Социальные технологии работы с лицами без определенного места жительства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 18:18, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Вопросы изучения социально незащищенных слоев населения стали особенно актуальны в связи со снижением общего уровня жизни населения и все возрастающим его расслоением, основными причинами которого стали экономический кризис и падение реального производства. Особенно четко тенденция роста количества таких людей - так называемых лиц без определенного места жительства и занятий - проявилась в последнее десятилетие. К сожалению, достоверные данные о численности этого контингента отсутствуют. Например, по сведениям ГУВД г.Москвы, в Москве насчитывается до 30 тыс. лиц без определенного места жительства и занятий, а к 2012 году их число возросло до 300 тыс. человек.

Содержание

Введение

Глава 1. Лица без определенного места жительства: анализ определения и классификация

1.1. Сущность понятия «лица без определенного места жительства»

1.2. Социальные характеристики лиц без определенного места жительства

Глава 2 .Формы и методы социальной работы с лицами без определенного места жительства

2.1. Технологизация сферы социальной работы

2.2. Анализ форм и методов социальной работы с лицами без определенного места жительства (на примере г.о. Самара)

Заключение

Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).doc

— 267.00 Кб (Скачать файл)

В частности, мероприятия  по первичной профилактике бездомности  должны предотвращать риски потери жилья. Внедрение образовательных  и просветительских программ может  способствовать повышению информированности населения по актуальным вопросам жилищного, гражданского и административного законодательства. Особое внимание должно уделяться тем аспектам законодательства, которые связаны с приобретением, отчуждением, оформлением и государственной регистрацией права на жилые помещения и земельные участки; с правами и обязанностями участников правоотношений в жилищной сфере. Всем желающим различные консультации по жилищным вопросам должны оказываться бесплатно .

Для предотвращения потери жилья в результате недобросовестных сделок необходимо введение их обязательного страхования. В случае нарушения прав и охраняемых законом интересов физических или юридических лиц при сделках с жильем, страховые выплаты должны покрывать расходы, необходимые на восстановление нарушенных прав. Введение такого вида страхования позволяет избежать не только глубокой криминализации рынка жилья, но и массового появления «новых бездомных».

Для профилактики утраты жилья лицами, освобождаемыми из мест заключения необходим комплекс профилактических мер, который должен учитывать индивидуальную ситуацию каждого лица освобожденного от наказания. Например, если после освобождения бездомный, утративший жилье в связи с осуждением, выразил желание жить в месте своего последнего поселения, соответствующий орган государственной власти должен на условиях социального найма предоставить для постоянного проживания жилое помещение или помещение для временного проживания. В этом случае будут заранее определены меры обустройства бывшего заключенного, что предотвращает возможную бездомность. В ряде регионов, администрации учреждений, исполняющих наказание, уведомляют органы местного самоуправления и органы службы занятости по месту жительства, избранному осужденным, не имеющего жилья, о его предстоящем освобождении, об отсутствии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях, а также иных обстоятельствах, имеющих существенное значение при трудовом и бытовом устройстве. Кроме того администрации учреждений, исполняющих наказания, совместно с социальными работниками оказывают осужденным содействие в получении информации о возможностях трудоустройства и о возможностях и порядке получения жилья в месте, избранном ими для проживания после освобождения   Растущая потребность в различных видах социальной поддержки бездомных требует усиления мер государственной политики социальной и трудовой адаптации лиц без определенного места жительства. Обучение и трудоустройство бездомных людей, как правило, организуются в центрах социальной адаптации совместно с районными Центрами занятости. Во многих центрах социальной адаптации создаются различные производства, где добровольно трудятся бездомные. Они активно участвуют в благоустройстве территорий, общественных работах. Большое значение имеет социально-психологическая помощь при содействии бездомным гражданам в трудоустройстве. Психологическая поддержка осуществляется в рамках индивидуальных консультаций и бесед для преодоления состояний депрессии, пассивности, отчужденности и неверия в возможность изменить свою судьбу. Информационные консультации направлены на предоставление клиентам информации о наличии вакантных мест и возможности трудоустройства в различных регионах России. Для решения проблемы жилья при получении работы для бездомных интересен опыт социальных общежитий, которые строятся как жилые модули на основе железнодорожных контейнеров. В социальных общежитиях каждый бездомный проходит обязательный медицинский осмотр и санитарную обработку личных вещей. Он может бесплатно получить первую медицинскую помощь, спальное место с постельными принадлежностями, возможность бытового самообслуживания в бытовых мастерских (прачечная самообслуживания, сапожная и др.).Для решения много аспектных проблем бездомных граждан необходима специализированная подготовка кадров для социального обслуживания данных клиентов. Большое значение в их деятельности должны занимать:

       программы формирования системы мотивации для возврата к нормальному образу жизни лиц оказавшихся без определенного места жительства и занятий; разработка и реализация программ реабилитации, социальной адаптации лиц бомжей, мигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев, создание и введение централизованной базы данных клиентов группы риска по бездомности.

 

 

 

 2.2 Анализ форм и методов социальной работы с лицами без определенного места жительства на примере (г. о. Самара)

 

В  Санкт-Петербурге законы регулирующие лиц без определенного  места жительства исполняются и  существует развитая сеть учреждений занимающихся как оказанием кратковременной помощи(дома ночного пребывания) так и долговременной помощи(центры социальной адаптации).Есть учреждения оказывающие помощь лицам без определенного места жительства, как государственные так и частные («Ночлежка»). Cоциальная помощь лицам без определенного места жительства В целях повышения эффективности работы по социальной защите лиц без определенного места жительства и лиц, освободившихся из мест лишения свободы (далее – бездомные граждане), желающих изменить свою жизненную ситуацию, в Санкт-Петербурге создана и действует система социальной адаптации, в которой, в рамках своих полномочий, работают ГУФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга, Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности и Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга.

       Межведомственное  взаимодействие и координацию  деятельности по социальной адаптации  бездомных граждан осуществляет  Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга (далее – Комитет) с использованием возможностей государственных учреждений городского и районного подчинения, оказывающих услуги бездомным гражданам.

      Для  урегулирования конфликтных ситуаций  по вопросам учета бездомных граждан, ранее имевших последнюю регистрацию (прописку) по месту жительства в Санкт-Петербурге (Ленинграде), распоряжением Комитета от 31.08.2007 № 73-р создана и осуществляет свою деятельность Комиссия по рассмотрению конфликтных ситуаций по вопросам учета граждан Российской Федерации без определенного места жительства (далее – комиссия). Основными задачами комиссии являются рассмотрение жалоб граждан, ходатайств организаций и органов государственной власти по вопросам, относящимся к компетенции комиссии.

С 2007 года проведено 20 заседаний  комиссии, на которых рассмотрено 105 жалоб и ходатайств в отношении 163 бездомных граждан.

В Городском пункте учета  осуществляет работу горячая телефонная линия (телефон доверия). По рабочим  дням по телефону: 362 2856 любой обратившийся гражданин или организация могут получить информацию об услугах, предоставляемых в Санкт-Петербурге бездомным гражданам, учреждениях, занимающихся вопросами бездомности, правовую информацию и консультационные услуги. В 2011 году на горячую телефонную линию (телефон доверия) поступило более 3 тыс. обращений.

Сведения об обращениях по компетенции направляются для  принятия оперативного решения: в районные межведомственные комиссии, учреждения здравоохранения, органы внутренних дел, управление Федеральной миграционной службы, общественные организации. В 2011 году Городским пунктом учета бездомным гражданам предоставлено более 9 тыс. социальных услуг.

        Санкт-Петербургское государственное  бюджетное учреждение социального  обслуживания «Центр социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, № 1» на 87 мест. Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Центр социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, № 2» на 40 мест (далее – ЦСА).

      Основной  задачей ЦСА является предоставление  по направлениям районных межведомственных  комиссий по проблемам профилактики  бездомности временного (до 6 месяцев)  места жительства гражданам, освободившимся  из мест лишения свободы, из числа бездомных граждан, состоящих на учете в Городском пункте учета, и осуществление мероприятий по их социальной адаптации к условиям жизни в обществе: оказание первичной медицинской помощи, содействие в получении или восстановлении документов, оформлении пенсии и инвалидности, а также содействие в восстановлении трудовых навыков, приобретении специальности и в трудоустройстве. В 2011 году ЦСА обслужено 384 чел., которым предоставлено более 900 социальных услуг.

      Санкт-Петербургское  государственное бюджетное учреждение «Специнтернат для инвалидов и граждан пенсионного возраста, освобожденных из мест лишения свободы» на 54 места. В 2011 году на стационарном обслуживании Специнтерната находилось59 чел. Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Кризисный центр помощи женщинам» (далее – Кризисный центр).В целях усиления взаимодействия между государственными учреждениями социального обслуживания населения и негосударственными социальными службами, осуществляющими деятельность по социальной реадаптации женщин, в том числе ВИЧ-инфицированных женщин с детьми, освободившихся из мест лишения  свободы  или осужденных условно, в 2010 году в Кризисном центре создано отделение социальной реабилитации женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (далее – отделение).

      В отделении  за счет средств гранта (привлеченные  финансовые средства) постоянно  работают два специалиста –  психолог и специалист по социальной  работе. Для оказания услуг женщинам  дополнительно привлекаются штатные  специалисты Кризисного центра: юрист и  психотерапевт. В отделении женщины, освободившиеся из мест лишения свободы, получают следующие услуги (без предоставления ночлега): психологическую и социальную помощь, в том числе помощь в оформлении и восстановлении необходимых документов и пособий, помощь в профориентации и содействие в трудоустройстве. Женщины принимают участие в образовательных мероприятиях и группах взаимной поддержки. Клиентки, страдающие от разных форм зависимости, получают консультацию наркологаи направление на бесплатное лечение в стационаре. Проводится профориентационное консультирование и направление на краткосрочные профессиональные курсы .Всего за время работы в отделении получили социально-психологическую помощь 126 женщин, освободившихся из мест лишения свободы (в том числе в 2011 году – 71 чел.), из них 74 женщины были взяты на активное индивидуальное сопровождение (в том числе в 2011 году – 42 чел.). Для каждой из женщин, взятых на сопровождение, составлен индивидуальный план реабилитации и социальной адаптации, и привлечены все необходимые ресурсы для осуществления мероприятий сервисного плана.

           Районные учреждения, подведомственные  администрациям районов Санкт-Петербурга: 18 комплексных центров социального  обслуживания населения, включающие 22 структурных подразделения, предоставляющие социальные услуги бездомным гражданам, и Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Кронштадтский дом ночного пребывания».В 2011 году в учреждения социального обслуживания населения Санкт-Петербурга обратилось более 8 000 бездомных граждан, которым оказано более 120 000 различных социальных услуг.

       В  целях профилактики бездомности  в 14 районах Санкт-Петербурга  созданы и функционируют дома  ночного пребывания на 279 мест (13 домов ночного пребывания, являющихся структурными подразделениями комплексных центров социального обслуживания населения, и Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Кронштадтский дом ночного пребывания»).

       Жилые  помещения в домах ночного  пребывания, в соответствии со статьей 6 Закона Санкт-Петербурга от 04.04.2006 № 100-15 «О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга», являются жилыми помещениями для социальной защиты бездомных граждан и предназначены для временного проживания на период предоставления специальной социальной защиты.

        В 2011 году временный ночной  приют в домах ночного пребывания  предоставлен 1 218 бездомным гражданам.  В домах ночного пребывания  бездомным гражданам помимо ночлега  и питания на время нахождения  на социальном обслуживании предоставляются услуги по содействию в оформлении пенсии, инвалидности, получении полиса ОМС, восстановлении права на жилье, трудоустройстве, а также доврачебная медицинская помощь.

При этом бездомные граждане, состоящие на социальном обслуживании в домах ночного пребывания, обеспечиваются питанием, включающим чай, (какао, кофе) с сахаром и булкой и/или  продуктов быстрого приготовления на все время  предоставления социального обслуживания в количестве 30 раз в месяц на одного клиента, что соответствует отраслевому перечню государственных  услуг,  оказываемых учреждениями социального обслуживания населения Санкт-Петербурга и рациональным набором социальных услуг, предоставляемых бездомным гражданам, в полустационарной форме ночного проживания.

       Кроме того, социальные услуги (без предоставления временного приюта) бездомным предоставляются в 9 отделениях социальной помощи лицам без определенного места жительства в структурах комплексных центров Адмиралтейского, Выборгского, Кировского, Курортного, Московского, Невского, Приморского, Фрунзенского, Центрального районов Санкт-Петербурга.В 2011 году в Адмиралтейском районе введено в действие отделение временного проживания для лиц без определенного места жительства в структуре Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения Адмиралтейского района» на 12 мест (4 места - социальные койки для бездомных инвалидов на период оформления в стационарные учреждения социального обслуживания, 8 мест - для бездомных граждан, имеющих доход от трудовой деятельности, на период решения жилищного вопроса).В период холодов, в целях минимизации случаев обморожения бездомных граждан, по тем или иным причинам живущих вне жилых помещений, дома ночного пребывания и отделения социальной помощи лицам без определенного места жительства переходят на особый режим работы: предусматриваются дополнительные места (квота);организуются пункты обогрева (теплые помещения) на определенный период времени в которых бездомным гражданам предоставляется набор горячего питания для ускоренного согревания, первичная медицинская помощь. В каждый такой пункт обращается за помощью от 10 до 15 человек в день. В Калининском и Невском районах Санкт-Петербурга у зданий по адресам: Боткинская  ул., д. 1 и 3-й Рабфаковский пер., д. 5, корп. 2, осуществляют свою деятельность платки обогрева на 12 и 15 мест, соответственно; заблаговременно пополнен резервный фонд теплой одежды и обуви, который после прохождения соответствующей обработки, выдается бездомным гражданам. проводятся дополнительные мобильные рейды по выявлению бездомных граждан по адресным спискам мест их нахождения в целях оказания срочной медицинской и вещевой помощи, предоставления продуктовых наборов. Ситуация с наличием свободных мест в домах ночного пребывания ежедекадно анализируется Городским пунктом учета для возможного оперативного их заполнения бездомными из других районов города. В целях совершенствования организации работы по социальной адаптации иногородних бездомных граждан в Санкт-Петербурге, во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 № 688 «О внесении изменений в пункт 24 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» Комитетом разработаны и направлены в адрес глав администрации районов Санкт-Петербурга Методические рекомендации по организации работы с лицами без определенного места жительства, находящимися на территории Санкт-Петербурга (письмо Комитета от 27.06.2011 № 020-089/592).

Информация о работе Социальные технологии работы с лицами без определенного места жительства