Социальные проекты на предприятии. Структура. Бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 21:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель выявить содержание и механизм управления социальным развитием предприятия.
Сформулированная цель предопределила следующие задачи исследования:
- изучить теоретические основы социальной политики предприятия в рыночных условиях,
- исследовать социальную политику ОАО «Орбита»,
- совершенствовать социальную политику ОАО «Орбита»,
- разработать концепцию социальной политики предприятия.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы социальной политики предприятия в рыночных условиях 5
1.1 Сущность социальной политики и ее роль в управлении предприятием 5
1.2 Принципы и методы социальной политики предприятия 8
2 Исследование социальной политики ОАО «Орбита» 15
2.1 Анализ организационно – функционального механизма социальной политики на предприятии 15
2.2 Анализ социальной политики предприятия 22
3 Совершенствование социальной политики ОАО «Орбита» 28
3.1 Оценка эффективности социальной политики предприятия 28
Заключение 32
Список использованных источников 34

Вложенные файлы: 1 файл

Цепелев ЭМЗ-311511К-ИР (1).docx

— 63.87 Кб (Скачать файл)

- Бонусы (разовые выплаты из прибыли  организации;

- Участие  в прибыли (выделение части прибыли  на формирование поощрительного фонда. Доля, приходящаяся на руководителя, коррелирует с рангом в служебной иерархии и определяется в процентах к его доходу);

- Дополнительные  выплаты (подарки от предприятия, субсидирование деловых расходов, покрытие личных расходов, косвенно  связанных с работой);

- Сберегательные  фонды (открытие сберегательных  фондов для работников предприятия с выплатой процента не ниже установленного в сбербанке России, льготные режимы накопления средств);

- Выплаты  по временной нетрудоспособности (оплата больничных листов);

- Отчисление  в пенсионный фонд;

- Льготное  кредитование (выделение льготных  кредитов на строительство жилья, приобретение товаров длительного  пользования).

Еще одним инструментом стимулирования труда работников ОАО «Орбита» является система выдачи заработной платы по банковским картам. В июле 2001 года предприятие заключило договор с коммерческим банком «Возрождение» на выдачу зарплаты работникам через банкомат. Данное новшество выгодно для работников тем, что в любое время и в любой день они могут снять заработанные деньги, которые находятся на их счете. Кроме того, деньги можно получить не только в заводской проходной, но и в городе, где непосредственно располагается «КС-банк»

Моральное поощрение. Денежная мотивация по своей природе является «ненасыщаемой», человек быстро привыкает к новому, более высокому уровню оплаты. Тот уровень оплаты, который еще вчера мотивировал его на высокую трудовую отдачу, очень скоро становится привычным, теряя свою побудительную силу. Поэтому в ОАО «Орбита» большое внимание уделяется и моральному поощрению работников. Так динамика сумм по данному виду поощрения из года в год составляет: 2005 г. – 134056руб.; 2006 г. – 140255руб.; 2007 г. – 83057руб.; 2008 г. – 97054руб.; 2009 г. – 131110руб.;

Используется достаточно широкий спектр средств нематериального стимулирования: Доска почета, выпуск специальных значков для ветеранов труда, вручение почетных грамот, чествование лучших работников, публикации в корпоративном издании. Работников выдвигают на присвоение звания «лучших рабочий по профессии».

Поощрения в связи с профессиональными праздниками и юбилейными датами структурных подразделений ОАО «Орбита» (25-, 50-, 70-летие со дня ввода подразделения в эксплуатацию), а также с юбилейными датами работников (для мужчин – 50 и 60 лет, для женщин – 50 и 55 лет) подкрепляются материально. Это может быть ценный подарок либо денежная премия в размере до четырех минимальных тарифных ставок в зависимости от стажа работы в ОАО «Орбита».

Социальные программы. Для того чтобы проводить работу по оздоровлению работников и их семей, предприятие содержит на своем балансе заводскую поликлинику, загородный спортивно-оздоровительный комплекс «Орбита», базу отдыха «Инерка». Всем занятым в основном производстве осуществляются выплаты на питание. На работу и с работы работники доставляются заводским транспортом.

Подготовка и переподготовка кадров, поощрение их карьерного роста. Руководство ОАО «Орбита» осознает значимость такого мотивационного фактора, как поощрение профессионального роста и должностного продвижения работников. Персонал рассматривается в качестве ключевого фактора, определяющего эффективность использования всех остальных ресурсов, имеющихся в распоряжении предприятия. Администрацией завода утверждены два стандарта: система качества, подготовка кадров (СТПСК – 18.01.2000); система качества, обучение рабочих (СТПСК – 18.02.2001). Принятые стандарты устанавливают порядок обучения своего персонала.

Организация подготовки работников основывается на следующем:

  • принцип общности – обучение охватывает все уровни персонала – от высшего руководства до рабочего;
  • принцип обязательности – обучение и повышение квалификации являются служебной обязанностью каждого работника;
  • принцип непрерывности – обучение и повышение квалификации – планомерный и непрерывный процесс, направленный на профессиональный рост работников, который ведется в течение всей трудовой деятельности.

Поскольку процесс обновления кадров проходит медленно и многие специалисты, управленцы среднего звена, начальники цехов перерастают свой служебный уровень, неизбежно теряя мотивацию к труду, принята программа ротации кадров. Она обеспечивает формирование внутреннего кадрового резерва. Важная роль отводится молодым кадрам. Персонал завода пополнился выпускниками вузов Мордовии: по результатам тестирования около 30 претендентов принято стажерами в различные подразделения завода.

Дополнительные формы поощрения за достижения в труде. В соответствии с разработанным в ОАО «Орбита» положениям всем работникам ежегодно выплачивается вознаграждение за выслугу лет и по итогам работы за год.

В ОАО «Орбита» разработано специальное положение о мотивации труда работников за разработку, внедрение, выпуск новой продукции и внедрение работ согласно плану организационно-технических мероприятий (ОТМ). Положение включает следующие пункты.

1. За  увеличение объема выпуска и  реализации новой продукции 1-го  года выпуска за счет разработки  и внедрения в серийное производство  новых изделий.

2. За  технические решения, предусматривающие  изменение конструкции и технологии изготовления изделий, методик измерения параметров ИЭТ, изменение состава материалов и сокращения их расхода, механизацию и автоматизацию производственных процессов, совершенствование организации труда и производства.

3. Другие  виды поощрений.

Таким образом, в ОАО «Орбита» существуют следующие виды заработной платы: сдельно-премиальная, косвенно-сдельно-премиальная, повременно-премиальная, аккордная, окладная. Причём, в результате анализа было выяснено, что для работников пятого разряда тариф повременной оплаты труда ниже тарифа сдельной оплаты на 10%. Следовательно, для того, чтобы зарплата повременщика и сдельщика была на одном уровне, нужно увеличить часовую ставку повременщика.

2.2 Анализ социальной политики  предприятия

В ОАО «Орбита» система мотивации труда представлена совокупностью следующих блоков: материальное стимулирование (зарплата, бонусы, участие в прибыли и др.), моральное поощрение (доска почёта, выпуск специальных значков для ветеранов труда и проч.), социальные программы, поощрение путем продвижения по службе, дополнительные формы поощрения за достижения в труде.

К задачам социальной службы ОАО «Орбита» (рисунок 2.1) относится разработка и реализация мероприятии, обеспечивающих социальное партнерство — взаимно заинтересованное сотрудничество работодателей и наемных работников в решении социальных проблем. Партнеров представляют, с одной стороны, предприниматели и их ассоциации, а с другой — трудовые коллективы и профсоюзные ОАО «Орбита». Такое сотрудничество осуществляется постоянно, на двусторонней основе, преимущественно в форме коллективных переговоров на уровне отдельных предприятий и отраслей экономики, заключения коллективных договоров и соглашений.

 




 

 

Рисунок 2.1 – Система органов социальной политики ОАО «Орбита»

 

Функции отдела охраны труда и окружающей среды включает в себя:

    • оснащенность организации современной техникой, степень механизации и автоматизации работ, применение эффективных технологий и материалов;
    • организация труда с учетом внедрения современных научно-технических достижений в производство, поддержки автономности рабочих групп, укрепления трудовой, производственной и технологической дисциплины, усиления самостоятельности, предприимчивости, личной и групповой ответственности работников;
    • сокращение тяжелых и вредных для здоровья работ, выдача при необходимости специальной одежды и других средств индивидуальной защиты;
    • соблюдение санитарно-гигиенических норм, в том числе по состоянию производственных помещений и оборудования, чистоте воздуха, освещенности рабочих мест, уровню шума и вибрации;
    • наличие (и удобства) бытовых помещений (раздевалок, душевых), медпункта, буфетов, туалетов и т.п.

Социальную защиту работников организации составляют мероприятия по социальному страхованию и соблюдению других социальных гарантий, установленных действующим законодательством, коллективным договором, трудовыми соглашениями и иными правовыми актами.

В структуре социально-психологического климата коллектива взаимодействуют три основных компонента: психологическая совместимость работников, их социальный оптимизм, нравственная воспитанность. Эти составляющие касаются тонких струн человеческого общения, интеллекта, воли и эмоций личности, во многом определяющих ее стремление к полезной деятельности, творческой работе, сотрудничеству и сплоченности с другими. Выражая отношение работников к совместному делу и друг другу, социально-психологическая атмосфера выдвигает на передний план такие мотивы, которые не менее действенны, чем материальное вознаграждение и экономическая выгода, стимулируют работника, вызывают у него напряжение сил или спад энергии, трудовой энтузиазм или апатию, заинтересованность в деле или безразличие.

Функции отдел кадров ОАО «Орбита»:

  • формирование кадрового состава.
  • подготовка проектов актов (и их регистрация после издания), связанных с поступлением, увольнением, переводом сотрудников, заключение трудовых договоров, направлением в служебные командировки, оформлением должностных инструкций.
  • обеспечение должностного роста работников.
  • подготовка и ведение штатного расписания.
  • оформление отпусков, больничных листов, командировочных удостоверений.
  • учет использования рабочего времени.
  • подготовка и оформление документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования.
  • формирование кадрового резерва, организация работы с кадровым резервом и его эффективное использование.
  • оформление и учет наградных материалов.
  • оформление и выдача служебных удостоверений.
  • ведение и хранение личных дел, трудовых книжек работников, личных карточек формы Т-2, своевременность и правильность внесения в них изменений.
  • изучение потребности в обучении, планирование профессиональной переподготовки, повышении квалификации работников. Взаимодействие с учебными заведениями по вопросам подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
  • ведение информационной базы данных о кадровом составе.
  • ведение единого учета работников Учреждения, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также проведение мероприятий по обеспечению работников и членов их семей путевками в лечебные, санаторно-курортные, оздоровительные, детские подведомственные учреждения.
  • подготовка установленной статистической отчетности по кадровым вопросам.
  • обеспечение соблюдения правил внутреннего трудового распорядка.
  • рассмотрение обращений, заявлений и жалоб физических и юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию отдела.
  • консультирование работников по трудовому законодательству.

Функции отдела труда и заработной платы:

  • расчет потребности в трудовых ресурсах
  • проведение коллективных переговоров
  • нормирование трудоемкости операций

Основные функции социально – бытового отдела:

  • подготовка и заключение договоров, регистрация и рассылка документов по вопросам обеспечения работников медицинским и санаторно-курортным обслуживанием.
  • подготовка и заключение договоров, регистрация и рассылка документов по вопросам обеспечения лиц, гостиничными услугами, а так же размещение приглашенных лиц для проведения различных конференций и совещаний.
  • прием, регистрация, учет, хранение документов, связанных с постановкой на учет сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, подготовка и заключение договоров по объектам социально- бытового значения.
  • организация транспортного обслуживания работников в пределах своей компетенции.
  • контроль за обеспечением работников общественным питанием и другими социально-бытовыми услугами.
  • обеспечение бронирования железнодорожных билетов для сотрудников, выезжающих в служебные командировки.
  • обслуживание в пределах своей компетенции совместно с другими подразделениями проводимых производственных, общественных и др. мероприятий.
  • проведение совместно с Профсоюзным комитетом Министерства, единой социальной политики, направленной на защиту интересов и гарантий в пределах своей компетенции.
  • повышение квалификации сотрудников по вопросам, относящимся к их компетенции.

Не менее важно достижение социальной службой взаимодействия и координации своей деятельности с отраслевыми и региональными структурами управления социальной сферой, которые представляют органы государственной власти и местного самоуправления. Они в определенных условиях, особенно при обострении социальной напряженности в стране или регионе, присоединяются к постоянным участникам социального партнерства, чтобы на уровне многостороннего сотрудничества объединить усилия в улаживании разногласий по вопросам заработной платы, доходов, социального минимума, защиты прав и свобод работающих граждан, предупредить посредством взаимопонимания на переговорах возникновение социально-трудовых конфликтов и доведение их до крайней точки — забастовок.

Информация о работе Социальные проекты на предприятии. Структура. Бюджет