Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 20:45, курсовая работа
В человеческом обществе семья является естественной первичной ячейкой, важнейшей социальной ценностью, фундаментальным институтом.
Семья - своеобразная система поддержки прав каждого ее члена. Для выполнения этих функций большое значение имеют семейные и родственные связи, взаимодействие семейных групп. Семья обеспечивает своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; условия для социализации детей и молодежи.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СЕМЬЯ И ЕЁ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 6
1.1. Социальная сущность и функции семьи 6
1.2. Положение семьи и детей в Российской Федерации 11
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ СЕМЬИ И ДЕТЕЙ, И ИХ РАЗВИТИЕ 16
2.1. Оказание социальной помощи семье 16
2.2. Социально-психологическое сопровождение приемных семей (из опыта работы Калужского областного центра социальной помощи семье и детям «Доверие») 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
Профессиональная психологическая помощь учреждениям образовательного профиля постепенно переходит на принципиально новый уровень. Создаются и развиваются психологические центры различной ориентации: центры психолого-педагогической помощи, социально-психологические, психолого-медико-социальные, профориентационные, социально-досуговые, реабилитацнонные и другие, которые в основном пытаются решать две принципиальные задачи: во-первых, оказывать квалифицированную, многопрофильную помощь детям, родителям, педагогам, администрации, управлению образовательных учреждений; во-вторых, осуществлять профессиональную поддержку психологам, работающим непосредственно в базовых образовательных учреждениях.
Служба практической психологии системы образования доказала свою эффективность в решении широкого спектра проблем: проектирование развивающегося образа жизни личности, составлении психологического портрета индивидуальности, оказании психологической помощи семье и ребенку, обеспечении психологической поддержки при выборе жизненного пути профессиональной карьеры, что имеет немаловажное значение в условиях адаптации населения к новым социально-экономическим условиям жизнедеятельности и образовательному пространству.
Определенные достижения служб практической психологии имеются в сфере выявления причин отклонения в развитии личности ребенка, в профилактики и коррекции подобных девиаций. Эта работа включает основные виды психологической деятельности - психопрофилактику, психодиагностику, развитие, коррекцию и консультирование. Не меньше достижений имеет система социальной защиты, помощи и реабилитации семьи и детей.
Значительно больше внимания стали уделяться работе с семьями, имеющими детей-инвалидов.
В настоящее время несмотря на трудности и сложности переходного периода, создана разветвленная сеть учреждений социального обслуживания различного профиля, которые, находясь в подчинении различных ведомств, составляют территориальные социальные службы. Но говорить о сложившейся системе социального обслуживания семьи, молодежи и детей пока преждевременно, как и о доступности этих учреждении для каждого молодого человека или ребенка. Практически функционирует около 2 тыс. государственных учреждении социального обслуживания семьи и детей, что, разумеется, для России очень мало.
Процесс становления сети учреждений нового типа, которые оказывают социальные услуги семье и детям, весьма противоречив и неоднозначен. Комплексный подход к становлению и развитию территориальных социальных служб по проблемам семьи, молодежи и детей практически осуществляется только в одной четвертой части территорий Российской Федерации. О значительном продвижении в этой области можно говорить в отношении таких субъектов Российской Федерации, как Красноярский и Краснодарский края, Московская, Пермская, Курская и Тюменская области, Ханты-Мансийский автономный округ, Псковская область, Карелия, Башкортостан, Кемеровская область, Удмуртия, Архангельская, Калужская и Тульская области, Санкт-Петербург и Москва.
Территориальные органы социальной защиты, образования и комитетов по делам молодежи наращивают усилия по развитию системы социального обслуживания семьи и детей, по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, разрабатывают и применяют новые социальные технологии решения этих проблем.
Анализ деятельности исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации и социальных служб этих территорий показывает, что, как правило, позитивные результаты в области социального обслуживания семьи и детей достигается в тех территориях, где к решению насущных проблем в этой области подключаются все органы управления социального блока (социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел, по делам молодежи, занятости, миграции и т.д.). где администрация региона осуществляет координационную деятельность (создаются межведомственные комиссии, советы. принимаются программы и др.), где главы администраций и их заместители лично направляют процесс становления и развития социальных служб.
Заслуживает внимания опыт работы тех регионов (отдельных городов), в которых администрации территорий в целях формирования научно-методического и кадрового обеспечения деятельности учреждений социального обслуживания семьи, молодежи и детей, созданий новых социальных технологий, объединяют усилия исследователей и практических работников.
В условиях дефицита финансовых средств в ряде регионов России пытаются воздействовать на решение сложнейших проблем семьи и детства не путем открытия многопрофильных центров обслуживания семьи, и детей, а с помощью создания отделений, мелких учреждений, нередко маломощных и однообразных по видам социальных услуг. В ряде территорий Российской Федерации главным образом развиваются только однопрофильные учреждения социального обслуживания детей, например, социальные приюты для детей и подростков. В отдельных территориях не продумывается система создания учреждений для детей и подростков вне зависимости от их пола, возраста и места прописки. Деятельность, например, специализированных учреждений для девочек нередко создает трудности в оказании социальных услуг другим подросткам, испытывающим проблемы в повседневной жизни.
В заключении, автор отмечает, что становление учреждений социального обслуживания семьи и детей, особенно учреждений нового для России типа, происходит не во всем так, как хотелось бы его идеологам и организаторам на федеральном уровне.
Во-первых, не могут удовлетворять темпы развития сети учреждения. Медленно развиваются центры экстренной психологической помощи по телефону. Создано незначительное число центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, практически не получают развития кризисные центры для женщин, для несовершеннолетних мам, социальные службы для безнадзорных детей, недостаточно развита практика усыновления и опекунства.
Во-вторых, имеются претензии к профессиональному уровню социальной работы, выполняемой сотрудниками учреждении социального обслуживания семьи и детей. Многие действуют не в полную силу, не удовлетворяя существенные потребности, и запросы клиентов.
Становление и развитие системы учреждений социальной помощи семье и детям сопряжено с целым рядом объективных и субъективных факторов, причин и трудностей.
По-прежнему остается недостаточно разработанной правовая база системы социального обслуживания. Государственная семейная политика находится в начальной стадии становления, не разработан Федеральный закон о социальном обслуживании семьи и детей, не утверждены государственные стандарты и порядок лицензирования социальных услуг и т.д.
Не удовлетворяет уровень профессиональной подготовки специалистов, работающих в учреждениях социального обслуживания семьи и детей. Статистика свидетельствует, что только треть из них имеет специальное образование или учится. Многие социальные работники не прошли обучения на курсах повышения квалификации.
Остается низким статус и престиж социальной работы в обществе, неадекватная заработная плата работников социальных служб.
Ограничены финансовые ресурсы, имеющиеся в распоряжении исполнительных органов власти на федеральном, региональном и местном уровнях, а также недостаточно используются финансовые средства, материально-технические и интеллектуальные возможности негосударственных учреждений.
На качестве социального обслуживания сказывается слабость материально-технической базы учреждений. Пока еще чрезвычайно мало специально спроектированных комплексов, зданий, помещений. В основном центры расположены в приспособленных помещениях. Не хватает реабилитационного оборудования, средств связи, автотранспорта, компьютерно-вычислительной техники, медикаментов, продуктов питания и т.д.
Практически отсутствуют методики оказания социальных услуг, не разработаны современные технологии социальной работы с семьей и детьми.
Слабо скоординирована деятельность федеральных органов исполнительной власти, общественных организаций, фондов, объединений в области социального обслуживания. На качество работы учреждений влияет дефицит специальной литературы по работе с семьей и подростками, недостаток рекламы о работе центров социальной помощи семье и детям в средствах массовой информации. Не сформировано общественное мнение о важности и необходимости социальной работы в обществе.
С целью ускорения становления системы учреждений социального обслуживания семьи, детей и молодежи, по мнению автора, необходимо в первоочередном порядке принять следующие меры.
На федеральном уровне целесообразно ускорить принятие комплекса постановлений Правительства Российской Федерации, направленных на реализацию Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».
Следует продолжить разработку примерных положений о деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей (комплексного центра социального обслуживания населения; кризисного центра для женщин; областного, городского и районного центров социальной помощи семье и детям); подготовить предложения по созданию межведомственной комиссии, включающей в свой состав представителей органов образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, молодежи, общественных, негосударственных фондов и организаций, занимающихся проблемами семьи и детей, основной задачей которой являлась бы координация усилий и интеграция финансово-экономических, материальных, научно-методических и иных ресурсов по проблемам социальной защиты, поддержки и помощи семей.
Предстоит разработать рекомендации по аттестации специалистов в области социальной работе семейной направленности, определить критерии эффективности деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей.
В субъектах Российской Федерации и на уровне местного самоуправления предстоит:
- принять меры по целевому финансированию региональных и муниципальных программ, предусматривающих развитие
социального обслуживания семьи и детей; ввести в местном бюджете защищенную строку, предусматривающую финансирование учреждений социального обслуживания;
- упорядочить рассмотрение вопросов, связанных с передачей освобождающихся зданий, помещений под учреждения социального обслуживания семьи и детей;
- организовать обеспечение в первоочередном порядке учреждении социальною обслуживания специальным реабилитационным оборудованием, транспортными средствами, материально-техническими ресурсами и др.;
- сформировать систему подготовки, переподготовки к повышения квалификации кадров специалистов учреждений социального обслуживания, используя для этого как бюджетные, так и внебюджетные средства; укрепить кадровый состав социальных служб специалистами по социальной работе;
- усилить координацию деятельности исследовательских коллективов и практиков на разработке современных, социальных технологий, новейших форм и методов социальной работы с различными категориями семьи и детей;
- регулярно обобщать и распространять опыт работы исполнительных органов власти по развитию учреждений социального обслуживания семьи и детей по применению новых форм и технологий социального обслуживания;
- находить дополнительные основания для повышения статуса работников социальных служб.
Социально-психологическое сопровождение приёмной семьи – это комплекс мер, направленных на развитие и гармонизацию отношений в приёмной семье на разных этапах её существования. Мы прекрасно понимаем, что именно взаимоотношения в семье имеют первоочередное значение для абилитации и раскрытия потенциала ребёнка. Чем более гармоничны отношения в семье, тем больше возможностей для ребёнка в самореализации, и соответственно, в реабилитации от негативных жизненных потрясений.
Понимание социально-психологического сопровождения приёмной семьи строится на следующих принципах:
1. Начало сопровождения приёмной семьи с момента принятия будущими приёмными родителями решения о воспитании ребёнка в семье
Это один из самых ответственных моментов в работе с приёмной семьёй, позволяющий, оценить, как будущий процесс включения ребенка в семью будет оказывать влияние на характер функционирования семьи, изменять её. В связи с этим специалистами Центра разработана и реализуется технология психологического обследования кандидатов в приёмные родители. Данная работа помогает оценить, насколько успешно сможет выполнять свои обязанности будущий приёмный родитель, на что ему стоит обратить внимание, и какие возможно проблемы могут возникнуть в жизни будущей приёмной семьи. Тем самым раскрываются адаптивные возможности будущей приёмной семьи.
В 2010 году специалистами Центра была продолжена работа с кандидатами в приёмные родители. Необходимо отметить, что в 2010, по сравнению с 2005 годом, количество обращений кандидатов в приёмные родители увеличилось. Что свидетельствует о позитивных тенденциях в развитии института приёмной семьи в Калужской области.
В ходе работы с кандидатами в приёмные родители специалистами было отмечено, что можно выделить две большие группы мотивов побуждающих родителей к воспитанию детей. Мотивы, возникновение которых в большей степени связано с жизненным опытом родителей, с воспоминаниями собственного детского опыта, с их личностными особенностями, и мотивы воспитания, возникающие в большей степени как результат супружеских отношений.
К первой категории относятся следующие мотивы: воспитание как реализация потребности смысла жизни; воспитание как реализация потребности достижения; воспитание как реализация сверхценных идеалов или определенных качеств.
Информация о работе Социальные проблемы российской современной семьи