Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 20:45, курсовая работа
В человеческом обществе семья является естественной первичной ячейкой, важнейшей социальной ценностью, фундаментальным институтом.
Семья - своеобразная система поддержки прав каждого ее члена. Для выполнения этих функций большое значение имеют семейные и родственные связи, взаимодействие семейных групп. Семья обеспечивает своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; условия для социализации детей и молодежи.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СЕМЬЯ И ЕЁ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 6
1.1. Социальная сущность и функции семьи 6
1.2. Положение семьи и детей в Российской Федерации 11
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ СЕМЬИ И ДЕТЕЙ, И ИХ РАЗВИТИЕ 16
2.1. Оказание социальной помощи семье 16
2.2. Социально-психологическое сопровождение приемных семей (из опыта работы Калужского областного центра социальной помощи семье и детям «Доверие») 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
Сохранение здоровья и жизни родившихся детей, поддержание и восстановление здоровья всех членов семьи — важнейшие функции семейной политики, выполнение которой требует хорошо организованной материальной базы и тесного сотрудничества семьи с учреждениями здравоохранения и другими социальными институтами. В Российской Федерации формируется концепция семейно-ориентированного подхода к оказанию медицинской помощи, разрабатывается закон об охране репродуктивных прав граждан, действуют федеральные программы «Планирование семьи» и «Безопасное материнство».
Важно отметить, что в настоящее время отсутствуют специальный порядок регистрации и учета семей, попадающих в особые условия, а также показатели, позволяющие производить научно обоснованную классификацию семей в особых условиях, вследствие чего ряд категорий семей оказывается вне сферы внимания государственной политики, в основном направленной на помощь семьям с детьми-инвалидами, семьям беженцев и вынужденных переселенцев, дезадаптированным подросткам.
Исследование показало, что развитие системы социального обслуживания семей является необходимым звеном в целостной системе мер, направленных на улучшение положения семьи и детей в России. Важнейший шаг в этом направлении — Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации».
В настоящее время семьи получили более широкие возможности пользоваться услугами развивающейся системы социальных служб, направленных на учет особенностей семьи как естественной среды жизнедеятельности личности и жизнеобеспечения детей. К сожалению, пока комплексный подход к становлению и развитию территориальных служб по проблемам семьи, детей и молодежи характерен лишь для немногих территорий России.
Анализ социально-экономического положения семей, представленный в данной работе, еще раз подтверждает, что на фоне расстройства экономики и финансовой системы в России семья и дети является наиболее уязвимой и нуждающейся в мерах социальной защиты, адекватных катастрофическому состоянию общества. И одной из форм наиболее реальной и полноценной помощи семьям, может стать открытие территориальных Центров социальной помощи семье и детям.
В данной работе это подтверждается анализом опыта работы территориальных Центров социальной помощи семье и детям различных регионов России.
Результат исследования, я обосновала вывод о том, что, невзирая на трудности становления (формирование штатов и подбор кадров, нехватка помещений, финансовых ресурсов, автотранспорта, недостаточном научно-методическом и информатизационном обеспечении и др.) центров социального обслуживания, они реально помогают решению проблем, связанных с организацией социального обслуживания семьи и детей на территориальном уровне. Территориальные центры социального обслуживания, служат надежным аппаратом выявления наиболее нуждающихся в социальной защите категорий населения и проводником передовых методов и приемов в работе служб социальной защиты семьи и детей.
Основной итог данной работы, по моему мнению, сводится к тому, что государственная семейная политика имеет особое значение в современной России, когда исторические процессы трансформации семьи, сами по себе протекающие болезненно и противоречиво, переплетаются с острейшими проблемами, вызванными социально-экономическим кризисом. Необходимость сильной государственной семейной политики обусловлена прежде всего общественными потребностями. По своей природе и предназначению семья является союзником общества в решении его коренных проблем, утверждении нравственных устоев, социализации детей, развитии культуры и экономики. Общество заинтересовано в активно действующей семье, способной выработать и реализовать собственную жизненную стратегию, обеспечить не только свое выживание, но и развитие.
Однако интересы и возможности семьи реализуются сегодня крайне недостаточно. Становление полноценной семейной политики в стране осложняют неразвитость законодательной базы семейной политики, стратегий, практических механизмов и технологий ее реализации; недооценка семейной политики как самостоятельного направления государственной деятельности, прежде всего на федеральном уровне; отсутствие среднесрочной программы стабилизации, укрепления и развития социального института семьи, соответствующих механизмов ее реализации; совокупность объективных и субъективных факторов, сохраняющих остаточный принцип финансового, материально-технического, кадрового обеспечения политики в отношении семьи.
Важнейшей задачей семейной политики должна стать разработка и реализация стратегий и механизмов, позволяющих активно развивать потенциал семьи на основе совершенствования ее отношений с государством, более полной реализации институциональных прав и потребностей. Семейная политика, дополняя и углубляя общесоциальные меры, призвана содействовать решению специфических проблем семьи, что имеет особое значение в период проведения реформ.
1. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубровская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. — М., 2007.
2. Антология социальной работы. - М. - Т. 3.
3. Бодрова В.В. Репродуктивные ориентации населения России // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. Информационный бюлл. ВЦИОМ. - 2009. - № 3.
4. Борисов В.А, Синельников А.Б. Семья и демографические тенденции. Сер.: Социальная помощь семье и детям. 2010. Вып. 2. — М.: НИИ семьи и ЦБНТИ Минсоцзащиты РФ, 2010.
5. Борисов В.А., Синельников А.Б. Брачность и рождаемость в России: демографический анализ. — М.: НИИ семьи Минсоцзащиты РФ, 2010.
6. Голов А.А. Постоянные страхи россиян // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. Информационный бюлл. ВЦИОМ. — 2010. — № 2.
7. Дармодехин С.В. Государственная семейная политика: проблемы научной разработки. — М., 2010.
8. Дармодехин С.В. Основные направления государственной семейной политики. Национальны план действий в отношении семьи на среднесрочный период. Научный проект. — М., 2007.
9. Жилищные проблемы семей и расходы на жилищно-коммунальные услуги. — М.: НИИ семьи, 2009.
10. Зайончковская Ж. Вынужденные мигранты из стран СНГ и Балтии в России. — Информационный бюлл. ЦДЭЧ ИНХП РАН. — 2008. — № 18.
11. Зубова Л.Г. Личные доходы: сравнение данных официальной статистики и результатов социологического мониторинга. — Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. Информационный бюлл. ВЦИОМ. — 2010. — № 3.
12. Народонаселение: Энциклопедический словарь, — М.: Большая Российская Энциклопедия, 2009.
13. Нормативно-правовые основы социального обслуживания семьи, женщин и детей: Сборник материалов и нормативных документов. – М.: Институт социальной работы, 2010. – 164 с.
14. Сборник федеральных конституционных законов. - 2010. - Вып.7-12.
15. Собрание актов Президента н Правительства РФ. - 2010-2010. - Вып.1-10 и др.
16. Содержание и организация деятельности территориальных центров социальной помощи семье и детям: Научно-методическое пособие. – М.: Институт социальной работы, 2009. – 122 с.
17. Семья в России. — М.: НИИ семьи, 2010. — № 1.
Информация о работе Социальные проблемы российской современной семьи