Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 13:39, курсовая работа
Отклоняющееся поведение – довольно частое явление в наши дни, являющееся, на мой взгляд, актуальной темой для обсуждения.
Люди не хотят быть похожими друг на друга, и многие из них стремятся фактически любым способом выделиться из толпы, чтобы продемонстрировать свою неповторимость и уникальность. Иногда ради этого они действуют не всегда положительно в отношении общества и удостаиваются негативного впечатления о себе. Что означает отклоняющееся поведение, в чём его особенности и каковы основные причины его развития – объект моего исследования в данной работе.
Некоторая неопределённость нормативных формул мотивации, которыми руководствуются люди в сложных ситуациях — также причина девиантного поведения, поскольку может быть по—разному интерпретирована и воспринята. Например, формулы «делай как можно лучше», «ставь интересы общества выше своих» и т. п. не позволяют человеку достаточно адекватно мотивировать свои действия в конкретной ситуации. Активный конформист будет стремиться к амбициозным мотивам и проектам действий, пассивный — сократит свои усилия до пределов собственного спокойствия, а человек с кон- формистско-девиантной мотивацией всегда найдет лазейку для оправдания своего девиантного поведения.
Социальное неравенство – еще одна важнейшая причина девиантного поведения. Фундаментальные потребности у людей достаточно схожи, а возможности их удовлетворить у разных социальных слоев (богатых и бедных) разные. В таких условиях бедные получают «моральное право» на девиантное поведение по отношению к богатым, выражающееся в разных формах духовно-материальных отношений между ними. Примером служит раскол Российской Империи и переход её в форму Советского Союза путём раскулачиваний, изымания частной собственности у богатых и прочее,ведь причиной всему эту явилось именно социальное неравенство— бывшее господство богатой буржуазии над бедным рабочим классом.
Конфликт между нормами культуры данной социальной группы и общества — тоже причина девиантного поведения. Субкультура студенческой или армейской группы, низшего слоя, банды существенно разнятся между собой своими интересами, целями, ценностями, с одной стороны, и возможными средствами их реализации, с другой стороны в случае их столкновения в данном месте и в данное время — например, на отдыхе — возникает девиантное поведение по отношению к принятым в обществе культурным нормам.
Классовая сущность государства, якобы выражающая интересы экономически господствующего класса, — важная причина девиантного поведения как государства по отношению к угнетенным классам, так и последних по отношению к нему. С этой точки зрения, издаваемые в государстве законы защищают прежде всего не трудящихся, а буржуазию.
Также важной причиной девиантного поведения являются социальные, техногенные и природные катаклизмы, а также войны. Они нарушают психику людей, усиливают социальное неравенство, вызывают дезорганизацию правоохранительных органов, что становится объективной причиной девиантного поведения многих людей. Например, сегодняшняя ситуация в Украине— гражданская война, наглядно демонстрирует нам это.
2.2. Причины отклоняющегося поведения в Сети
Как уже возможно говорилось раньше, современное общество практически уже не может существовать без интернета. Интернет даёт множество возможностей, при которых человеку не нужно делать лишних движений, как раньше. Например, для того чтобы купить какую—либо вещь необязательно идти в магазин. Можно просто купить её в интернете. Не надо ходить в кинотеатр или даже на работу, если всё можно сделать через интернет. Ведь интернет также способствует самым различным и многочисленным социальным связям—люди переписываются, разговаривают, встречаются, заводят новых знакомых и друзей, а в последствие находят и спутников жизни. Из этого следует, что интернет создаёт некую общность. Благодаря этому мир становится теснее, межкультурная коммуникация расширяется, а следовательно всё больше и больше получает проявление отклоняющееся поведение.
Социальные отклонения играют в обществе двойственную, противоречивую роль. Они, с одной стороны, представляют угрозу стабильности общества - с другой поддерживают эту стабильность. Успешное функционирование социальных структур можно считать эффективным, только если обеспечен порядок и предсказуемое поведение членов общества. Каждый должен знать, какого поведения он может ожидать от окружающих его людей и какого поведения другие члены общества ожидают от него самого.
Социальная норма находит свою поддержку и воплощение в законах, традициях, обычаях, то есть во всем том, что стало привычкой, вошло в быт, в образ жизни большинства, поддерживается общественным мнением, играет роль «естественного регулятора» общественных и межличностных отношений.
Но как ни странно во все времена общество пыталось подавлять, устранять нежелательные формы человеческой жизнедеятельности их носителей. Методы и средства определялись социально-экономическими отношениями, общественным сознанием, интересами правящей элиты
А в последние годы отклоняющееся поведение приобрело массовый характер. Сейчас усиливаются негативные поведения как насильственная и корыстная преступность, алкоголизация и наркотизация населения, аморальность. В кризисные моменты скачкообразного развития государства невиданный импульс получает развитие преступности. К сожалению, в обществе преобладает отношение к отклоняющемуся поведению, как к нездоровому.
Американский социолог С. Мертон, обосновывающий эту теорию, полагал, что девиация происходит, когда существует разрыв между целями общества и одновременно средствами для их достижения.
По мнению выдающегося социолога современности Т. Парсонса, теория которого звучала выше, аномия это «состояние, при котором значительное число индивидов находится в положении, характеризующемся серьезным недостатком интеграции со стабильными институтами, что существенно для их собственной личной стабильности и успешного функционирования социальных систем».
Не могу не упомянуть немного и о психологическом вкладе в это исследование.
В основе психоаналитических теорий отклоняющегося поведения лежит изучение конфликтов, происходящих в сознании личности. Согласно теории З. Фрейда, у каждой личности под слоем активного сознания находится область бессознательного. Бессознательное – это наша психическая энергия, в которой сосредоточено все природное, первобытное, не знающее границ. Это биологическая сущность человека, не изведавшего влияния культуры. Основная идея культурологических теорий объяснения девиации (Селин, Миллер, Сутерленд, Клауорд) – это конфликты между нормами субкультуры и господствующей культурой. Теория наклеивания ярлыков (Беккер) исходит из того, что девиация - своеобразный ярлык, который некоторые группы, обладающие властью « навешивают» поведению более слабых групп.6
В российской социологической мысли вопросы девиации были представлены работами Д.А. Дриля, Н.Н. Неклюдова, Е.Н. Тарновского, И.Я. Фойницкого, В.Ф. Чижа.
3. Отклоняющееся поведение в Сети и в жизни российского общества
Информация о работе Социальные нормы и отклоняющееся поведение в Сети