей;
3) творческие союзы, профессиональные ассоциации, научные и методические советы и иные объединения;
4) учреждения инфраструктуры образования и науки, проектные, производственные, клинические, медико-профилактические, фармакологические, культурно-просветительские предприятия, типографии и т. д.;
5) учебники и учебно-методические пособия для преподавателей и учащихся;
6) периодические издания, включая журналы и ежегодники, отражающие самые последние достижения научной мысли.
Чем больше развивается общество и получает более значительным объем знаний, тем более усложняется процесс образования.
Институт образования включает в себя:
- определенную сферу
- организационные нормы и
- материальные средства (общественные здания, оборудование и т.д.).
Для современного общества проблемой является качество обучения. Институт образования нуждается в изменении самой концепции образования, ином выборе предметов, должна произойти переориентация на потребности современного рынка труда. В настоящее время идет медленное переосмысление основных целей образования, смена идеалов от «человека образованного» к «человеку культуры».
В сфере образования реформы стартовали задолго до 1992г. Начало им положил в декабре 1989года Всесоюзный съезд работников народного образования, где были определены основные принципы реформирования образования. Это демократизация, многовариантность образования, открытость инновациям, регионализация образовательных систем, учет национальных особенностей в многонациональной стране, разнообразие и дифференциация образования, гуманизация его содержания, непрерывность обучения, развивающий его характер и т.д. Эти принципы были направлены на изменения задач и методов обучения, но практически не касались организационно-экономического механизма средней и высшей школы. Для их реализации необходимо было расширить права, экономические возможности и хозяйственную самостоятельность образовательных учреждений и соответственно сузить права и возможности всех уровней управленческой надстройки над ними.
Нормативной базой преобразований в данной сфере на начальном этапе стали Указ Президента РФ "О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР" от 11 июля 1991 г. № 1 и закон "Об образовании" от 10 июля 1992г. (затем его новая редакция от 13 января 1996г.).
После того, как закон "Об образовании" разрешил создание негосударственных образовательных учреждений, установил порядок их лицензирования и государственной аккредитации, они стали достаточно активно развиваться. Важно подчеркнуть, что в отличие от промышленности, строительства или торговли негосударственный сектор в образовании возник не путем приватизации государственных школ и вузов, а благодаря созданию новых - дополнивших, а не заместивших государственные.
Гармоничная и сбалансированная система образования, обеспечивающая удовлетворение современных потребностей общества, является важнейшим условием сохранения и развития общества. Наука наряду с образованием может рассматриваться как общественный макроинститут. Наука, как и система образования, является центральным социальным институтом во всех современных обществах и представляет собой самую сложную область интеллектуальной деятельности человека. Во все большей и большей степени само существование общества зависит от передового научного знания. От развития науки зависят не только материальные условия существования общества, но и представления его членов о мире.
3.3 Институт семьи
Социология семьи как специальная отрасль социологического знания берет свое начало в исследованиях Рилза и Ле Пи. Они первые независимо друг от друга предприняли попытку изучить влияние различных социальных факторов на институт семьи. С тех пор институт семьи постоянно находится в центре внимания у социологов.
Семья - самый древний, самый первый социальный институт и возник еще в условиях формирования общества. На первых этапах развития общества отношения между женщиной и мужчиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми традициями и обычаями, которые базировались на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейных отношений приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционировавшего их союз. Отныне социальный контроль осуществлялся не только со стороны общественного мнения, но и государства.
Как и все другие институты, институт семьи представляет собой систему принятых норм и процедур для осуществления определенных функций общества. Например, семья обеспечивает воспитание и развитие детей, а также удовлетворение других общественно значимых потребностей.Когда мы говорим о семье, то представляем мужа, жену и детей. Такая форма организации семьи называется нуклеарной. Помимо этой формы существуют и другие формы семьи, например:
- полигамная - многоженство
- полиандрия - редкая форма полигамии - многомужие.
- моногамная семья - существование брачной пары - мужа и жены.
- экзогамия - запрет на браки между мужчинами и женщинами одной и той же общественной группы, рода (между родственниками).
- эндогамна форма - брак между мужчинами и женщинами одной и той же общественной группы, рода (эндогамные группы - племя, существовали в эпоху первобытнообщинного строя).
- сожительство - незарегистрированный
брак. Часто называют такой брак
«гражданским». Это брак, где отношения
между партнерами не оформлены
в установленном законом
- сложная семья (расширенная) - совместное
проживание нескольких
- а так же существуют
Семья, как социальный институт выполняет определенные общественные функции- репродуктивная, сексуального регулирования, социализация детей, содержание детей, эмоционального удовлетворения, статусная функция, защитная. А общество наделяет семью средствами, позволяющие выполнять эти функции. На основе института брака позже возник институт развода.
С точки зрения функционирования семьи как системы в социологии рассматриваются проблемы:
- несоответствие
- противоречия между мужскими и женскими ролями, между ролями семейными и профессиональными.
- низкая сплоченность группы;
- падение престижа
Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль - один из видов социальных ролей человека в обществе. Традиционные роли, при которых женщина рожала и воспитывала детей, вела хозяйство, а муж был хозяином, собственником имущества, экономически обеспечивал семью, заменились ролевыми, при которых женщина стала играть равную или выше роль с мужчиной. Это изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой позитивные и негативные последствия. С одной стороны это способствовало утверждению равенства женщин и мужчин, с другой стороны усугубило конфликтные ситуации, снизило рождаемость. Сегодня уже около 90% всех семей в России проживают в городах. Это малые нуклеарные семьи, по размерам близкие европейским семьям, лишь чуть более 10% из них насчитывают 5 и более членов семьи. Сельские семьи тоже резко сократились и стали близкими к городским - средний размер - 3 человека и всего чуть более 12% составляют семьи из 5 человек и более. Модернизация семьи на этом не закончилась. Ключевые изменения в семье происходят под влиянием "перестройки" общества. Изменяются почти все основополагающие функции семьи: ее образ жизни, внутрисемейные и ролевые взаимоотношения, семейная мораль, репродуктивные установки и т.д. Для поддержания семьи государство формирует семейную политику, которая включает в себя комплекс практических мер, дающих семьям и детям определенные социальные гарантии с целью функционирования семьи в интересах общества. Так, в ряде стран осуществляется планирование семьи, для примирения конфликтующих пар создаются специальные брачно-семейные консультации, изменяются условия брачного договора (если прежде супруги должны были заботиться друг о друге, то теперь они должны любить друг друга, а невыполнение этого условия - одна из самых веских причин развода).