Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 16:58, контрольная работа
Социальная работа с пожилыми людьми осуществляется органами социальной защиты. Система учреждений и организаций социальной защиты населения, в том числе пожилых людей, включает[4, 219]:
- Министерство социальной защиты Республики Беларусь;
- областные, городские, районные исполнительные комитеты;
- учреждения социальной защиты.
Механизм социальной защиты пожилых людей в Беларуси реализуется на государственном уровне (общества в целом и местном).
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Социально-психологические проблемы пожилых людей 5
2. Социальная работа с пожилыми людьми 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 22
В республике действует Совет ветеранов, деятельность которого направлена на оказание помощи ветеранам Великой Отечественной войны. Это прежде всего чествование героев, организация связи с молодым поколением. Такую работу возглавляют сами ветераны. В каждом городе и поселке есть районные отделения Совета ветеранов, которые объединяют работу местных ветеранских клубов. В основном работа ветеранских организаций направлена на проведение досуга пожилых людей.
Кроме государственной
системы социального обслуживан
Решая возрастные, нравственные и деонтологические проблемы в Беларуси принят ряд программ по социальной работе с пожилыми людьми.
Первая программа принята вскоре после распада СССР и утверждения независимости Республики Беларусь. Программа инициирована Республиканским Советом ветеранов, поддержана Министерством социальной защиты и утверждена Советом Министров Республики Беларусь (постановление № 648 от 29 сентября 1993 г.). Принятие данной программы - результат практических действий, намеченных Правительством Беларуси в Постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 23 сентября 1992 г. № 578 «О мероприятиях в связи с Днем пожилых людей». Это обширный документ, содержащий мероприятия, способствующие разрешению социальных проблем пожилых. Основные задачи программы: преобразование социального обслуживания пожилых, организация гериатрической службы в республике, создание системы подготовки и переподготовки врачей-гериатров, обеспечение социальной и правовой защиты, улучшение жилищных условий пожилых, создание рабочих мест по трудоустройству пожилых, определение основных научных разработок и некоторые другие. Однако реализация этих задач оказалась затруднительной. Прежде всего, это связано с недостатком финансовых средств. Другой причиной явилась громоздкость программы. В результате уже в 1995 году Министерство социальной защиты отмечало, что из 86 заданий по программе выполнено менее половины, а реализация остальных с течением времени потребует все больше дополнительных усилий, а в ряде случаев невозможна.
В этой связи постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.04.2001 г. № 562 была принята новая Комплексная программа по проблемам пожилых людей, которая реализовывалась на протяжении 2001-2005 годов.
В настоящее время приняты и реализуются:
- Комплексная программа по совершенствованию системы социальной работы с одинокими гражданами пожилого возраста в Республике Беларусь до 2010 года (утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13.07.2004 г. № 855);
- Республиканская комплексная программа социальной поддержки пожилых людей, ветеранов и лиц, пострадавших от последствий войн, на 2006-2010 годы (утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.12.2005 г. №1488).
Данные программы разработаны
в целях улучшения
Программы разработаны в соответствии с Принципами ООН в отношении пожилых людей («Сделать полнокровной жизнь лиц преклонного возраста»), принятыми Генеральной Ассамблеей ООН в 1991 году. В них предусматривается обеспечение независимости, самореализации и уважения достоинства пожилых людей, расширение их участия в общественной жизни, улучшение обслуживания. Содействие осуществлению этих положений ООН составляет направленность данных программ. Финансирование предусмотренных мероприятий осуществляется за счет республиканского и местных бюджетов, средств предприятий, организаций и учреждений.
Программы состоят из следующих разделов[7, 281]:
- организационные
мероприятия по проблемам
- социально-правовая защита пожилых людей;
- меры по укреплению здоровья пожилых;
- развитие инфраструктуры,
обеспечивающей социальное
- меры по созданию
благоприятных условий для
- труд пожилых людей;
- адресная поддержка,
бытовые и другие виды
- контроль за выполнением мероприятий Программы.
Для реализации программы
на местах разработаны местные
Социальная работа с пожилыми людьми осуществляется органами социальной защиты. Система учреждений и организаций социальной защиты населения, в том числе пожилых людей, включает:
- Министерство социальной защиты Республики Беларусь;
- областные, городские,
районные исполнительные
- учреждения социальной защиты.
Механизм социальной защиты пожилых людей в Беларуси реализуется на государственном уровне (общества в целом и местном).
Организации специализированной помощи на дому предшествует работа по выявлению граждан, нуждающихся в такой помощи, а также специальная подготовка медицинских сестер и социальных работников.
Социально-бытовые услуги на дому предоставляются бесплатно одиноким пожилым гражданам, достигшим пенсионного возраста (женщины - 55 лет, мужчины - 60 лет), инвалидам 1 и 2 групп, а также престарелым гражданам и инвалидам, не имеющим трудоспособных членов семьи, обязанных содержать их по закону и проживающих в данном населенном пункте.
Надомные услуги частично оплачиваются пожилыми гражданами и инвалидами, имеющими членов семьи, обязанных по закону их содержать, и проживающих с ними в одном населенном пункте. Оплата за услуги взимается в размере 25% минимального размера пенсии по возрасту.
Надомные услуги оплачиваются в полном объеме пожилыми гражданами и инвалидами, проживающими в семьях с трудоспособными членами, которые обязаны содержать их по закону.
Специализированное
Должность социального
работника по обслуживанию граждан,
утративших способность к
Если обслуживание на дому невозможно, то районные отделы социальной помощи оказывают содействие в поступление на обслуживание в специальные дома-интернаты. В такие интернаты поступают в основном требующие постоянного ухода, утратившие способность передвигаться. В домах-интернатах осуществляется медицинское обслуживание, проводятся мероприятия реабилитационного значения: трудовая деятельность, трудотерапия, организация досуга и отдыха.
Изучение поставленных в исследовании проблем, выводы, к которым подвели его результаты, дают основания сформулировать следующие рекомендации:
- правительствам всех стран в области социальной поддержки пожилых людей:
- разработать национальную
политику в отношении
- защитить пожилых
людей от экономических
- обеспечить качество жизни в специализированных учреждениях для престарелых;
2 социальному работнику
при работе с клиентами
- реагировать на проблему клиента таким образом, чтобы передать уверенность в том, что он сам может справиться с ней.
- иметь навык межличностного общения;
- пытаться устранить барьеры общения, приводящие к непониманию.
Таковы некоторые рекомендации, направленные на совершенствование условий жизни пожилых людей.