Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 20:45, реферат
Информационно-компьютерная революция - исторический факт. Как и все великие социально-технологические революции, она подготавливалась исподволь. Но эта подготовка происходила в подводной части айсберга. Когда она стала заметна н начала оказывать влияние на ход исторических событий, экономику, культуру, промышленность, торговлю, сельское хозяйство и политику, общественное сознание восприняло ее как огромную неожиданность, почти как чудо. Одни приветствовали ее, возлагая на нее, как правило, несбыточные надежды спасения человечества от всех бед и несчастий, другие с первых же шагов осыпали ее проклятиями, видя в ней новый источник человеческих бедствий. Нечто подобное происходило каждый раз и с другими социально-технологическими революциями, вызывавшими к жизни крупные исторические изменения, сопровождавшиеся социальными потрясениями, предельной драматизацией общественно-политической жизни и личными трагедиями. Каждый раз в начале и на всплеске великих революций появлялись пророки-обличители, мечтательные утописты, прорицатели великих бедствий и избыточно счастливых реализации. Современникам таких революций трудно быть т
1. Позитивные и негативные последствия компьютерной революции
1.1. КР как социотехническая реформа
1.2. Последствия информатизации в зеркале общественности
2. Модификация социальных структур
2.1. Уменьшение числа людей, занятых в сфере материального производства
2.2. Изменения в организации промышленного производства
3. Появление “компьютерных поколений”
3.1. Изменение темпов духовно-культурной жизни общества
3.2. Необходимость обучения компьютерным технологиям в России
4. Будущее вычислительной техники
4.1. Загадка человеческого мозга
4.2. Интеллектуальные робототехнические системы
4.3. Новые принципы организации вычислительных систем
5. Выводы для России
К тофлеровской концепции когнитариата примыкает идея датакратии. Согласно ей профессионалалы, управляющие информационной вообще и интеллектуальной в особенности технологией, со временем заменят профессиональных политиков в силу якобы своей бесконечно большей информированности и интеллектуальности. Однако мир человеческих отношений, каким он видится в исторической перспективе, никогда не управлялся теми, кто занимал ключевые позиции даже в профилирующих технологиях. Профессиональные знания инженеров годятся для решения инженерных задач, знания бизнесмена или менеджера - для yïðàâления экономикой или конкретным производством, знания программистов - вычислителей или изобретателей новых микропроцессоров - обладают высокой действенностью лишь в профессиональной области. Для управления обществом также нужны профессионалы-политики. Они могут вербоваться, в частности, из среды лиц, занятых созданием и эксплуатацией информационной технологии, но это еще не означает, что профессиональная политика когда-нибудь будет заменена программированием, а профессиональные политики - датакратами. Речь может идти лишь о том, что современные информационные, интеллектуальные технологии могут повысить уровень профессиональной политической информированности, расширить кругозор политика, гуманизировать или профессионализировать его мышление. Именно поэтому общество, не обладающее структурной гибкостью, а тем более сознательно консервирующее свои структуры, может оказать деструктивное влияние на прогресс информационной технологии, сдержать ее развитие и даже отторгнуть ее благодаря особому социальному иммунитету. Поэтому исследование трансформаций социальных структур в условиях информационно-компьютерной революции представляет серьезную социально-философскую проблему, от понимания и обсуждения которой во многом зависит укрепление или ослабление “отвергающего” ÈT социального иммунитета.
3. Появление “компьютерных поколений”
3.1. Изменение
темпов духовно-культурной жизни
общества
Социально-структурные
изменения в общеcтвах, решительно
вступивших на путь ИКР, особым образом
проявляются в духовно-культурной сфере.
Эти изменения по-новому ставят вопрос
о поколениях, но на этот раз не в технологии,
а в самом обществе. В традиционных обществах
проблема поколений была преимущественно
лишь проблемой возраста, физической силы,
способности к физическому труду, военной
службе и т. д. Стабильность основных производственных
систем и структур, стабильность образа
жизни, общественного уклада, нормативно-ценностных
установок общества, его ритуально символической
системы приводила к тому, что духовное
содержание деятельности различных возрастных
поколений и когорт а протяжении столетий
менялось чрезвычайно мало, и лишь последующие
ретроспективно-исторические исследования
обнаруживали и объясняли сдвиги в духовно-культурной
деятельности различных поколений.
ИКР существенно
меняет темпы духовно-культурной жизни
общества. Вопреки довольно распространенным
антисциентистским и
Естественно, что
мышление, сознание, деятельность, межличностные
и групповые отношения, формирующиеся
в информационно насыщенной среде,
в мире компьютеров, видеофонов, супертелевизоров
и т. д., а также поведение людей
серьезно трансформируются. Эти трансформации
приобретают качественный характер, причем
воздействие современной ИТ на разные
поколения и возрастные когорты зависит
от уровня информационной восприимчивости,
который в с очередь определяется всей
системой предшествовавшего ИКР воспитания,
образования, профессиональной подготовки
и житейского опыта. Ясно, что для разных
поколений такие системы различны, и новые
информационные семена произрастают на
различных, если можно сказать, социально-культурных
почвах. В äàíном случае, когда речь идет
о докомпьютерных поколениях, эти почвы
обладают высоким социокультурным иммунитетом,
в случае же новых поколений ситуация
радикально меняется.
Как показывают
исследования Ш. Теркл, дети, вырастающие
в тесном общении с компьютерами
и электронными игрушками, в психологическом,
морально-духовном и мировоззренческом
плане довольно существенно отличаются
как от своих некомпьютеризированных
сверстников, так и от детей предшествующих
поколений. Речь идет не только о навыках
владения вычислительной техникой, но
об изменениях фундаментальных духовно-культурных
структур, понятий и представлений. Дети
компьютеризованного поколения, которых
японский профессор Маруама по аналогии
с интеллектуальными компьютерами назвал
пятым поколением, имеют совершенно особое
представление о жизни и смерти, об одушевленности
людей и животных и компьютеров, иначе
организуют свое время, свой внутренний
мир, развивают свои интеллектуальные
способности не просто быстрее и разностороннее,
но в ином социально-временном измерении.
Исследуя усвоение японскими студентами
новых знаний при помощи компьютеров,
Маруама указал, что они в состоянии в
течение 8 часов напряженной работы с компьютером
“проглотить” содержание нескольких
книг в среднем по 300 страниц каждая. Это
оказывается возможным благодаря тому,
что запрограммированные соответствующим
образом компьютеры позволяют уплотнять
информацию, представлять ее в графическом
виде, устранять повторы и облегчают сверхскоростной
поиск информации в различных текстах.
Поэтому молодежь пятого поколения в течение
двух последующих десятилетий сможет
сделать гигантский интеллектуально-
В этой связи особого внимания заслуживают хакеры, или, как их называл Вейценбаум, одержимые программисты. Вряд ли можно найти другую технологию, которая могла бы конкурировать с интеллектуальной технологией с точки зрения привлекательности и почти гипнотического или даже наркотического влияния на интеллект. В первую очередь это касается программистов, главным образом профессиональных. Уже компьютерные игры, как показывают исследования, могут увлечь детей и юношей до самозабвения, до полного смешения реального и компьютерного мира и даже вытеснения первого последним. В сфере профессионального программирования это зачастую приводит хакерству, т. е. такому направлению деятельности, когда совершенствование и самосовершенствование программного продукта становится самоцелью. Преодоление “компьютерного сопротивления”, борьба с ошибками, изобретение новых алгоритмов, нового программного дизайна, языков и осуществление чрезвычайно сложных и труднодостижимых целей в сфере интеллектуализации компьютерной деятельности становится содержанием всей жизни хакеров. Хотя число хакеров в мире совсем невелико, но пандемия хакеров может со временем оказаться столь же опасной и, во всяком случае, столь же быстро нарастающей, как пандемия СПИДа в мире вирусных заболеваний. Здесь, кстати, уместно сказать и о компьютерных заболеваниях (вирусах). Это фрагменты программ, введенные в плохо защищенные базы данных и знаний, внедренные в чужие файлы, тиражируемые там и способные к изменению смысла, порче других программ или хранимых в компьютерах данных. Некоторые из таких вирусов в порыве компьютерной эйфории создаются хакерами из озорства или в порядке интеллектуального самоутверждения. Это феномен далеко не безопасный, и с íèì íåîáõîäèìî считаться не только как с технической проблемой, но и как с проблемой в сфере компьютерной культуры и компьютерной преступности.
3.2. Необходимость
обучения компьютерным технологиям
в России
Принятая в
нашей стране программа компьютерной
грамотности мало содействует заполнению
возникающей в этом рывке концептуально-
В информационных
обществах компьютеры на paáîòå, в
учебных заведениях и в домашних
условиях практически общедоступны.
В соединении с неограниченным доступом
к любой научной и учебной литературе,
научной периодике, к библиотекам программ
и базам знаний, дополненные множительной
техникой и аудиовизуальными системами
обучения, они превращаются в самостоятельную
и мощную инфраструктуру действительно
всестороннего интеллектуального развития.
Начиная с самого раннего детства, новое
компьютерное поколение погружается в
систему не только традиционных, но и новых
компьютерных игр. Они требуют находчивости,
изобретательности, умения мгновенно
принимать решения. Ребенок, взаимодействующий
в процессе игры с компьютером, видит в
нем партнера, чутко реагирующего на его
индивидуальные особенности. Этот партнер
является творческим “двойником”. Компьютер
можно перепрограммировать, игру усовершенствовать.
Теркл рассказывает в своей книге о негритянском
мальчике, не воспринимавшем арифметику,
но обожавшем джазовую музыку и ритмические
танцы. Научившись играть с компьютером,
он придумал игру, в которой цветные шарики
под роковую мелодию совершали симметрические
движения, и таким образом научился решать
довольно сложные уравнения, отождествляя
переменные с типами движений, скоростями,
расположением шариков и т. д. Многочисленные
исследования показывают, что информационная
технология, соединенная с аудиовизуальными
средствами, телевизором, дисплеем, телевещанием
т. д., создает целый мир поведенческих
моделей, которые постоянно, ежедневно
в быту и на работе окружают человека и
программируют его деятельность во все
возрастающем масштабе. Поэтому можно
уже говорить о том, что в недалеком будущем
мы столкнемся с шестым поколением. Если
пятое поколение, согласно М. Маруаме,
- это поколение молодежи, научившейся
благодаря компьютерам использовать для
достижения социальных, инженерных и иных
целей гигантские объемы научной, деловой
и вообще ïîëåçíîé информации, то шестое
поколение - это когорта людей, выросших
и воспитанных в совершенно иной информационно
насыщенной среде, отличающейся от вселенной
Гутенберга, основанной на цивилизации
типографских станков, традиционных библиотек,
радио и телефонов, в такой же мере, как
последняя отличалась от вселенной рукописных
текстов, и эта последняя - от вселенной
и соответственно цивилизации, основанной
на устной передаче информации.
Гизо в своей
“Истории цивилизации во Франции”
говорил о том, что человек
средневековья, перенесенный в XIX в., совершенно
не мог бы понять образ жизни, мышление
и обычаи этого столетия. Верно также и
обратное, и это подтверждается гигантскими
трудностями в исследовании и интерпретации
средневековой культуры. Потребовалось
далеко продвинуть современную герменевтику,
чтобы духовно-культурные процессы и способы
деятельности предшествовавших эпох и
цивилизаций стали нам более или менее
понятными. Для образования такого духовно-культурного
разрыва между эпохами и поколениями потребовалось
несколько столетий. Разрыв, который будет
отделять поколения людей, родившихся
после второй мировой войны, от пятого
поколения в странах, находящихся в точке
роста информационной цивилизации, происходит
уже сейчас. Внутри этих стран, в их собственном
информационно-культурном и технологическом
ареале, он будет преодолен отчасти механизмами
образования и переподготовки, отчасти,
а к концу столетия почти полностью, путем
биологической смены поколений в рамках
новой информационной культуры.
Появление новых
информационно-технологических возможностей
не означает в то же время, что все они
будут реализованы. Одна из этих возможностей
- концептуальная, общеинтеллектуальная,
образовательная однородность общества.
В действительности же такая возможность,
хотя и в меньшем масштабе, возникла уже
с изобретением книгопечатания и резко
усилилась с появлением таких средств
связи, как радио и телевидение. Тем не
менее ни в одной стране и ни в êàêèõ реальных
условиях эта возможность не привела к
полной интеллектуальной и культурной
изотропности общества. Дело в том, что
культурная и вообще духовная изотропность
предполагает в качестве своей предпосылки
и основы изотропность социальную, имущественную
и т. д. В обозримом будущем ни в одной из
существующих ныне социальных систем
об изо-тропности подобного рода не приходится
и мечтать. Кризис социальных утопий XIX
и XX вв., крушение иллюзии социально однородного
общества подводит нас к пониманию того,
что и в информационном обществе в рамках
пятого и даже шестого поколений будут
существовать более или менее значительный
перепады и духовно-культурные разрывы,
интеллектуальные, образовательные, этнокультурные,
мировоззренческие и другие диссонансы.
Более того, некоторые из таких разрывов
могут даже увеличиться. В современной
литературе немало говорится о компьютерном
одиночестве, об информационно-технологической
самоизоляции индивида. Замыкаясь в рамках
современного радиовещания, телематики,
в компьютеризированных системах связи
и обработки данных, человек может постепенно
изолироваться от непосредственного и
живого общения с другими членами общества.
Вряд ли серьезно можно говорить, что это
приведет к распаду общественнмх связей.
Но бесспорно, что подобные процессы уже
сейчас становятся некоторой, хотя и не
вполне прорисованной, реальностью. Их
можно оценивать как позитивные и негативные
последствия ИКР. Но они, несомненно, должны
учитываться как мощные факторы формирования
новых личностных ориентаций, духовно-культурных
ценностей, установок и форм поведения.
Информация о работе Социальные проблемы компьютерной социологии