Заключение
Социальные институты появляются
в обществе как крупные непланируемые
продукты социальной жизни. Как же это
происходит? Люди в социальных группах
пытаются реализовать свои потребности
сообща и ищут для этого различные способы.
В ходе общественной практики они находят
некоторые приемлемые образцы, шаблоны
пове-дения, которые постепенно через
повторение и оценку превращают в стандартизированные
обычаи и привычки. Спустя некоторое время
эти шаблоны и образцы поведения поддерживаются
общественным мне-нием, принимаются и
узакониваются. На этой основе разрабатывается
система санкций. Так, обычай назначать
свидание, будучи элементом института
ухаживания, развивался как средство выбора
партнера. Банки - элемент института бизнеса
развивались как потребность в накоплении,
перемещении, займах и откладывании денег
и в результате превратились в самостоятельный
институт. Время от времени члены . общества
или социальной группы могут собирать,
систематизировать и давать легальное
подтверждение этим практическим навыкам
и образцам, в результате чего институты
изменяются и развиваются.
Исходя из этого институционализация
представляет собой процесс определения
и закрепления социальных норм, правил,
статусов и ролей, приведение их в систему,
которая способна действовать в направлении
удовлетворения некоторой общественной
потребности. Институционализация - это
замена спонтанного и экспериментального
поведения на предсказуемое поведение,
которое ожидается, моделируется, регулируется.
Так, прединституциональная фаза общественного
движения характерна спонтанными протестами
и выступлениями, беспорядочным поведением.
Появляются на короткий срок, а затем смещаются
лидеры движения; их появление зависит
в основном от энергичных призывов.
При появлении институциональных моментов
в общественном движении начинается формирование
определенных правил и норм поведения,
разделяемых большинством его последователей.
Назначается место сбора или митинга,
определяется четкий регламент выступлений;
каждому участнику даются инструкции,
как нужно себя вести в той или иной ситуации.
Эти нормы и правила постепенно принимаются
и становятся само собой разумеющимися.
Одновременно начинает складываться система
социальных статусов и ролей. Появляются
устойчивые лидеры, которые оформляются
официально, согласно принятому порядку
(например, выбираются или назначаются).
Кроме того, каждый участник движения
обладает определенным статусом и выполняет
соответствующую роль: он может быть членом
организационного актива, находиться
в составе групп поддержки лидера, быть
агитатором или идеологом и т.д. Возбуждение
постепенно ослабляется под воздействием
определенных норм, и поведение каждого
участника становится стандартизованным
и предсказуемым. Появляются предпосылки
для организованных совместных действий.
В итоге общественное движение в большей
или меньшей степени институционализируется.
Итак, институт - это своеобразная форма
человеческой деятельности, основанной
на четко разработанной идеологии, системе
правил и норм, а также развитом социальном
контроле за их исполнением. Институциональная
деятельность осуществляется людьми,
организованными в группы или ассоциации,
где проведено разделение на статусы и
роли в соответствии с потребностями данной
социальной группы или общества в целом.
Институты, таким образом, поддерживают
социальные структуры и порядок в обществе.
Список литературы
- Автономов В.С. Введение
в экономику. – М.: Вита – Пресс, 1998. – 256
с.
- Волков Ю.Г. Социология.
– Ростов н / Д: Феникс, 2005. – 576 с.
- Исаев Б.А. Социология.
Краткий курс.- СПб.: Питер, 2007.- 224 с.
- Касьянов В.В. Социология.
– Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 320 с.
- Клименко А.В., Румынина
В.В. Обществознание. – М.: Дрофа, 2004. –
480 с.
- Кравченко А.И. Общая
социология. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 479 с.
- Кравченко А.И. Основы
социологии и политологии. – М.: Проспект,
2007. – 352с.
- Радугин А.А., Радугин
К.А. Социология. Курс лекций. – М.: Центр,
1999. – 160 с.
- Социология / Под ред.
В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 448 с.
- Социология / Под ред.
Г.В.Осипова. – М.: Мысль, 1990. – 446 с.
- Социология. Наука
об обществе / Под ред. В.П. Андрущенко.
– Харьков: Институт востоковедения, 1996.
– 686 с.
- Фролов С.С. Социология. М.: Наука,
1994 – 152 с.
Практическая часть
- РОДИТЕЛЬСКИЕ ПРАКТИКИ В ВОСПРИЯТИИ
ПОДРОСТКОВ
Автор: Н. А. ОРЛОВА
ОРЛОВА Наталья Александровна
- младший научный сотрудник Института
социологии РАН.
Аннотация. На материалах исследования*,
проведенного в 2010 - 2011 гг. (количественный
и качественный этапы), анализируются
родительские практики в восприятии подростков.
Основной предмет - оценка стилей материнского
и отцовского общения, представления об
ответственном родителе, восприятие родительских
наказаний, информированность о своих
правах в отношении родителей, факты стигматизации
подростков из многодетных семей со стороны
окружающих.
В данной статье на материалах
исследования подростков в 2010 - 2011 гг. представляется
важным проанализировать родительские
практики в восприятии подростков в контексте
прав детей в семье.
Генеральная совокупность представлена
подростками-девятиклассниками, проживающими
в крупных городах Центрального Федерального
округа РФ (опрос проводился в Москве,
Брянске, Владимире и Тамбове). В 2010 - 2011
учебном году опрошено 1050 подростков,
отобрано для анализа 1005 анкет. Данные
обработаны с помощью программы SPSS [подробнее
выборка описана в: Гурко, Орлова: 2011: 102
- 103]. Качество родительства - это широкое
понятие, содержание которого определяется
в конкретном контексте изучения [Гурко,
2008: 102 - 103], в данном случае оно оценивается
самими подростками по ряду индикаторов.
Основными эмпирическими индикаторами
выступили: стили материнского и отцовского
общения, представления подростков об
ответственных родителях, наказания подростков
в детстве. В количественном исследовании
также задавался открытый вопрос, что
из практик родителей
подросток предполагает повторить,
а что не допустит в отношении своих детей
в будущем.
Семейным кодексом Российской
Федерации (ст. 57) ребенку гарантируется
право "выражать свое мнение при решении
в семье любого вопроса, затрагивающего
его интересы". Но происходит ли это
на практике? Это право в семье часто нарушается,
по мнению подростков, особенно отчимами
в отношении девушек.
Данные показывают, что в значительной
части семей подростки чувствуют отвержение
или отстраненность со стороны матерей
и отцов. Другая крайность - авторитарность
и гиперопека, что не может не вызывать
протест в подростковом возрасте. Это
значит, что в таких семьях общение построено
не на доверии и взаимопонимании, а по
принципу власти старших над младшими.
По мнению подростков, ответственный
родитель (ранжированно): запрещает употреблять
наркотики, сделает все, чтобы подросток
окончил школу, получил высшее образование,
запрещает употреблять спиртные напитки,
объясняет, как предохраняться от нежелательной
беременности. Только 6% отметили, что ответственный
родитель может ударить подростка.
В России проводится активная
кампания по предотвращению жестокого
обращения с детьми, в том числе и со стороны
родителей. Возникает опасение, что можно
"перегнуть палку". В то же время в
СМИ приводятся данные о том, что чуть
ли не 80% родителей считают приемлемым
избивать своих детей. Озвучивание таких
явно завышенных данных может иметь прямо
противоположный "эффект бумеранга".
Родители, которые физически наказывают
своих детей, будут убеждены - это соответствует
норме поведения. Те же, которые не наказывают,
призадумаются, а может быть, стоит и "врезать",
если ребенок упрямится и явно не сговорчив?
Безусловно, проблема физических
наказаний существует и имеет глубокие
исторические корни [Кон: 2012]. Но каковы
ее масштабы? Какие социально-профессиональные
группы в большей мере склонны к насилию,
матери или отцы? Предполагалось, что в
анонимном опросе подростки могут предоставить
более достоверную информацию, нежели
сами родители.
В соответствии с
СК РФ помимо очевидных причин
(алкоголизма и пренебрежения элементарными
нуждами детей, посягательства на половую
неприкосновенность), родители могут быть
лишены прав, если они "злоупотребляют
своими родительскими правами; жестоко
обращаются с детьми, в том числе осуществляют
физическое или психическое насилие над
ними" (ст. 69).
Для анализа возможных зависимостей
наказания были разделены на две группы.
Первая физические наказания и словесные
оскорбления (далее "оскорбления").
Вторая группа - запреты гулять, смотреть
телевизор, далее "запреты".
Было установлено, что в нормативных
семьях отцы реже "физически наказывали
и оскорбляли" девочек в сравнении с
матерями. Больше юношей из материнских
семей указали, что матери их "могли
побить", видимо, полагая, что таким
образом компенсируют отсутствие отца.
В сводных семьях реже распространены
физические наказания, оскорбления и запреты
со стороны отчимов, нежели со стороны
отцов в нормативных семьях. В целом нужно признать, что
ситуация с "избиениями" в российских
семьях, согласно полученным результатам,
не катастрофична, если, конечно, не принимать
во внимание "подзатыльники".
В исследовании задавался открытый
прожективный вопрос, какие из практик
родителей подросток предполагает повторить,
а что не допустит в отношении своих детей
в будущем? Было выявлено несколько стилей
общения: демократический стиль, авторитарный,
"всепозволяющий", невовлеченный
стиль общения. Из которых больший процент
получил демократический стиль общения,
т.е. в этих семьях матери (отцы) чаще учитывают
мнение подростков при принятии решений,
касающихся ее (его).
На вопрос, что Вы будете делать
по-другому, когда станете отцом (матерью),
нежели ваши родители, ответы в основном
отразили потребность в демократичных,
взаимоуважительных отношениях родителей
и подростков.
Девушки: "буду стараться
общаться на равных", "буду более
доброй", "более откровенной", 'более
понимающей матерью", 'больше следить
за духовным развитием ребенка", "буду
давать больше свободы", "вспоминать
себя в этом возрасте", "выслушивать
мнение своего ребенка", "поощрять
ребенка, следить за его успеваемостью
и культурой", "разрешать то, что мне
запрещали".
Юноши: буду более "щедрым
и добрым", "умным и образованным",
"справедливым", "больше вникать
в проблемы ребенка", 'больше времени
проводить с сыном", "больше общаться
с детьми", "жить со своим сыном и
воспитывать его", "стараться понимать
своего ребенка".
Таким образом, в значительной
части семей подросткам не хватает теплого,
справедливого отношения. Они страдают
от того, что рядом нет заботливого отца.
Критикуя ошибки своих родителей, подростки
думают не повторять их в отношениях со
своими будущими детьми.
Результаты опроса демонстрируют,
что юноши будут стараться вести себя
как отцы чаще в нормативных семьях (67%),
в сводных - 43% и в материнских семьях -42%.
В отношении девушек структура семьи имеет
небольшое значение. Будут вести себя
так, как матери: 66% в нормативных,
62% в сводных и 56% в материнских
семьях. То есть для девушек
восприятие материнских практик
не зависит от структуры семьи.
Целью интервьюирования было выявление
мнений подростков о применяемых к ним
наказаниях, степени осведомленности
о наличии у них прав в отношении родителей
и знании способов их защиты. Проведено
30 полуструктурированных интервью с девятиклассниками
в Москве из многодетных семей разного
социального состава и имеющих разные
материально-жилищные условия. Многодетные
семьи выбраны по той причине, что не было
возможности провести интервью с подростками
из всех структурных типов семей. Поскольку
многодетные семьи мало распространены
и отношение к ним граждан и разного рода
служб неоднозначно, возникла гипотеза
о возможной стигматизации подростков
со стороны окружающих - сверстников, учителей,
соседей и др.
Факты телесных наказаний зафиксированы
в 3 из 30 интервью и относятся не к настоящему
подростковому периоду жизни респондентов,
а к младшему школьному возрасту. Во всех
остальных случаях наказания носят характер
воспитательных бесед. Чаще всего родители
показывают и доказывают повзрослевшим
детям, как нужно было себя правильно вести
в той или иной ситуации, почему плох тот
вариант, который выбрал сам подросток.
Хотя встречаются еще и запреты,
только носят они уже более серьезный
характер - отмена обещания купить что-то
дорогое.
Подростки, как правило, считают,
что наказания и запреты, которым подвергали
их родители в детстве или применяют сейчас,
- вполне справедливы и не ущемляют их
прав. Скорее всего, это связано с тем,
что в таком возрасте многие из них уже
оценивают поступки окружающих с позиции
взрослого человека и, даже если в детстве
им было обидно за те или иные получаемые
наказания, то сейчас они вполне лояльно
к ним относятся. Встречались подростки,
неуверенные в правоте родительских позиций
и методов наказания.