Социальные институты общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 00:56, реферат

Краткое описание

Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы. Это, прежде всего, относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Так, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать подрастающее поколение и воспитывать молодежь на образцах культуры группы заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения молодых людей.

Содержание

Введение
Определение
Причины возникновения и основные этапы развития
Типология социальных институтов

Вложенные файлы: 1 файл

социология реф.docx

— 79.41 Кб (Скачать файл)

 

Заключение

Социальные институты появляются в обществе как крупные непланируемые продукты социальной жизни. Как же это происходит? Люди в социальных группах пытаются реализовать свои потребности сообща и ищут для этого различные способы. В ходе общественной практики они находят некоторые приемлемые образцы, шаблоны пове-дения, которые постепенно через повторение и оценку превращают в стандартизированные обычаи и привычки. Спустя некоторое время эти шаблоны и образцы поведения поддерживаются общественным мне-нием, принимаются и узакониваются. На этой основе разрабатывается система санкций. Так, обычай назначать свидание, будучи элементом института ухаживания, развивался как средство выбора партнера. Банки - элемент института бизнеса развивались как потребность в накоплении, перемещении, займах и откладывании денег и в результате превратились в самостоятельный институт. Время от времени члены . общества или социальной группы могут собирать, систематизировать и давать легальное подтверждение этим практическим навыкам и образцам, в результате чего институты изменяются и развиваются.

Исходя из этого институционализация представляет собой процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. Институционализация - это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется. Так, прединституциональная фаза общественного движения характерна спонтанными протестами и выступлениями, беспорядочным поведением. Появляются на короткий срок, а затем смещаются лидеры движения; их появление зависит в основном от энергичных призывов.

При появлении институциональных моментов в общественном движении начинается формирование определенных правил и норм поведения, разделяемых большинством его последователей. Назначается место сбора или митинга, определяется четкий регламент выступлений; каждому участнику даются инструкции, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Эти нормы и правила постепенно принимаются и становятся само собой разумеющимися. Одновременно начинает складываться система социальных статусов и ролей. Появляются устойчивые лидеры, которые оформляются официально, согласно принятому порядку (например, выбираются или назначаются). Кроме того, каждый участник движения обладает определенным статусом и выполняет соответствующую роль: он может быть членом организационного актива, находиться в составе групп поддержки лидера, быть агитатором или идеологом и т.д. Возбуждение постепенно ослабляется под воздействием определенных норм, и поведение каждого участника становится стандартизованным и предсказуемым. Появляются предпосылки для организованных совместных действий. В итоге общественное движение в большей или меньшей степени институционализируется.

Итак, институт - это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институциональная деятельность осуществляется людьми, организованными в группы или ассоциации, где проведено разделение на статусы и роли в соответствии с потребностями данной социальной группы или общества в целом. Институты, таким образом, поддерживают социальные структуры и порядок в обществе.

 

Список литературы

  1. Автономов В.С. Введение в экономику. – М.: Вита – Пресс, 1998. – 256 с.
  2. Волков Ю.Г. Социология. – Ростов н / Д: Феникс, 2005. – 576 с.
  3. Исаев Б.А. Социология. Краткий курс.- СПб.: Питер, 2007.- 224 с.
  4. Касьянов В.В. Социология. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 320 с.
  5. Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание. – М.: Дрофа, 2004. – 480 с.
  6. Кравченко А.И. Общая социология. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 479 с.
  7. Кравченко А.И. Основы социологии и политологии. – М.: Проспект, 2007. – 352с.
  8. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. – М.: Центр, 1999. – 160 с.
  9. Социология / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 448 с.
  10. Социология / Под ред. Г.В.Осипова. – М.: Мысль, 1990. – 446 с.
  11. Социология. Наука об обществе / Под ред. В.П. Андрущенко. – Харьков: Институт востоковедения, 1996. – 686 с.
  12. Фролов С.С. Социология. М.: Наука, 1994 – 152 с.

 

Практическая часть

 

    1. РОДИТЕЛЬСКИЕ ПРАКТИКИ В ВОСПРИЯТИИ ПОДРОСТКОВ

Автор: Н. А. ОРЛОВА

ОРЛОВА Наталья Александровна - младший научный сотрудник Института социологии РАН.

Аннотация. На материалах исследования*, проведенного в 2010 - 2011 гг. (количественный и качественный этапы), анализируются родительские практики в восприятии подростков. Основной предмет - оценка стилей материнского и отцовского общения, представления об ответственном родителе, восприятие родительских наказаний, информированность о своих правах в отношении родителей, факты стигматизации подростков из многодетных семей со стороны окружающих.

В данной статье на материалах исследования подростков в 2010 - 2011 гг. представляется важным проанализировать родительские практики в восприятии подростков в контексте прав детей в семье.

Генеральная совокупность представлена подростками-девятиклассниками, проживающими в крупных городах Центрального Федерального округа РФ (опрос проводился в Москве, Брянске, Владимире и Тамбове). В 2010 - 2011 учебном году опрошено 1050 подростков, отобрано для анализа 1005 анкет. Данные обработаны с помощью программы SPSS [подробнее выборка описана в: Гурко, Орлова: 2011: 102 - 103]. Качество родительства - это широкое понятие, содержание которого определяется в конкретном контексте изучения [Гурко, 2008: 102 - 103], в данном случае оно оценивается самими подростками по ряду индикаторов.

Основными эмпирическими индикаторами выступили: стили материнского и отцовского общения, представления подростков об ответственных родителях, наказания подростков в детстве. В количественном исследовании также задавался открытый вопрос, что из практик родителей

подросток предполагает повторить, а что не допустит в отношении своих детей в будущем.

Семейным кодексом Российской Федерации (ст. 57) ребенку гарантируется право "выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы". Но происходит ли это на практике? Это право в семье часто нарушается, по мнению подростков, особенно отчимами в отношении девушек.

Данные показывают, что в значительной части семей подростки чувствуют отвержение или отстраненность со стороны матерей и отцов. Другая крайность - авторитарность и гиперопека, что не может не вызывать протест в подростковом возрасте. Это значит, что в таких семьях общение построено не на доверии и взаимопонимании, а по принципу власти старших над младшими.

По мнению подростков, ответственный родитель (ранжированно): запрещает употреблять наркотики, сделает все, чтобы подросток окончил школу, получил высшее образование, запрещает употреблять спиртные напитки, объясняет, как предохраняться от нежелательной беременности. Только 6% отметили, что ответственный родитель может ударить подростка.

В России проводится активная кампания по предотвращению жестокого обращения с детьми, в том числе и со стороны родителей. Возникает опасение, что можно "перегнуть палку". В то же время в СМИ приводятся данные о том, что чуть ли не 80% родителей считают приемлемым избивать своих детей. Озвучивание таких явно завышенных данных может иметь прямо противоположный "эффект бумеранга". Родители, которые физически наказывают своих детей, будут убеждены - это соответствует норме поведения. Те же, которые не наказывают, призадумаются, а может быть, стоит и "врезать", если ребенок упрямится и явно не сговорчив?

Безусловно, проблема физических наказаний существует и имеет глубокие исторические корни [Кон: 2012]. Но каковы ее масштабы? Какие социально-профессиональные группы в большей мере склонны к насилию, матери или отцы? Предполагалось, что в анонимном опросе подростки могут предоставить более достоверную информацию, нежели сами родители.

 В соответствии с  СК РФ помимо очевидных причин (алкоголизма и пренебрежения элементарными нуждами детей, посягательства на половую неприкосновенность), родители могут быть лишены прав, если они "злоупотребляют своими родительскими правами; жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними" (ст. 69).

Для анализа возможных зависимостей наказания были разделены на две группы. Первая физические наказания и словесные оскорбления (далее "оскорбления"). Вторая группа - запреты гулять, смотреть телевизор, далее "запреты".

Было установлено, что в нормативных семьях отцы реже "физически наказывали и оскорбляли" девочек в сравнении с матерями. Больше юношей из материнских семей указали, что матери их "могли побить", видимо, полагая, что таким образом компенсируют отсутствие отца.

В сводных семьях реже распространены физические наказания, оскорбления и запреты со стороны отчимов, нежели со стороны отцов в нормативных семьях. В целом нужно признать, что ситуация с "избиениями" в российских семьях, согласно полученным результатам, не катастрофична, если, конечно, не принимать во внимание "подзатыльники".

В исследовании задавался открытый прожективный вопрос, какие из практик родителей подросток предполагает повторить, а что не допустит в отношении своих детей в будущем? Было выявлено несколько стилей общения: демократический стиль, авторитарный, "всепозволяющий", невовлеченный стиль общения. Из которых больший процент получил демократический стиль общения, т.е. в этих семьях матери (отцы) чаще учитывают мнение подростков при принятии решений, касающихся ее (его).

На вопрос, что Вы будете делать по-другому, когда станете отцом (матерью), нежели ваши родители, ответы в основном отразили потребность в демократичных, взаимоуважительных отношениях родителей и подростков.

Девушки: "буду стараться общаться на равных", "буду более доброй", "более откровенной", 'более понимающей матерью", 'больше следить за духовным развитием ребенка", "буду давать больше свободы", "вспоминать себя в этом возрасте", "выслушивать мнение своего ребенка", "поощрять ребенка, следить за его успеваемостью и культурой", "разрешать то, что мне запрещали".

Юноши: буду более "щедрым и добрым", "умным и образованным", "справедливым", "больше вникать в проблемы ребенка", 'больше времени проводить с сыном", "больше общаться с детьми", "жить со своим сыном и воспитывать его", "стараться понимать своего ребенка".

Таким образом, в значительной части семей подросткам не хватает теплого, справедливого отношения. Они страдают от того, что рядом нет заботливого отца. Критикуя ошибки своих родителей, подростки думают не повторять их в отношениях со своими будущими детьми.

Результаты опроса демонстрируют, что юноши будут стараться вести себя как отцы чаще в нормативных семьях (67%), в сводных - 43% и в материнских семьях -42%. В отношении девушек структура семьи имеет небольшое значение. Будут вести себя так, как матери: 66% в нормативных,

62% в сводных и 56% в материнских  семьях. То есть для девушек  восприятие материнских практик  не зависит от структуры семьи.

Целью интервьюирования было выявление мнений подростков о применяемых к ним наказаниях, степени осведомленности о наличии у них прав в отношении родителей и знании способов их защиты. Проведено 30 полуструктурированных интервью с девятиклассниками в Москве из многодетных семей разного социального состава и имеющих разные материально-жилищные условия. Многодетные семьи выбраны по той причине, что не было возможности провести интервью с подростками из всех структурных типов семей. Поскольку многодетные семьи мало распространены и отношение к ним граждан и разного рода служб неоднозначно, возникла гипотеза о возможной стигматизации подростков со стороны окружающих - сверстников, учителей, соседей и др.

Факты телесных наказаний зафиксированы в 3 из 30 интервью и относятся не к настоящему подростковому периоду жизни респондентов, а к младшему школьному возрасту. Во всех остальных случаях наказания носят характер воспитательных бесед. Чаще всего родители показывают и доказывают повзрослевшим детям, как нужно было себя правильно вести в той или иной ситуации, почему плох тот вариант, который выбрал сам подросток.

Хотя встречаются еще и запреты, только носят они уже более серьезный характер - отмена обещания купить что-то дорогое.

Подростки, как правило, считают, что наказания и запреты, которым подвергали их родители в детстве или применяют сейчас, - вполне справедливы и не ущемляют их прав. Скорее всего, это связано с тем, что в таком возрасте многие из них уже оценивают поступки окружающих с позиции взрослого человека и, даже если в детстве им было обидно за те или иные получаемые наказания, то сейчас они вполне лояльно к ним относятся. Встречались подростки, неуверенные в правоте родительских позиций и методов наказания.

Информация о работе Социальные институты общества