Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 22:28, курсовая работа
Изучение проблем социальной адаптации, включая адаптацию женщин на рынке труда, вызвано, прежде всего, изменениями, происходящими в современной России. Российское общество вступило в новую стадию развития - информационную, которая не только ускорила, но и изменила ритм социальных отношений. Одновременно происходят кардинальные изменения, связанные с трансформацией общества, и адаптация всего населения, в частности женщин к новым информационным технологиям и стандартам жизни .
Введение………………………………………………………………………….......3
Глава I. Социальные проблемы занятости женщин в современной
России ………………………………………………………………………………..5
§1. Понятие женской занятости и факторы, способствующие ее
развитию ……………………………………………………………………………..5
§2. Проблемы использования женского труда в условиях современной экономической ситуации в РФ …………………………………………………………....8
§3. Социальная адаптация безработных женщин на российском рынке
труда ………………………………………………………………………………...12
Глава II. Пути улучшения положения женщин на современном российском рынке труда ……………………………………………………………………….16
§1. Пути оптимизации роли государства в регулировании
женской занятости ……………………………………………………………...…16
§2. Государственная поддержка женского предпринимательства ……………..20
Глава III. Исследование проблемы труда и занятости женщин в службе занятости Ленинского района г. Ставрополя……………………………………23
§1. Инструментарий………………………………………………………………..23
§2. Отчет…………………………………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………………….30
Библиографические ссылки на источники и использованную
литературу………………………………………………..…………………………32
Приложение…………………………………………………………………………34
Женское предпринимательство в России на современном этапе имеет свои отличительные черты. По происхождению собственности и капиталовложений предпринимателей можно разделить на следующие группы.
Первая группа представлена выходцами из номенклатурной среды, использовавшими свое должностное положение для присвоения госсобственности. Эта группа имеет наиболее тесные связи с государственным аппаратом. Женщины в этой группе отсутствуют.
Вторая группа состоит из выходцев теневой экономики, сросшихся со структурами организованной преступности и контролирующих часть чиновников государственного аппарата. Они юридически незаконно перераспределяют госсобственность через "скрытые" каналы обмена материальных ресурсов. Женщины встречаются, но для прикрытия чьих-то имен.
Третья группа представлена инженерно-технической интеллигенцией, «разночинцами», начавшими заниматься предпринимательством в 1990-1991 годах. Источником собственности являются преобразование государством малых предприятий в товарищества, а также полученные кредиты. Женщины широко представлены в этой группе и занимаются предпринимательской деятельностью, а именно производственной: оказанием услуг, обучением, производством и продажей различных товаров, журнально-издательской деятельностью, сельским хозяйством. Начальным капиталом является кредит либо вложение личных средств13.
Итак, в заключении мы можем сказать, что женская экономическая элита в России слабо интегрирована, имеет незначительное политическое влияние и не стремится к объединению. В России, как показывают исследования, процесс включения женщин в предпринимательскую деятельность осложняется целым рядом обстоятельств экономического и социокультурного характера.
Нарождающийся процесс интернационализации бизнеса, особенно в России, востребует потенциал женского предпринимательства как наиболее эффективного в сфере интуитивного овладения деловой культурой других стран14.
§3. Социальная адаптация безработных женщин на российском рынке
труда
С середины 1990-х годов наметилась тенденция ослабления традиционно устойчивых позиций женщин на российском рынке труда. Еще недавно женщины составляли более половины занятого населения, причем в подавляющем большинстве они работали в режиме полного рабочего времени, обладали более высоким по сравнению с мужчинами уровнем образования, пользовались рядом законодательно закрепленных льгот в отношении режима труда и не подвергались сколько-нибудь явной дискриминации в оплате. Однако с начала 1990-х годов общее ухудшение ситуации на рынке труда стало все в больше степени затрагивать женщин.
Особенно, как нам кажется, эта проблема характерна для села. Сельское население по сравнению с городским оказалось в большей степени вытесненным с рынка труда. С одной стороны, экономический кризис 90-х годов на селе лишил многих жителей рабочих мест. С другой, имеющиеся возможности сельскохозяйственного производства в домашнем хозяйстве активно способствовали «вытягиванию» людей с рынка труда. Особенно это коснулось женщин предпенсионного возраста с низким образовательным уровнем и молодых женщин (до 24 лет), которые покинули формальный рынок труда, став активными участниками неформальной экономики домохозяйств15.
Несмотря на то, что уровень общей безработицы среди женщин в среднем несколько ниже, чем у мужчин, тем не менее, сокращаются возможности для трудоустройства женщин, длительная безработица все больше приобретает женские черты, а в младших возрастных группах уровень безработицы среди женщин намного превосходит ее уровень среди мужчин.
Индикаторами этого процесса стали следующие тенденции:
- уменьшение численности
- сокращение занятости женщин
происходило на протяжении
- после временной стабилизации стала падать доля женщин, занятых в новых, быстроразвивающихся и высокооплачиваемых секторах экономики, таких, как финансово-кредитная сфера, пищевая промышленность и т.п.;
- увеличивается концентрация
- углубляется профессиональная
сегрегация женщин на средних
и низовых должностных
- меняется психология работодателей: все чаще руководители предприятий отдают предпочтение при найме на работу мужчинам (даже в позднесоветский период подобное признание было редкостью). С середины 1990-х годов распространенной практикой стало преимущественное высвобождение женской рабочей силы. В современной России становится популярным представление о том, что необходимо вернуть женщину в семью16.
В определенной мере это продиктовано естественным стремлением преодолеть вынужденную сверхзанятость женщин, характерную для советского периода. Однако пропагандирование образа женщины - домашней хозяйки преследует также подспудную цель уменьшить предложение рабочей силы посредством устранения с рынка труда большой группы претендентов на рабочие места. Между тем, вытеснение женщин с рынка труда неизбежно ведет к многочисленным негативным последствиям: подрыву возможностей для самореализации личности, снижению среднедушевых доходов и, соответственно, обеднению семей, а в долгосрочной перспективе - к утере значительной части образовательного и квалификационного потенциала, накопленного населением страны17.
В настоящее время в экономике России занято свыше 32 млн. женщин или 48,9% от общей численности занятых. Наиболее высокий уровень занятости имеют женщины в возрасте 30-49 лет - 86% численности женщин этого возраста. Средний возраст работающих женщин составляет 39,5 лет и превышает возраст мужчин на один год. Работающие женщины имеют более высокий уровень образования по сравнению с работающими мужчинами.
Удельный вес женщин с высшим и средним специальным образованием составляет 62% в общей численности работающих женщин, а у мужчин - 50%. Не имеют полного среднего образования среди занятых женщин 8%, тогда как среди занятых мужчин этот показатель составляет около 10%18.
В наиболее сложном положении на рынке труда, на наш взгляд, оказываются наименее защищенные категории женщин - имеющие малолетних детей, детей-инвалидов, одинокие родители, жены военнослужащих, проживающие в военных городках.
Содействие адаптации женщин к новым условиям занятости, повышению конкурентоспособности женской рабочей силы является в современной России жизненно важной задачей.
В этой связи, в частности, в проекте Концепции предусматривается разработка и реализация предупреждающих мер по содействию занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите, в частности женщин, что предполагает:
- внедрение эффективных
- ориентацию политики
- реализацию принципа
- обеспечение возможности для наименее социально защищенных категорий женщин получения в полном объеме услуг, предоставляемых органами службы занятости, по повышению их конкурентоспособности на рынке труда. С этой целью необходима разработка и реализация специальных программ трудоустройства, профессиональной ориентации и профессионального обучения, внедрение новых социально ориентированных технологий, внедрение современных форм обучения (таких как дистанционное и модульное), развитие специальной инфраструктуры органов службы занятости;
- развитие клубной работы по социально-трудовой адаптации безработных женщин, имеющих длительный перерыв в работе или отсутствие опыта работы;
- развитие различных форм
- создание экономических и
В заключении мы можем сказать, что основной целью социальной адаптации на рынке труда является обучение безработных граждан навыкам активного, самостоятельного поиска работы в целях минимизации сроков поиска работы, преодоления последствий длительной безработицы и возвращения мотивации к трудовой деятельности.
Глава II. Пути улучшения положения женщин на современном
российском рынке труда
В данной главе будут рассмотрены пути и способы оптимизации роли государства в регулировании женской занятости, а также как и при помощи каких средств в настоящее время государство поддерживает женское предпринимательство. Определены, какие меры государственной поддержки женского предпринимательства должны выступать в качестве первоочередных.
§1. Пути оптимизации роли государства в регулировании женской
занятости
Рынок труда, как и любая другая экономическая система, развивается по определенным, присущим ему экономическим законам. Однако он не может развиваться стихийно, без вмешательства государства. Эффективность функционирования рынка труда зависит от того, насколько механизм его саморегулирования органически увязан и взаимодополнен надежно действующей системой государственного регулирования занятости и социальной защиты населения. Рыночная система хозяйствования сама по себе, без государственного вмешательства неспособна устранять такое негативное социально-экономическое явление как безработица.
Меры по поддержке рабочих мест и доходов женщин можно осуществлять в двух направлениях:
Каждое из этих направлений включает систему мер, как макроэкономических, так и, собственно, социальных. Нас интересует, прежде всего, активная программа поддержки женских рабочих мест с реальным ресурсным обеспечением, в том числе20:
а) промышленная политика, ориентированная не только на развитие добывающих отраслей с их в основном мужским трудом, но и обрабатывающей промышленности, включая женские отрасли: легкую, пищевую, тонкое и точное машиностроение, химию;
б) всесторонняя поддержка малого бизнеса, надомной занятости, ремесленного производства и т.п., в котором особенно заинтересованы женщины и где их роль заметнее, чем в других секторах препринимательства. К этой поддержке относятся такие меры, как облегчение налоговой нагрузки, упрощение и удешевление открытия собственного дела, доступ к кредитам, включая развивающееся во всем мире микрокредитование, попытка на местном уровне снизить арендную плату, обучение менеджменту и другие известные стимулирующие действия;
в) государственные вложения в создание рабочих мест для женщин в социальном обслуживании и адресной социальной помощи населению, содействие развитию некоммерческого сектора, в том числе на базе государственного заказа на производство социальных услуг, как правило, выполняемых женщинами, внедрение новых профессий женской ориентации – социальный психолог, социальный юрист и т.п., широкое обучение женской молодежи профессии социального работника на всех стадиях образования: от первичного профессионального (няня, медсестра) до высшего (руководитель и специалист социального центра);
г) уточнение номенклатуры общественных работ, которые в настоящее время больше ориентированы на мужчин (дорожные, строительные и т.п.), с учетом женских возможностей трудиться – уход за больными и престарелыми, надзор за детьми, участие в социологических, статистических и иных исследованиях;
д) повышение конкурентоспособности женской рабочей силы (адаптация трудового законодательства в части прав по защите материнства, введение гендерных квот при массовом увольнении и обучение заводским мужским профессиям, система продвижения по службе);
е) возрождение общенациональной системы повышения квалификации и профобучения в целом, и в частности женщин, в первую очередь первичного профессионального образования, обучение массовым "заводским" профессиям;
ж) организация обучения новым "домашним" профессиям (например, массажистка, помощница по хозяйству, по уходу за животными, руководитель минидетсадов, прогулочных групп), а также дообучение – компьютер, юридические знания, иностранные языки;
з) введение квалификационного экзамена после отпуска по уходу за ребенком с организацией обучения за счет работодателя, восстановление порядка повышения квалификации на работе для женщин с маленькими детьми с сохранением заработной платы.
Еще одно направление политики в гендерном измерении – меры в области поддержки доходов, получаемых женщинами. В их числе есть как прямо влияющие на их положение, так и косвенно его улучшающие21:
Информация о работе Социальные проблемы труда и занятости женщин