Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 22:34, реферат
Краткое описание
История появления и развития социальных институтов - это история постепенного превращения социального института традиционного типа в современный социальный институт. В ходе своего развития социальные институты стали более специализированными по функциям, а некоторые из них заняли господствующее место в системе социальных институтов. Так, например, в первобытном обществе особую роль играла семья, в феодальном обществе в качестве базовых выступали религиозные институты, в России после Октябрьской революции господствующее место занимали политические институты, в первую очередь Коммунистическая партия, а в капиталистическом обществе особую роль играют экономические институты.
Содержание
1. Введение 2. Понятие и определение социального института. 3. Типология и характеристика социального института. 4.Функции социальных институтов. 5.Дисфункции социальных институтов. 6.Семья как социальный институт. 6.1.Определение семьи 6.2.Основные формы брака 6.3. Типология семей 6.4.Функции семьи 7.Заключение
Функции, выполняемые социальными институтами,
очень многообразны. Рассмотрим одну интересную
классификацию социальных функций, данную
представителями институциональной школы
в социологии (С.Липсет, Д.Ландберг и др.). Они выделяли четыре основные функции,
выполняемые социальными институтами.
1. Воспроизводство членов
общества. Семья является главным социальным
институтом, выполняющим эту функцию,
отчасти к ней причастны и другие институты
(государство).
2. Социализация - передача молодому поколению установленных
в обществе образцов поведения и способов
деятельности (институты семьи, образования,
религии и т.п.).
3. Производство и распределение (органы
власти - экономическо-социальные институты
управления и контроля).
4. Функции управления и
контроля, осуществляемые через систему социальных
норм и предписаний, определяющие и регулирующие
типы поведения (административные решения,
моральные и правовые нормы, обычаи и т.д.).
По мнению Я.Щепаньского социальные институты в общественной
жизни выполняют следующие функции или
задачи:
- создают возможность индивидам
удовлетворить различные свои
потребности;
- регулируют действие индивидов
в рамках социальных отношений,
то есть обеспечивают выполнение
желаемых действий и осуществляют
наказание за совершение нежелательных
действий;
- определяют и поддерживают
общественный строй своей системой
социальных регуляторов и осуществляют
воспроизводство безличных общественных
функций (то есть такие функции,
которые выполняются всегда одним
и тем же способом, независимо
от личных черт и интересов
человечества);
- производят интеграцию стремлений,
действий и отношений индивидов
и обеспечивают внутреннюю сплоченность
общности.
К тому же не следует забывать, что один
институт может (чаще всего так и бывает)
выполнять одновременно несколько функций:
- различные институты могут
выполнять общие функции;
- у института на разных ступенях
развития общества могут отпадать
одни и возникать новые функции,
или значение одной и той
же функции может со временем
или возрастать, или уменьшаться;
- один и тот же институт
в разных общественно-экономических
формациях может выполнять разные
функции.
В своей работе "Элементарные понятия
социологии" Я. Щепаньский отметил,
что эффективность функционирования
социальных институтов зависит от следующих
условий:
1. От четкого определения цели,
задач и объема функций социального
института.
2. От рационального разделения
труда и его рациональной организации
внутри социального института.
3. От степени деперсонализации
деятельности и объективизации
функций, выполняемых отдельными
лицами.
4. От признания престижа, которым
обладает социальный институт
в глазах групп, общностей или
общества.
5. От бесконфликтного включения
социального института в глобальную
систему институтов, т.е. в общество.
5.Дисфункции социального
института
Нарушение нормативного взаимодействия
с социальной средой, в качестве которой
выступает общество или сообщество, называется
дисфункцией социального института. Как
отмечалось ранее, основой формирования
и функционирования конкретного социального
института является удовлетворение той
или иной социальной потребности. В условиях
интенсивного протекания общественных
процессов, ускорения темпов социальных
перемен может возникнуть ситуация, когда
изменившиеся общественные потребности
не находят адекватного отражения в структуре
и функциях соответствующих социальных
институтов. В результате в их деятельности
может возникнуть дисфункция. С содержательной
точки зрения, дисфункция выражается в
неясности целей деятельности института,
неопределённости функций, в падении его
социального престижа и авторитета, вырождении
его отдельных функций в «символическую», ритуальную деятельность, то есть деятельность,
не направленную на достижение рациональной
цели.
Одним из явных выражений дисфункции
социального института является персонализация
его деятельности. Социальный институт,
как известно, функционирует по своим,
объективно действующим механизмам, где
каждый человек, на основе норм и образцов
поведения, в соответствии со своим статусом,
играет определённые роли. Персонализация
социального института означает, что он
перестает действовать в соответствии
с объективными потребностями и объективно
установленными целями, меняя свои функции
в зависимости от интересов отдельных
лиц, их персональных качеств и свойств.
Неудовлетворенная общественная потребность
может вызвать к жизни стихийное появление
нормативно неурегулированных видов деятельности,
стремящихся восполнить дисфункцию института,
однако за счёт нарушения существующих
норм и правил. В своих крайних формах
активность подобного рода может выражаться
в противоправной деятельности. Так, дисфункция
некоторых экономических институтов является
причиной существования так называемой
«теневой экономики», выливается в спекуляцию,
взяточничество, кражи и т. п. Исправление
дисфункции может быть достигнуто изменением
самого социального института или же созданием
нового социального института, удовлетворяющего
данную общественную потребность.
6.1. Определение семьи
Семья - социальная группа, обладающая
исторически определенной организацией,
члены которой связаны брачными или родственными
отношениями (а также отношениями по взятию
детей на воспитание), общностью быта,
взаимной моральной ответственностью,
и социальная необходимость которой обусловлена
потребностью общества в физическом и
духовном воспроизводстве населения.
Слово «Семья» восходит к корню «сем»,
имеющему отношение к семени и продолжению
рода, то есть рождению и воспитанию детей,
которое традиционно считается основным
предназначением создания семьи. Иногда
для обозначения семьи или родословной
используется латинское слово «фамилия»,
которое в русском языке в первую очередь
обозначает «общее имя для членов семьи».
По мнению исследователей, семья имеет
двойственный характер: это 1) социальный
институт, выполняющий ряд важных общественных
функций, включенный в социальную систему
и, в силу этого, непосредственно зависящий
от ее политических, экономических, культурно-религиозных
и иных отношений; 2) малая группа, основанная
на единой общесемейной деятельности
и связанная узами супружества (отношения
между мужем и женой), родительства (или
усыновления) (отношения между родителями
и детьми) и родства (отношения между братьями,
сестрами и другими родственниками). В
каждой конкретной семье необязательно
должны иметься все три типа связей (например,
неполную семью связывают только родительские
узы), но наиболее крепкими являются такие
семьи, где они представлены в комплексе.
6.2. Основные формы брака
Брак основа и ядро семьи – это санкционированная
обществом (как правило, закрепленная
законодательным актом или религиозным
обрядом), социально и личностно целесообразная
форма половых отношений.
Эндогамный брак преобладал в доиндустриальных
обществах. В соответствии с его нормами
и предписаниями заключить брак могли
только мужчины и женщины, принадлежащие
к одной и той же социальной группе или
общине. Этот брак получил распространение
в сословных и кастовых обществах. В Древней
Индии, например, насчитывалось более
200 различных каст, и господствующая религиозная
традиция запрещала браки между представителями
различных каст. Многие элементы эндогамного
брака сохранились и в феодальном обществе:
выходцы из дворянских семей могли сочетаться
браком только с представителями своего
сословия. Второй тип брака, также широко
распространенный в истории человечества
- экзогамный брак. Его нормы требовали выбирать брачных
партнеров за пределами своей общности.
Другим критерием типологии браков и
супружества может служить численность
партнеров, вступающих в семейно-родственные
отношения. По этому критерию различают моногамный брак,
заключаемый между одним мужчиной и одной
женщиной, и полигамный брак, состоящий из нескольких партнеров.
Последний тип подразделяется на два отдельных
вида: полигиния - брак одного мужчины с двумя и более
женщинами, и полиандрия - брак нескольких мужчин с одной женщиной.
По данным американского культур-антрополога
Дж. Мэрдока, среди изученных им 250 первобытных
обществ 43 имели моногамную форму семьи,
193 предпочитали полигамную, и только в
двух имела место полиадрия, ни в одном
не было группового брака. Однако в 61 из
193 обществ с преобладанием полигамной
формы супружества менее чем один мужчина
из пяти имел в действительности более
одной жены.
Во всем мире, во всех известных культурах,
наиболее распространенной формой является моногамный
брак - устойчивый союз одного мужчины и одной
женщины. На втором месте по распространенности
в истории и в современном мире идет полигиния
- форма брака, при которой один мужчина
является законным мужем нескольких жен.
Полигиния допускалась во многих доиндустриальных
обществах. До распространения христианства
такая форма была принята у ряда народов
Европы, в том числе и у славян (речь идет
именно о женах, а не о наложницах!). Наличие
нескольких законных жен допускает ислам.
Однако, как показывает опыт, даже в обществах,
допускающих полигинию, это явление довольно
редкое. Обычно не более 3-5% браков включают
более одной жены. В единичных случаях
зафиксировано до 10% полигинных брачных
союзов.
Ограниченность количества полигинных
семей вытекает из баланса полового состава
- не может быть общества, в котором число
женщин в 3-4 раза превышает количество
мужчин. Поэтому многоженцами обычно являются
самые богатые мужчины, либо те, кто обладает
особыми привилегиями (вожди, главы племен
и родов, крупные государственные чиновники
и т.д.). Обычно это люди в солидном возрасте
(старше 40 лет, нередко 60-80-летние).
Социальные корни полигинии лежат совсем
не в эротических пристрастиях мужчин,
а в социальных и экономических факторах.
В обществах ранних скотоводов и земледельцев
жены являются законно приобретаемой
рабочей силой. Кроме того, заключая брак,
представитель рода расширяет и укрепляет
свои социальные связи с другими родами,
а следовательно повышает свой престиж
и престиж своего рода. Социальный престиж,
измеряемый количеством социальных связей
– главный «капитал» во всех доиндустриальных
обществах.
Полиандрия - наличие нескольких мужей
у одной жены - возникает обычно в ситуации
резкого дефицита женщин. Чаще всего такая
ситуация складывается в традиционных
обществах, вынужденных ограничивать
рождаемость (Китай, Гималаи, некоторые
островные культуры Тихого океана).
В современном обществе возникают «неформальные»
брачные союзы: так называемая шведская семья – сожительство двух пар, периодически
меняющихся партнерами; гомосексуальная семья и семья лесбиянок. Отношение в обществе к подобным экспериментам
неоднозначно. Большинство людей полагают,
что такие браки противоречат природе и нравственности и должны
быть запрещены, другие считают их показателем свободы и толерантности (терпимости) современного общества.
В одних странах (например, в Голландии)
они разрешены законом и регистрируются
наравне с обычными, в других члены подобных
союзов подвергаются преследованию и даже подлежат тюремному заключению.
Возможны и другие варианты типологии
браков. Например, по критериям престижа
и власти выделяют такие типы семей, как
патриархальная, в которой власть безраздельно
принадлежит мужу, матриархальная, где
власть сосредоточена в руках жены-матери,
эгалитарная - муж и жена обладают одинаковым
объемом прав.
В XIX веке бытовала теория, что первичной
формой брака был групповой брак - между
несколькими мужчинами и женщинами (Л.
Морган, Ф. Энгельс). Авторы этой теории
выводили такую форму из некоторых широко
распространенных в традиционных обществах
обычаев - левират и сорорат, оргиастические
праздники. Непосредственно подобная
форма брака нигде не наблюдалась. Современная
антропология считает такую реконструкцию
необоснованной. Левират - обязанность
старшего из неженатых братьев взять в
жены вдову умершего брата; сорорат - обязанность
жениться на сестре жены в случае смерти
жены. Эти обычаи порождаются родовым
устройством общества, в частности, необходимостью
сохранения имущества в рамках рода.
Оргиастические праздники (типа славянской
ночи на Ивана Купала) наблюдались у многих
народов, культуры которых строго ограничивали
половые связи в течение всего года. Однако
один раз в год разрешалось все или почти
все - но только на одну ночь. Но эти обычаи
отнюдь не свидетельствуют о существовании
группового брака - скорее наоборот.
6.3 Типология семей
Типология семей - распределение семей
в зависимости от существования особенностей
их социально-демографического состава
и функций.
Исторические типы в зависимости от характера распределения
семейных обязанностей и лидерства:
1) традиционная семья (ее признаки: совместная жизнь по крайней мере трех поколений (бабушки-дедушки, их взрослые дети с
супругами, внуки); экономическая зависимость женщины от мужчины (мужчина
– владелец собственности); четкоеразделение семейных обязанностей (муж
работает, жена рожает и воспитывает детей,
старшие дети ухаживают за младшими и
т.д.); глава семьи – мужчина);
2) нетрадиционная (эксплуататорская) семья
(ее отличия от традиционной семьи: женщины работают наравне
с мужчинами(привлечение женщин к общественному
труду произошло во время перехода от аграрного общества к индустриальному);
работу на производстве женщина совмещает с домашними обязанностями (отсюда – эксплуататорский характер);
3) эгалитарная семья (семья равных) (отличается справедливым разделением домашних
обязанностей, демократическим характером отношений
(все важные для семьи решения принимаются
всеми ее членами), эмоциональной насыщенностьюотношений
(чувством любви, взаимной ответственности
друг за друга и т.д.).
Исторические типы, основанные на выделении функции,
преобладающей в семейной деятельности: