Социальные проблемы пожилых людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 16:58, контрольная работа

Краткое описание

Социальная работа с пожилыми людьми осуществляется органами социальной защиты. Система учреждений и организаций социальной защиты населения, в том числе пожилых людей, включает[4, 219]:
- Министерство социальной защиты Республики Беларусь;
- областные, городские, районные исполнительные комитеты;
- учреждения социальной защиты.
Механизм социальной защиты пожилых людей в Беларуси реализуется на государственном уровне (общества в целом и местном).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Социально-психологические проблемы пожилых людей 5
2. Социальная работа с пожилыми людьми 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 22

Вложенные файлы: 1 файл

Контр Социальные проблемы пожилых людей.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

В республике действует  Совет ветеранов, деятельность которого направлена на оказание помощи ветеранам  Великой Отечественной войны. Это  прежде всего чествование героев, организация связи с молодым поколением. Такую работу возглавляют сами ветераны. В каждом городе и поселке есть районные отделения Совета ветеранов, которые объединяют работу местных ветеранских клубов. В основном работа ветеранских организаций направлена на проведение досуга пожилых людей.

Кроме государственной  системы социального обслуживания пожилых в Беларуси и России существуют негосударственные объединения, которые оказывают помощь пожилым людям. Их деятельность сводится к раздаче гуманитарной помощи в виде одежды, постельных принадлежностей, продуктов питания, лекарств.

Решая возрастные, нравственные и деонтологические проблемы в Беларуси принят ряд программ по социальной работе с пожилыми людьми.

Первая программа принята  вскоре после распада СССР и утверждения независимости Республики Беларусь. Программа инициирована Республиканским Советом ветеранов, поддержана Министерством социальной защиты и утверждена Советом Министров Республики Беларусь (постановление № 648 от 29 сентября 1993 г.). Принятие данной программы - результат практических действий, намеченных Правительством Беларуси в Постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 23 сентября 1992 г. № 578 «О мероприятиях в связи с Днем пожилых людей». Это обширный документ, содержащий мероприятия, способствующие разрешению социальных проблем пожилых. Основные задачи программы: преобразование социального обслуживания пожилых, организация гериатрической службы в республике, создание системы подготовки и переподготовки врачей-гериатров, обеспечение социальной и правовой защиты, улучшение жилищных условий пожилых, создание рабочих мест по трудоустройству пожилых, определение основных научных разработок и некоторые другие. Однако реализация этих задач оказалась затруднительной. Прежде всего, это связано с недостатком финансовых средств. Другой причиной явилась громоздкость программы. В результате уже в 1995 году Министерство социальной защиты отмечало, что из 86 заданий по программе выполнено менее половины, а реализация остальных с течением времени потребует все больше дополнительных усилий, а в ряде случаев невозможна.

В этой связи постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.04.2001 г. № 562 была принята новая  Комплексная программа по проблемам  пожилых людей, которая реализовывалась на протяжении 2001-2005 годов.

В настоящее время  приняты и реализуются:

- Комплексная программа по совершенствованию системы социальной работы с одинокими гражданами пожилого возраста в Республике Беларусь до 2010 года (утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13.07.2004 г. № 855);

- Республиканская комплексная программа социальной поддержки пожилых людей, ветеранов и лиц, пострадавших от последствий войн, на 2006-2010 годы (утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.12.2005 г. №1488).

Данные программы разработаны  в целях улучшения организационных, правовых, социально-экономических условий пожилых людей, повышения их социальной защищенности с учетом изменившейся социально-демографической и социально-экономической ситуации в стране.

Программы разработаны  в соответствии с Принципами ООН  в отношении пожилых людей («Сделать полнокровной жизнь лиц преклонного  возраста»), принятыми Генеральной  Ассамблеей ООН в 1991 году. В них  предусматривается обеспечение независимости, самореализации и уважения достоинства пожилых людей, расширение их участия в общественной жизни, улучшение обслуживания. Содействие осуществлению этих положений ООН составляет направленность данных программ. Финансирование предусмотренных мероприятий осуществляется за счет республиканского и местных бюджетов, средств предприятий, организаций и учреждений.

Программы состоят из следующих разделов[7, 281]:

-  организационные  мероприятия по проблемам пожилых  людей;

- социально-правовая защита пожилых людей;

- меры по укреплению  здоровья пожилых;

- развитие инфраструктуры, обеспечивающей социальное обслуживание;

- меры по созданию  благоприятных условий для реализации  интеллектуальных и культурных  потребностей;

- труд пожилых людей;

-  адресная поддержка,  бытовые и другие виды социальных  услуг;

- контроль за выполнением  мероприятий Программы.

Для реализации программы  на местах разработаны местные подпрограммы с учетом условий того или иного города, поселка. Информация о проделанной работе по реализации программ предоставляется ежегодно в городские и областные органы и передается в Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Социальная работа с  пожилыми людьми осуществляется органами социальной защиты. Система учреждений и организаций социальной защиты населения, в том числе пожилых людей, включает:

- Министерство социальной  защиты Республики Беларусь;

- областные, городские,  районные исполнительные комитеты;

- учреждения социальной  защиты.

Механизм социальной защиты пожилых людей в Беларуси реализуется на государственном уровне (общества в целом и местном).

Организации специализированной помощи на дому предшествует работа по выявлению граждан, нуждающихся в такой помощи, а также специальная подготовка медицинских сестер и социальных работников.

Социально-бытовые услуги на дому предоставляются бесплатно одиноким пожилым гражданам, достигшим пенсионного возраста (женщины - 55 лет, мужчины - 60 лет), инвалидам 1 и 2 групп, а также престарелым гражданам и инвалидам, не имеющим трудоспособных членов семьи, обязанных содержать их по закону и проживающих в данном населенном пункте.

Надомные услуги частично оплачиваются пожилыми гражданами и инвалидами, имеющими членов семьи, обязанных по закону их содержать, и проживающих с ними в одном населенном пункте. Оплата за услуги взимается в размере 25% минимального размера пенсии по возрасту.

Надомные услуги оплачиваются в полном объеме пожилыми гражданами и инвалидами, проживающими в семьях с трудоспособными членами, которые обязаны содержать их по закону.

Специализированное обслуживание граждан, утративших способность к  самообслуживанию, осуществляется бригадой работников. Так, оказание социально-бытовых  услуг - социальными работниками отделения, доврачебных медицинских услуг -медицинскими сестрами, состоящими в штате отделения.

Должность социального  работника по обслуживанию граждан, утративших способность к самообслуживанию, вводится из расчета обслуживания одним  работником не менее 3 граждан, проживающих  в сельской местности или в городском частном секторе, не имеющем коммунально-бытовых удобств, и не менее 5 граждан - в городе. Периодичность посещения - не реже 3-4 раз в неделю.

Если обслуживание на дому невозможно, то районные отделы социальной помощи оказывают содействие в поступление на обслуживание в специальные дома-интернаты. В такие интернаты поступают в основном требующие постоянного ухода, утратившие способность передвигаться. В домах-интернатах осуществляется медицинское обслуживание, проводятся мероприятия реабилитационного значения: трудовая деятельность, трудотерапия, организация досуга и отдыха.

Изучение поставленных в исследовании проблем, выводы, к  которым подвели его результаты, дают основания сформулировать следующие рекомендации:

- правительствам всех стран в области социальной поддержки пожилых людей:

- разработать национальную  политику в отношении престарелых,  тем самым укрепляя связь между  поколениями;

- защитить пожилых  людей от экономических потрясений;

- обеспечить качество  жизни в специализированных учреждениях для престарелых;

2 социальному работнику  при работе с клиентами необходимо:

- реагировать на проблему  клиента таким образом, чтобы  передать уверенность в том, что он сам может справиться с ней.

- иметь навык межличностного  общения;

- пытаться устранить  барьеры общения, приводящие к  непониманию.

Таковы некоторые рекомендации, направленные на совершенствование  условий жизни пожилых людей.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов вузов. Изд. 3-е, исп. и доп. — Екатеринбург: Деловая книга, 2002.—704 с.
  2. Альперович В.Д. Геронтология. Старость. Социокультурный портрет: Учебное пособие. — М.: Изд-во «Приор», «Экспертное бюро», 1998.— 272 с.
  3. Карсаевская Т.В. Этапы жизненного цикла человека. // Психология зрелости и старения, 1997, №3, с. 8-12.
  4. Кунгурова Н.И., Терехов В. К. Социальная работа / - Мн.: МФЦП. - 2007. - 448 с: ил.
  5. Основы социальной работы / Под ред. П.Д. Павленка. - М., 1999. - 385с.
  6. Полищук Ю. И. и др. Состояния одиночества и ассоциированные с ними расстройства депрессивного спектра у лиц пожилого возраста // Клиническая геронтология. 1999. № 8.
  7. Социальная работа: теория и практика / Отв. ред. Е.И. Холостова - М., 2002.-456с.
  8. Технология социальной работы / Под ред. Й.Г. Зайнышева. - М, 2000.
  9. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми. - М., 2002
  10. Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология: Учебное пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999.—224с.

 


Информация о работе Социальные проблемы пожилых людей