Обычно указывают на три причины
рабства. Во-первых, долговое обязательство,
когда человек, оказавшийся не в состоянии
заплатить долги, попадал в рабство к своему
кредитору. Во-вторых, нарушение законов,
когда казнь убийцы или грабителя заменяли
на рабство, т. е. виновника передавали
пострадавшей семье в качестве компенсации
за причиненное горе или ущерб. В-третьих,
война, набеги, покорение, когда одна группа
людей завоевывала другую и победители
использовали часть пленников в качестве
рабов.
Общие характеристики рабства.
Хотя рабовладельческая практика была
различной в разных регионах и в разные
эпохи, но независимо от того, было ли рабство
следствием неуплаченного долга, наказания,
военного плена или расовых предрассудков;
было ли оно пожизненным или временным;
наследственным или нет, раб все равно
являлся собственностью другого человека,
и система законов закрепляла статус раба.
Рабство служило основным разграничением
между людьми, четко указывающим, какой
человек является свободным (и по закону
получает определенные привилегии), а
какой — рабом (не имеющим привилегий).
Рабство исторически эволюционировало.
Различают две его формы:
– патриархальное рабство –
раб обладал всеми правами младшего члена
семьи: жил в одном доме с хозяевами, участвовал
в общественной жизни, вступал в брак со
свободными; его запрещалось убивать;
– классическое рабство – раба
окончательно закабалили; он жил в отдельном
помещении, ни в чем не участвовал, в брак
не вступал и семьи не имел, он считался
собственностью хозяина.
Рабовладение – единственная
в истории форма социальных отношений,
когда один человек выступает собственностью
другого, и когда низший слой лишен всяческих
прав и свобод.
Кастой называют социальную
группу (страту), членством в которой человек
обязан исключительно своим рождением.
Достигнутый статус не в состоянии
изменить место индивида в этой системе.
Люди, по рождению принадлежащие к группе
с низким статусом, всегда будут иметь
этот статус независимо от того, чего они
лично сумели достичь в жизни.
Общества, для которых характерна
такая форма стратификации, стремятся
к четкому сохранению границ между кастами,
поэтому здесь практикуется эндогамия
— браки в рамках собственной группы —
и существует запрет на межгрупповые браки.
Для предотвращения контактов между кастами
такие общества вырабатывают сложные
правила, касающиеся ритуальной чистоты,
согласно которым считается, что общение
с представителями низших каст оскверняет
высшую касту.
Индийское общество — наиболее
яркий пример кастовой системы. Основанная
не на расовых, а на религиозных принципах,
эта система просуществовала почти три
тысячелетия. Четыре основные индийские
касты, или варны, подразделяются на тысячи
специализированных подкаст (джати), причем
представители каждой касты и каждой джати
занимаются каким-то определенным ремеслом;
так, брахманы могут быть только священнослужителями
или учеными, касту кшатриев составляют
знатные люди и воины; все вайшьи — купцы
и искусные ремесленники; шудры — простые
рабочие и крестьяне; хариджан — отверженные,
неприкасаемые, занимающиеся унизительным
трудом.
Хотя в 1949 г. правительство Индии
объявило об отмене кастовой системы,
силу вековых традиций невозможно перебороть
столь легко, и кастовая система продолжает
оставаться частью повседневной жизни
Индии. К примеру, обряды, которые человек
проходит при своем рождении, бракосочетании,
смерти, диктуются кастовыми законами.
Однако индустриализация и урбанизация
разрушают кастовую систему, поскольку
сложно соблюдать кастовые разграничения
в переполненном незнакомыми людьми городе.
До недавнего времени Южно-Африканская
Республика являла собой еще один пример
общества, в котором социальная стратификация
была основана на кастовой системе. Европейцы
голландского происхождения — многочисленное
национальное меньшинство, называющее
себя африканерами, осуществляя контроль
над правительством, полицией и армией,
проводило в жизнь идеи о собственной
системе стратификации, которую они определили
как апартеид — разделение рас. Население
страны разделялось на четыре расовые
группы: европейцы (белые), африканцы (черные),
цветные (смешанная раса) и азиаты. Принадлежность
к конкретной группе определяла, где тот
или иной человек имеет право жить, учиться,
работать; где тот или иной человек имеет
право купаться или смотреть кино — белым
и не-белым запрещалось находиться вместе
в общественных местах. После десятилетий
международных торговых санкций, спортивных
бойкотов и т. п. африканеры были вынуждены
ликвидировать свою кастовую систему.
После отмены рабства в Соединенных
Штатах (1 января 1863 г.) оно было «заменено»
расовой кастовой системой — рождение
человека накладывало на него пожизненную
мету, и все белые американцы, в том числе
бедные и необразованные, считали себя
лучше и выше любых американцев африканского
происхождения. Такое отношение сохранялось
даже в первой половине XX в., через много
лет после отмены рабства. Так же, как в
Индии и Южной Африке, белые — представители
высшей касты боялись «запачкаться» от
общения с чернокожими, настаивая на существовании
раздельных школ, гостиниц, ресторанов
и даже туалетов и фонтанчиков для питья
в общественных местах.
Клан – род или родственная
группа, связанная хозяйственными и общественными
узами..
Клановая система типична для
аграрных обществ. В подобной системе
каждый индивид связан с обширной социальной
сетью родственников — кланом. Клан представляет
собой нечто вроде очень разветвленной
семьи и имеет сходные черты: если клан
имеет высокий статус, такой же статус
имеет и индивид, принадлежащий к этому
клану; все средства, принадлежащие клану,
скудные или богатые, в равной степени
принадлежат каждому члену клана; верность
клану является пожизненной обязанностью
каждого его члена.
Кланы напоминают и касты: принадлежность
к клану определяется по рождению и является
пожизненной. Однако в отличие от каст
вполне допускаются браки между различными
кланами; они даже могут использоваться
для создания и укрепления союзов между
кланами, поскольку обязательства, налагаемые
браком на родственников супругов, способны
объединять членов двух кланов. Процессы
индустриализации и урбанизации превращают
кланы в более изменчивые группы, в конце
концов заменяя кланы социальными классами.
Кланы особенно сплачиваются
в период опасности, как видно из следующего
примера.
Класс – большая социальная
группа людей не владеющих средствами
производства, занимающая определенное
место в системе общественного разделения
труда и характеризующаяся специфическим
способом получения дохода..
Системы стратификации, основанные
на рабстве, кастах и кланах, являются
закрытыми. Границы, разделяющие людей,
настолько четки и тверды, что не оставляют
людям возможности для перемещения из
одной группы в другую, за исключением
браков между членами различных кланов.
Классовая система гораздо более открыта,
поскольку базируется в первую очередь
на деньгах или материальной собственности.
Принадлежность к классу также определяется
при рождении — индивид получает статус
своих родителей, однако социальный класс
индивида в течение его жизни может измениться
в зависимости от того, чего он сумел (или
не сумел) достичь в жизни. Кроме того,
не существует законов, определяющих занятие
или профессию индивида в зависимости
от рождения или запрещающих вступление
в брак с представителями других социальных
классов.
Следовательно, основной характеристикой
этой системы социальной стратификации
является относительная гибкость ее границ.
Классовая система оставляет возможности
для социальной мобильности, т. е. для движения
вверх или вниз по социальной лестнице.
Наличие потенциала для повышения своего
социального положения, или класса, —
одна из основных движущих сил, побуждающих
людей хорошо учиться и упорно трудиться.
Конечно, семейное положение, наследуемое
человеком с рождения, способно определять
и исключительно невыгодные условия, которые
не оставят ему шансов подняться в жизни
слишком высоко, и обеспечить ребенку
такие привилегии, что для него окажется
практически невозможным «скатиться вниз»
по классовой лестнице.
5.Социальная мобильность
и ее типы
Понятие «социальной мобильности»
было введено П. Сорокиным. Социальная
мобильность означает перемещение индивидов
и групп из одних социальных слоев, общностей
в другие, что связано с изменением положения
индивида или группы в системе социальной
стратификации. Возможности и динамика
социальной мобильности различаются в
различных исторических условиях.
Варианты социальной мобильности
разнообразны:
– индивидуальная и коллективная;
– вертикальная и горизонтальная;
– внутрипоколенная и межпоколенная.
Вертикальная мобильность —
это изменение положения индивида, которое
вызывает повышение или понижение его
социального статуса, переход к более
высокому или низкому классовому положению.
В ней разграничивают восходящую и нисходящую
ветви (н-р, карьера и люмпенизация). Горизонтальная
мобильность — это изменение положения,
которое не приводит к повышению или понижению
социального статуса.
Внутрипоколенная (интергенерационная)
мобильность означает то, что человек
изменяет положение в стратификационной
системе на протяжении своей жизни. Межпоколенная
или интергенерационная – предполагает,
что дети занимают более высокое положение,
чем их родители.
К каналам или «лифтам» социальной
мобильности П. Сорокин относит следующие
социальные институты: армия, церковь,
образовательные институты, семья, политические
и профессиональные организации, средства
массовой информации и т. д.
Социальная стратификация выражает
социальную неоднородность общества,
существующее в нем неравенство, неодинаковость
социального положения людей и их групп.
Под социальной стратификацией понимается
процесс и результат дифференциации общества
на различные социальные группы (слои,
страты), отличающиеся по своему общественному
статусу. Критерии подразделения общества
на страты могут быть самыми разнообразными,
притом как объективными, так и субъективными.
Но чаще всего сегодня выделяются профессия,
доход, собственность, участие во власти,
образование, престиж, самооценка личностью
своей социальной позиции. По мнению исследователей
средний класс современного индустриального
общества определяет стабильность социальной
системы и в то же время обеспечивает ей
динамизм, поскольку средний класс – это
прежде всего высокопродуктивный и высококвалифицированный,
инициативный и предприимчивый работник.
Россию относят к смешанному типу стратификации.
У нас средний класс находится на стадии
становления, и этот процесс имеет ключевое
и широкое значение для формирования новой
социальной структуры.
Заключение
Высокая степень единства
людей в социальных общностях , их сплоченность
( коллективность ) , сходность их позиций
объективно способствует снижению числа
правонарушений . Когда степень единства
( интегрированность) социальной общности
( класса , общества) достаточно высока
, то падает количество отклонений в поведении
членов этой общности . Наоборот , рост
числа отклонений в поведении - показатель
распада ее интегрированности . В некоторых
случаях неэффективность влияния , например
, на подростка со стороны ближайшей социальной
общности ( семьи ) , недостаточность его
социализации ( в смысле включения в систему
ценностей и норм поведения, характерных
для общества в целом ) могут привести
к усилению влияния на него стихийно складывающихся
группировок , где бытуют противоправные
взгляды и представления и действуют антисоциальные
нормы поведения. Сюда можно отнести некоторые
группы подростков с антисоциальным поведением
, воров-рецидивистов , алкоголиков и т.
д. Влияние таких социальных общностей
часто бывает прямо связано с низким социально-воспитательным
эффектом семьи , школьного или производственного
коллектива , звеньев политической системы
общества . Еще один момент , на который
следует обратить внимание , также связанный
с ослаблением социальных связей между
людьми, - это негативные последствия научно-технической
революции: урбанизация , возникновение
больших городов и т. д. Хотя она исторически
прогрессивна , но может вызвать и некоторый
рост аморальных явлений , связанных с
перемещением людей , миграцией населения.
Список использованной
литературы
1. Социология. под ред. Ю.Г.
Волкова; М. 2000 г.
2. Социология. А.И. Кравченко;
изд. «Логос» 2000 г.
3.Социология. Кравченко А.И.,
Анурин В.Ф. М.: 2003. - 432 с.
4. Социология. Кравченко А.И. 2-е изд., перераб. и доп. - М.:
Академический Проект, 2001.