Социальные технологии работы с лицами без определенного места жительства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 18:18, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Вопросы изучения социально незащищенных слоев населения стали особенно актуальны в связи со снижением общего уровня жизни населения и все возрастающим его расслоением, основными причинами которого стали экономический кризис и падение реального производства. Особенно четко тенденция роста количества таких людей - так называемых лиц без определенного места жительства и занятий - проявилась в последнее десятилетие. К сожалению, достоверные данные о численности этого контингента отсутствуют. Например, по сведениям ГУВД г.Москвы, в Москве насчитывается до 30 тыс. лиц без определенного места жительства и занятий, а к 2012 году их число возросло до 300 тыс. человек.

Содержание

Введение

Глава 1. Лица без определенного места жительства: анализ определения и классификация

1.1. Сущность понятия «лица без определенного места жительства»

1.2. Социальные характеристики лиц без определенного места жительства

Глава 2 .Формы и методы социальной работы с лицами без определенного места жительства

2.1. Технологизация сферы социальной работы

2.2. Анализ форм и методов социальной работы с лицами без определенного места жительства (на примере г.о. Самара)

Заключение

Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).doc

— 267.00 Кб (Скачать файл)

- С этого года Справочник  бездомного, впервые изданный в  1998 году, становится ежегодным.

2004 г.

- При участии организации  была создана и принята к исполнению новая городская программа «По профилактике бездомности».

- В 2004-2005 году при  поддержке Европейского Союза  осуществлялся проект «Социальная   реинтеграция бездомных граждан  в Санкт-Петербурге». В рамках  проекта расширена сфера деятельности организации - созданы условия для получения медицинской помощи бездомными, не имеющими документов.

- Создана всероссийская  сеть организаций, помогающих  бездомным. За время работы  организации был накоплен уникальный  опыт исследовательской деятельности. В 1994 году была издана книга «Санкт-Петербург в начале 90-х — безумный, холодный, жестокий» (на русском и английском языках) с анализом наиболее острых социальных проблем Петербурга и списком негосударственных организаций, работающих в социальной сфере. Совместно с Санкт-Петербургским филиалом Академии Наук было проведено социологическое исследование бездомности.

- Издан аналитический  труд с анализом правового  положения лиц без определенного  места жительства.

2003 г

- БОО «Ночлежка» совместно  с сетевыми партнерами подготовила и представила в Женеве альтернативный доклад в «Комиссию ООН по социальным, культурным и экономическим правам»

- В 2003-2004 годах реализован  проект «Тетрадь», объединивший  более 30 социальных организаций  северо-западного региона. В результате проекта издана книга «3000 судеб», представляющая собой послание социально исключенных людей обществу.

2002 г.

- Открыт проект «Ночной  автобус». За год горячую еду  получает более 30 000 человек. Кроме  еды уличные бездомные ежедневно  получают социальную консультацию и медицинскую помощь.

2000 г.

- Открыт реабилитационный  центр для бездомных, страдающих  алкогольной зависимостью, «Дом  на полдороге». Ежегодно реабилитацию  проходит более 20 человек, из  них более 16 имеют положительный  долгосрочный результат – нашли жилье, работу.

- Издан аналитический  труд с анализом правового  положения лиц без определенного  места жительства

1997 г.

- В ходе  реорганизация  благотворительного фонда «Ночлежка», возникает Санкт-Петербургская Региональная  Благотворительная Общественная Организация «Ночлежка».

1996 г.

- «Ночлежка» организовывала  участки для голосования бездомных  на выборах и всенародном голосовании  по вопросу принятия Конституции  РФ. Последний раз мы инициировали  открытие избирательных участков  в Северо-западном регионе России  во время выборов Президента РФ в 2004 году.

1995 г.

- «Ночлежка» приняла  участие в разработке и инициировала  принятие органами исполнительной  и законодательной власти Санкт-Петербурга  пакета нормативно-правовых актов,  направленных на решение проблемы  бездомности. Документы были приняты правительством Санкт-Петербурга в 1997 году, в том числе закон «О профилактике бездомности в Санкт-Петербурге» и соответствующая социальная программа, которая действовала до 2000 года.

1994 г.

- Основана газета «НА  ДНЕ». В настоящий момент издание  выходит в журнальном варианте под названием «Путь домой». Основная цель журнала - помочь бездомным вернуться в общество и предоставить им возможность легального заработка (распространителем газеты может стать любой бездомный). Сегодня журнал издается партнерской организацией «Новые социальные решения». «Путь домой» является членом Международной сети уличных газет.

1993 г.

- Открыта первая благотворительная  столовая для бездомных.

- «Ночлежка» организовывала  участки для голосования бездомных  на выборах и всенародном голосовании по вопросу принятия Конституции РФ

1990 г

- Группой людей, обеспокоенных  дискриминацией прав бездомных  людей, создан благотворительный  фонд «Ночлежка».

- В этом же году  «Ночлежка» добилась от Петросовета  принятия решения о выдаче  бездомным визитных карточек покупателя и талонных блоков на основные продукты питания (эти документы выдавались только имеющим прописку Ленинградцам), создается система «альтернативной регистрации».

- С момента создания  «Ночлежка» добивалась отмены  статей 198 и 209 УК РФ, предусматривавших уголовную ответственность за бродяжничество, попрошайничество и тунеядство (отменены в декабре 1991 г.). Анализ форм и методов социальной работы с лицами без определенного места жительства проводился на базе УСПиЗН Кировского района г.о. Самара, методы исследования: включенное наблюдение и анализ документов, показал как проводиться социальная  адаптация лиц  БОМЖ .

Для получения услуг  по вопросу восстановления и поддержки     гражданского и социального статуса  лицам без определенного места жительства или лицам, освободившимся из мест лишения свободы, необходимо обратиться в Управление социальной поддержки и защиты населения по месту регистрации или фактического пребывания. Для получения документов лицам, освободившимся из мест лишения свободы, необходимо обратиться в отдел внутренних дел того района, где он зарегистрирован по месту пребывания (фактического пребывания) или по месту жительства. При этом необходимо предоставить следующие документы: справку об освобождении;

заявление о выдаче (замене) паспорта;

две личные фотографии в черно-белом исполнении;

          квитанцию об оплате госпошлины  за бланк паспорта.

Для получения документов лицам без определенного места  жительства необходимо обратиться в  органы внутренних дел по месту фактического проживания (местом фактического проживания является место, где гражданин временно проживает - гостиница, санаторий, пансионат, больница, иное подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся постоянным местом жительства гражданина). Паспортно - визовая служба г.о. Самара расположена по адресу: г. Самара, ул. Гагарина, 66 «А», тел. (846) 338-42-22   Граждане, обратившиеся за получением паспортов по месту пребывания или по месту фактического проживания, в обязательном порядке подлежат проверке по учетам соответствующих адресно-справочных бюро, информационных центров МВД, ГУВД, УВД субъекта РФ по последнему месту жительства, а также - Главного информационного центра МВД России. Кроме того, в паспортно - визовое подразделение по месту выдачи утраченного паспорта направляется запрос с приложением личной фотографии заявителя для подтверждения факта выдачи паспорта данному лицу и получения необходимых сведений о его личности. Для помещения в специальный пансионат для граждан пожилого возраста и инвалидов, ранее судимых или неоднократно привлекавшихся к административной ответственности за нарушение общественного порядка, необходимо обратиться в районное Управление социальной поддержки и защиты населения по месту регистрации или фактического места жительства. В соответствии с Постановлением Главы городского округа Самара от 27.12.2007г. № 1228 « О создании муниципального учреждения городского округа Самара «Социальная гостиница для лиц без определенного места жительства и занятий» было открыто и в настоящее время функционирует МУ «Социальная гостиница для лиц без определенного места жительства и занятий», расположенное по адресу: 443112, г. Самара, ул. Крайняя, 7 (Красноглинский район), т. (846) 341-74-21.Режим пребывания в социальной гостинице с 17.00 до 8.00 часов. Предоставляется спальное место с комплектом постельного белья, ежедневное одноразовое бесплатное горячее питание. Нуждающиеся граждане обеспечиваются одеждой. Оказывается юридическая и психологическая помощь. При поступлении в социальную гостиницу лица категории БОМЖ проходят санитарную обработку и при необходимости получают первую медицинскую помощь. При медицинских показаниях обратившихся в данное учреждение лиц направляют в медицинские учреждения для прохождения лечения.

       В  рамках решения проблем данной категории граждан специалистами социальной гостиницы оказывается содействие в восстановлении документов – временного удостоверения личности, паспорта, пенсионного удостоверения, медицинского страхового полиса, а также в восстановлении пенсии, инвалидности. Губернатором Самарской области от 21.05.1997г. принято Постановление №152 «О создании учреждений социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях, без определенного места жительства и занятий», на основании которого открыт социальный приют с отделением ночного пребывания для лиц БОМЖ и отделением социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, расположенный по адресу: г. Самара, ул. Мостовая, д. 15, т. (846) 303-20-44.

       Прием  в приют производится по направлению Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области, выданному на основании личного заявления, документа удостоверяющего личность, а так же при отсутствии медицинских противопоказаний (туберкулез в активной стадии; заразных заболеваний кожи и волос; инфекционных, венерических и психических заболеваний, острого алкогольного опьянения и признаков приема наркотиков). В социальном приюте предоставляется: спальное место с комплектом постельного белья, одноразовое бесплатное питание, первая доврачебная помощь. В социальном приюте психологи, юристы, социальные работники оказывают помощь в оформлении документов, удостоверяющих личность, получении страхового медицинского полиса, назначении и выплате пенсий, проводят консультации по юридическим вопросам и трудоустройству.

Заключение 

     Научные  исследования бездомности как  социального явления начались в конце XIX в за рубежом. Цели изучения данного феномена в основном были продиктованы научным интересом, а не попыткой решения проблем бездомных. К.Маркс одним из первых подверг анализу бездомных и бродяг как деклассированную группу[39].С точки зрения представителей психологического направления социологии (У.Томаса, Дж. Морено) бездомные — это активные девианты с неадекватной социализацией. Их поведение объяснялось особыми ценностными установками, «неосознанной тягой к перемене мест. В России к началу ХХ в. формируется вполне развитая система работы с бездомными, в которой наблюдается постепенный отход от малоэффективных репрессивных мер и разрабатываются различные меры по вовлечению бездомных в процесс возвращения к нормальной социальной жизни.      В советский период причины бездомности в большей степени связывались с особенностями личности бродяг и обстоятельствами, способствующими бродяжничеству. К личностным особенностям бездомных относили такие качества, как неспособность к волевым усилиям, неустойчивость интересов, ситуационность поведения. В настоящее время основное внимание исследователей уделяется комплексному изучению факторов, приводящих к воспроизводству бездомности. Бездомность рассматривается как социальная патология, обусловленная сложной совокупностью факторов личности и среды ее обитания.

Причины появления бомжей. Основными причинами появления бомжей являются приватизация и свободная продажа жилья. Объективными причинами роста числа бомжей в 1990-х годах являются обострение экономической ситуации (падение производства, инфляция, рост цен, падение жизненного уровня), а также политическая нестабильность и потеря людьми нравственных ценностей и ориентиров. Также причиной существования бомжей становиться нехватка дешевого жилья, недостаточное количество жилищ, потеря жилья в результате межнациональных конфликтов или вследствие длительного отсутствия по болезни или в результате заключения; отсутствие политики в отношении лиц без определенного места жительства, несовершенство форм социального и, особенно, медицинского страхования.

        Важной причиной роста числа бомжей становиться безработица. Бомжей, чаще всего не имеющих прописки, а иногда и документов, удостоверяющих личность, не признают безработными, не существует завершенного нормативно-правового оформления механизма социальной защиты бомжей, регламентирующего отношения этой категории граждан с обществом, соответствующими учреждениями и ведомствами. В нынешнее время в России числится около 4 млн. бомжей (этот показатель примерный, т.к. точное количество лиц бомж неизвестно). Анализ социально-демографических характеристик бомжей, прошедших приемники-распределители МВД в различных регионах РФ показал, что среди них больше мужчин 41-50 лет, т.е. в зрелом трудоспособном возрасте.

   Технологизация – это процесс, т. е. устойчивая, повторяющаяся, последовательная по времени смена содержания деятельности с единым замыслом. Понятие «процесс» рассматривается так же, как синоним понятий «изменение», «развитие», «переход объектов из одного состояния в другое». Социальная технология — совокупность методов и приёмов, позволяющих добиваться результатов в задачах взаимодействия между людьми, то есть по сути социальная технология — это структура коммуникативных воздействий, изменяющих социальные системы или ситуации[18]. Практическая социальная работа с бездомными должна быть ориентирована на профилактику трудных жизненных ситуаций, на реабилитацию и адаптацию этих групп к рыночным условиям жизнедеятельности. Социальная работа с данной категорией предполагает широкий комплекс технологий, который включает: социальную диагностику (комплексный процесс исследования бездомности как социальной патологии с целью изучения причин, характеризующих это явление применительно к конкретной территории или личности. Анализ форм и методов социальной работы с лицами без определенного места жительства проводился на базе УСПиЗН Кировского района г.о. Самара, методы исследования: включенное наблюдение и анализ документов, показал как проводиться социальная  адаптация лиц  БОМЖ .

Для получения услуг  по вопросу восстановления и поддержки     гражданского и социального статуса  лицам без определенного места  жительства или лицам, освободившимся из мест лишения свободы, необходимо обратиться в Управление социальной поддержки и защиты населения по месту регистрации или фактического пребывания. В  Санкт-Петербурге законы регулирующие лиц без определенного места жительства исполняются и существует развитая сеть учреждений занимающихся как оказанием кратковременной помощи(дома ночного пребывания) так и долговременной помощи(центры социальной адаптации).Есть учреждения оказывающие помощь лицам без определенного места жительства, как государственные так и частные («Ночлежка»). Cоциальная помощь лицам без определенного места жительства В целях повышения эффективности работы по социальной защите лиц без определенного места жительства и лиц, освободившихся из мест лишения свободы (далее – бездомные граждане), желающих изменить свою жизненную ситуацию, в Санкт-Петербурге создана и действует система социальной адаптации, в которой, в рамках своих полномочий, работают ГУФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга, Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности и Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга.

Информация о работе Социальные технологии работы с лицами без определенного места жительства