Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 14:44, реферат
Информационно-компьютерная революция - исторический факт. Как и все великие социально-технологические революции, она подготавливалась исподволь. Но эта подготовка происходила в подводной части айсберга. Когда она стала заметна н начала оказывать влияние на ход исторических событий, экономику, культуру, промышленность, торговлю, сельское хозяйство и политику, общественное сознание восприняло ее как огромную неожиданность, почти как чудо. Одни приветствовали ее, возлагая на нее, как правило, несбыточные надежды спасения человечества от всех бед и несчастий, другие с первых же шагов осыпали ее проклятиями, видя в ней новый источник человеческих бедствий.
Введение 3
Последствия информатизации в зеркале общественности 4
Изменение темпов духовно-культурной жизни общества 8
Заключение 11
Список используемой литературы 12
исследования обнаруживали и объясняли сдвиги в духовно-культурной
деятельности различных поколений.
ИКР существенно меняет темпы духовно-культурной жизни общества. Вопреки довольно распространенным антисциентистским и антитехницистским клише, информатизация общества не обедняет, а обогащает духовно-культурный мир человека. Компьютерный перевод при всех недостатках и ограниченностях позволяет уже сейчас преодолевать многие языковые барьеры. Медиатизация общества на основе спутниковой, оптоволоконной и радиотелефонной, телексной
и телефаксной связи приводит к настоящей революции в телевидении. Если еще несколько лет назад высшим достижением японского, американского, европейского телевидения было телевещание с использованием 28 - 29 каналов, передававших различную образовательную, развлекательную, учебную,
коммерческую, консультативную, справочную, торговую, рекламную и т. д. информацию, то к началу 21-го века в странах западноевропейского сообщества будут одновременно работать до 120 телевизионных каналов. Поток информации, который вскоре обрушится на подрастающее поколение, будет радикально меняться. Существенно изменятся объем знаний, вкусы, мировоззрение, способ мышления, мироощущение, мировосприятие людей. Революция в телевидении, связанная с созданием телевизоров нового поколения, произведет глубочайшие изменения в экономике, производстве, общественной жизни и быту. Соединенные
системой спутниковых телекоммуникаций, подключенные к интегрированным системам связи, мощным терминалам, принтерам, гигантским базам знаний и данных, эти телевизионные монстры позволят получить в течение относительно небольшого времени визуальную и звуковую информацию в таких объемах, какие всего лишь 30 - 40 лет назад усваивались в течение жизни целого поколения, а три-четыре столетия назад для этого нужна была жизнь нескольких
поколений.
Естественно, что мышление, сознание, деятельность, межличностные и
групповые отношения, формирующиеся в информационно насыщенной среде, в мире компьютеров, видеофонов, супертелевизоров и т. д., а также поведение людей серьезно трансформируются. Эти трансформации приобретают качественный характер, причем воздействие современной ИТ на разные поколения и возрастные когорты зависит от уровня информационной восприимчивости, который в с очередь определяется всей системой предшествовавшего ИКР воспитания, образования, профессиональной подготовки и житейского опыта.
Ясно, что для разных поколений такие системы различны, и новые
информационные семена произрастают на различных, если можно сказать, социально-культурных почвах. В данном случае, когда речь идет о докомпьютерных поколениях, эти почвы обладают высоким социокультурным иммунитетом, в случае же новых поколений ситуация радикально меняется.
Как показывают исследования Ш. Теркл, дети, вырастающие в тесном
общении с компьютерами и электронными игрушками,
в психологическом, морально-духовном
и мировоззренческом плане довольно существенно
отличаются как от своих некомпьютеризированных
сверстников, так и
от детей предшествующих поколений.
Речь идет не только
о навыках владения вычислительной
техникой, но об изменениях
фундаментальных духовно- культурных
структур, понятий и представлений.
Дети компьютеризованного поколения,
которых японский профессор
Маруама по аналогии
с интеллектуальными компьютерами назвал
пятым поколением, имеют совершенно
особое представление о жизни и смерти,
об одушевленности людей и животных
и компьютеров, иначе организуют свое
время, свой внутренний мир,
развивают свои интеллектуальные способности
не просто быстрее и разностороннее,
но в ином социально-временном измерении.
Исследуя усвоение японскими студентами
новых знаний при помощи компьютеров,
Маруама указал, что они в состоянии
в течение 8 часов напряженной работы
с компьютером “проглотить”
содержание нескольких книг в среднем
по 300 страниц каждая. Это оказывается
возможным благодаря тому, что запрограммированные
соответствующим образом компьютеры
позволяют уплотнять информацию,
представлять ее в графическом
виде, устранять повторы и облегчают сверхскоростной
поиск информации в различных текстах.
Поэтому молодежь пятого поколения
в течение двух последующих
десятилетий сможет сделать гигантский
интеллектуально-
В этой связи особого внимания заслуживают хакеры, или, как их называл
Вейценбаум, одержимые программисты. Вряд ли можно найти другую технологию, которая могла бы конкурировать с интеллектуальной технологией с точки зрения привлекательности и почти гипнотического или даже наркотического влияния на интеллект. В первую очередь это касается программистов, главным образом профессиональных. Уже компьютерные игры, как показывают исследования, могут увлечь детей и юношей до самозабвения, до полного смешения реального и компьютерного мира и даже вытеснения первого последним. В сфере профессионального программирования это зачастую приводит хакерству, т. е. такому направлению деятельности, когда совершенствование и самосовершенствование программного продукта становится самоцелью. Преодоление “компьютерного сопротивления”, борьба с ошибками, изобретение новых алгоритмов, нового программного дизайна, языков и осуществление чрезвычайно сложных и труднодостижимых целей в сфере интеллектуализации компьютерной деятельности становится содержанием всей жизни хакеров. Хотя число хакеров в мире совсем невелико, но пандемия хакеров может со временем оказаться столь же опасной и, во всяком случае, столь же быстро нарастающей, как пандемия СПИДа в мире вирусных заболеваний. Здесь, кстати, уместно сказать и о компьютерных заболеваниях (вирусах). Это фрагменты программ, введенные в плохо защищенные базы данных и знаний, внедренные в чужие файлы, тиражируемые там и способные к изменению смысла, порче других программ или хранимых в компьютерах данных. Некоторые из таких вирусов в порыве компьютерной эйфории создаются хакерами из озорства или в порядке интеллектуального самоутверждения. Это феномен далеко не безопасный, и с ним необходимо считаться не только как с технической проблемой, но и как с проблемой в сфере компьютерной культуры и компьютерной преступности.
Важно в процессе развития информатизации, например, сформировать отношение к "виртуальной реальности" не как к идеалистическому объекту, который в принципе не должен попадать в поле зрения управленческих структур общества, а как к особому объекту управления, являющемуся своего рода индикатором нереализованных в реальности желаний, настроений, мечтаний. Для российского менталитета тонкий и оперативный учет этой "виртуальной" культурно-духовной составляющей жизни личности, видимо, имеет особое значение.
Необходим активный поиск
конструктивных решений социальных
проблем информатизации на основе симбиоза
"левополушарных" и "правополушарных"
механизмов коммуникации. В мире господствует
западный, рассчитанный на рациональное
восприятие вариант информатизации. Россия
же - "правополушарный" регион и грамотный
учет этого обстоятельства может позволить
стране резко увеличить темпы и качество
информатизации, своим путем догнать передовые
в информационном отношении страны.
Список
используемой литературы
Информация о работе Социальные последствия компьютерной революции